ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
§ 1.1. Сущность понятий «конфликт» и «конфликтное поведение» в
психолого-педагогической литературе 7
§ 1.2. Особенности поведения младшего школьника в конфликте с учетом гендерных особенностей 14
§ 1.3. Способы снижения уровня негативных проявлений конфликтного
поведения 18
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ОП ИЗУЧЕНИЮ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
§ 2.1. Методическая организация исследования 29
§ 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
§2.3. Методические рекомендации по организации психолого¬педагогической работы, направленной на снижение уровня негативных
проявлений в конфликтной ситуации 49
Выводы по главе II 56
Заключение 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
В настоящее время проблема конфликта является актуальной как в педагогическом процессе, так и в повседневной жизни. Конфликт является одной из универсальных характеристик и основной движущей силой развития.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое другое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов различного характера. На межличностный конфликт смотрят сегодня как на весьма значимое явление в сфере образования, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. Школьные конфликты служат причиной многих негативных явлений.
В младшем школьном возрасте проблема конфликтов, на наш взгляд, особо актуальна. В этот период ученики делают первые шаги к взрослой жизни - учатся взаимодействовать в коллективе, решать проблемы взаимопонимания и т.д. Поэтому им необходимо уметь конструктивно разрешать конфликты, не прибегая к агрессии.
Сегодня у современных школьников проявляется большая тревожность, агрессивность, враждебность, что приводит к частым конфликтам, которые ученики предпочитают разрешать, наиболее выгодным для них способом.
Мальчики и девочки отличаются многими сферами - в познавательном развитии, в физиологическом становлении, в привычках, волевой и эмоциональной сфере. Следовательно, что и в различных ситуациях они действуют по-разному.
Благодаря подражанию дети приобщаются к окружающей среде, они стремятся найти себе человека, быть похожим на которого будет для него значимо. Чаще всего дети выбирают себе человека одного пола - мальчики - папу, девочки - маму.
В результате этого мальчик принимает для себя такую модель поведения, где он должен быть сильным, мужественным, храбрым, смелым, решительным.
А для девочек характерны - доброжелательность, справедливость, честность, мягкость, общительность.
С конфликтными ситуациями каждый человек ни раз встречается в своей жизни. Они возможны везде: на работе, в школе, в компании знакомых, в семье, даже в магазине. Виды конфликтов совершенно разнообразные. Каждый человек может встретиться с разным типам конфликта, как с внутриличностным, так и социальным (семейным, военным, конфликт интересов, трудовой и тд.).
Каждый из нас прекрасно понимает значение данного понятия, но не каждый задумывается о последствиях и о том, чем может закончиться данное взаимодействие.
Слово «конфликт» стало обыденным в нашей речи. Оно не требует перевода или пояснения, каждый интуитивно понимает определение данного слова. Даже если в речи люди не используют данное понятие, они заменяют его схожими по смыслу: «столкновение», «схватка», «спор», «разногласие», «борьба». В обыденной речи понятие «конфликт» применимо к достаточно широкому кругу явлений - от дружеских или семейных разногласий, до вооруженных столкновений.
Но дети узнают о конфликтах не только из СМИ, они могут наблюдать их в любом месте, где бы они не находились, так как конфликтных ситуаций в нашем мир становится большое количество. Ребенок может встретить конфликт в магазине, где столкнулись интересы двух покупателей, так же и в общественном транспорте, где стакиваются интересы пассажиров. Но особенно влияют на ребенка семейные конфликты, где не только могут сталкиваться интересы родителей, но и когда ребенок сам является субъектом данного столкновения, а также конфликты, случающиеся в школе, где ребенок также может выступать субъектом столкновения.
Подробнее я бы хотела остановится на конфликтах и конфликтном поведении, которые происходят в жизни младшего школьника. Потому что, когда ребенок находится в стрессовой ситуации, для него очень трудно найти правильные действия, чтобы из нее выйти. И если же ребенок погрузится в конфликтную ситуацию, будь это ситуация семейного конфликта, или же конфликта в школе, все это может негативно сказаться на его дальнейшем обучении.
Изучением конфликтов занимаются уже достаточно давно. Придуманы модели поведения и основные стратегии, придерживаясь которых можно либо достичь урегулирования, либо так и не дойти до разрешения.
С современном мире невозможно обойти конфликтные ситуации, поэтому важно, чтобы каждый человек умел применять правильную тактику поведения в конфликтных ситуациях.
В связи с актуальностью и недостаточной разработанностью данной проблемы, нами была выбрана тема исследования «Исследование гендерных особенностей поведения младших школьников в конфликте».
Целью нашей работы является исследование гендерных особенностей проявления конфликтного поведения младших школьников.
Объект исследования - конфликтное поведение младших школьников.
Предмет исследования - гендерные проявления конфликтного поведения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: для конфликтного поведения младших школьников характерна физическая и вербальная агрессия, неадекватная самооценка, ситуативная тревожность, что в большей степени выражено у мальчиков, чем у девочек.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить сущность понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», «конфликтное поведение», «гендер».
3. Изучить гендерные особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте.
4. Подобрать диагностический комплекс для изучения конфликтного поведения младшего школьника и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей конфликтного поведения в младшем школьном возрасте.
5. Составить программу формирующего эксперимента, направленную на снижение уровня негативных проявлений в конфликте .
Методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической литературы;
• Наблюдение;
• Тестирование.
База исследования: МАОУ «Гимназия №5» Свердловского района, г. Красноярска. В нем приняли участие 30 школьников в возрасте от 10 до 12 лет, из них 14 мальчиков и 16 девочек.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XVIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Проблема исследования гендерных особенностей поведения младших школьников в конфликте актуальна и требует особого внимания как со стороны психологов, так и со стороны педагогов.
В настоящее время у современных школьников проявляется большая тревожность, агрессивность, враждебность, что приводит к частым конфликтам, которые ученики предпочитают разрешать, наиболее выгодным для них способом.
С современном мире невозможно обойти конфликтные ситуации, поэтому важно, чтобы каждый человек умел применять правильную тактику поведения в конфликтных ситуациях.
Конфликтную ситуацию можно разрешить разными способами: конструктивными - доброжелательно искать общие интересы, не прибегая к оскорблениям, или деструктивными способами - применяя физическую или вербальную агрессию, пытаясь подавить интересы оппонента.
На возникновение межличностных конфликтов у младших школьников влияет рад условий: психологический климат в классе, удовлетворенные потребности в общении как с одноклассниками, так и с учителем, владение навыками сотрудничества. К тому же, большое влияние оказывают личностные особенности: речевая культура, уровень агрессии, тревоги и адекватная оценка своей личности и своих возможностей.
У мальчиков наблюдается стремление любой ценой отстоять свои интересы в конфликтной ситуации, при этом интересы другой стороны стараются подавить. Но так поступают не все мальчики, некоторые спокойно относятся к конфликту и, если он случается, то с удовольствием идут на переговоры для разрешения.
Девочки в конфликтной ситуации более сдержаны, чаще идут на уступки в пользу другого участника конфликта, чтобы избежать ссор и сохранить отношение с окружающими. Также девочки могут искать решение конфликта, которое поможет всем сторонам конфликта либо частично остаться в «выигрыше», но при этом какой-то частью все-же пожертвовать, либо же могут найти такой вариант, когда обе стороны окажутся довольны. Но такое случается редко. У девочек наблюдается потребность включать в конфликт третьих лиц, более авторитетных и влиятельных. Это могут быть подруги, старшеклассники, учитель, психолог, педагог-воспитатель, родитель, с помощью их девочки удовлетворяют свою потребность в защите.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, нами была составлена программа формирующего эксперимента, на основе социально-психологического тренинга, направленная на снижение уровня негативных проявлений в конфликтной ситуации. Данная программа может быть полезна педагогам-психологам образовательного учреждения, педагогам-воспитателям, а также родителям, интересующимся данной проблемой.
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально¬
психологические проблемы. М.: Издательство Московского университета, 1990. 240 с.
2. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов: Учеб. пособие. 2-е изд. / В. И. Андреев. Казань, 1992. 142 с.
3. Андреев В. И. Основы педагогической конфликтологии / В. И. Андреев. М.: Просвещение, 2005. 67 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 290с.
5. Андриади И. П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. М., 1990. 22 с.
6. Амелин В.Н. Сущность, структура, типология и способы разрешения социальных конфликтов. Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политическое исследование. 1991. №6. 64-74 с.
7. Анашкина Е.Б. Групповые формы коррекции конфликтных отношений. Методические рекомендации педагогам. Томск. 2008. 153 с.
8. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник. 3-е изд. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. СПб: Питер, 2007. 296с.
9. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. М.: Прометей, 2003. 208 с.
10. Басова А.Г. Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте школьников подросткового и юношеского возраста // Молодой ученый. 2013. 627-631 с.
11. Белинская А Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов / А. Б. Белинская. М.: Прометей, 2000. 212 с.
12. Берн Ш. Гендерная психология // Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
13. Богданов Е.Н. Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: учебное пособие // 2-ое изд. СПб: Питер, 2004. 224 с.
14. Бодалев А. А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / А. А. Бодалев. М.: Аграф, 1986. 126 с.
15. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт!
Новосибирск, 1989. 189 с.
16. Воробьева Л. И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / Л. И. Воробьева. М.: Просвещение, 2006. 135 с.
17. Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. 1994. 94-98 с.
18. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск: Современный Школьник. 2007. 496 с.
19. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, 2000. 464 с.
20. Гришина Н.В. Психология социального конфликта / Н. В. Гришина. СПб: Питер. 2000. 236 с.
21. Гусева А. С. Конфликт: Структурный анализ, консультативная помощь, тренинг / А. С. Гусева, В. В. Козлов. М.: Владос, 2004. 187 с.
22. Дмитриев А. В. Конфликтология / А. В. Дмитриев. М.: Просвещение. 2003. 396 с.
23. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в школьном возрасте / Т. В. Драгунова // Вопросы психологии. 2002. 14-20 с.
24. Емельянов М.С. Практикум по конфликтологии // Питер. 2009. 384 с.
25. Журавлев В. И. Особенности педагогической конфликтологии / В. И. Журавлев. М.: Иркутск, 2005. 215 с.
26. Захаров В. П. Социально-психологически тренинг / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева. СПб. Питер. 2003. 195 с.
27. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1995. 317 с.
28. Исаев Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей // Д. Н. Исаев, В. Е, Каган. Л: Медицина, 1980. 148 с.
29. Казарина Н.Г. Поведение в конфликте младшего школьника как исследовательская задача // Вестник Удмуртского университета. 2013. №1. 29-32 с.
30. Канатаев Ю. А. Психология конфликта / Ю. А. Канатаев. М.: ВАХЗ. 2007. 254 с.
31. Клементьева А. Я. Тренинг «Поведение в условиях конфликта» // Социальный конфликт. 1997. №2. 14-19 с.
32. Клецина И.С. Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2009. 496 с.
33. Клецина И.С. Гендерная социализация: учебное пособие / И. С. Клецина. СПб.: СПбГУ. 1998. 228 с.
34. Клецина И. С., Юркова Е. В. Межличностные отношения и гендерные стереотипы: партнерство или манипуляция // Гендерные отношения в современном российском обществе: материалы. Второй межвузовской студенческой конференции. 2011. 5 с.
35. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 176с.
36. Колесникова Г.И. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения / Г.И. Колесникова. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 222-225 с.
37. Кондратьев К. В. Конфликты и пути их разрешения / К. В. Кондратьев. М.: Белгород. 2007 г.
38. Корняк Н. М. Конфликт и как его избежать / Н. М. Корняк. М.: Санкт-Петербург. 2003 г.
39. Крысько В.Г. социальная психология. Курс лекций. 3-е издание. Москва: Омега-Л,2006. 352 с.
40. Левин К. Типы конфликтов. Психология личности: Тексты. Москва. 1982 г.
41. Леонтьев А. А. Психология общения. // А. А. Леонтьев М.: Смысл. 2005. 365 с.
42. Лопухов О. Г. Психологический пол личности в контексте гендерных исследований. Вестник ТГГПУ. 2011. 26 с.
43. Методы социальной психологии / Под редакцией Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. СПб. 1997. 176 с.
44. Мириманова М. С. Практическая психология. Москва, 2001. 161 с.
45. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
46. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. 2-е изд., переработано и дополнено М.: Эксмо. 2010. 368 с.
47. Николаенко М.С. Особенности конфликтов учащихся начальной школы. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика., 2008. №6. 146-148 с.
48. Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения. // Н. Н. Обозов. Л.: Наука. 1991 г.
49. Овчарова Р.В Практическая психология в начальной школе. Москва, 1999. 240 с.
50. Ожигова Л. Н. Исследование гендерных установок в ситуации конфликта // Практикум по гендерной психологии / Под редакцией И. С. Клециной. СПб.: Питер. 2003. 197-206 с.
51. Парыгин Б. Д. Практикум по социально-психологическому тренингу / под редакцией Б. Д. Парыгина. СПб.: Питер. 2001. 159 с.
52. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Л.А. Петровская // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Издательство Московского университета. 1977. 126-143 с.
53. Попова О.С. конфликт между учениками в классе // Молодой ученый. 2015. №11. 1765-1768 с.
54. Потанин Г. М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потенин, А.И. Сахаров. М.: Просвещение. 2006. 114 с.
55. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. / А. М. Прихожан. М.: Владос. 2000. 410 с.
56. Психология: психология конфликта, Исследование конфликтов в психологии // А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов / под редакцией Н. В. Гришиной. М.: Санкт-Петербург. 2005 г.
57. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка / А. А. Рояк. М.: Просвещение. 2008. 74 с.
58. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом коллективе // М. М. Рыбакова. М.: Просвещение. 2001.
59. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в коллективе // М. М. Рыбакова. М.: Просвещение. 2007 г.
60. Рыков С. Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001 г. №7. 17-22 с.
61. Сафьянов В. И. Этика общения: проблема разрешения
конфликта. М.: Просвещение. 2000 г.
62. Семёнов А.В. Половозрастные различия и динамика
представлений подростков в конфликтах / А.В. Семёнов. М., 2002. 22с.
63. Скотт Д. Г. Конфликты: пути их преодоления. Киев, 1991. 207 с.
64. Скотт Д. Г. Сила ума: Способы разрешения конфликтов. СибВИС. 1994. 210 с.
65. Степанов Е.И. Баныкина С.В. Конфликты в современной школе
// серия: «Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование,
технологии разрешения». М.: КомКнига. 2006. 184 с.
66. Степанова Н. В., Петрова В. Н. «Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №3. 207-209 с.
67. Уткин Э.А. Конфликтология: Теория и практика. М. 1998. 264 с.
68. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск. 1996. 99 с.