Введение 3
Глава 1. Быт женщин конца XIX - начала XX вв 8
1.1. Социальное положение женщин Сибири 8
1.2. Культурная жизнь и образование женщин Сибири 12
Глава 2. Фотография как исторический источник. Методика работы с фотографией на уроках истории 16
2.1. Фотография как исторический источник 16
2.2. Как историку научить понимать смысл фотографии 19
2.3. Методика работы с фотографией на уроках истории 29
Глава 3. Использование фотографий, как исторического источника на уроке истории, отражающего быт женщин конца XIX - начала XX вв 38
Заключение 42
Список используемой литературы и источников 47
Приложение 1
В последнее время заметно увеличилось внимание отечественных исследователей к популярной за рубежом теме «история женщин». История русских женщин имела ряд особенностей, которые были обусловлены самобытностью исторического пути, пройденного Россией. В имеющихся исторических источниках отмечается, что сибирский регион представляет большой интерес в историческом аспекте в силу значительной специфики социальных отношений в прошлом.
Сибирь всегда была особым районом страны, отличавшимся от других укладом жизни, менталитетом, социально-правовыми отношениями. Специфика выражалась и во многих чертах бытового уклада. В XIX в. в среде оппозиционных самодержавию общественных деятелей (М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский, В.И. Семевский) преобладало мнение, поддержанное сибирскими сепаратистами - так называемыми «областниками» (Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев) о том, что Сибирь в контексте своего исторического развития, по ментальности жителей представляет собой в зародыше искомую демократическую Россию, которая не испытала крепостного права, и потому она не знала жесткого сословного разделения и сильного давления государственной бюрократии, в отличие от европейской части страны. В этом аспекте актуальным представляется рассмотрение особенностей быта женщин в конце XIX - начала XX вв. в Сибири.
Актуальность изучения проблемы во многом определяется еще и тем, что в нашей стране она не нашла систематической и глубокой разработки, оставаясь «открытой» для специальных исследований. На региональном уровне «женская тема» на сегодняшний день только начинает привлекать внимание исследователей. Изучение женского движения в такой отдаленной окраине России, как Сибирь, позволит увидеть, как региональные особенности влияли на социально-правовой статус женщины, поможет представить общественную жизнь регионов в переломный период.
Проблематика изучения быта женщин с помощью фотографии в качестве исторического источника на уроках истории заключается и в том, что, несмотря на многочисленные размышления и попытки постижения сущности фотографии, она до сих пор остается притягательным и малоизученным феноменом в школьном преподавании. Кроме того, женская доля, исследуемая сквозь призму фотографий, как отдельной составляющей также практически не раскрыта (лишь несколько современных авторов касаются этой темы).
Современную жизнь трудно представить без фотографии и, в то же время, человек пресыщен визуальными образами, окружающими его. Фотография, прочно вплетенная в канву повседневности, организует реальность в соответствии со своими законами. В связи с этим, тема изучения визуального образа, его значения и механизмов функционирования приобретает особое звучание. Своеобразные опыты освоения жизненного пространства, попытки самоопределения и предъявления себя другим и миру в целом застыли в черно-белом пространстве старых фотокарточек: выражение лиц, костюмы, позы, образы отчетливо сохранили дух людей прошлых столетий. Через эти визуальные свидетельства, своеобразные «письма» из прошлого происходит обращение к «малым жизненным мирам» отдельного человека, семьи, группы людей, мужчин или женщин с их повседневными интересами и занятиями, мыслями и чувствами.
Интерес к фотографии как к объекту исследования проснулся лишь в XX веке, что было обусловлено возникновением временной дистанции и необходимостью осмыслить новые способы ориентации в мире. В первой половине XX века в изучении фотографии господствовал искусствоведческий подход, ограничивавший область интересов спецификой художественных практик, методов и жанров фотографии. Научное обращение к фотографии сводилось к изучению истории фотографического дела, исследованию технических характеристик процесса получения фотоизображений. С середины столетия в связи с изменениями, произошедшими в гуманитарных науках, наметился переход к исследованиям культурологических аспектов фотографического дела. Зарубежные исследователи обратили внимание на влияние визуальных образов на жизнь человека и неизученные аспекты феномена фотографии как способа коммуникации (В. Флюссер), как знаковой системы и языка (Р. Барт), как социальной практики (П. Бурдье). Идеи зарубежных исследователей о необходимости изучения структуры изображения, его значения и функционирования в культуре были осмыслены и развиты в трудах отечественных визуальных антропологов в конце XX - начале XXI века. Например, в двух сборниках статей под редакцией Е.Р. Ярской- Смирновой и П.В. Романова были опубликованы работы, посвященные структуре, прочтению и общим проблемам понимания языка фотографического изображения. Изменения в понимании фотографии позволили переосмыслить традиционное изложение истории фотографии с точки зрения культурологического анализа.
Постепенно исследователи открывали все новые грани изучения этого социокультурного феномена, ведь фотографии - это не только следы деятельности человека (канал информации, визуальный образ, документ), воспринимаемые им и подлежащие анализу, но и характер видения, сформированный новым визуальным опытом - тем, как человек воспринимает мир и свое место в нем.
Введение фотодокументов в научный оборот состоялось благодаря «визуальному повороту» в российской исторической науке . Он связан с формированием новых представлений о «визуальности» в гуманитарной науке в последней четверти ХХ века. В современной российской историографии произошло заметное количественное увеличение исследований фотографии. В первую очередь, это оказалось возможным благодаря росту доступности фотодокументов для сообщества историков и развитию источниковедческих исследований. Значительную роль в этом процессе сыграло также обращение исследователей к зарубежным разработкам в области теории и методологии фотографии.
В настоящее время важное значение приобретает историографическое осмысление накопленного опыта в области исследования фотографии как источника по истории дореволюционной повседневности.
Историографический анализ поможет выявить общие закономерности изучения фотографических источников, степень научной разработанности тех или иных проблем и наметить перспективы дальнейшей работы.
Объектом исследования дипломной работы является: изучение быта женщин конца XIX - начала XX вв. средней школе.
Предмет исследования: методические особенности работы с фотографией, как с историческим источником.
Цель: определение методических условий работы с фотографиями, отражающими быт женщин конца XIX - начала XX вв. на уроках истории.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социальное положение, культурную жизнь и образование женщин Сибири в конце XIX - начала XX вв.
2. Раскрыть возможности фотографии как исторического источника.
3. Проанализировать методику работы с фотографией на уроках истории.
4. Разработать ТКУ урока с применением фотографии, как исторического источника.
Научная новизна работы обусловлена слабой изученностью темы, а также малым количеством методических разработок, где фотографии, отражающие быт женщин конца XIX - начала XX вв. выступают в качестве полноценного исторического источника.
Практическая значимость заключается в разработке уроке, на котором фотографии, отражающие быт женщин конца XIX - начала XX вв. выступают в качестве исторического источника.
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложения.
Потенциал фотографии в качестве исторического источника малоизучен. До недавних пор фотографии считались только иллюстративным материалом, сопровождающим текст.
Интерес к изучению фотографии в России явно обозначился с выделением визуальной антропологии в качестве отдельной дисциплины, когда «результаты» визуальных практик (кино- и фотодокументы) были признаны правомерным источником для исторических исследований. Конечно, наряду с визуальными антропологами, и кроме собственно фотографов, фотографией интересовались и отдельные специалисты: историки, философы, психологи и культурологи. Современное понимание феномена фотографии рождается в синтезе представленных взглядов.
Исследователи начинают обращаться к старым фотографиям, как к источнику, очень аккуратно и осторожно, чтобы не преувеличить роль и значение визуальных практик в жизни человека. Например, интерес современных ученых к визуальному воплощению повседневности нашел отражение в публикации сборников «старинных» фотографий. Взгляд авторов этих изданий также может рассматриваться как своеобразная интерпретация: какие именно фотографии были выбраны для публикации, по какому принципу производился отбор, сопровождаются ли снимки комментариями исследователя или оставляют читателя наедине с изображениями.
Кроме того, в научном мире постепенно утверждается мнение, что фотографию как документ, как практику и как часть исторического наследия можно и необходимо изучать для восстановления социокультурного контекста реальности. Подтверждением служит все возрастающий интерес представителей различных наук к этому многогранному феномену. Выделение фотографий с изображенными на них женщинами в качестве отдельного жанра, обозначает специфическое направление для дальнейших разработок в этой области.
Исследователи утверждают специфику фотографии в качестве источника, говоря о необходимости применения комплексного подхода и специальных методик по интерпретации информации этих визуальных документов. Визуальными антропологами было предложено несколько методик «прочтения» фотографий, которые полезно использовать для анализа фотографий с изображением женщин второй половины XIX - начала XX вв. Сведения, которые можно «считать» со снимков касаются как самого человека или людей, запечатленных на снимке (внешний облик, характеристики одежды, атрибутики, определение социального статуса, семейного положения, национальной принадлежности и т.д.), так и некоторых сторон их жизни.
Эти сведения способны дополнить и обогатить новыми красками картину повседневности былого. Однако стоит помнить, что постановочная фотография - это все-таки сконструированная реальность, где люди предстают перед объективом подготовленными и нарядными, стараясь выглядеть как можно лучше.
Во второй половине XIX - начале XX вв. в России развернулось широкое женское движение, под давлением которого постепенно была скорректирована государственная политика в области женского образования, расширились сферы профессиональной занятости женщин, они стали играть активную роль в общественно-культурной жизни. Однако вплоть до 1917 г. женщины не имели политических прав, оставались неполнонравными в сфере наследования имущества, круг доступных для них профессий был ограничен, отсутствовало законодательство по охране материнства и детства.
В экономическом отношении женщины могли быть вполне самостоятельны и наделены правами, но в отношении наемного труда, происходило явное ущемление интересов женщин по сравнению с мужчинами. К сожалению, политическими правами даже к началу XX столетия женщины - сибирячки не обладали.
С развитием Сибирского региона, увеличением его значимости для центральной России, происходили изменения в среде сибирского населения. Патриархальные устои постепенно вытеснялись новыми веяниями, хотя полностью нравственные принципы патриархального общества и патриархальные семейные ценности не исчезли. Эти и многие другие сведения мы можем почерпнуть из фотографий, которые в свою очередь могут рассказать о многих факторах, если уметь работать с этим видом исторических источников. Умение «читать» информацию из фотоисточников необходимо начинать еще в школе и непрерывность этой работы будет носить, несомненно, положительный результат, как работа с нетрадиционными источниками.
Говоря об информативности фотографии, не стоит забывать, что большое значение имеет взгляд, обращенный на фотографию. Для человека, рассматривающего автобиографичные фотографии, это будет одна информация (оживляющая воспоминания). Для исследователя, владеющего знанием исторического контекста или осведомленного в области психологию, «полученная» информация будет иной. Эти взгляды формируют уникальную природу фотографии как визуального свидетельства былого.
Фотография как исторический источник, как инструмент этнографии, как иллюстративный материал, произведение искусства, элемент культуры в широком смысле - вот неполный перечень характеристик данного артефакта. Уникальность фотографии как явления культуры этнограф И.В. Октябрьская видит в ее триединстве: она рассматривает фотографию как способ документирования реальности, как средство ее описания и как средство ее конструирования. В этом триединстве выступает любая фотография, будь она документальной или художественной. В любом случае субъективного влияния человека, держащего в руках камеру, избежать невозможно: он выбирает объект и ракурс съемки .
Трансформация фотографии как явления времени, кризисные явления в фотоискусстве, лакуны в фотопотоке, обусловленные идеологическими запретами, нередко являются предметом дискуссий специалистов. Профессиональный фотограф О. Климов считает, что с момента появления фототехники стимулом для массового документального фото явились значимые события в жизни планеты, такие как войны, революции; для истории отдельного государства такими значимыми событиями могут быть структурные и системные изменения в самом государстве .
Таким образом, мы видим, что фотодокументы и информация о них востребованы и активно используются для исследований по истории науки, в биографике, для иллюстрации научных изданий и популяризации науки через средства массовой информации, а также в выставочной деятельности различных музеев.
По мере распространения фотоаппаратов в жизни общества появлялось все большее количество снимков, затрагивающих совершенно разные сферы. Это, в первую очередь, повседневная жизнь людей. А также деятели культуры и искусства, политические лидеры, важные для общества события, запечатленные в кадре, пропаганда и многое другое. Все эти темы имеют отражение в школьном историческом образовании, а их дополнение визуальными образами способствует лучшему усвоению материала.
Использование фотографического материала на уроках истории способно мотивировать учеников к поисковой деятельности, а также к возможности формирования критической оценки обнаруженных материалов.
Фотография способствует развитию мышления учащихся, усиливает мотивацию обучения. Нетрадиционные приемы использования фотографии расширяют их значение в учебном процессе, способствуют реализации личностно-ориентированного обучения истории.
В школьной практике преподавания истории наблюдается тенденция использования фотографии с целью конкретизации исторических событий для создания ярких исторических образов и усиления эмоционального восприятия истории. Однако не исследована проблема обращения фотографии для развития исторического мышления учеников. Эту проблему можно решить на основе нового подхода - комплексного использования фотографий на уроках истории. Анализ школьных учебников показал, что количество фотографий небольшое. В основном это фотографии персоналий, материальных объектов и исторических событий. В учебниках практически полностью отсутствуют фотографии, сориентированные на связь с современностью. Методический аппарат учебника не предлагает вопросы и задания, направленные на развитие мышления при работе с фотографиями. Полностью не решена проблема комплексного использования фотографии.
На наш взгляд, для того, чтобы учащиеся более полно воспринимали информацию, необходимы также разработки с привлечением иных видов визуальных источников, например, фотодокументов.
В современном мире интернет, как источник информации, занимает лидирующее положение в обществе. Вариация сайтов по данной теме различна, поэтому возможен многосторонний поиск информации (по периоду, конкретной теме, с точки зрения современников событий и потомков и т. д.). При этом в целях повышения мотивации имеет место быть использование специальных тематических групп популярных среди многих подростков социальных сетей. При данных условиях важно правильно «прочитать» фотографию с точки зрения прошедшей эпохи и дать ей верную историческую оценку.
1. Абилова Р. О. Фотография как источник по изучению истории повседневности: анализ современной российской историографии : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09 / Р. О. Абилова ; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т]. - Казань, 2017. - 27 с.
2. Алексеев В.В. Образное и документальное отображение исторической реальности в изобразительных источниках // Проблемы источниковедения и историографии. М., 2000. С. 297-301.
3. Андреева В.А. Историческое образование: возможности и
перспективы / В. А. Андреевна - М., 1963
4. Баранова С. Б. Фотографический материал при изучении новейшего
времени: интерпретация и значение фото в истории XX века // Школьная педагогика. - 2017. - №1. - С. 37-39. - URL
https://moluch.ru/th/2/archive/53/1912/(дата обращения: 22.03.2020).
5. Безгин В. Б. Традиции крестьянского быта конца XIX начала XX веков
(пища, жилище, одежда) // Вестник ТГТУ. 2005. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7traditsii-krestyanskogo-byta-kontsa-xix-nachala- xx-vekov-pischa-zhilische-odezhda(дата обращения: 22.03.2020).
6. Белгородская Л. В., Барсукова Н. В. «Фотография девять на двенадцать с наивной подписью «на память». Как историку научить понимать смысл фотографий». «Преподавание истории в школе» 2018 г. № 8, С. 36-43
7. Белов И. Путевые заметки и впечатления по Западной Сибири. М., 1852. С. 11- 45
8. Бывшева, О.Ю. Комплексное использование фотографии на уроках истории/ Теория и методика обучения и воспитания. 128-132.
9. Быконя Г.Ф.История Приенисейского края. Красноярск: Горница- 1997. 320 С.
10. Гагемейстер. Статистическое обозрение Сибири. Ч. II. СПб., 1854. С. 573.
11. Гончаров Ю. М. Историческое развитие семьи в России в XVIII - начале XIX века // Преподавание истории в школе. 2001. № 7. С. 21-32.
12. Гончаров Ю. М. Купеческая семья второй половины XIX - начала XX в. М., 1999. 220 С.
13. Гончаров Ю. М. Женщины фронтира: сибирячки в региональном социуме Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 1. Вып. 3: История / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. C. 63 - 75
14. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения. - М.,1971. - 214 с.
15. Длужневская Г. В. Историко-археологическое наследие Азиатской России в фотодокументах второй половины XIX - первой половины XX в. : по фондам научного архива Института истории материальной культуры Российской Академии наук : дис. ... докт. ист. наук : 07.00.06 / Г. В. Длужневская ; [Место защиты: Ин-т истории мат. культуры РАН]. - Санкт- Петербург, 2008. - 796 с. + Прил. (с. 375-796: ил.).
16. Кабашов С. Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях / С. Ю. Кабашов, И. Г. Асфандиярова. - 2-е изд., перераб. и доп. — Уфа : ДизайнПолиграфСервис, 2008. — 328 с.
17. Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. Путевые заметки (1885-1886 гг. ). Т.1. - С-П. -1999. - 392 С.
18. Копылов Д., Прибыльский Ю. Тобольск. Свердловск, 1975. С. 60 - 67.
19. Крайнева И. А. Фотодокументы как источник по истории сибирской науки: на материалах фотоархива со РАН // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014.
№379. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/fotodokumenty-kak-istochnik-po- istorii-sibirskoy-nauki-na-materialah-fotoarhiva-so-ran (дата обращения: 22.03.2020
20. Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания / В. М. Магидов. - Москва : [Рос. гос. гуманитар. ун-т], 2005. - 394 с.
21. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы истории в V-VI классах / Преподавание истории в школе. - №4, 1987.
22. Прищепова В. А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX - начала XX века в собраниях Кунсткамеры / В. А. Прищепова. — Санкт-Петербург : Наука, 2011. - 452 с.
23. Румянцев В.Я. Работы с историческими источниками // Преподавание истории в школе. - 2003. - №3, С.241.
24. Толмачёва Е. Б. Фотография как этнографический источник (по материалам фотоколлекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 : [защищена 26.12.11] / Е. Б. Толмачёва. - Санкт-Петербург, 2011. - 246 с. - Библиогр.: с. 187-201.
25. Уманьский А. Золотой город. - СПб : «Печатня» Яковлева, 1888.-168 С.
26. Чистякова В. П. Семейная фотография второй половины XIX - начала XX в. в России: опыт этнологического и источниковедческого анализа : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 / В. П. Чистякова ; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Ист. фак.]. - Москва, 2012. - 26 с.
27. Щапов А. А. Значение народной женщины в антропологическом и социальном развитии русской народности // Соч. в 3-х т. СПб., 1906. Т. 2. С. 25 - 35.
28. Ядринцев Н. Женщина в Сибири в XVII и XVIII столетиях. Исторический очерк // Женский вестник. 1867. № 8. С. 106 - 112