Введение 3
Глава 1. Фотодокумент как визуальный исторический источник 16
1.1. Общая характеристика фотодокументов 16
1.2. Алгоритм анализа фотоисточников 24
Глава 2. Возможности использования фотодокументов в процессе изучения истории России в 10 классе 30
Глава 3. Разработки уроков и элементов уроков по истории России в 10 классе с использование фотодокументов 39
3.1. Кейс «Экономическая политика военного коммунизма» 39
3.2. Мини-кейс «Образ нового советского человека» 44
3.3. Кейс «Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.» .. 45
3.4. Мини-кейс «Эффективность экономической политики в 1990-е гг.» 47
3.5. Проект «Эпоха в фотодокументах» 48
3.6. Проект «Гражданская позиция в 1990-е» 51
3.7. Дистанционный урок «Идеология и культура периода Гражданской
войны» 53
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 60
Приложение
Актуальность темы исследования. Современное образование ориентировано на активное использование в своем содержании различных источников и видов информации. Эта необходимость связана с тем, что учебный материал не имеет возможности вместить в себя обширную базу информативных данных о сферах жизни общества. В условиях постоянного развития информационных технологий возможность приобщения к новым формам знаний увеличивается и становится доступной каждому. Так, идея использования визуального ряда на уроках истории помогает повысить качество школьного исторического образования и развить исследовательские компетенции учащихся общеобразовательных школ. Активное включение в образовательный процесс различных видов визуальной информации также является одним из дидактических принципов.
В условиях современного школьного образования благодаря компьютерам, smart-доскам, мультимедийным проекторам также велика доля учебного материала, который изучается с опорой на наглядность. Очевидно, что для успешной жизни в современном информационном обществе людям разного возраста необходимо уметь взаимодействовать с этим потоком визуализированной информации, критически осмысливать ее и использовать для успешного решения каких-либо жизненных задач.
Именно визуальный ряд позволяет создать представление о историческом событии путем привлечения эмоционального фона и раскрытия на его основе фактологического материала. Таким образом, фотографии, как визуальный источник, активно распространившийся в XX веке, играют важную роль в образовательном процессе.
По мере распространения фотоаппаратов, в жизни общества появлялось все большее количество снимков, затрагивающих совершенно разные стороны общественной жизни: это и повседневность простых людей, и фото различных деятелей культуры и искусства, политических лидеров и важных для стран и их граждан событий, это и способ сохранить память о прошлом. Все эти темы имеют 3
отражение в школьном историческом образовании, а их дополнение визуальными образами способствует лучшему усвоению материала.
Более того, использование фотографического материала на уроках истории способно мотивировать учеников к поисковой деятельности, а также способствует формированию компетенций критического мышления относительно оценки обнаруженных материалов и связанных с ними событий и фактов.
Нетрадиционные методы использования фотографического материала на уроках истории, позволяет расширить их значение для образовательного процесса, а также способствует реализации личностно-ориентированной модели обучения истории.
Степень изученности темы. Выделим несколько групп литературы:
1. Работы по истории фотографии;
2. Труды по источниковедению;
3. Публикации по методике применения визуальных источников, в т.ч. фотоисточников;
4. Работы по использованию фотодокументов в процессе обучения.
Впервые фотоискусство в России появилось в середине XIX века, когда Иосиф Христианович Гамель, член-корреспондент Академии наук России, отправился в Англию изучать калотипию, являвшуюся первым методом получения копий позитива с исходного негатива изображения или фотографии.
Вопрос о фотографии как явления искусства в тот период был поднят изобретателем А. Грековым в работе «Живописец без кисти и красок ...». Сам автор разработал способ повышения долговечности дагеротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластинки. Осознавая ценность нового источника информации, исследователи в этот период разрабатывают вопросы, связанные с архивным хранением фотодокументов. Один из них, Б.А. Матушевский говорил о необходимости создания архива с целью постоянного хранения фотоизображений документального типа. Исследователи конца XIX - начала XX века, отмечая значимость фотодокументов как источника информации, говорили о возможность использования их для отражения событий, при изучении быта и культуры различных народов и многого другого. Среди трудов этих исследователей следует обратить внимание на трактат А.В. Стасова «Фотография и гравюра, в котором автор отмечает возможность использования фотографии в качестве помощницы живописи и науки.
Одним из первых советских специалистов, внесших огромный вклад в изучение и популяризацию фотографий как объектов исторического исследования, был Г.М. Болтянский . В дальнейшем вопросы источниковедческого потенциала фотодокументов редко затрагивались советскими и российскими исследователями в связи с тем, что историки не имели необходимой для работы с таким типом источников технической оснащённости и технологической подготовки. Монография известного советского историка и теоретика отечественного и зарубежного фотоискусства С.А. Морозова, освещающая деятельность первых русских фотографов-портретистов, была первой попыткой изучения художественно-жанровых экспериментов и вклада отечественных фотографов в расширение области применения данного вида искусства.
Во второй половине XX в. появляются исследования, рассматривающие теоретические вопросы выделения визуальных источников в отдельную группу. Немаловажным вопросом в спорах подобного рода стал вопрос о классификации изображений с учетом их специфики и практического применения. Стоит отметить, что до середины XX века в советской науке господствовала классификация исторических источников, предложенная А.С. Лаппо-Данилевским. Но начиная с середины XX века появляются новые исследования, посвященные изучению вопросов классификации исторических источников, и фотодокументов, в частности. Так, в 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена схема классификации источников по типам и подтипам, в том числе группа изобразительных источников. В обстоятельной работе В.И. Стрельского «Теория и методика источниковедения истории СССР» кинофотодокументы включаются в род изобразительных материалов. Ряд авторов, в том числе A.A. Кузин, М.А. Варшавчик, М.Н. Черноморский и другие, считают, что визуальные источники относятся к одному классу исторических источников.
В настоящее же время большинство историков и источниковедов придерживаются классификационной схемы Л.И. Пушкарева, опубликованной им в 1975 году . Исторические источники он поделил на семь типов: 1) вещественные (археологические), 2) письменные, 3) устные (фольклорные), 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фото, - кинодокументы и 7) фонодокументы.
Развивались и исследования, посвященные изучению конкретных видов визуальных материалов.
В литературе 1960-1980-х гг. круг работ, так или иначе затрагивающих комплекс фотодокументов, стал расширяться. Первоначально они либо упоминались среди других источников, либо кратко характеризовались с точки зрения их специфики и классификации в рамках поставленной автором проблемы в источниковедческих исследованиях общего характера.
Отдельного внимания заслуживает курс источниковедения истории СССР, подготовленный М.Н. Тихомировым, в котором фотодокументы и звукозаписи впервые были выделены в качестве самостоятельного вида исторических источников.
Непосредственно вопросам источниковедения и использования кинофотофонодокументов в 60-е гг. XX в. были посвящены статьи И.Н. Кунтикова, Л.Н. Пушкарева, и И.С. Фесуненко. Авторы статей сетовали на недооценку историками этих документов как исторических источников и их востребованность только в качестве иллюстраций, а также подчеркивали содержательную значимость, достоверность и уникальность информации, содержащейся в кино- фото- фоно- документах.
Широкое освещение получило изучение архивоведческого аспекта фотодокументов. В статьях архивистов Л.П. Волкова и Н.С. Никулаева рассматриваются вопросы отбора на хранение, комплектования и сохранности фотодокументов.
Последняя четверть XX века ознаменовалась визуальный поворотом в исторической науке, благодаря чему увеличивается количество исследований фотодокументов. В первую очередь, это оказалось возможным благодаря росту доступности фотодокументов для сообщества историков и развитию источниковедческих исследований. Появились интересные исследования в этой области, написанные соотечественниками - Т.Ю. Дашковой, В.Л. Круткиным, Е.В. Надеждиной, В.В. Нурковой, Е. Петровской, Е.В. Сальниковой, а также А. Усмановой.
Проблемам изучения исторической фотографии посвятили свои труды такие исследователи как, Д.А. Диментман, А.И. Липин, В.А. Никитин, В.Т. Стигнеев.
Наиболее фундаментальным трудом по изучению аудиовизуальных документов в источниковедческом и архивоведческом аспектах является монография В.М. Магидова. Исследование посвящено вопросам взаимосвязи архивоведения и источниковедения аудиовизуальных документов, что подразумевает изучение кинофотофонодокументов как исторических источников и как комплекса документов, являющихся объектами хранения в отечественных архивах. Автор приводит подробный обзор историографии, посвященной данной теме. Можно говорить о том, что монография В. Магидова является первой работой по изучению кинофотофонодокументов, в которой затронуты все основные архивоведческие и источниковедческие проблемы изучения данных источников: история собирания, состав и содержание кинофотофонодокументов Архивного фонда Российской Федерации; вопросы комплектования, экспертизы ценности, организации хранения и использования.
В 2000-е гг. в России стали появляться и другие публикации, посвященные комплексному изучению фотодокументов как исторических источников и объектов архивного хранения. Исследователи к этому времени уже осознали такое преимущество фотоснимков по сравнению с письменными источниками, как одномоментность прохождения события и его документирования, повышающую достоверность информации и позволяющую наиболее точно отразить характер процессов и явлений действительности. Однако необходимо отметить, что зачастую такие работы освещали документы, отложившиеся в каком-то отдельном фонде или архиве, либо посвященные какой-либо конкретной теме.
Возрастающий интерес самых разных специалистов к фотодокументам свидетельствует о многогранности их информационного потенциала и их праве выступать в качестве самостоятельного исторического источника. В последнее десятилетие был организован ряд конференций и опубликовано большое количество научных сборников и отдельных статей, посвященных проблемам исследования визуальных источников.
Так, в 2007 году в Челябинске прошла первая в России международная конференция «Образы в истории, история в образах...». По итогам конференции был выпущен сборник статей «Очевидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия», в котором освещаются возможности использования визуальных источников, в том числе и фотодокументов, для изучения исторического прошлого. Так, Игорь Нарский в своей работе «Проблемы и возможности исторической интерпретации семейной фотографии на примере детской фотографии 1966-го года из г. Горького» расширяет иконографический анализ Эрвина Панофски, добавляя возможности увидеть «следы менталитета и эмоций людей прошлого, отраженных в способах репрезентации, в мимике и жестах изображенных персон». Основной задачей историка он видит контекстуализацию источника.
Кроме этого, также стоит отметить статьи, посвященные изучению и представлению исторических событий и явления посредством фотоисточников. К примеру, жизнь русских военнопленных в Японии в 1904-1906 гг. в фотодокументах проанализирована в статье Е.Е. Колосовой; события Гражданской войны (в рамках региона) при помощи фотодокументов освещены в работе В.Г. Кокоулина; возможности использования фотодокументов как исторического источника о Холокосте рассмотрены в труде И.А. Альтмана.
Также ряд работ изучает возможности использования фотодокументов при освещении истории народов, отдельных городов и людей. Из последних работ отметим статьи И.М. Ивановой о фотодокументах как историческом источники истории коренных народа Севера и Сибири и О.И. Чекрыжовой о фотодокументах как источнике для реконструкции и визуализации городского пространства.
В настоящее время одним из направлений в изучении фотодокументов является разработка методики работы с различными видами фотодокументов. Так, например, изучению семейной фотографии посвящены публикации В.П. Чистяковой, В.А. Зверевой и Е.И. Красильникова.
Общими трудами по методики преподавания истории является работы А.Т. Степанищев, Е.Е. Вяземского, коллективный труд М.В. Коротковой и М.Т. Студеникина, учебник под редакцией В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой.
Использованию в образовательном процессе наглядных средств обучения посвящены работы П.В. Гора, Д.Н. Никифорова, М.В. Коротковой.
Также стоит отметить коллективный образ «Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике »», в котором отдельно рассматривается научно-исследовательский потенциал визуальных источников - и «традиционных» (семейные фотоальбомы, опубликованные в газетах фотографии), и новых, которые пока редко привлекают внимание ученых-историков (почтовые марки, обложки иллюстрированных журналов и др.).
К числу работ, посвященных конкретному использованию фотографий в процессе обучения, относятся преимущественно статьи. Среди них публикации О.Ю. Бывшевой о комплексном использовании фотографий на уроках истории, «Фотодокументы на уроках истории: из опыта работы» Т. Ушань, при изучении новейшего времени: интерпретация и значение фото в истории XX века, - статья С.Б. Барановой об изучении истории новейшего времени при помощи фотодокументов. Отдельная работа Н.А. Седельниковой и В.А. Логиновой, посвящена изучению возможностей использования семейных фотодокументов на уроках истории в школе.
Анализ конкретных исторических событий через фотодокументальный источник представлен в статьях «Отражение Сталинградской битвы в фотодокументах военного времени», «Фотодокументы как средство развития визуальной грамотности школьников при изучении темы Холокоста».
Таким образом, методические разработки использования фотодокументов на уроках истории затрагивают лишь некоторые темы. Обобщенных работ или выработанных методических рекомендации, посвященных работе с фотодокументами на уроках истории, не было написано.
Новизна работы состоит в том, что выявлены и проанализированы методические идеи использования фотодокументов на уроках истории, описаны методики анализа фотографий и разработаны собственные варианты организации образовательного процесса с включение в него фотодокументов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования примерных разработок уроков с использованием фотодокументов и методических рекомендаций по работе с фотодокументами в образовательном процессе среднего общего образования.
Объектом исследования является использование фотодокументов как исторических источников на уроках истории.
Предмет исследования - условия и методика использования фотодокументов на уроках истории в ходе освоения обучающимися программ среднего общего образования.
Целями работы являются определение познавательной ценности фотодокументов для изучения истории в старших классах средней школы и создание методических разработок использования фотодокументов на уроках истории России в 10 классе.
Для это необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать фотодокументы как (визуальный) исторический источник;
2. Проанализировать существующие варианты использования фотодокументов в современных школьных учебниках;
3. Обобщить методические разработки практикующих учителей по организации работы с фотодокументами на уроках истории;
4. Разработать методические рекомендации по работе с фотодокументами на уроках истории в 10 классе.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что включение в образовательный процесс фотодокументов будет способствовать повышению усвояемости учебного материала или более эффективному формированию компетенций у обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, в частности формированию и развитию критического мышления.
Источниковая база исследования. В исследовании используются несколько групп источников:
1. Нормативно-правовые акты России: в Федеральных государственных образовательных стандартах представлены требования к результатам обучения; В Историко-культурном стандарте обозначены задачи исторического образования и объемы материала, изучаемого в каждом из классов.
2. Примеры методических разработок учителей с использованием фотодокументов на уроках истории: практический опыт использования фотодокументов в различных темах, включающихся в курс истории, представлен в публикациях учителей истории.
3. Учебная литература: учебники по истории России для 10 класса использовались с целью анализа количества и качества содержащихся в них фотодокументов, а также для оценки возможностей использования дополнительного комплекса фотоисточников.
4. Комплект отобранных фотодокументов в соответствие с выбранными темами уроков. Курс истории России в 10 классе, согласно ИКС , представлен изучением истории 1914 - 2012 годов. В соответствии с темами, собраны следующие комплексы фотодокументов: фотография революции, фоторепортаж Первой мировой войны, образ Второй мировой войны в фотографиях, история советской (российской) власти в фотодокументах, фотографии в контексте истории повседневности советского (российского) общества. Фотодокументы по истории СССР и России были использованы с визуального фотоархива, который содержит 137 тысяч фотоснимков на разные темы из музейных архивов и коллекций.
В целом, использованного круга источников в совокупности с литературой достаточно для решения поставленных задач.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Апробация практических разработок прошла на уроке истории в 10 классе в средней школе № 149.
В рамках исторического образования организация работы с историческими источниками является важной составляющий изучения истории. Из числа исторических источников, фотодокументы выделяется за счет специфики своего создания. В отличие от других источников, фотодокумент позволяет запечатлеть момент или событие в форме изображения, благодаря чему передаются не только исторические данные, но и появляется возможность воссоздать атмосферу прошлого.
Помимо этого, стоит также выделить черты фотодокументы как исторического источника. К их числу относится способность мгновенно запечатлеть на пленочном или другом носителе информации некоторые факты реальной действительности; наличие вполне определенных границ фотокадра, основные компоненты которого находятся в пределах изображенного в фотодокументе (это особенность учитывается при анализе содержания фотодокумента);фотогеничность, характерная для фотодокументов, позволяет запечатлеть одно мгновенье события, явления или факта с присущим им ритмом, движением, что производит впечатление схваченного на лету; возможность посредством информации, заключенной в фотодокументе, не только образно представить событие, но и осмыслить его с учетом своеобразия передачи движения в фотографии, её композиционной, пространственно-временной целостности, использования различных приемов съемки; наличие разнообразия информации, заключенной в фотодокументе, создает возможность интегрированного представления о действительности, причем этот процесс осуществляется в наиболее активной для восприятия форме; широкая доступность изготовления и использования фотодокументов в различных целях; возможность использования различных технических средств, способствующих искажению содержания фотоизображения и приводящих в результате к фальсификации событий и фактов, отраженных в фотодокументе (ретушь, фотомонтаж, инсценировка и др.); взаимосвязь эстетической и познавательной ценности фотодокументов.
Учитывая специфику изучение исторического материала при помощи фотодокументов, необходимо выделить алгоритм его анализа. Существующий в исторической науке источниковедческий анализ, проводимый в два этапа, в условиях школьного образования трудно проводим. Большинство методических рекомендаций и разработок учителей представляют собой синтез второго этапа источниковедческого анализа вопросов по содержанию. В рамках этого этапа происходит изучение внешних исследуются время создания, цель создания и интерпретация фотоисточника посредством ответов на вопросы. Важно в начале описать содержание фотографии, а потом проанализировать ее.
Перед использованием фотоисточников на уроках истории в качестве средства обучения, нужно учитывать различные виды фотографий и возможности их использования на конкретном уроке. Так на уроках истории России возможно использование портретных, документальных и репортажных фотодокументов.
При обучении истории с использованием фотографий необходимо опираться на конкретное содержание и объективные закономерности развития истории, представленной в учебниках. Отбор наглядных средств обучения на уроке истории исходит из целей исторического образования, воспитания и развития обучающихся. Например, с целью развития навыков работы с фотодокументами рекомендует использовать воспроизводящие обучение. И постепенно, усложняя учебные задачи, переходит к творческого-поисковому обучению.
Правильно выбранные наглядные средства обучения позволяют получить обучающим большее количества знаний и сформировать представление об исторической действительности. В ходе анализа тем по истории России, были выявлено, что фотодокументы содержаться в учебной литературе в каждом параграфе в количестве 2-3, и выполняют иллюстративных функцию. Исходя их этого на уроках истории включать дополнительные фотодокументы в качестве иллюстраций и предметов изучения.
Для практической разработки элементов урока и уроков были выбраны две технологии обучения: проектная и кейс-технология. Разработанные варианты проектов имеют краткосрочный срок реализации, конечный продукт которой будет определен обучающимися. Кроме это, разработанный вариант проекта «Эпоха в фотодокументах» является своего рода универсальным проектом, то есть его возможно отнести к любому изучение периоду в 10-11 класса. Что касается кейсов, целесообразно включить в них несколько источников информации, с целью комплексного освещения и изучения исторического периода. Возможно несколько вариантов организации работы с данными кейсами: включить в качестве дополнительного материалу к содержанию учебника, организовать мини-задание по выполнению этих кейсов на одном из этапов урока, либо использовать в качестве средства знаний. Выбор данных методов обоснован широкими возможностями работы с фотодокументами. Кроме этого, также был разработан дистанционный урок, с целью оценивания возможностей использования в данном формате обучения.
Оценивая познавательную ценность использования на уроках истории фотодокументов, стоит отметить в первую очередь формирование предметных знаний и развития навыков анализа исторических источников, что является одним из условии исторического обучение в старше школе. Кроме этого, полученную историческую информацию необходимо проверить на достоверности, что позволяет развивать у обучающихся навыки критического мышления. А обсуждение информации будет способствовать развитию аргументирования и логическому построению высказываний. Поскольку формы организации работы с фотодокументами могут быть как индивидуальные, так и парные, нельзя не отметить возможности для развития коммуникативных навыков у обучающихся и навыки проектной деятельности.
Таким образом, фотоисточник является уникальным по своей специфики источником информации. Учитывая возможности передачи исторической информации, фотоисточники стали активно вводить в образовательным процесс в качестве одно из наглядных источников информации. Являясь наглядным средством обучения, фотоисточники можно активно использовать не только в качестве иллюстративного материала, но и в качестве исторического материала. При отборе фотоисточников необходимо в первую очередь определять 58
достоверность источника, а также учитывать интеллектуальные способности обучающихся, цели и задачи изучаемой темы.
1. Александрова, С. В. Фотодокументы как средство развития визуальной грамотности школьников при изучении темы Холокоста // Преподавание истории в школе. 2019. - № 5. - С. 39-44.
2. Баранова, С. Б. Фотографический материал при изучении новейшего времени: интерпретация и значение фото в истории XX века // Школьная педагогика. 2017. - № 1. - С. 37-39.
3. Бывшева, О. Ю. Комплексное использование фотографии на уроках истории // Теория и методика обучения и воспитания. 2007. № 5. - С.128-132.
4. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf(дата обращения: 21.09.2019).
5. История России в фотографиях. [Электронный ресурс] URL: https: //russiainphoto. ru/
6. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3
ч. Ч. 1. / [М. М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. - 175 с.;
7. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 2. / [М. М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. - 176 с.;
8. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 3. / [М. М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. - 160 с.;
9. Как работать с фотографиями? [Электронный ресурс] URL: https://urokiistorii.ru/article/2230
10. Седельникова, Н. А. Использование семейных фотодокументов на уроках истории в школе / Н. А. Седельникова, В. А. Логинова // Современное научное знание в условиях системных изменений (Тара, 13-14 апреля 2017). Издательство: Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2017. -С. 84-86.
11. Сухорукова, Е. П. Отражение сталинградской битвы в фотодокументах военного времени (на материалах Центра документации новейшей истории Волгоградской области / Е. П. Сухорукова, Т. Н. Орехова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. №. 5. С. 160 - 166.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/
13. Фотодокументы на уроках истории: из опыта работы // Журнал педагог. [Электронный ресурс]. URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8274(дата обращения: 20.03.2020).
Литература:
1. Альтман, И. А. Фотодокументы как исторический источник о
Холокосте на территории СССР (к постановке проблемы) // Вестник Тверского государственного университета. Издательство: Тверской государственный
университет, 2016. - № 4. - С. 132-144.
2. Болтянский Г. М. Очерки истории фотографии в СССР / Г. Болтянский. - М.: Госкиноиздат, 1939.- 224 с.;
a. Болтянский Г. М. Фотографическая жизнь в советский период / Г. Болтянский // Советское фото. - 1926. - № 6. - С. 163-164.;
3. Болтянский Г. М. Фотография в эпоху революции / Г. Болтянский // Советское фото. - 1926. - № 3. - С.72-73.
4. Варшавчик М. А. Источниковедение истории КПСС: учеб. пособие / М. А. Варшавчик. - М.: Высш. школа, 1973. - 360 c.;
5. Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике: коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Издво НГПУ, 2014. - 180 с.
6. Волков Л. П. Улучшить сохранность кинофотофонодокументов / Л. П. Волков // Вопросы архивоведения. 1962. - № 2. - С. 60-61
7. Гора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения. - М.,1971. - 214 с.
8. Греков А. Ф. Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут / А. Ф. Греков. - М., 1841.
9. Диментман, Д. А. Коллекция фотодокументов A.A. Губарева как объект источниковедческого исследования // Страницы художественного наследия России XVI-XX веков. - М., 1997;
10. Зверев, В. А. Жизнь и смерть в семейной фотографии: к интерпретации
городских фотоисточников 1920-1930-х годов / В. А. Зверев, Е. И. Красильникова // Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в
образовательной и исследовательской практике : коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. С. 136 - 148.
11. Иванова, И. М. Фотодокументы РГАКФД о коренных народах Севера и Сибири в 192О-е-1930-е гг.: источниковедческий анализ // Вестник Архивиста. Издательство: Общероссийская общественная организация "Российское общество историков-архивистов", 2011. - № 3. - С. 108-117.
12. Источниковедение: учеб. пособие / И. Н. Данилевский, Д. А. Добровольский, Р. Б. Казаков и др.; отв. ред. М. Ф. Румянцева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — С. 93.
13. Кинофотофонодокументы как исторический источник / В. М. Магидов // Отечественная история. - 1992. - № 5. - С. 105-106.
14. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования / И. Д. Ковальченко. - М: Наука, 1987. - 440 с.;
15. Кокоулин, В. Г. Забывая Гражданскую войну: взгляд на события Гражданской войны в Новосибирске в середине 1930-х гг. // Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие (Омск, 13-14 ноября 2019).
Издательство: Омский государственный технический университет, 2019. - С. 123-126.
16. Колоскова, Е. Е. Русские военнопленные в Японии в 1904-1906 гг. в фотодокументах РГАКФДи// Вестник Архивиста. Издательство: Общероссийская общественная организация "Российское общество историков-архивистов", 2011. - № 3. - С. 141-140.
17. Кунтиков И. Н. Кинофотофонодокументы в научных исследованиях И. Н. Кунтиков // Вопросы архивоведения. 1962. - № 2. - С. 55-59.
18. Липин, А. И. Фотография как . - M.:- 2008;
19. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы как исторический источник //Отечественная история. - 1992. - № 5. - С. 104-116.
20. Магидов, В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания В.М. Магидов / В. М. Магидов. - М.: РГГУ, 2005. - 394 с.
21. Мазур Л. Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX-XXI вв. [Электронный ресурс]: в поисках новых методов исследования // Источниковедение.ги. URL: http: //ivid.ucoz.ru/publ/lappo_15 0/mazur_ld/16-1-0-144.
22. Методика обучения истории : [учебник для высших учебных заведений подготовку по направлению "Педагогическое образование"] / [В. В. Барабанов и др.] ; под ред.: В. В. Барабанова и Н. Н. Лазуковой. - Москва: Академия, 2014. - 428 с.
23. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей / Е. Е. Вяземский. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 175 с.
24. Морозов С. А. Первые русские фотографы-художники / С. А. Морозов. - М.: Госкиноиздат, 1952. - 120 с.
25. Наглядность в преподавании истории и обществоведения / Д. Н. Никифоров, С. Ф. Скляренко. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Просвещение, 1978. - 319 с.
26. Наглядность на уроках истории: Практическое пособие для учителей / М. В. Короткова. - Москва: Владос, 2000. - 175 с.
21. Нарский, И. В. Проблемы и возможности исторической интерпретации семейной фотографии (на примере детской фотографии 1966 г. из г. Горького). // Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. - Челябинск. 2008. - С. 61.
28. Никитин, В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л.: Лениздат, 1991;
29. Никулаев Н. С. О некоторых критериях отбора кинофотодокументов / Н. С. Никулаев // Советские архивы. 1968. - № 2. - С. 92-95.
30. Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия: сб. ст. / [редкол.: И. В. Нарский и др.]. — Челябинск. 2008. - 476 с.
31. Попова П. И. История фотографии в России: становление и развитие / П. И. Попова, Е. В. Черткова С. 99-102.
32. Практикум по методике преподавания истории в школе: Учебное пособие для студ.пед.вузов / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. - Москва: Владос, 2000. - 271 с.
33. Пушкарёв Л. Н. Источниковедческие проблемы
кинофотофонодокументов / Л. Н. Пушкарев// Советские архивы. 1968. - № 2. - С. 89-92.
34. Пушкарев Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л. Н. Пушкарев. - М.: Наука, 1975. - 281 с.
35. Пушкарев Л. Н. Формы и содержание исторического источника / Л. Н. Пушкарев // Советские архивы. - 1966. - № 5. - С. 34-40.
36. Пушкарев Л.Н. Источники исторические // Советская историческая энциклопедия. М., 1965. Т. 6. Ст. 591.
31. Сексенбаева, Г. А. Фотодокументы: источниковедческие аспекты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://articlekz.com/article/7264.;
38. Стасов В. В. Фотография и гравюра / В. В. Стасов // Русский вестник. - М., 1856. - Т. 6. - С. 359-439, 555-516.
39. Степанищев, А. Т. Методика преподавания и изучения истории в школе / А. Т. Степанищев. - М. 2002. - С.133.
40. Стигнеев, B. T. Век фотографии, 1894-1994: очерки истории отечественной фотографии. М.:КомКнига, 2005.
41. Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР. - Киев, 1976.
42. Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: учеб. пособие / М. Н. Тихомиров. - М.: Изд-во социально¬экономической литературы, 1962. - 496 с.
43. Ткаченко, А. В. Фотодокументы об общественных объединениях Москвы периода перестройки. Современные проблемы изучения / А. В. Ткаченко // Технотронные документы - информационная база источниковедения и архивоведения: сб. науч. статей. - М.: РГГУ, 2011. - С. 142-146.
44. Фесуненко И. С. Значение кинофотофонодокументов как исторического источника и основные задачи комплектования ими Государственного архивного фонда Союза ССР / И. С. Фесуненко // Труды МГИАИ. - М., 1961. - Т. 16. - С. 7-14.
45. Харитонова, Е. В. Фотодокументы фототеки Киноцентра: проблемы архивоведения и источниковедения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rusarchives.ru/federal/rgakfd/haritonova. shtml.;
46. Чекрыжова, О. И. Фотодокументы как источник для визуализации городского пространства в исторических гис // Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде (Пермь, 15-18 мая 2018). Издательство: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. - С. 174¬177.
47. Чекрыжова, О. И. Фотодокументы конца XIX - начала XX в. как источник для реконструкции социальной топографии городов Тобольской губернии / О. И. Чекрыжова, Н. В. Стрекалова // Известия Алтайского государственного университета. Издательство: Алтайский государственный университет, 2019. - № 5. - С. 93-98.;
48. Черноморский М. Н. Источниковедение истории СССР. Советский период: учеб. пособие / М. Н. Черноморский. - 2-е изд.; исп. и доп. - М.: Высш. шк., 1976. - 296 с.
49. Чистякова, В. П. Семейная фотография как источник для изучения истории повседневности России второй половины XIX - начала XX века (Историографический обзор) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2012. № 14. Вып. 2 / Ответств. за выпуск д.и.н. А. В. Белова. С. 122-130.
50. Шмидт С. О. Современные проблемы
источниковедения//Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. - М., 1969;
51. Шмидт С.О. О классификации исторических источников // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1985. Вып. 16. 140 с.