Введение 3
Глава 1. История высшего профессионального медицинского образования
в Красноярском крае 12
1.1. Организация и первые шаги медицинского института в годы войны ... 12
1.2. Мединститут в послевоенные десятилетия 17
Глава 2. Репрезентативный аспект проблемы становления высшего медицинского образования 20
2.1. Престижность профессии и высшего медицинского образования 20
2.2. Высшее медицинское образование и медицинская интеллигенция
Красноярска в документах и хрониках 28
Глава 3. Практический аспект применения полученной информации в профоринтационных работ со школьниками 33
3.1. Создание проекта внеурочной деятельности на тему «Виртуальный школьный музей как средство профориентационного воспитания школьников 33
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложения
Актуальность исследования темы включает два аспекта. Во-первых, история развития здравоохранения в России и, в частности, процесс подготовки ее кадров слабо изучены в отечественной историографии. Это совершенно недопустимо, поскольку укрепление здоровья населения является важнейшей проблемой общества и одним из приоритетных направлений государственной политики в РФ. Эффективность реализации запланированных мероприятий в сфере здравоохранения во многом определяет участие в них медицинского персонала, профессиональный уровень и качество его подготовки, рациональное размещение и использование. В современном здравоохранении важнейшим условием эффективности лечебного процесса является наличие достаточного количества врачей с высшим образованием. Чрезвычайный опыт последних месяцев также показал особую важность роли среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей всего кадрового ресурса отрасли.
Во-вторых, для учащихся 9-11 классов очень важен выбор профессии. При нехватке квалифицированных медицинских работников, что особо остро обнаружилось в условиях коронавирусной инфекции, мы еще раз увидели значимость профессии медработников и необходимость ликвидации дефицита кадров во всех звеньях системы здравоохранения. На конец 2018 г. в России были не закрыты, по данным Росстата, около 50 тыс. вакансий врачей. Власти регионов, где дефицит врачей был особо острым, сообщали, что и в конце 2019 г. это проблема по-прежнему оставалась актуальной. Поэтому очевидно, как крайне важно проводить профориентационную работу среди школьников, агитировать их за выбор этой социально значимой профессии.
В Красноярском крае высшим учебным заведением медицинского звена является Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого. Благодаря его деятельности каждый год выпускается более пятисот врачей, которые готовы работать на благо граждан. Кроме кадров высшей квалификации, на начало 2019 г. в краевых и муниципальных учреждениях здравоохранения Красноярского края трудились 27429 работников со средним специальным образованием. Подготовкой специалистов этого звена в крае занимаются 9 средних специальных учебных заведений в Красноярске, Норильске, Канске, Ачинске, Минусинске, Лесосибирске. Несмотря на наличие, на первый взгляд, целой армии медработников, работа по ее пополнению ни в коем случае не должна ослабляться. Для этого нужна постоянная агитация старшеклассников за выбор медицинских профессий. А чтобы быть эффективной, она должна проводиться на базе развернутого представления об истории краевой медицины, о системе подготовки ее кадров и о ее выдающихся представителях.
Степень изученности темы. История здравоохранения Красноярского края в целом и отдельные ее аспекты, в частности, история подготовки медицинских кадров, нашли отражение в ряде работ представителей нескольких специальностей - медицинских работников, историков и др. В работе Ханенко Б. И. «Здравоохранение Красноярского края» говорится о широком временном периоде, но особое внимание уделено положению медицины в городе и крае во время войны, её вкладу в приближение победы в тылу и на фронте. В своей ВКР мы не рассматриваем достижения медицины в послевоенный период, но касаемся вопросов применения полученного опыта на фронтах и в тыловых госпиталях в условиях послевоенного восстановления[47].
В работе Сизых Т.П. «Истоки Красноярского медицинского института» приводится архивный материал, включая воспоминания, свидетельствующий об истоках создания Красноярского медицинского института в грозные годы войны (1941-1942годы.), о людях, прославившихся своими благими делами, и об этапах развитии этого учебного заведения: от института - к академии и к университету. В июне 2008 года вуз стал Красноярским государственным медицинским университетом[45].
В автобиографии Подзолкова П.Г. приводятся его личные впечатления о таком важном событии в его жизни как переезд в Красноярк. «В июле 1942 года я был с институтом эвакуирован в Красноярск, где в ноябре 1942 года из частей трех (согласно архиву КрасГМУ не трех, а четырех) был образован Медицинский институт» [24].
В работе профессора Красноярской государственной медицинской академии Граков Б.С. описаны биографии знаменитых врачей Красноярского края, а также их незаменимый вклад в здравоохранение Красноярского края [38].
Мезит Л. Э. охарактеризовала состояние системы здравоохранения в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны. Ее статья посвящена перестройке краевой системы здравоохранения в годы Великой Отечественной войны. Проанализировано изменение сети и условий работы лечебных учреждений. Особое внимание уделено решению кадровой проблемы учреждений здравоохранения, рассмотрены особенности функционирования госпиталей, добивавшихся в тяжелых условиях войны высокой эффективности деятельности. Автор обобщает практический опыт краевой системы здравоохранения по противоэпидемиологической работе, по охране здоровья детей[28].
В статье «К 75-летию Красноярского медицинского университета им. В.Ф. Войно-Ясинецкого» К.И. Шестакова представлено большое количество фотографий, документов, связанных с историей медицинского вуза, в том числе докладная записка, направленной в Наркомат здравоохранения СССР 1938 г. с которой начинаются предпосылки создания высшего медицинского образования в Красноярске[49].
«История хирургии Енисейской губернии и Красноярского края в XIX- ХХ веках». Данная книга посвящена истории возникновения и развития хирургии в Красноярском крае. В ней подробно рассказано об условиях за-рождения специальности, характере первых операционных вмешательств, выполненных в Енисейской губернии. Представлен анализ результатов эволюции методов диагностики и лечения хирургической патологии в историческом и географическом контексте. Освещен научно-практический вклад выдающихся врачей, представлены современные достижения Красноярских хирургических клиник. [12]
Работа И.И. Николаева, Е.С. Баннова «Этапы развития высшего меди-цинского образования в Сибири» представляет собой обзор становления и развития системы подготовки врачей для сибирского региона с конца XIX в. до сегодняшнего времени. Цель данного исследования - анализ основных этапов и закономерностей развития высшего медицинского образования в Западной и Восточной Сибири. Основным методом исследования стал анализ вторичных источников и документов государственных архивных фондов Сибири. [36]
В работах Жбанникова П.С. и Горохова В.И «Современные подходы к непрерывному профессиональному образованию специалистов в медицинском вузе». А также в работе Клигуненко Е.Н., Кравец О. В., Плющенко Ю.А., Сединкин В.А., Халимончик В.В. «Современные подходы к образованию враче: концепция непрерывного медицинского образования» [23,25].
В работе Алиева Л.А., Османова Ф.Н., «Реформирование медицинского образования в России», рассматриваются актуальные вопросы разработки основных образовательных программ на основание требований ФГОС. Что позволило применять в учебном процессе традиционные и современные интерактивные методики обучения в медицинском образовании [9].
В работе профессоров Конышко Н.А., Морозова Т.Е., «Вектор практической подготовки специалистов с высшим медицинским образованием»[26]. Цель исследования: медико - социологический анализ проектирования практической подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.
В исследовании Кошукова Г.Н., Дедович Н.Г., «Вопросы реформирования высшего медицинского образования - подготовка к переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего медицинского образования»[27]. В статье сравниваются основные медицинские специальности в сравнительном аспекте с действующими нормативными документами.
Такую проблему как профессиональная ориентация абитуриентов и сравнительный анализ методик отбора претендентов для поступления в медицинский вуз рассматривает такая работа как «технологии профессионального ориентирования и отбора в образовательные организации высшего медицинского образования в России и зарубежом» авторы Амлаев К.Р.,Койчуева С.М., Ходжаян А.Б., Хрипунова А.А. полученные данные позволяют сделать вывод о полезности профессионального испытания при поступление в медицинские вузы Российской Федерации. [10]
В публикациях по культурному строительству СССР первых лет советской власти одним из главных являлся вопрос подготовки высококвалифицированных медицинских кадров. Так, С.М. Багдасарьян исследовал начальный этап развития высшего медицинского образования в России, роль Военно-медицинской академии в этом процессе в до-революционный и советский периоды. [13]
Для середины 1980-х-начала 1990-х гг. характерны особые направления в развитии историографии исследуемой темы. В обществе начались теоретико-методологические дискуссии с использованием различных подходов по общим вопросам научного познания и поиску новых способов изучения интеллигенции. Медицинская интеллигенция продолжала рассматриваться в контексте истории отечественного здравоохранения.
В настоящее время появились новые направления в освещении различных аспектов развития медицинской интеллигенции и ее роли в общественной жизни. К проблемам медицинской интеллигенции обратились не только историки, историки медицины, но и философы, социологи, культурологи (Н.Т. Ерегина, Л.М. Медведева и др.).
Проблемам здравоохранения Сибири и Дальнего Востока посвящена коллективная монография С.Я. Чикина, А.В. Сергеева и К.И. Акулова, в ко-торой проанализирован опыт работы органов здравоохранения региона, раскрыта специфика организации лечебной помощи населению, приведены данные о состоянии материально-технической базы отрасли, указаны пути подготовки медицинских специалистов. Изучению сути социальных процессов, условий, в которых осуществлялось партийное руководство здравоохранением Восточной Сибири, его роли на общем фоне культурной революции и требований к медицинской интеллигенции, посвящено исследование Е.Н. Ореховой, ограниченное хронологическими рамками двух первых пятилеток. Оно ценно тем, что в нем выявлены не только формы и методы работы партийных органов Восточной Сибири по созданию условий для успешного развития здравоохранения, но и изучены вопросы по укреплению его материально-технической базы, подготовке специалистов медицинской отрасли и закреплению их на местах. [48]
В труде В. В. Алексеева и В.А. Исупова, посвященном жизни населения Сибири в годы войны, содержатся данные о медицинских вузах и количественном составе медперсонала Сибири. В 1998 г. вышла добротная монография В.Н. Казарина. В целом она посвящена истории педагогической и научной интеллигенции в период со второй половины 40-х до середины 60-х гг. ХХ в. Исследуя традиции высшего образования в России и Сибири, автор уделяет внимание и подготовке медицинских кадров. Особый интерес представляет информация о том, что в годы Великой Отечественной войны в Восточной Сибири открывались новые вузы, в том числе и медицинские.[9]
Обстоятельная характеристика здравоохранения в городах Сибири в 1941-1945 гг. дана в диссертации Ю.А. Давыдовой. Автор представила сведения о численном составе и уровне квалификации медицинских работников. По ее мнению, степень обеспеченности медицинскими специалистами высшей и средней квалификации в городах Западной Сибири была значительно выше, чем в Восточной Сибири, что связано с сосредоточением в Западной Сибири предприятий оборонной промышленности. [20]
Таким образом, можно сделать вывод, что на теоретическом уровне тема «Исследовательский проект - развитие медицинского образования в Красноярском крае во второй половине ХХ века (на примере сибирского здравоохранения)», изучена достаточно подробна. Но обобщающих работ по использованию этого проекта в методической литературе пока не создано, что подтверждает актуальность избранной темы.
Объектом изучения в данной работе выступает система высшего медицинского образования в Красноярском крае в середине - второй половине ХХ века.
Предметом исследования являются основные характеристики и особенности его этапов, характер становления высшего медицинского образования в Красноярском крае, а также методы, приемы, средства использования полученной информации в работе в школе.
Целью работы является анализ развития высшего медицинского образования в Красноярском крае, а также сбор необходимой информации для последующего ее использования в профориентационной работе с учащимися 9-11 классов.
Задачи исследования:
1. Поиск и анализ документальных источников и воспоминаний очевидцев, отображающих тематику становления высшего медицинского образования в Красноярском крае;
2. Анализ репрезентативного аспекта в изучении социокультурных изменений менталитета позднесоветского и российского общества в контексте отношения к врачебной специальности у выпускников школы;
3 Разработка методических рекомендаций для использования данных материалов при проведении профориентационных мероприятий в работе с учащимися 9-11 классов.
Гипотеза работы:
Формирование коммуникативных способностей учащихся старшей школы во внеурочной деятельности будет успешнее, если в педагогической практике реализуются следующие условия:
• Осуществляется реализация деятельностного подхода к формированию коммуникативных способностей учеников;
• Обеспечивается систематическое и последовательное просвещение учеников старшей школы о правилах и нормах коммуникации;
• Осуществляется изучение и учет уровня развития коммуникативных способностей учащихся при отборе содержания, методов и форм организации внеурочной деятельности.
Территориальные рамки охватывают город Красноярск и его окрестности.
Хронологические рамки охватывают время с довоенного периода до наших дней. Нижняя граница - 1938 год - первые шаги к открытию
медицинского института; верхняя граница - наши дни.
Источниковая база исследования состоит из нескольких групп источников.
Первая группа источников- архивные документы КрасГМУ им. Войно-Ясинецкого. По данным документам выявлены сведения о развитии в Красноярске медицинского высшего образования. Представлены письма- заявления в высшие органы власти о создании медицинского высших учебных заведений Ленинграда и о институте. Также имеются документы об эвакуации Ленинградского института.
Вторая группа источников - это нормативно-правовые акты. Они нам дали представления о том, как происходит образовательный процесс и как правильно организовывать внеурочную деятельность в стенах школы. В основном использованы законодательные акты федерального значения.
Третья группа источников - это делопроизводственные документы по организации работы медицинского университета. В этой группе документов рассказывается о приеме абитуриентов, об особенностях образовательного процесса в высшем медицинском учреждении и особенностях трудоустройства студентов.
Четвертая группа источников - это материал, полученный в ходе опросов школьников с целью выявления престижа медицинского образования.
Имевшиеся в нашем распоряжении источники позволили в общем рассмотреть процессы развития медицинского образования в городе Красноярске.
Новизна исследования.
Тема данной выпускной квалификационной работы в специализированной литературе методического, медицинского и исторического характера не раскрыта. Поэтому новизна нашей работы заключается в сборе дополнительной информации, анализе ее и в попытке комплексно раскрыть избранную для изучения тему. Её актуальность и неразработанность позволили сформулировать тему исследования ВКР: «Исследовательский проект - развитие медицинского образования в Красноярском крае во второй половине ХХ века (на примере сибирского здравоохранения)».
Структура исследования. Выпускная Квалификационная Работа со-стоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложения
В современном здравоохранении работа медицинских работников с высшим образованием остается важнейшей составной частью организации лечебного процесса. Это особенно важно в связи с возрастающей потребностью общества в услугах системы здравоохранения. В Красноярском крае высшим учебным заведением медицинского звена является Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого. За счет его деятельности каждый год выпускается более пятисот врачей, которые готовы работать на благо граждан.
Был проведен поиск и анализ документальных источников, которые отображают становление высшего медицинского образования в Красноярском крае.
Была разработана методическая рекомендация по внеурочной деятельности для проведения профориентационного мероприятия и проекта создания на базе школьного сайта виртуального музея, посвященного медицинскому образованию.
Виртуальный школьный музей, имеет огромное количество плюсов, такие как: сохранение и экспорт подлинных исторических документов. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школы. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, развитие медицинского образования независимо от того, какую тему они изучают.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.
В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Виртуального школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Виртуализация школьного музея подразумевает организацию в сети Интернет общедоступного ресурса, зайдя на который пользователь получает возможность ознакомления с виртуальными копиями реальных музейных экспонатов. Создание подобных виртуальных музеев является достаточно эффективным решением задачи просвещения масс, так как виртуальный музей доступен из любой точки мира, где есть Интернет, и работает 24 часа в сутки. Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.
Так как ученики сами займутся подготовкой экспозиции, и поиском материалов они больше узнают и запомнят об истории и специфики высшего медицинского образования в Красноярском крае, тем самым это повлияет на их будущий выбор специальности.
Одним из немало важных плюсов этого проекта является то, что учащиеся смогут общаться с ведущими профессорами и врачами города Красноярска для сбора материала. В интервьюировании ученик познакомится с новым навыком, а также на собственном примере столкнется с историей повседневности врачей, а это поможет ему больше окунуться в профессию врача.
У данного проекта есть свои минусы, одним из таких является специфика медицинских терминов. Не каждый ученик старших классов сможет разобраться в сложных и особых терминах характерных для медицины. Поэтому, учителю нужно переработать материалы для понимания школьников.
Стоит отметить, что ученику придется потрать большое количество времени работая за компьютером, что может пагубно сказаться на его зрении.
Последний в списке минус, но не последний по значению то что не каждый ученик сможет работать с новой платформой, так как не целиком владеет компетентностью ИКТ.
В связи минувших событий, произошедших во всем мире, мы понимаем, что дистанционное обучение на территории РФ нуждается в доработке. Этот проект, в дальнейшем, можно немного переработать и использовать как платформу к дистанционному обучению или же в качестве внеурочной деятельности работая в системе MODEL под чутким руководством учителей истории и информатики.
Этот проект можно расширить, добавляя все новые и новые экспозиции. В дальнейшем к работе с данной платформой можно привлечь учащихся 5-9 классов, что поспособствует привлечению интереса к данной проблематике. На примере этого проекта можно создать проект, посвященный созданию, например, истории педагогического образования в Красноярском крае.
1. приоритетный национальный проект «Образование» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2015 годы (пост. Правительства РФ № 497 от 23 мая 2015 г.)
3. Национальная стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761).
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р).
5. Закон ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.)
6. ФГОС НОО (утверждены приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373
7. ФГОС ООО (утверждены приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изм. (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644).
8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Список литературы:
9. Алексеев В.В., Исупов В. А. Население Сибири в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск: Наука, 1986.- С. 13 - 49.
10. Алиева Л.А., Османова Ф.М. Реформирование медицинского образования в России // В сборнике Инновации в образовании и медицине. - 2017. - С. 38-42.
11. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Ходжаян А.Б., Хрипунова А.А. Технологии профессионального ориентирования и отбора в образовательные организации высшего медицинского образования в России и за рубежом // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2019. - Т. 10. - № 4 (36). - С. 30-41.
12. Артюхов И.П,Ю.С., Винник, А.Б. Коган, В. А. Анишин, О.В. Теплякова. История хирургии Енисейской губернии и Красноярского края в XIX- XX веках.- Красноярск:ООО «ВЕРСО», 2010.- 336с.:ил
13. Багдасарьян С.М. Очерки истории высшего медицинского образования. К истории Военно-медицинской академии. М., 1959.
14. Веселкова Е.Г. Сравнительная характеристика правового регулирования профессионального медицинского образования // Право и образование. - 2019. - № 6. - С. 40-51.
15. Ведущий архивист КГКУ «ГАКК» К.И.Шестакова «Петр Георгиевич Подзолков. К 110- летию со дня рождения».
16. ГАКК. Ф. П 26. Оп. 3.
17. ГАКК. Ф. П 26. Оп. 13.
18. ГАКК. Ф. П 42. Оп. 5.
19. ГАКК. Ф. Р 1384. Оп. 1
20. Давыдова Ю. А. Здравоохранение в городах Сибири в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 г//Учебное пособие для студентов /. Новосибирск, 1999.
21. Дворецкая Н. П., Гонина Н. В. Красноярск-Ленинград: диалог центра и провинции в советском образовательном пространстве // Город как вызов: сборник статей международной научной конференции. Пермь, 2014. С. 181-187.
22. Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов. И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.; Под ред. С.О. Шмидта.-М.:1988.
23. Жбанников П.С., Горохов В.И. Современные подходы к непрерывному профессиональному образованию специалистов в медицинском вузе // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 8-9. - С. 149-157
24. Подзолков П.Г. Автобиография/ П.Г.Подзолкова//Критико - библиографический словарь//М.,2005
25. Клигуненко Е.Н., Кравец О.В., Площенко Ю.А., Сединкин В.А., Халимончик В. В. Современный подходы к образованию врачей: концепция непрерывного медицинского образования // Медицина неотложных состояний. - 2018. - № 5 (92). - С. 169-172.
26. Конышко Н. А., Морозова Т.Е. Вектор практической подготовки специалистов с высшим медицинским образовании // Медицинское образование и ВУЗовская наука. - 2018. - № 2 (12). - С. 37-40
27. . Кошукова Г.Н., Дедович Н.Г. Вопросы реформирования высшего медицинского образования - подготовка к переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего медицинского образования // В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии на современном этапе Материалы заочной Международной научно¬практической конференции. - 2018. - С. 52-57.
28. Мезит Л.Э. Состояние системы здравоохранения в годы великой отечественной войны//Исторический курьер. 2019 № 4.
29. Миняев В. Л., Н. И. Вишняков. Общественное здоровье и здравоохранение. М., 2003
30. Мохова А.В. Развитие системы здравоохранения Горного Алтая и Хакасии в 1920-х гг. // Вестник Бурятского госуниверситета. Вып. 7. Секция «История». - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. - 0,6 п.л.
31. . Мохова А.В., Артамонова Н.Я. Становление здравоохранения в Хакасии в 20-е гг. ХХ в. // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России: сборник научных статей. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. - 0,31 п.л.
32. . Мохова А.В. Материально-бытовое положение медицинской интеллигенции Хакасии в 1930-е гг. // Хакасия в ХХ-ХХ1 вв.: язык, история, культура. Материалы III межрегиональной научной конференции, 30 апреля 2009, г. Абакан. - Абакан, 2009. - 0,33 п.л
33. Мохова А.В. Особенности источниковой базы по истории меди¬
цинской интеллигенции национальных районов Южной Сибири в 1920-х- середине 1940-х гг. // Сохранение исторического наследия народов Саяно- Алтая как фактор укрепления национальной безопасности государства: сборник научных статей. - Абакан: ООО «Книжное изд-во «Бригантина», 2011. - 0,36 п.л
34. Медведев Д. А. -http://www.kp.by/daily/24458.4/620586/
35. Маслоу А. Мотивация и личность.- М., 2005
36. Николаева И.И.,Банновва Е.С. Этапы развития высшего медицинского образования в Сибири//Нособириск. 2007
37. Новоселова А.С. Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.- Пермь, 2000.
38. Очерки истории народного образования Красноярского края. XVII - начало XXI вв.: коллективная монография. Красноярск, 2014. 578 с.
39. Огоновская А.С. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогигки.// Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Екатеринбург, 2007
40. Орехова Е.Н. Деятельность партийных организаций Восточной Сиби¬ри по развитию народного здравоохранения в годы 1-ой и 2-ой пятилеток (1928-1937): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1983.
41. Профессора Красноярской государственной медицинской академии 19422002 г.г. - Красноярск: Изд-воКрасГМА, 2002-160 с
42. Петроград, Ленинград в истории Красноярья (по материалам КГКУ «Государственный архив Красноярского края»/2-е изд., испр. и доп.
/Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. -Красноярск, 2015. с. 445-471.
43. Сергеева И.В.Личность преподавателя как составляющая успешности профессионального становления выпускников КрасГМУ.// Сиб. мед. обо-зрение. - 2008. - №1
44. Сизых Т.П. Воспоминания начальника медицинской части гос¬
питаля 15/15 г. Красноярска о В.Ф. Войно-Ясенецком (1941 год) // Сиб. мед. обозрение. - 2008. - №1.
45. Сизых Т.П. Истоки Красноярского медицинского института - академии - университета// Сиб. мед. обозрение. - 2008. - №1
46. Свиридова Н.В. Историческое образование школьников средствами музейной педагогики// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» М., Просвещение, 2005.
47. Ханенко Б. И. Здравоохранение Красноярского края. Красноярск, 1991. 142 с.
48. Чикин С.Я., Сергеев А.В., Акулов К.И. Здравоохранение в Сибири и на Дальнем Востоке. М., 1979
49. Шестакова В.А. К 75 летию Красноярского медицинского
университета им. В.Ф. Войно- Ясенецкого//Красноярск.2016
50. Шляхтина Л.Ф.; Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. - СПб.,2000.
51. Ющук Н.Д., Ачкасов Е.Е., Мартынов Ю.В. и др. Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения. - М.: Триа- да-Х, 2011. - 128 с.