Введение 3
РАЗДЕЛ 1. МНЕМОТЕХНИКА - КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ 5
1.1. Мнемотехника: определение, назначение, история развития 5
1.2. Актуальность внедрения технологии мнемотехники в современное
образование 11
1.3. Классификация методов и приемов мнемотехники 14
1.4. Использование приемов мнемотехники на уроках химии 24
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ ХИМИИ 28
2.1. Технологические карты уроков по химии для учащихся 8 класса с
использованием приемов мнемотехники 28
2.2. Анализ уровня сформированности предметных результатов по химии 40
Выводы 48
Список использованных источников 49
Приложения
Современное содержание образования отличается большим охватом предметных областей, наличием метапредметного и личностного компонентов. Современному школьнику необходимо освоить не только традиционные предметы: математику, литературу, русский язык, биологию, химию, но и такие дисциплины как основа духовно-нравственной культуры, экономика и др. Сложившая ситуация заставляет педагогов использовать такие приемы, технологии и методы обучения, которые позволяют достигать результаты за более короткий период.
Химия - это область естественных наук, имеющая огромное значение для человечества. Поэтому содержание химического образования определяется интересами общества и отношением его к науке. Теоретическое содержание, структура и терминология химической науки стремительно развиваются и усложняются. Основными предметными результатами школьного химического образования является формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении, овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии, химических превращений неорганических и органических веществ и др. Поэтому у обучающихся часто возникают проблемы с запоминанием большого количества информации.
Усваивать химические понятия, формулы, законы помогают приемы мнемотехники.
Цель: разработать и апробировать уроки по химии для 8 класса с использованием приемов мнемотехники.
Задачи:
1) Изучить теоретически-методологические основы применения и классификацию методов и приёмов мнемотехники в современном образовании.
2) Разработать и апробировать уроки по химии для учащихся 8 класса с использованием приемов мнемотехники.
3) Проанализировать влияние использования приемов мнемотехники на формирование предметных результатов.
Методы: анализ методической и учебной литературы, сравнение, сопоставление и обобщение результатов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1) На основе аналитического обзора методов и приемов мнемотехники, описанных в литературе было выделено 5 методов: преобразование, связывание, порядковая система, усиление и сохранение, каждый из которых состоит из определенного количества мнемотехнических приемов (синтез, склеивание, аналогия, последовательные ассоциации и др.).
2) В ходе проведенного исследования были разработаны и апробированы уроки на базе МБОУ Лицей №10 по темам «Кислоты, их классификация и свойства» и «Основания, их классификация и свойства» с использованием следующих приемов мнемотехники: «Модальность»; соединение приемов «Аналогии» и «Последовательные ассоциации»; «Рифмизация»; «Первая буква».
3) Анализ полученных результатов показал, что уровень сформированности предметных результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой в среднем выше на 8%. Следовательно, применение мнемотехник на уроках химии положительно влияют на формирование предметных результатов: 1) называть соединения изученных классов неорганических веществ; 2) характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей; 3) определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; 4) составлять формулы неорганических соединений изученных классов; 5) составлять уравнения химических реакций.
1. Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. М.: Изд-во
АСТ прайм, 2008. 164 с.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1995. С. 67-84.
3. Бочарова С. П. Психология и память: теория и практика для обучения и работы. М.: Гуманитарный центр, 2007. 384 с.
4. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979. 164 с.
5. Васильева П.Д. Методика преподавания химии: учебное пособие . Элиста, 2014. 102 с.
6. Виноградова А.Д., Степанов А.А. Общая психология. М.: Просвещение, 2001. С. 123-136.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика. М.: Астрель, 2008. 654 с
8. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 2010. 235 с.
9. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. М., 2005. С. 17-25.
10. Зиганов М. А., Козаренко В. А. Мнемотехника: Запоминание на основе визуального мышления. М.: Школа рационального чтения, 2001. С.10-17.
11. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. 320 с.
12. Изюмова С.А. Свойство активированности и процессы переработки и хранения информации у человека. М., 2000. C. 148-163.
13. Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики // Вопросы психологии. 2004. № 6. C. 110-118.
14. Ипполитов Ф.В. Память школьника. М., 1998. С. 38-46.
15. Йейтс Ф. А. Искусство памяти. СПб, 1997. С. 76-82.
16. Каверина А.А. Химия. Планируемые результаты. М.: Просвещение, 2014. 128 с.
17. Калмыкова З.И., Орлова А.М. Особенности интеллектуальной деятельности учащихся с пониженной обучаемостью. М., 2001. C. 157-206.
18. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. М., 2005. 213 с.
19. Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С. 12-16.
20. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976. 255 с.
21. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников. М., 2001. C. 8-31, 253-264.
22. Матвеева Э.Ф. Методика преподавания химии (инновационный курс). Астрахань: Изд-во Астрахан. ун-та, 2014. 208 с.
23. Мнемотехнические правила по химии [Электронный ресурс] // Занимательная
химия: электрон. научн. журн 2017. №4. URL:
https://www.sites.google.com/site/sajtucitelahimiidavydovojnb/zanimatelnaa-himia- 1/himiceskaa-mnemonika(дата обращения: 15.05.2019).
24. Науменко Ю.В. О здоровьесберегающей деятельности школы. М., 2005. С. 37 - 44.
25. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: ВЛАДОС, 2007. 860 с.
26. Нечаева М.А. Активные методы обучения при изучении нового материала. Химия в школе. 2015. № 9. С. 35-39.
27. Окулова А.А. Использование приёмов мнемотехники при обучении химии [Электронный ресурс] // Методическая разработка. 2013. URL: https://infourok.ru/material.html?mid=25419(дата обращения: 29.05.2019).
28. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. 448 с.
29. Рубинов П.Д. Химия полный курс. СПб.: Питер, 2014. 336 с.
30. Рудик Г.А. Развивающая педагогика: техника учения и обучения. М., 2007. С. 92-97.
31. Чепурной Г.А. Классификация методов и приёмов мнемотехники как средства предупреждения информационного перегрузки в школе // Вестник Черкасского университета. Вып. 191. Ч. III. 2010. С. 121-125.
32. Чепурной Г. А., Бура Л. В. Образовательная мнемотехника: технология эффективного усвоения информации. Севастополь: РИБЕСТ, 2015. 115 с.
33. Черемошкина Л.В. 100 игр для развития памяти. М.: Логос, 2001. С. 24-38.
34. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 336 с.
35. Шанина С. А., Гаврилова А. С., Шнуровозова Т. В. Как развить суперпамять. Запоминаем быстро и легко. Ростов н/Д.: Владис, 2009. С. 48-55.