ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1. Отличительные признаки и структурные компоненты урока 5
1.2. Значение уроков разных видов в современной школе 7
1.3. Классификация видов уроков 9
1.3.1. Классические виды уроков 10
1.3.2. Нетрадиционные виды уроков 16
1.4. Учет возрастных психолого-физиологических особенностей
обучающихся при выборе уроков разных видов 18
ГЛАВА 2. ЦИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ 22
2.1. Возникновение и развитие цитологии 22
2.2. Цитология в учебном предмете биологии 26
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИТОЛОГИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РАЗНЫХ ВИДОВ 42
3.1. Проведение входного контроля и психолого-педагогической
диагностики уровня развития познавательного интереса 43
3.2. Разработка технологической карты и апробация на уроках 47
3.3. Результаты экспериментального обучения 55
ВЫВОДЫ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Приложение А 65
Приложение Б 68
Отличительная черта образовательного процесса - направленность на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности и интереса к учебе.
Перед учителем стоит цель по подготовке выпускников, которые умеют ориентироваться в трансформирующих жизненных ситуациях, независимо от кого либо, приобретать необходимые и значимые знания, применяя их на практике для решения всевозможных проблем. Это необходимо для того, чтобы на протяжении жизни найти свое место в современном динамическом обществе, развить умение самостоятельно критически мыслить, способность генерировать новые идеи, абстрактно мыслить, быть гибким и мобильным в той или иной ситуации и т.д.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, которая бы соответствовала требованиям ФГОС. Для этого необходима комплексная работа учителя и учеников. При грамотном использовании учителем разнообразных методов и форм уроков, а так же качественного отбора информации можно добиться больших результатов в проведении уроков. На нестандартных уроках обучающиеся овладевают такими навыками, как гибкость мышления, ориентирование в быстро меняющихся условиях и познавательная активность.
В школьном курсе биологии клетка изучается с 5 по 11 класс. Данный материал сложен в изучении, так как требует от обучающихся хорошо развитого абстрактного мышления, благодаря которому они смогут в полной мере представить и понять важнейшие принципы организации и функционирования клеток [Мовчан, 2017].
Несмотря на то, что в школьной программе от раздела к разделу происходит поэтапное введение понятий о клетке, у обучающихся возникают трудности при осмыслении и запоминании этого материала. Использование в образовательном процессе разных видов уроков будет работать на активизацию познавательной деятельности и эффективность усвоения данного учебного материала.
Проблематика активизации познавательной деятельности представлена в трудах Ариян М. А., Бондаренко Т. Н., Борисенко М. К., Верещагина Е. М., Костомарова В. Г., Колковой М. К., Костюченко М.В., Корниленко П. А., Кулахметовой Н. Н., Ореховой И. А., Пассова Е. И., Пономарева М.В., и др.
Однако проведенный анализ имеющихся на данный момент исследований позволил выявить недостаточную изученность вопросов специфики использования уроков разных видов при изучении основ цитологии в общеобразовательной школе.
Цель исследования: выявление эффективности использования уроков разных видов при изучении основ цитологии в общеобразовательной школе.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать урок как основную форму организации учебной деятельности.
2. Проанализировать цитологическое содержание в разных авторских линиях учебников по биологии.
3. Выявить эффективность использования уроков разных видов при изучении основ цитологии.
1. Урок как основная форма организации учебной деятельности характеризуется определенными принципами, признаками и структурой, которые прослеживаются в уроках всех видов. Выделяют традиционные (лекция, семинар, интегрированный) и нетрадиционные (путешествие, экскурсия, интеллектуальная игра, суд) виды уроков. Выбор определенного вида урока зависит от возрастных психолого¬физиологических особенностей обучающихся.
2. В школьной программе выделяется недостаточное количество часов на изучение вопросов с цитологическим содержанием. В целом, структура цитологического материала в большинстве школьных учебников соответствует принципу историзма, введение новых понятий происходит от общего к частному. Вместе с тем стоит отметить нарушение логической последовательности при изучении некоторых тем в одной из анализируемых программ.
3. На основании материалов ВКР с учетом цитологического содержания и возрастных психолого-физиологических особенностей обучающихся разработана технологическая карта урока «интеллектуальная игра». Коэффициент усвоения знаний, рассчитанный по системе Владимира Павловича Беспалько превышает 0.7, что свидетельствует об эффективности проведенного урока.
1. Абасов З. А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация. // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 118-130
2. Абрамович И.В. Особенности при построении урока-лекции в старших классах. //Биология в школе. 2015. № 3. С. 16-23.
3. Балагурова М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. // Педагог. 2006. № 15. С. 12-22.
4. Баранников А. В. Новая школа: Проблемы, анализ, решения. М.: Московский центр качества образования, 2010. 111 с.
5. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие. Рн/Д.: Феникс, 2013. 381 с.
6. Белышева М.И. Интегрированные уроки как особый вид формирования целостного восприятия. // Биология. 2005. № 2 С.5-12.
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
8. Верещагина В.А. Основы общей цитологии. М.: Академия, 2009. 276 с.
9. Востриков И.В. Урок-семинар: стимул или наказание? Как провести урок-семинар в школе. // Биология в школе. 2017. № 2. С. 5-11.
10. Гамезо М. В., Петрова, Е. А., Орлова, Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России , 2004. 512 с.
11. Голованова Н.Ф. Педагогика. Люберцы: Юрайт, 2016. 377 с.
12. Горбич О.И. Современные вузовские педагогические технологии на уроке в средней школе. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014.
№ 4. С. 14-20.
13. Гребенникова О. В. Потребность в аффилиации у современных подростков. // Психология обучения. 2017. № 8. С. 22-29.
14. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 479 с.
15. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 класс: учебник. М.: Вентана Граф, 2013. 274 с.
16. Думина И.В. Педагогические технологии в обучении биологи. Современный урок биологии Ч.2. М.: Школа Пресс, 2010. 423 с.
17. Заварзин А.А. Основы общей цитологии. Л.: Ленинградск. ун-та, 1982. 240 с.
18. Кагермазова Л.Ц. Возрастная Психология. М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
19. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы. Для учащихся 9-го класса / Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова // Наука и школа. 2014. №2. С. 18 - 30.
20. Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология 10-11 классы: учебник. М.: Дрофа, 2005. 369 с.
21. Кныш С. И. Основные подходы к организации интегрированных уроков по биологии и смежным дисциплинам в средней школе. // Научно-методический журнал «Концепт». 2015. № 13. С. 2961-2965.
22. Константинов В.М., Бабенко В.Г. Биология 7 класс: учебник. М.: Вентана Граф, 2016. 289 с.
23. Краснова Л. В. Психологические особенности застенчивости на этапе ранней юности: автореф. дис. канд. психол. наук. Рн/Д.: Феникс, 2007.
24. Крутецкий В. Н. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 2014. 225 с.
25. Кулев А.В. Развитие творческого мышления школьников при обучении биологии. // Биология в школе. 2012. № 6. С. 42-48.
26. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология 7 класс. Животные: учебник. М.: Дрофа, 2013. 178 с.
27. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы. СПб.: Юнипресс, 2013.496 с.
28. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник. М.: Дрофа, 2016. 304 с.
29. Мирошниченко Н.И. Нетрадиционные формы урока, возможности их использования в учебном процессе. // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2012. № 1. С. 14-19.
30. Мовчан, Д.А., Близнецов, А.С. Использование уроков разных видов при изучении клетки. // Инновации в естественнонаучном образовании: IX Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2017. С. 125-131.
31. Недоруб Е.И. Нетрадиционные виды уроков биологии. // Биология в школе. 2017. № 3. С. 33-36.
32. Нэдик Е.В. Развитие общебиологических понятий в школьном курсе биологии. // Сборник научных работ студентов и молодых ученых. Кафедра зоологии и МОБ НГПУ. 2013. № 8. С. 128-130.
33. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвящение, 2006.
34. Пасечник В.В. Биология 5-6 класс. Бактерии, грибы, растения: учебник. М.: Просвещение, 2016. 285 с.
35. Пасечник В.В., Каменский А.А. Биология 8 класс: учебник. М.: Просвещение, 2010. 256 с.
36. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Биология 9 класс: учебник. М.: Просвещение, 2011. 208 с.
Петунин О.В. Дискуссионные проблемы цитологии. // Биология. 2003. № 24. С. 16-25.
37. Понамарева И.Н, Николаев И.В. Биология 5 класс: учебник. М.: Вентана Граф, 2012. 129 с.
38. Понамарева И.Н. Корнилова О.А. Биология 9 класс: учебник. М.: Вентана Граф, 2013. 272 с.
39. Понамарева И.Н. Лощилина Т.Е. Биология 11 класс. Базовый уровень: учебник. М.: Вентана Граф, 2012. 274 с.
40. Понамарева И.Н., Корнилова О.А. Биология 6 класс: учебник. М.: Вентана Граф, 2013.237 с.
41. Понамарева И.Н., Симонова Л.В. Биология 11 класс. Профильный уровень: учебник. М.: Вентана Граф, 2012. 448 с.
42. Серовайская Д.Е. Методические рекомендации по проведении урока- семинара. // Биология в школе. 2017. № 5. С. 26-30.
43. Сивоглазов, И.Б. Агафонов. Биология. Общая биология. Базовый уровень для 10-11 классов: учебник. М.: Дрофа, 2014. 208 с.
44. Соколова Л.Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2008. № 37. С. 109-112.
45. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. М.: Дрофа, 2011. 176 с.
46. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс: учебник. М.: Дрофа, 2016. 303 с.
47. Софронова Н.В. Теория и методика обучения в школе. М.: Высшая школа, 2004. 223 с.
48. Тертель А. Л. Психология: курс лекций: учебное пособие. М.: Проспект, 2006. 167 с.
49. Тунгушбаева З.Б. Преподавание основ цитологии в
общеобразовательной школе. // Биология в школе. 2014. № 2. С.8-14
50. Тушнова Ю.А., Мочалова Ю.А. Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностных качеств у подростков с различным типом картины мира. // Психология обучения. 2017. № 9.
С. 108-116.
51. Филатова Ю.В. Методика проведения учебного занятия в системе современного образования. // Вестник ВолГУ. 2014. № 6. С. 11-19.
52. Хребина С.В. Особенности реализации организационно-психологического воздействия в образовательной среде. // Психология обучения. 2017. № 1. С. 56-60.
53. Чечулина К. С. Диагностика и коррекция застенчивости учащихся старших классов. //Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 55-58.
54. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 343 с.
55. Широбокова Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе. // Научные исследования в образовании. 2012. № 18. С. 5-19.
56. Шутова Г.В. Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков. // Учитель. 2012. № 7. С. 29-33.
57. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Педагогика. Краткий курс: учебное пособие. М.: УЦ Перспектива, 2013. 408 с.
58. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред. - сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд. Издательский центр Академия, 2007. 384с.
59. Лекции по методике преподавания биологии. Помощь учителю
[Электронный ресурс]. URL: http://www.studmed.ru/docs/ (дата обращения: 11.02.18)
60. Методика подготовки и чтения лекции. Подготовка без проблем. [Электронный ресурс]. URL http://helpiks.org/8-71626.html(дата обращения: 24.02.18)
61. Разработка тестов контроля знаний и умений Научный форум. [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/preview/965901/ page:39/ (дата обращения: 01.05.18)
62. Столярова В. В. Система интегрированных уроков по биологии и химии как средство экологического образования. Научный форум. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/ 5890.pdf. (дата обращения: 22.03.18)
63. Winterbottom M. Teaching Biology. L.: Hodder and Sloughton, 2004.