Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты технологии Bring Your Own Device как средства повышения познавательной активности обучающихся 6
1.1. Концепция технологии Bring Your Own Device 6
1.2 Использование технологии Bring Your Own Device в школе 9
1.3 Достоинства и недостатки использования технологии Bring Your Own
Device 14
1.4. Познавательная активность на уроках информатики 21
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Дидактические возможности использования технологии BYOD для повышения познавательной активности обучающихся на уроках информатики (на примере уроков из раздела «Коммуникационные технологии») 26
2.1 Анализ содержания школьного курса информатики основной школы и перспектива использования возможностей технологии BYOD 26
2.2. Методическое планирование уроков по теме «Коммуникационные
технологии» 31
2.3 Методическое планирование уроков 37
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Библиографический список 56
В современном мире быстро растет число пользователей мобильных устройств, которые приобрели их для личных целей, но сочли полезным применять эту технику во всех сферах своей жизни: дома, на работе, во время учёбы. Эта популярная тенденция, получившая название BYOD (Bring Your Own Device — “принеси свое собственное устройство”), впервые ярко проявилась в Америке, а затем постепенно охватила и другие страны, включая и Россию. Использование мобильных устройств стало необходимостью и даже переросло в привычку. Но труднее всего удержать от подобного соблазна детей. Дети начинают использовать эти устройства с самого детства, познают все прелести использования высокотехнологичных устройств. Что объясняет большое число мобильных девайсов у обучающихся школ. К сожалению, по большей степени, наличие таких устройств негативно влияет на учебный процесс. Мобильные устройства стали высокотехнологичной игрушкой для детей, хоть и имеют большой набор функций, которые позволяю стать прекрасным помощником в получении знаний.
Попытки педагога наложить вето на использование устройств во время занятия зачастую оказываются неудачными. Данные обстоятельства способствуют возникновению конфликтов между обучающимися и учителем, что влечет за собой неблагоприятные последствия.
Исходя из этого, преподаватель должен задуматься, о том, как превратить высокотехнологичные устройства из врагов в союзников учебного процесса. А это значит, что обучающиеся должны увидеть и понять каким образом их устройство может использоваться в образовательных целях, убедится в целесообразности и выгодности такого использования современных девайсов. Для практической реализации этого, преподаватель может воспользоваться опытом использования технологии Bring You Own Device (BYOD), - «принеси свое устройство с собой». Суть этого движения в том, что работодатели не только разрешают своим работникам, но и поощряют их использовать на рабочем месте собственные мобильные устройства. Имея возможность выполнять те же рабочие задачи, но с помощью своего личного устройства сотрудник, как показывает практика, будет стремиться это делать.
Объектом исследования является процесс обучения информатике обучающихся основной школы
Предметом является использование возможностей технологии Bring Your Own Device на уроках информатики в основной школе для повышения познавательной активности обучающихся.
Цель работы выявление возможностей технологии Bring Your Own Device для повышения познавательной активности обучающихся на уроках информатики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты технологии Bring Your Own Device, раскрыть особенности и возможности данной технологии для применения в образовании.
2. Провести анализ школьного курса информатики для основной школы для выявления возможных способов использования технологии Bring Your Own Device на уроках и описать опыт использования данной технологии в школе.
3. Описать теоретические аспекты познавательной активности обучающихся.
4. Разработать уроки по информатике с использованием технологии Bring Your Own Device, для демонстрации использования возможностей данной технологии на практике.
Практическая значимость исследования состоит в разработке двух уроков по информатике с использованием технологии Bring Your Own Device, которая должна продемонстрировать актуальность использования данной технологии для обучения в школе и ее возможности.
Теоретико-методологические источники исследования:
1. «Мобильное обучение как новая технология в образовании» (Голицына И.Н., Половникова Н.Л.).
2. «Опыт разработки и применения электронных образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию» (Куклев В.А).
3. «Перспективы использования мобильных устройств в высшем образовании» (Гордеева Н. О.).
4. «Формирование образовательной среды вуза в условиях
информатизации: проблемы и перспективы» (Иванченко Д.А.).
5. «Использование мобильных технологий в образовательном
процессе» (Горбушин А.Г.).
6. «1 ученик:1 компьютер - образовательная модель обучения в школе» (Ярмахов Б.Б.).
Для анализа опыта использования технологии BYOD в образовании использовались следующие источники:
1. Урок окружающего мира по энергобезопасности (с использованием BYOD технологий) (Панкова Т. В.).
2. «Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Игры впарке» (Рождественская Л.В.).
3. «На экскурсию идём и мобильные устройства с собой берём...» (Чухилина Е.А.).
4. «QR-CODE: расширенная реальность или конструируем
образовательное пространство» (Лопытова Е.).
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам технологии BYOD, вторая глава описывает процесс разработки серии уроков по информатике с использованием возможностей данной технологии.
В процессе выполнения дипломной работы была проанализирована литература по теме исследования, благодаря чему удалось выявить большой спектр возможностей мобильных устройств, которые можно применить в образовательном процессе. Были продемонстрированы перспективность и актуальность использования модели BYOD в школе, выявлены особенности школьных занятий с использованием технологии BYOD, выделены положительные и отрицательные стороны использования данной технологии. В ходе работы найдены и рассмотрены примеры практического использования возможностей технологии BYOD на различных уроках, которые позволяют увидеть, как используются мобильные устройства в учебном процессе, и какое оказывают на него влияние.
В рамках выпускной квалификационной работы был проведен анализ содержания курса информатики для основной школы, что позволило раскрыть возможные способы использования мобильных устройств учащихся на уроках. Также, были разработаны два урока по информатике для 8 класса из раздела «Коммуникационные технологии» с использованием технологии BYOD.
В ходе уроков, было выявлено явное желание и заинтересованность обучающихся в использовании личных мобильных устройств в учебных целях, и сам факт наличия устройств у подавляющего большинства учеников, что подтверждают результаты проведенного опроса. Также было отмечено усиление учебной мотивации и вовлеченности учеников благодаря внедрению модели BYOD в учебный процесс.
Таким образом, цель исследования была достигнута, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение. Стоит отметить, что исследование по данной теме может быть продолжено, целесообразным является проведения более обширного педагогического эксперимента. Это позволит выявить дополнительные аспекты применения высокотехнологичных мобильных устройств в образовании.
Использование современных технологий в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.
Важно понимать, что использование мобильных устройств не решит всех проблем. Преподаватели совсем не обязаны использовать BYOD постоянно, на каждом уроке. Но одной из целей обучения в школе является подготовка обучающегося к жизни в условиях современного общества, что вполне обосновывает использование возможностей актуальных мобильных устройств в процессе обучения.
Нужно учитывать, что мобильное устройство, по сути, инструмент, а как известно само по себе его наличие не гарантирует результат, нужен профессионал, который расскажет, покажет и научит как с его помощью получать знания.
1. Ярмахов Б.Б. «1 ученик:1 компьютер - образовательная модель обучения в школе». - ООО «Издательский Дом «АМИпринт»», М., 2012
2. Титова С.В., Авраменко А.П. Эволюция обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону/ С.В. Титова // Вестник Московского университета. - М., 2012. - № 4- С. 9-21.
3. Горбушин А.Г. Использование мобильных технологий
(технологии BYOD) в образовательном процессе/А.Г.Горбушин //Теоретические и практические аспекты психологии и
педагогики: коллективная монография /под ред. Е.В. Гришиной - Уфа :Аэтерна, 2014, - С. 31-37.
4. Татаринова М.А. Предложения к практической реализации концепции byod в обучении. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.mesi.ru/upload/publication_list/2012.
5. Стариченко Б.Е. Концептуальные основы компьютерной дидактики. Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013 - 188 с.
6. Cisco® Visual Networking Index (VNI) Global Mobile Data Forecast for 2011-2016 // Сайт компании Cisco. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cisco.com/en/US/solutions/collateral/ns341/ns525/ns537/ns705/ns827/white pape r c11-520862.html. 7. Куклев В.А.
7. Куклев В.А. Опыт разработки и применения электронных образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию [Текст] / В.А. Куклев // Информатика и образование. - 2006. - № 2. - С. 103-106.
8. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании [Текст]. //Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество». - 2011. - V.14. - №1. - C. 241-252.
9. Кувшинов С. М-Learning - новая реальность образования / С. Кувшинов // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 75-79.
10. Об учебнике нового века и влиянии BYOD на среднюю школу.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2013/09/090213d.html.
11. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и
перспективы / С.В. Титова // Вестник Московского университета. Сер. 16. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 1. - С. 57-71.
12. Иванченко Д.А. Формирование образовательной среды вуза в условиях информатизации: проблемы и перспективы [Текст] / Д.А. Иванченко, Л.А. Марцинович // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. - М., 2012. — С. 280-284.
13. Использование QR кодов в образовании // Интерактивности - WEB сервисы для образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/qr-coder.
14. Корпоративная политика BYOD - плюсы и минусы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.gotoadm.ru/byod-plj usy-i-minusy/
15. Камалов. Р.Р. Использование таксономии Б. Блума как основы технологии мобильного обучения в начальной школе / Р.Р. Камалов. //Учительская кухня-2013-С.67-70.
16. Босова Л.Л.. Информатика. Учебник для 9 класса. ФГОС. / Л.Л. Босова. - М., Бином. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с.
17. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании [Текст]. //Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество». - 2011. - V.14. - №1. - C. 241-252.
18. Иванченко Д.А. Формирование образовательной среды вуза в условиях информатизации: проблемы и перспективы [Текст] / Д.А. Иванченко, Л.А. Марцинович // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. - М., 2012. — С. 280-284.
19. Кукушкин А. Мобильная безопасность [Текст] //Директор по безопасности. - 2012 - №12. - С.80-82.
20. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы / С.В. Титова // Вестник Московского университета. Сер. 16. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 1. - С. 57-71.
21. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. - М.: Бином, 2012.
22. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. - М.: Бином, 2012.
23. Барашков А.В., Носков В.Ю. Использование мобильных технологий в учебном процессе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bib.convdocs.org/v40115/?download=1#7.
24. Что такое BYOD и насколько она эффективна в организациях?
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecm-
j ournal.ru/post/Chto-takoe-BYOD-i-naskolko-ona-ehffektivna-v-organizacij akh.aspx
25. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия,термины, актуальная лексика
26. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу // Начальная школа. - 2004.-С.87.
27. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа - 2004.-№ 5.- С.26-30.
28. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 1971. -С.123
29. Локальные и глобальные компьютерные сетиhttp://www.sviaz- expo.ru/ru/articles/lokalnye-i-globalnye-kompyuternye-seti/
30. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы (5 издание) В. Олифер, Н. Олифер, 2016г.