Введение 3
РАЗДЕЛ 1. МНЕМОТЕХНИКА - КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ 5
1.1. Мнемотехника: определение, назначение, история развития 5
1.2. Актуальность внедрения технологии мнемотехники в современное
образование 11
1.3. Классификация методов и приемов мнемотехники 14
1.4. Использование приемов мнемотехники на уроках химии 24
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ ХИМИИ 28
2.1. Технологические карты уроков по химии для учащихся 8 класса с
использованием приемов мнемотехники 28
2.2. Анализ уровня сформированности предметных результатов по химии 40
Выводы 48
Список использованных источников 49
Приложения
Современное содержание образования отличается большим охватом предметных областей, наличием метапредметного и личностного компонентов. Современному школьнику необходимо освоить не только традиционные предметы: математику, литературу, русский язык, биологию, химию, но и такие дисциплины как основа духовно-нравственной культуры, экономика и др. Сложившая ситуация заставляет педагогов использовать такие приемы, технологии и методы обучения, которые позволяют достигать результаты за более короткий период.
Химия - это область естественных наук, имеющая огромное значение для человечества. Поэтому содержание химического образования определяется интересами общества и отношением его к науке. Теоретическое содержание, структура и терминология химической науки стремительно развиваются и усложняются. Основными предметными результатами школьного химического образования является формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении, овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии, химических превращений неорганических и органических веществ и др. Поэтому у обучающихся часто возникают проблемы с запоминанием большого количества информации.
Усваивать химические понятия, формулы, законы помогают приемы мнемотехники.
Цель: разработать и апробировать уроки по химии для 8 класса с использованием приемов мнемотехники.
Задачи:
1) Изучить теоретически-методологические основы применения и классификацию методов и приёмов мнемотехники в современном образовании.
2) Разработать и апробировать уроки по химии для учащихся 8 класса с использованием приемов мнемотехники.
3) Проанализировать влияние использования приемов мнемотехники на формирование предметных результатов.
Методы: анализ методической и учебной литературы, сравнение, сопоставление и обобщение результатов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1) На основе аналитического обзора методов и приемов мнемотехники, описанных в литературе было выделено 5 методов: преобразование, связывание, порядковая система, усиление и сохранение, каждый из которых состоит из определенного количества мнемотехнических приемов (синтез, склеивание, аналогия, последовательные ассоциации и др.).
2) В ходе проведенного исследования были разработаны и апробированы уроки на базе МБОУ Лицей №10 по темам «Кислоты, их классификация и свойства» и «Основания, их классификация и свойства» с использованием следующих приемов мнемотехники: «Модальность»; соединение приемов «Аналогии» и «Последовательные ассоциации»; «Рифмизация»; «Первая буква».
3) Анализ полученных результатов показал, что уровень сформированности предметных результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой в среднем выше на 8%. Следовательно, применение мнемотехник на уроках химии положительно влияют на формирование предметных результатов: 1) называть соединения изученных классов неорганических веществ; 2) характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей; 3) определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; 4) составлять формулы неорганических соединений изученных классов; 5) составлять уравнения химических реакций.