Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследовательская работа обучающихся 9 класса по изучению этногеографической ситуации Енисейской Сибири

Работа №166795

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЕНИСЕЙСКАЯ СИБИРЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 6
1.1. Географическая характеристика Енисейской Сибири 6
1.2. Исторические этапы развития Енисейской Сибири 10
1.3. Территориальные преобразования Енисейской Сибири 15
ГЛАВА 2. ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ 19
2.1. Анализ историко-географических процессов географии населения региона. 19
2.2. Освоение и заселение народами территории Енисейской Сибири 21
2.3. Особенности языка, культуры и другие особенности народов
Енисейской Сибири 22
2.4. Геокультурная обстановка и этнокультура народов Енисейской Сибири
ГЛАВА 3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
3.1. Организационно-педагогические условия функционирования научного образовательного общества учащихся и вопросы организации научно-исследовательской деятельности 38
3.2. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в старших классах общеобразовательной школы 43
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложения 64


Енисейская Сибирь — это территория, в которой объединены три субъекта Российской Федерации, расположенные в Восточной Сибири и находящиеся в бассейне реки Енисей — Красноярский край, Республика Хакасия и Республика Тыва. Регионы объединяет не только географическая близость, но и общность истории, культуры, традиций, а также уникальный ландшафт и единственные в своем роде памятники природы, которые являются достоянием всего населения Енисейской Сибири. [1]
Исторически связанные Красноярский край, Республика Хакасия и Республика Тыва формировалась на протяжении длительного времени. Освоение земель, расположенных по берегам Енисея, началось несколько тысяч лет назад.
В древние времена земли заселяли кочевники, вдоль по Енисею образовывались поселения. Затем начался процесс присоединения Сибири к Российской Империи. В течение двух веков на территории изменилось административное деление. В начале XIX века здесь образовалась Енисейская губерния. По форме территории она напоминала современный Красноярский край, в нее входили земли Хакасии и Тывы.
В начале XX века сложившиеся границы были изменены, территория сначала соединялась, потом дробилась, образовывая новые административные единицы. Однако культурные и социальные связи регионов, расположенных вдоль Енисея, сохранялись, несмотря на разную территориальную принадлежность.
Регионы Енисейской Сибири являются многонациональными. В двух регионах - Красноярском крае и Хакасии, преобладают русские. В Тыве по национальному составу преобладают тувинцы, русские по численности находятся на втором месте.
Также регионы Енисейской Сибири населены пришлыми народами: украинцами, татарами, азербайджанцами, армянами и представителями многих других национальностей.
Кроме того, на территории Красноярского края проживают представители северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кеты, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. На территории республики Хакасия проживают представители малочисленного народа - шорцы. [27]
Также к малочисленным народам Сибири относятся тувинцы - тоджинцы, которые живут в Тоджинском кожууне в районе республики Тыве. [25]
Актуальность темы ВКР заключается в том, что одно из направлений в реализации цели образования - формирование всесторонне развитой личности, осуществляется через формирование интереса к культуре и традициям различных народов, особенно тех, кто проживает рядом, на сопредельных территориях. В школьной программе объективно мало уделяется времени для подробного изучения каждой географической территории России, в том числе Енисейской Сибири, на территории которой мы проживаем. Региональная составляющая в связи с этим приобретает значительный интерес в учебном процессе. Школьники всегда проявляют интерес к изучению этого вопроса. Потребность в знании особенностей коренных жителей Енисейской Сибири, возможно осуществить на дополнительных занятиях во внеурочное время. Одной из форм внеурочной деятельности по изучению народов является исследовательская работа, что даст возможность обучающимся приобрести творческий опыт, развивать интерес к изучению географического пространства и, в частности к народам, проживающим на территории Енисейской Сибири.
Цель выпускной квалификационной работы: показать, что организация исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной работе будет продуктивна при изучении народов, населяющих Енисейскую Сибирь.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть виды исследовательской деятельности обучающихся по географии при изучении народов России в 9 классе.
2. Выделить Енисейскую Сибирь как объект изучения географии.
3. Организовать исследовательскую работу обучающихся 9 класса по изучению народов Енисейской Сибири.
4. Показать результаты этногеографического изучения народов Енисейской Сибири во внеурочной работе по географии.
Объект исследования: изучение народов Енисейской Сибири.
Предмет исследования: исследовательская деятельность обучающихся по этногеографической ситуации характеристике народов Енисейской Сибири.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в составлении и анализе этногеографической ситуации характеристики народов Енисейской Сибири для изучения в курсе географии России 9 класса.
Методы исследования: аналитический, статистический, историко-географический, картографический, литературный, наблюдения, описания


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Енисейская Сибирь включает три субъекта Российской Федерации — Республику Хакасия, Республику Тыва и Красноярский край. Данные субъекты находится в Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей.
Рельеф территории многообразен и связан с рекой Енисей. На правом берегу находится Среднесибирское плоскогорье и Енисейский кряж. На левом берегу находится Западно-Сибирская низменность. На юге представлены горы, а также межгорные впадины.
Заселение территорий Енисейской Сибири началось в 1582 г., когда Ермак овладел Кашлыком и начал присоединение Сибирского ханства к России. Царские посланники в течении десятилетий сражались за господство с коренным населением
С XVII века освоение Сибири стало активнее. Этот период характеризуется как период противостояния с Хонгорайскими улусами региона.
После реформ М. М. Сперанского Сибирь была разделена на Западную и Восточную. К восточной относилась территория Енисейской Сибири.
В 1822 году была создана Енисейская губерния.
В период СССР в 1934 г. был образован Красноярский край. Он находился практически в границах прежней Енисейской губернии. После 1991 года республика Хакасия вышла из состава Красноярского края. Самостоятельными субъектами Российской Федерации стали два автономных округа: Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский, хотя они территориально входили в состав Красноярского края.
Енисейская Сибирь многонациональна, на её территории проживают, коренные народы: кеты, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы, тувинцы, шорцы и др. Народы относятся к разным языковым группам, имеют особенную культуру, включающую шаманизм и анимизм. К хозяйственной деятельности населения относится оленеводство, рыбный промысел, охота и т.д.
Данные этногеографического анализа Енисейской Сибири были успешно применены нами в ходе проведения урока-конференции в 9 классе. Обучающиеся ознакомились с материалами по данной теме, ответили на вопросы о Енисейской Сибири, произвели работы с картами и таблицами. Обучающимися были разработаны презентации и подготовлены доклады. Обучающиеся показали факты усвоенности материала, разработали исследовательские проекты по данной теме.
В ходе реализации данных, было проведено мероприятие в виде урока-конференции «Этнический и национальный состав населения Енисейской Сибири». Обучающиеся подробно ознакомились с материалами темы, ответили на вопросы и тесты о Енисейской Сибири, произвели работы с картами и таблицами. В качестве проверки знаний находились ответы на вопросы: что такое ассимиляций? Какие народы проживающие на территории Енисейской Сибири? К какой языковой семье относятся эвенки?
Для анализа уровня усвоения материала обучающимися была подготовлена таблица с вопросами по теме: языковые семьи Енисейской Сибири, субъекты входящие в Енисейскую Сибирь и др.
Обучающиеся подготавливали материалы и выступления по предложенным темам: по народам Енисейской Сибири, их языку, культуре и др. Анализируя рефлексию и уровень подготовленных обучающимися работ, можно сделать вывод, что они в целом хорошо усвоили материал. Применение результатов этногеографического анализа в учебном процессе 9 класса оказалось успешным. Обучающиеся показали факты усвоенности материала и разработали исследовательские проекты по данной теме.



1. Енисейская Сибирь. URL: https://ensib.ru/(дата обращения: 12.11.2022)
2. Первый макрорегион России — Енисейская Сибирь. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/eniseyskaya-sibir-pervyy-makroregion-rossii(дата обращения: 12.11.2022)
3. История Енисейской Сибири. URL:
http://www.krskstate.rU/about/history/0/id/14769(дата обращения 12.11.2022)
4. Енисейская губерния : краткое описание Енисейской губернии для
переселенцев и ходоков. - Красноярск. URL:
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/57560(дата обращение 12.11.2022)
5. История Сибири. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/s-v-bahrushin-i- nauchnoe-nasledie-g-f-millera(дата обращения 12.11. 2022)
6. Русские в Сибири. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/rus/sian/2.htm(дата обращения 12.11. 2022)
7. Народы Красноярского Края. URL: http://www.krskstate.ru/about/narod. (дата обращения 12.11. 2022)
8. Научное общество учащихся. URL: https://chel-dpsh.ru/otkrytaya- entsiklopediya-dvortsa/item/1764-nauchnoe-obshchestvo-uchashchikhsya(дата обращения: 16.03.2023)
9. Научное общество учащихся “Поиск” URL: http://30harab- school1.edusite.ru/vis_p47aa1.html(дата обращения: 16.03.2023)
10. Учебно-исследовательская деятельность в школе. URl: https://elibrary.ru/item.asp?id=38235812(дата обращения: 16.03.2023)
11. Методический материал “Организация научно-исследовательской деятельности школьников по географии” URL:
https://kimc.ms/soobshchestva/gmo/gmo-geography/metodicheskaya- kopilka/metodrekom_nou.pdf(дата обращения: 16.03.2023)
12. Расселение этнических групп, племен и родов народов Сибири URL: http://osiktakan.ru/ethnos/map_rass_ev.html(дата обращения 19.05.
2023)
13. Енисейская Сибирь. URL: https://ensib.ru/investments/investment- potential/(дата обращения 04.06. 2023)
14. Красноярский край. URL: http://www.biosphere- sib.ru/siberia/krasnoyarsky-krai.php(дата обращения 04.06. 2023)
15. Енисейская губерния. URL: http://metalloiskateli-info.ru/gubemii-i- oblasti-rossijskoj-imperii/enisejskaya-guberniya/(дата обращения 04.06. 2023)
16. Енисейская губерния. URL:
http: //www.gproxx.com/http: //www.etomesto .ru/krasnoyarsk/maps.php?sort=4 (дата обращения 04.06. 2023)
17. Енисейская губерния. URL: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/1977772(дата обращения 04.06. 2023)
18. Г.М. Василевич. Эвенки. Историко-географические очерки. Изд-во наука. 1969. С. 90-136.
19. Е.А. Алексеенко. Кеты: историко-этнографические очерки. Л. 1967. С. 54-91.
20. В.И. Молодин. Народы Западной Сибири. Изд-во ИАЭТ СО РАН. 2005. 29-140
21. Н,П. Копцева, А.Е. Амосов, Н.А. Бахова. Коренные малочисленные народы Севера и Сибири. СФУ. 2019. 312-340
22. Г.А. Аксянова, И.М. Золотарева. Нганасаны антропологическое исследование. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. 1992. 87-131
23. Ф.А. Валеев, Н.А. Томилов. Татары западной Сибири. История и культура. Наука. 1996. С. 43-52
24. Р. Батайсов. Заметки о древних и современных этносах. Литрес. 2022.
С 134-187
25. К.А. Дегтяренко, С.О. Зотов, А.А. Семенова. Этнокультурная динамика коренных малочисленных народов Енисейской Сибири. СФУ. 2022. С 181¬190
26. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. - С. 121 - 124; 172 - 180
27. Е.А. Сертакова, Н.М. Лещинская, М.А. Колесник. Этнокультурная динамика коренных народов Енисейской Сибири в исследованиях 2010¬2020-Х ГГ. СФУ. 2022. С 24-62
28. Веселова Е.Ш. "Енисейская Сибирь" - первый макрорегион России. ЭКО. 2018. С 2-10
29. Степанов А.П. Енисейская губерния. Растр. 2017. С 80-146
30. Исследование структуры и степени освоения гидроэнергетического потенциала ГЭС России. https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovanie- struktury-i-stepeni-osvoeniya-gidroenerge. (дата обращения: 05.06.2023)
31. P. Vitebsky, A. Alekseyev. Siberia. Springer. 2015. C 23-42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ