ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДКАСТИНГА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
|
Введение 3
1. Теоретические основы развития навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе 8
1.1 Особенности развития навыков аудирования на уроке иностранного
языка в 9 классе 8
1.2 Требования ФГОС ООО и Основного государственного экзамена по
иностранному языку для 9 класса (раздел «Аудирование»)
Выводы по главе 1 18
2. Разработка и апробация комплекса заданий с использованием технологии подкастинга, направленного на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе 20
2.1 Анализ опытно-экспериментального применения технологии подкастинга
при обучении иностранному языку в 9 классе. 20
2.2 Описание процесса разработки и апробации комплекса заданий с использованием технологии подкастинга, направленного на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder. 9 класс». Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер, К.Х. Билер, С. Шенк, Ю. Вайгман) 24
Выводы по главе 2 48
Заключение 49
Список использованных источников 50
Приложение А 54
Приложение Б
1. Теоретические основы развития навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе 8
1.1 Особенности развития навыков аудирования на уроке иностранного
языка в 9 классе 8
1.2 Требования ФГОС ООО и Основного государственного экзамена по
иностранному языку для 9 класса (раздел «Аудирование»)
Выводы по главе 1 18
2. Разработка и апробация комплекса заданий с использованием технологии подкастинга, направленного на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе 20
2.1 Анализ опытно-экспериментального применения технологии подкастинга
при обучении иностранному языку в 9 классе. 20
2.2 Описание процесса разработки и апробации комплекса заданий с использованием технологии подкастинга, направленного на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder. 9 класс». Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер, К.Х. Билер, С. Шенк, Ю. Вайгман) 24
Выводы по главе 2 48
Заключение 49
Список использованных источников 50
Приложение А 54
Приложение Б
Актуальность темы исследования определяется существующим противоречием между необходимостью развития навыков аудирования обучающихся согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. №1897 (далее - ФГОС ООО) и недостаточной разработанностью применяемых на практике приемов и средств обеспечения данного процесса.
Развитие навыков аудирования на уроке иностранного языка является объектом исследования Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, A.A. Леонтьева.
Особенности обучения аудированию на уроке иностранного языка в 9 классе рассматривают Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.Л. Колесникова.
Одним из возможных решений проблемы развития навыков аудирования обучающихся 9 классов может послужить использование в образовательном процессе технологии подкастинга. Использование аудиовизуальных средств и материалов позволяет внести в урок что -то новое, разнообразить его, подкасты позволяют обучающимся логичным образом излагать свои мысли на иностранном языке, корректно общаться в устной форме для решения различных задач коммуникации в пределах, установленных программой обучения иностранным языкам. Результаты использования технологии подкастинга при обучении иностранному языку представлены в работах П.В. Сысоева, С.А. Стройкова, А.А. Мазина.
Федеральная система контроля результатов освоения Образовательной программы основного общего и среднего общего образования реализована в двух видах государственной итоговой аттестации: ОГЭ по окончании основного общего образования и ЕГЭ по окончании 11 класса средней школы. В течение двадцати лет существования единого экзамена было выработано общее понимание его организации, содержания и оценивания. Однако по-прежнему вопрос о подготовке к сдаче ОГЭ остается актуальным, о чем свидетельствует большое количество публикаций на данную тему: А.Л. Ардашева, А.Г. Асмолов, С.Р. Балуян.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанной проблематики позволила определить тему исследования: «Использование технологии подкастинга как средства развития навыков аудирования в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе».
Объектом исследования является процесс развития навыков аудирования в ходе подготовки к ОГЭ по иностранному языку в 9 классе.
Предмет исследования: технология подкастинга как средство развития навыков аудирования в процессе подготовки к ОГЭ по иностранному языку в 9 классе.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения технологии подкастинга как средства развития навыков аудирования в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач исследования:
1. Рассмотреть особенности развития навыков аудирования на уроке иностранного языка в 9 классе.
2. Изучить требования ФГОС ООО и Основного государственного экзамена по иностранному языку для 9 класса (раздел «Аудирование»).
3. Проанализировать имеющиеся данные по опытно-экспериментальному применению технологии подкастинга при обучении иностранному языку в 9 классе.
4. Разработать комплекс заданий с использованием технологии подкастинга, направленный на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder. 9 класс». Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер, К.Х. Билер, С. Шенк, Ю. Вайгман).
5. Провести апробацию разработанного комплекса заданий на базе МАОУ Гимназия №6 (г. Красноярск).
Теоретико-методологической базой исследования являются работы, посвященные изучению аудирования как вида речевой деятельности (Г. В. Колшанский, О.Г. Стародубцева, Н.Д. Гальскова); работы по теории тестирования и контроля результатов учебной деятельности (А.Л. Ардашева, А. Асмолов, С. Балуян, В. Козлов); работы, посвященные использованию технологии подкастинга в иноязычном образовании (П.В. Сысоев, С.А. Стройков, А.А. Мазина, И.П. Потехина).
Научная новина исследования заключается в разработке и апробации комплекса заданий с использованием технологии подкастинга, направленного на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder. 9 класс». Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер, К.Х. Билер, С. Шенк, Ю. Вайгман).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при подготовке к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе.
Экспериментальной базой для апробации исследования послужило МАОУ «Гимназия №6». Эксперимент проходил в период производственной практики с 01 сентября 2022 г. по 26 октября 2022 г. В эксперименте участвовали обучающиеся 9 Б класса в количестве 10 человек.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, изучение нормативной документации, обобщение практического опыта.
Апробация и этапы исследования:
Результаты исследования прошли апробацию через выступление с докладом на XI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условия поликультурного общества» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 05-06 декабря 2022 г.). По результатам исследования опубликована статья «Использование подкастов в процессе обучения аудированию и говорению на уроке немецкого языка в 10-м классе (на примере подкаста «CARPO 2022»)» в сборнике материалов конференции (включена в базу данных РИНЦ).
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 53 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава «Теоретические основы развития навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе» посвящена описанию особенностей процесса развития навыков аудирования обучающихся на уроке иностранного языка в 9 классе; рассмотрены требования Основного государственного экзамена по иностранному языку для 9 класса (раздел «Аудирование»).
Вторая глава «Разработка и апробация комплекса заданий с использованием технологии подкастинга, направленного на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе» представляет анализ возможности практического применения технологии подкастинга в процессе развития навыков аудирования обучающихся на уроке иностранного языка в 9 классе. Практическая часть главы содержит разработанный автором исследования комплекс заданий с использованием технологии подкастинга, направленный на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder. 9 класс». Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер, К.Х. Билер, С. Шенк, Ю. Вайгман).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 30 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.
Приложение А содержит текст статьи «Использование подкастов в процессе обучения аудированию и говорению на уроке немецкого языка в 10-м классе (на примере подкаста «CARPO 2022»)», опубликованной в сборнике материалов XI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условия поликультурного общества» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 05-06 декабря 2022 г.). Статья включена в базу данных РИНЦ.
Приложение Б содержит сертификат участника XI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условия поликультурного общества» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 05-06 декабря 2022 г.).
Развитие навыков аудирования на уроке иностранного языка является объектом исследования Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, A.A. Леонтьева.
Особенности обучения аудированию на уроке иностранного языка в 9 классе рассматривают Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.Л. Колесникова.
Одним из возможных решений проблемы развития навыков аудирования обучающихся 9 классов может послужить использование в образовательном процессе технологии подкастинга. Использование аудиовизуальных средств и материалов позволяет внести в урок что -то новое, разнообразить его, подкасты позволяют обучающимся логичным образом излагать свои мысли на иностранном языке, корректно общаться в устной форме для решения различных задач коммуникации в пределах, установленных программой обучения иностранным языкам. Результаты использования технологии подкастинга при обучении иностранному языку представлены в работах П.В. Сысоева, С.А. Стройкова, А.А. Мазина.
Федеральная система контроля результатов освоения Образовательной программы основного общего и среднего общего образования реализована в двух видах государственной итоговой аттестации: ОГЭ по окончании основного общего образования и ЕГЭ по окончании 11 класса средней школы. В течение двадцати лет существования единого экзамена было выработано общее понимание его организации, содержания и оценивания. Однако по-прежнему вопрос о подготовке к сдаче ОГЭ остается актуальным, о чем свидетельствует большое количество публикаций на данную тему: А.Л. Ардашева, А.Г. Асмолов, С.Р. Балуян.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанной проблематики позволила определить тему исследования: «Использование технологии подкастинга как средства развития навыков аудирования в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе».
Объектом исследования является процесс развития навыков аудирования в ходе подготовки к ОГЭ по иностранному языку в 9 классе.
Предмет исследования: технология подкастинга как средство развития навыков аудирования в процессе подготовки к ОГЭ по иностранному языку в 9 классе.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения технологии подкастинга как средства развития навыков аудирования в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач исследования:
1. Рассмотреть особенности развития навыков аудирования на уроке иностранного языка в 9 классе.
2. Изучить требования ФГОС ООО и Основного государственного экзамена по иностранному языку для 9 класса (раздел «Аудирование»).
3. Проанализировать имеющиеся данные по опытно-экспериментальному применению технологии подкастинга при обучении иностранному языку в 9 классе.
4. Разработать комплекс заданий с использованием технологии подкастинга, направленный на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder. 9 класс». Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер, К.Х. Билер, С. Шенк, Ю. Вайгман).
5. Провести апробацию разработанного комплекса заданий на базе МАОУ Гимназия №6 (г. Красноярск).
Теоретико-методологической базой исследования являются работы, посвященные изучению аудирования как вида речевой деятельности (Г. В. Колшанский, О.Г. Стародубцева, Н.Д. Гальскова); работы по теории тестирования и контроля результатов учебной деятельности (А.Л. Ардашева, А. Асмолов, С. Балуян, В. Козлов); работы, посвященные использованию технологии подкастинга в иноязычном образовании (П.В. Сысоев, С.А. Стройков, А.А. Мазина, И.П. Потехина).
Научная новина исследования заключается в разработке и апробации комплекса заданий с использованием технологии подкастинга, направленного на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder. 9 класс». Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер, К.Х. Билер, С. Шенк, Ю. Вайгман).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при подготовке к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе.
Экспериментальной базой для апробации исследования послужило МАОУ «Гимназия №6». Эксперимент проходил в период производственной практики с 01 сентября 2022 г. по 26 октября 2022 г. В эксперименте участвовали обучающиеся 9 Б класса в количестве 10 человек.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, изучение нормативной документации, обобщение практического опыта.
Апробация и этапы исследования:
Результаты исследования прошли апробацию через выступление с докладом на XI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условия поликультурного общества» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 05-06 декабря 2022 г.). По результатам исследования опубликована статья «Использование подкастов в процессе обучения аудированию и говорению на уроке немецкого языка в 10-м классе (на примере подкаста «CARPO 2022»)» в сборнике материалов конференции (включена в базу данных РИНЦ).
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 53 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава «Теоретические основы развития навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе» посвящена описанию особенностей процесса развития навыков аудирования обучающихся на уроке иностранного языка в 9 классе; рассмотрены требования Основного государственного экзамена по иностранному языку для 9 класса (раздел «Аудирование»).
Вторая глава «Разработка и апробация комплекса заданий с использованием технологии подкастинга, направленного на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе» представляет анализ возможности практического применения технологии подкастинга в процессе развития навыков аудирования обучающихся на уроке иностранного языка в 9 классе. Практическая часть главы содержит разработанный автором исследования комплекс заданий с использованием технологии подкастинга, направленный на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder. 9 класс». Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер, К.Х. Билер, С. Шенк, Ю. Вайгман).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 30 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.
Приложение А содержит текст статьи «Использование подкастов в процессе обучения аудированию и говорению на уроке немецкого языка в 10-м классе (на примере подкаста «CARPO 2022»)», опубликованной в сборнике материалов XI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условия поликультурного общества» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 05-06 декабря 2022 г.). Статья включена в базу данных РИНЦ.
Приложение Б содержит сертификат участника XI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условия поликультурного общества» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 05-06 декабря 2022 г.).
В данной выпускной квалификационной работе выявлены возможности практического применения технологии подкастинга в процессе развития умений и навыков аудирования обучающихся при подготовке к ОГЭ на уроке немецкого языка в 9 классе.
Для достижения цели исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения технологии подкастинга как средства развития навыков аудирования в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе, были поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главах работы.
В рамках исследования разработан комплекс заданий с использованием технологии подкастинга, направленный на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder. 9 класс». Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер, К.Х. Билер, С. Шенк, Ю. Вайгман). Комплекс включает 8 заданий.
Проанализировав результаты применения подкастов при подготовке к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе, мы пришли к выводу об эффективности их использования в рамках работы по развитию умений и навыков аудирования обучающихся.
Применение подкастов разных жанров может способствовать достижению метапредметных результатов, так как в данном случае происходит развитие навыков по нескольким дисциплинам одновременно - в зависимости от того, к какому жанру или к какой дисциплине относится тот или иной подкаст.
Перспективой данного исследования может стать разработка методических рекомендаций для учителя по использованию подкастинга на уроках немецкого языка в 9 классе.
Для достижения цели исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения технологии подкастинга как средства развития навыков аудирования в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе, были поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главах работы.
В рамках исследования разработан комплекс заданий с использованием технологии подкастинга, направленный на развитие навыков аудирования обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder. 9 класс». Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер, К.Х. Билер, С. Шенк, Ю. Вайгман). Комплекс включает 8 заданий.
Проанализировав результаты применения подкастов при подготовке к ОГЭ по немецкому языку в 9 классе, мы пришли к выводу об эффективности их использования в рамках работы по развитию умений и навыков аудирования обучающихся.
Применение подкастов разных жанров может способствовать достижению метапредметных результатов, так как в данном случае происходит развитие навыков по нескольким дисциплинам одновременно - в зависимости от того, к какому жанру или к какой дисциплине относится тот или иной подкаст.
Перспективой данного исследования может стать разработка методических рекомендаций для учителя по использованию подкастинга на уроках немецкого языка в 9 классе.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДКАСТИНГА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022



