Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование социальных сетей в преподавании истории в школе

Работа №166846

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 10
1.1. Современная информационно-образовательная среда 10
1.2. Социальные сети, история их развития и новые тенденции.. 13
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 17
2.1. Многообразие методов и форм использования социальных сетей в
образовании 17
2.2. Анализ примеров использования социальных сетей в
обучении 21
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ 27
3.1. Общие методические рекомендации по применению социальных сетей в
урочной и внеурочной деятельности 27
3.2. Разработка проекта с применением социальных сетей во внеурочной
деятельности 33
3.3. Анализ апробации использования социальных сетей на уроках истории в
8 классе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 53


Актуальность темы исследования
На сегодняшний день в образовании существует серьезная проблема, с которой довольно часто сталкивается каждый преподаватель - низкий уровень заинтересованности и мотивации к обучению среди школьников. Для того, чтобы справиться с этой проблемой, разработано огромное количество методик и технологий обучения, которые можно применить как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Но, к сожалению, даже самые интересные задания в рамках новых методик обучения могут показаться учащимся не столь увлекательными, чем социальные сети в их смартфонах и планшетах, которые они носят с собой на занятия каждый день. Когда преподаватель замечает скучающего на уроке школьника, то возникает ситуация неприятная и для самого учителя, и для ребёнка: первый думает о том, что недостаточно хорошо подготовил урок, а второй бессмысленно теряет время и не приобретает новых знаний по текущему предмету. Для того, чтобы помочь школьникам найти и развить мотивацию к обучению, преподавателю необходимо поменяться с ними местами и посмотреть глазами современного ребёнка на то, как, по его мнению, должны проходить уроки и какие инструменты может использовать учитель для повышения уровня заинтересованности обучающихся.
Развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к острой дискуссии о месте и роли социальных сетей в современном образовательном процессе . Но что, если посмотреть на социальные сети, как на средство управления образовательным процессом? С целью определения актуальности данной темы нами был проведён опрос среди людей разных возрастов и профессий: школьники, студенты, учителя школ, директоры школ, преподаватели ВУЗов и т.д. Опрос показал, что 80% его участников считают использование социальных сетей в обучении современным и эффективным средством (см. Приложение 1). Также 61% опрашиваемых отметили, что использование социальных сетей даёт новые возможности для современного процесса обучения, а 58% видят положительные перспективы при организации внеурочной деятельности (см. Приложение 2).
В данном опросе участвовали две стороны образовательного процесса - обучающиеся и преподаватели. Исходя из результатов опроса, обе стороны в наибольшем процентном соотношении считают использование социальных сетей эффективным, интересным и перспективным методом.
Более того, применение социальных сетей в обучении выполняет требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, где говорится в части IV пункте 26: «Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой». Это говорит о высоком уровне актуальности их использования в образовательном процессе.
Целью работы является выявление эффективных форм и способов использования социальных сетей в процессе изучения истории в школе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия, касающиеся проблемы исследования: информационно-образовательная среда, современные методы обучения, мотивация, познавательная активность и т.д.;
2. Провести анализ различных мнений об использовании социальных сетей в обучении на основе опроса не только среди обучающихся и преподавателей, но и людей разных возрастов и профессий;
3. Познакомиться с уже имеющимся опытом по применению социальных сетей для обучения и популяризации истории;
4. Разработать методические рекомендации по применению социальных сетей в изучении истории в школе.
Объектом данного исследования являются социальные сети как средство обучения в образовательном процессе.
Предмет исследования представляет собой формы и способы использования социальных сетей в процессе обучения истории.
Степень изученности темы.
В выпускной квалификационной работе были использованы три основные группы литературы: 1. публикации, непосредственно посвященные применению социальных сетей в образовательном процессе; 2. литература, посвященная современной информационно - образовательной среде, знакомство с которой дало возможность определить место социальных сетей в процессе обучения учащихся; 3. общие труды по методике преподавания истории, содержание которых позволило отобрать наиболее оптимальные формы и методы применения социальных сетей в преподавании истории в школе с учетом современных требований к организации обучения.
Группа литературы, посвященной проблемам применения социальных сетей в образовании, пока не особенно обширна, т.к. тема отличается новизной и только начинает исследоваться. В статье Абрамовой О. М., Соловьевой О. А. «Использование социальных сетей в образовательном процессе» очень ярко выражена актуальность проблемы, подтверждённая статистическими данными, представлены формы использования социальных сетей в обучении, определены плюсы и минусы при работе с ними. Но, к сожалению, наряду с перечисленными проблемами при использовании социальных сетей в образовательном процессе не были обозначены рекомендации по их решению.
В статье Ткаченко И.С., Богатыревой Ю.И. «Использование возможностей социальный сетей в образовательном процессе» говорится о том, что перед педагогами и учениками в связи с появлением большого количества новых социальных сервисов и сетей открываются широкие возможности применения их в образовательном процессе, а также выделяются основные возможности их использования в процессе обучения и воспитания. И, наконец, методическое пособие Лямина А.В., Хоботовой А.Р., Чежина М.С. «Использование социальных сетей в образовании» позволяет преподавателям и учащимся познакомиться с полезными интернет - ресурсами для организации образовательного процесса, избегая трудности при их использовании. В данном пособии перечислены множество конкретных социальных сетей, инструкции и краткие руководства по их использованию и применению в обучении.
В качестве литературы, которая раскрывает суть современной информационно - образовательной среды было взято учебное пособие «Вводный курс в информационно-образовательную среду открытого образования (ИОС ОО)» Тимкина С.Л. Помимо рассмотрения понятия ИОС в данном учебном пособии рассказывается о месте и роли работы преподавателя в современных информационно - образовательных средах. Также, в ходе исследовательской работы мы использовали научную статью Былановой С.В.
«Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории», где рассматриваются способы, актуальность и эффективность использования ИКТ в обучении, непосредственно на уроках истории.
Третья группа литературы, которую мы использовали, была обращена к методике преподавания истории, современному уроку истории, современным технологиям обучения. Например, в работе под редакцией Никулиной Н. Ю. «Методика преподавания истории в средней школе», авторы указывают на недостаток использования современных и информационных технологий в учебной программе. Также хочется отметить учебное пособие Зайцева В.С. «Современные педагогические технологии: учебное пособие.», где широко представлены технологии обучения и воспитания, дана теоретическая характеристика и изложена сущность современных технологий обучения и воспитания. В вопросах проблем преподавания истории в средней общеобразовательной школе на основе системно-деятельностного подхода к предметному обучению нам помогло учебное пособие под редакцией В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой «Методика обучения истории: учебник для студенческих учреждений высшего образования». Хотя в этих трудах мало информации о потенциале применения социальных сетей в обучении, в них анализируются требования в организации современного процесса обучения, современного урока, различные современные методики и технологии преподавания, которые можно сочетать с применением социальных сетей.
В целом можно отметить, что проблема применения социальных сетей в образовании достаточно новая для отечественных исследователей, и в имеющейся литературе как правило она рассматривается в целом, специфика же использования социальных сетей в обучении истории пока изучена слабо, что наряду с актуальностью определило выбор темы нашего исследования.
Источниковая база исследования. Источниковую базу исследовательской работы представляют источники различного характера. В работе мы использовали нормативные документы по преподаванию истории в школе, т.к. необходимым условием для реализации применения социальных сетей в обучении является выполнение требований государственных стандартов. Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г) и среднего общего образования, мы определили, на формирование каких компетенций и результатов мы сможем повлиять, применяя социальные сети. Для определения уровня актуальности исследования и выявления плюсов и минусов использования социальных сетей в обучении мы опирались на материалы опроса , в котором приняло участие 100 человек и который был проведён нами среди представителей различных школьников, студентов, преподавателей школ, ВУЗов, директоров школ и т.д. Также при написании работы в качестве примеров были использованы различные аккаунты в социальных сетях, которые были проанализированы и рассмотрены в качестве материала, подходящего для преподавания истории в школе. Помимо этого, при разработке уроков мы опирались на материалы параграфов учебника для общеобразовательных организаций «Всеобщая история нового времени» под редакцией А.А. Искендерова, «История России. 8 класс» под редакцией А.В. Торкунова, «История России» издательство Дрофа (Просвещение).
Практическая значимость исследования. Материалы дипломной работы можно применять как в учебной, так и во внеурочной работе со школьниками, а также на лекционных и практических занятиях по методике изучения истории и современным технологиям обучения.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в виде научной статьи «Проблемы использования социальных сетей в преподавании истории в школе» на конференции в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» и опубликованы в сборнике материалов конференции. А также на V Всероссийской научно¬практической конференции для школьников, студентов и аспирантов «История и политика в искусстве» в рамках XXII Международного научно¬практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века». (см. Приложение 12) Результаты исследования были апробированы в ходе педагогической практики на базе МАОУ СШ №143 в городе Красноярске в 8 классе.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. В первой главе рассматриваются возможности применения социальных сетей в обучении в контексте реализации основной общей образовательной программы в современной информационно-образовательной среде. Вторая глава посвящена анализу уже существующих примеров проектов и работ в социальных сетях учителей, учеников и просто отдельных людей, которые можно использовать в процессе обучения в школе. В третьей главе представлены некоторые предложения и способы применения социальных сетей в обучении, а также рассмотрены проблемы, возникающие при работе с данным средством обучения и рекомендации по их предотвращению.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках исследования мы рассмотрели такие понятия, как современная информационно-образовательная среда, социальные сети, проектная деятельность. Познакомились с уже существующими ресурсами в социальных сетях, которые можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности и провели анализ различных мнений об использовании социальных сетей в процессе обучения.
Исходя из результатов исследования, мы выявили оптимальные формы и методы использования социальных сетей в процессе обучения. Социальные сети, как средство обучения, могут стать помощником для учителя в различных аспектах: организация урочной и внеурочной деятельности, организация проектной деятельности, обмен ресурсами и информацией, возможность самообразования, организация взаимодействия между учениками, возможность создания личных портфолио, создания сообществ для повышения эффективности обучения.
Наиболее оптимальным вариантом применения социальных сетей с участием непосредственно обучающихся, мы считаем проектную деятельность, которая может быть организована как на уроке, так и во внеурочном формате, носить характер как краткосрочного проекта, так и долгосрочного, в создании которого могут принять участие даже несколько поколений школьников.
Более того, при помощи социальных сетей можно мгновенно обменяться необходимыми файлами для обучения, задать виртуально вопрос, не дожидаясь консультации преподавателя, или сдать на проверку домашнее задание удаленно. Но чаще всего единственным барьером использования новых технологий является наша техническая безграмотность и неосведомленность.
Специфика сферы образования такова, что к ней всегда будут предъявляться особые требования, ведь усилия системы направлены на людей.
Поэтому одновременно с технологическим прогрессом важен также и процесс гуманизации в образовательной сфере. Главной целью системы образования является, конечно, подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Именно поэтому преподавателю необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы он развивал потенциальные возможности человека, помогал найти своё призвание и развивать уже имеющиеся знания, навыки и таланты в профессиональной и социальной сфере. Ведь во время работы в интернете и непосредственно в социальных сетях учащийся может не только получать новые знания, но и активно практиковать полезные коммуникативные навыки благодаря взаимодействию с другими членами профессиональных онлайн-сообществ.
Построение процесса обучения с включением в него социальных сетей в различных формах их использования станет эффективным методом повышения мотивации к обучению, будет способствовать развитию коммуникативных, исследовательских, творческих и других навыков у учащихся.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования от 17.05.2012 №413 [Электронный ресурс] - Электронные
данные. - Гарант.Информационно-правовое обеспечение. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/8ef641 d3b80ff01 d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения 15.04.2020)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования от 1.12.2010 № 1897 [Электронный ресурс].-
Электронные данные.- Гарант.Информационно-правовое обеспечение. - Режим доступа:
https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения 15.04.2020)
3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798
4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808
5. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://base.garant.ru/12127578/#ixzz5d8LN3PRM
Учебные пособия
6. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Учебник. ФГОС» // Юдовская А.Я., Бовыкин Д.Ю., Медяков А.С. - М.: - Просвещение, 2019 г. - с.
7. Арсентьев Н.М. История России. 8 класс. 1 часть. // Арсентьев Н.М., Данилов А.А. - М.: - Просвещение, 2016 г. - 116 с.
8. Киселев А.Ф. История России. 8 класс. Учебник. // Киселев А.Ф., Попов В.П.
- М.: - Дрофа, 2015 г. - 240 с.
Интернет-ресурсы
9. Вести образования [Электронный ресурс]
https:ZZvogazeta.ru/articles/2020/2Z13/teacher/11588- sergey_esenin_umershiy_pochti_sto_let_nazad_zavyol_lichnyy_akkaunt_v_instag ram/ (дата обращения: 3.04.2020)
10. Страницы победы [Электронный ресурс] https://pobeda.page/instagram/(дата обращения: 3.04.2020)
11. Блог eva.stories [Электронны ресурс]
https://www.instagram.com/eva.stories/7hHru/(дата обращения: 3.04.2020)
12. Социальная сеть Clubhouse [Электронный ресурс]-. Электронные данные.- Режим доступа:https://www.joinclubhouse.com/(Дата обращения 30.03.2021)
13. Профиль преподавателя по истории [Электронный ресурс]-. Электронные данные-. Режим доступа:
https://instagram.com/wow urok?igshid=ttm14zmmldjz/ (дата обращения: 23.03.2021)
14. Профиль преподавателя [Электронный ресурс]-. Электронные данные. - Режим доступа:https: //instagram.com/shramko .av?igshid=1 hd9sv0p2 gf3 a/ (дата обращения: 23.03.2021)
15. Видео-лекции Алексея Гончарова [Электронный ресурс]-. Электронные данные. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/channel/UCQPSzY lLQ6m8oSjPlOynQw (дата обращения: 29.05.2021)
16. Сообщество «Я - учитель истории!» [Электронный ресурс]-. Электронные данные. - Режим доступа:https://vk.com/teacherofhistory(дата обращения: 29.05.2021)
17. Проект ProArt [Электронный ресурс]
https://instagram.com/proart.ru?igshid=1 fy3icqmwbt97 (дата обращения 17.04.2021)
18. Блог Елизаветы Красновой [Электронный ресурс]
https://instagram.com/rus a.r.t?igshid=lgdyusjvhmll(дата обращения 17.04.2021)
19. Видеохостинг YouTube [Электронный ресурс]-. Электронные данные. - Режим доступа:https://www.youtube.com/(Дата обращения 30.03.2021)
Социологические источники
20. Опрос «Использование социальных сетей в обучении» [Электронный
ресурс]-. Электронные данные.- Режим доступа:
https://www.survio.com/survey/d/J7I6G8T7G9H4H8N1D(Дата обращения 15.04.2020)
Литература
1. Абрамова О. М., Соловьева О. А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1055-1057. - URL https://moluch.ru/archive/113/29321/(дата обращения: 31.03.2020)
2. Ткаченко И.С., Богатырева Ю.И. Использование возможностей социальный сетей в образовательном процессе // Педагогика и психология образования. - 2017. - №3. - C. 44-50. - URL https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- vozmozhnostey-sotsialnyh-setey-v-obrazovatelnom-protsesse/(дата обращения: 31.03.2020)
3. Лямин А.В., Хоботова А.Р., Чежин М.С. Использование социальных сетей в образовании - СПб: Университет ИТМО, 2015 - 67 с.
4. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие / Н.Ю. Никулина. - Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 95 с.
5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для
вузов / М. Т. Студеникин. - М.: ВЛАДОС, 2004 - 239с.
6. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. М.: Владос, 1999. - 191 с.
7. Барабанов, В.В. Методика обучения истории в школе: учебник для студ. Учреждений высш. Образования / [В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова, Э.В. Ванина и др.]; под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 432 с
8. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О. А. Клименко. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 405-407.
9. Ларионова И.А., Ларионова С.О. Ситуация успеха как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик» // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
10. Тимкин С.Л. Вводный курс в информационно - образовательную среду открытого образования (ИОС ОО): Учебное пособие - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 136 с.
11. Суворова Татьяна Николаевна Современная информационно¬
образовательная среда: терминологический аспект, структура, возможности, функции и перспективы развития // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZsovremennaya-
informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-terminologicheskiy-aspekt-struktura- vozmozhnosti-funktsii-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 08.05.2021)
12. Мовчан Ирина Николаевна Информационно-образовательная среда
образовательного учреждения // ЭС и К. 2015. №3 (28). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-
obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 06.05.2021).Мовчан Ирина Николаевна Информационно-образовательная среда образовательного учреждения // ЭС и К 2015. №3 (28). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda- obrazovatelnogo-uchrezhdeniya(дата обращения: 06.05.2021).
13. Черемисин Андрей Геннадьевич, Багдасарова Диана Георгиевна Образование и социальные сети: положительные и отрицательные аспекты их использования // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obrazovanie-i-sotsialnye-seti-polozhitelnye- i-otritsatelnye-aspekty-ih-ispolzovaniya(дата обращения: 06.05.2021).
14. Быланова Светлана Васильевна Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории // Образование и проблемы развития общества. 2017. №1 (3).
15. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 1. - Челябинск, ЧКПУ, 2012 - 411 с.
16. Методика обучения истории: учебник для студ. учреждений высш. образования / [В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова, Э.В. Ванина и др.]; под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 432 с. - (Сер. Бакалавриат).
17. Патюков, С. В. Социальная сеть: понятие, история возникновения, современное положение дел / С. В. Патюков, Е. В. Коврига. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/873/(дата обращения: 16.05.2021).
18. Воронкин Алексей Сергеевич Социальные сети: эволюция, структура, анализ // ОТО. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti- evolyutsiya-struktura-analiz(дата обращения: 18.05.2021).
19. Семеновских Татьяна Викторовна Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Вестник евразийской науки. 2014. №5 (24). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/fenomen-klipovogo-myshleniya-v- obrazovatelnoy-vuzovskoy-srede(дата обращения: 18.05.2021).
20. Архипова А.В. Проблемы использования социальных сетей в
преподавании истории в школе // Актуальные вопросы и перспективы истории России: проблемы и перспективы развития. - 2020. - С. 35-37 URL:
https://vk.com/doc239637955 590184249?hash=c7a8e376bcb46e3cd0&dl=012ef648720b394ed3
21. Е.Е. Вяземский. Проектная деятельность школьников на уроках истории : учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М. : Просвещение, 2017. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ