Введение 3
ГЛАВА I. История села Бражного от основания до наших дней 12
1.1. Возникновение и развитие села в досоветский и советский периоды 12
1.2. Современная жизнь села Бражное 25
ГЛАВА II. Интерпретация темы на уроках истории и обществознания 32
2.1. Практическое применение метода кейс-стади на уроках истории 32
2.2. Технология междисциплинарного обучения на уроках обществознания 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Актуальность исследования. Интерес к истории российского села, стабильно высокий в советский период, продолжает оставаться таковым и в современный период. Он продиктован наличием множества проблем - застарелых, унаследованных еще с советских времен, и новых, порожденных преобразованиями в последнюю четверть века. Спектр этих проблем чрезвычайно широк - от негативной направленности современных демографических процессов до разрушения сельской поселенческой структуры и фактического вымирания множества российских сел. Поэтому фиксирование в исторической памяти свидетельств об отдельных сельских поселениях хотя бы в виде очерков, а также создание на их основе сводных и обобщающих работ становится насущной потребностью.
Преодоление исторического беспамятства имеет не только научно - познавательное, но и общественное, политическое, культурное и воспитательное значение. Сегодня очень важно изучать историю малой родины. Малая родина - это не просто географическое место на карте. Это нечто общее, которое способно сплотить людей разных национальностей в единое целое, сделать их настоящими патриотами не только региона, но и всей Родины. Сами по себе ни любовь к Родине, ни ответственность за судьбу родного края возникнуть не могут. Они воспитываются годами.
Бражное - маленькое село в сибирской глубинке, таких тысячи в нашей стране. И всё-таки оно отличается от других [8]. В середине ХХ века каждый шестой житель села имел правительственную награду. Каждый одиннадцатый - орден. А 24 человека - золотую звезду Героя социалистического труда. Изучение истории села имеет не только научное, но и практическое значение. Полученные материалы должны составить основу школьного музея в селе Бражное, а также использоваться на учебных занятиях в школе, поскольку изучение исторических процессов без знания истории своего родного края не является полноценным. Наконец, они будут полезными и в воспитательной работе со школьниками. Перечисленными выше соображениями объясняется выбор темы данной выпускной квалификационной работы.
Обзор литературы. Необходимо признать, что литература, посвященная российскому селу, рассматривающая его развитие в ретроспективе, довольно обширна. При этом «сельские истории» тесно интегрируются с историей крестьянства, охватывают самые разные аспекты сельской жизни, начиная от хозяйства, культуры и быта различных территорий и заканчивая общими закономерностями социокультурного и экономического развития сельской местности.
История села Бражное еще мало изучена, но она привлекает внимание исследователей. Имеются планы создать учебное пособие об истории села. Но на данный момент нет никакой опубликованной информации о создании и развитии Бражного. Между тем, как показывает практика, обращение к истории одного села может дать много дополнительных ценных исторических сведений, касающихся основных событий и явлений в общественной и экономической жизни советского государства в целом. Это вполне можно отнести и к истории села Бражное. На его примере можно уточнить общие тенденции развития хозяйства, характерные как для Канского района, так и для Красноярского края в целом. В частности, разработка избранной для данной работы темы позволяет глубже рассмотреть и проанализировать пути развития сельского хозяйства Красноярского края в разные периоды времени [3].
В данной работе особое внимание уделяется послевоенному периоду. Он, особенно первые два-три года после войны, представляет собой один из интересных этапов в развитии советской страны. Тогда оставались практически без изменений политическая и экономическая системы СССР, но в обществе зарождались большие перемены, связанные с формированием комплекса надежд и ожиданий после победоносного завершения войны. Эти ожидания создавали особый психологический настрой послевоенных лет, их неповторимое своеобразие, колорит.
Период 1945-1956 гг. изучается социальными историками. Однако большинство исследований, посвященных этому времени, носят историко-политическую направленность и рассматривают деятельность советских лидеров. Что же касается повседневной жизни простых людей, то они практически не отражены в литературе.
Очевидна важность исследования таких сторон жизни деревни, как экономика, социальная сфера и культура. Особенно интересным представляется изучение этих вопросов на материалах небольших территорий, а еще лучше - отдельных сел и деревень в разных регионах огромной России. Так, изучение сибирской глубинки дает возможность определить специфические черты повседневности и развитие сельского хозяйства в одной из частей России, и тем самым уточнить общероссийскую картину.
Специальной литературы, посвященной истории села Бражное Канского района, практически нет. Имеющиеся несколько газетных публикаций относятся скорее к источникам, а не к исследовательской литературе. Имеется также диссертация на соискание степени кандидата исторических наук М.И. Ефремовой «История колхоза «Завета Ильича»1954 г. [11]. Работа написана в духе советского времени, в ней преувеличена роль партии в развитии сельского хозяйства села. Данная работа является первой попыткой научного исследования деятельности колхоза. В работе представлены табличные данные, в которых описывается количество урожая в разные годы.
Новая постсоветская историография уже критически рассматривает данный период, все больше акцентируется внимание на работу тружеников села и правильно выстроенную работу руководства колхоза. Такая точка зрения представлена в работе В.А. Крамного «Хмельное название - завидная судьба» [22]. В основу работы легли воспоминания жителей села, а также анализ исторических документов. Автор описывает село с начала его основания, уделяя время археологии, этнографии, топонимике. В данной работе есть место каждому герою села, а также предоставлены статистические данные по сбору урожая.
Помимо привычных жанров литературы у историографии изучаемой нами темы имеется нетрадиционный ракурс. В 1948 году в село приехала известная сказительница Екатерина Ионовна Чичаева для составления сказа о супругах Винокуровых. Этот сказ был напечатан в 1948 году в Красноярском издательстве тиражом в десять тысяч экземпляров и включен в изданную в Чехословакии книгу о русском традиционном и советском народном творчестве. В 1948 году статьи о браженцах появляются в центральных газетах и журналах: «Правде», «Известиях», «Социалистическом земледелии», «Огоньке», «Славянах», «Советской женщине», «Колхозном производстве», «Сибирских огнях» и альманахе «Енисей». (Из книги Крамного) [22]. Но сейчас все эти работы рассматриваются как источник
В то же время существует обширная литература по истории Красноярского края и его отдельных районов, без которой невозможно понять и оценить события, происходившие в селе Бражное. По времени издания эти работы нужно разделить на две группы - изданные в советский и постсоветский периоды. В первой группе работ надо выделить, прежде всего, обобщающие работы. Это - 4 и 5 тома «Истории Сибири», изданные новосибирскими историками в 1960-х гг. [16] и представляющие собой историю Сибири советского и постсоветского периодов.
В 1957 г., к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции было издано «Славное сорокалетие» (Из истории Красноярской партийной организации) [33]. В этой коллективной работе, охватывающей 40 советских лет, приведено множество документов, характеризующих жизнь красноярцев под руководством коммунистической партии в разные годы. Книга имеет богатую документальную основу. В ней приводится много примеров из истории красноярской деревни. Можно найти там информацию и о жителях Канского района. Очередное издание истории Красноярской партийной организации было подготовлено многочисленным коллективом историков Красноярска и издано сначала в двух томах [27], а потом практически тем же коллективом авторов была подготовлена однотомная История Красноярской организации КПСС, изданная в 1982 г. [28]. Перечисленные «Истории» красноярской организации КПСС использовались нами при подготовке этой работы для того, чтобы понять исторические условия, в которых развивалось изучаемое нами село Бражное, поскольку оно являлось неотъемлемой частью Красноярского края и входило в сферу управления Красноярского крайкома КПСС. В 1967 г. вышло первое учебное пособие по краеведению, адресованное в первую очередь школьному учителю, под названием «История Красноярского края». Оно охватывало период с древнейших времен до 60-х годов XX века. Советскому периоду в нем было отведено мало места [17].
Вторая группа работ была издана в постсоветское время. Это, прежде всего, «Историческая энциклопедия Сибири», подготовленная историками Сибири, в работе над которой принимали участие и красноярцы [15]. В Красноярске была издана «История Красноярского края», подготовленная группой преподавателей кафедры отечественной истории КГПУ под ред. В.И. Федоровой [18], «Иллюстрированная история Красноярского края» [14], а также учебники для общеобразовательных школ «Красноярье: пять веков истории» [20]. Значительную помощь в раскрытии нашей темы оказали три тома «Памятников истории и культуры Красноярского края», выпущенные в 1989 г., 1992 г., 1995 г. под редакцией Г.Ф. Быкони [30-32]. В них опубликованы работы, касающиеся малоисследованных аспектов истории культурной жизни края. При всех достоинствах перечисленные издания имеют, с точки зрения изучающего отдельные села, существенный минус - ориентацию на историю всего края или нескольких районов. История же отдельных районов, в том числе Канского, представлена в них лишь отдельными сюжетами или примерами.
Имеется несколько небольших публикаций по истории Канского района, имеющих популярный характер [24, 38].
При написании второй главы выпускной квалификационной работы были изучены и использованы научно-методические и учебные пособия, статьи из периодических журналов по педагогике. Содержание этих источников подробно раскрывается в практической части настоящего исследования.
Объект исследования в данной работе - история села Бражное Канского района Красноярского края.
Предмет исследования - состояние экономики (сельского хозяйства), культуры и быта жителей села Бражное. Вторая часть предмета исследования - возможности использования исторической информации о селе Бражное на уроках истории и обществознания в общеобразовательной школе.
Цели исследования - во-первых, изучить характер и особенности жизни довоенного, военного, послевоенного, современного сибирского села, развития сельского хозяйства как главной отрасли экономики села Бражное и основной сферы приложения труда его жителей, выявить общие для Красноярского края и Канского района, и специфичные для села Бражное черты; во-вторых, найти возможности использования конкретно¬исторической информации в учебном и воспитательном процессах.
Для реализации цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Проанализировать возникновение села Бражное и динамику его развития.
2. Охарактеризовать условия жизни в сибирском селе в довоенные годы.
3. Выявить проблемы, с которыми сталкивались жители в военное время, и способы отвлечения населения от тяжелой реальности.
4. Исследовать экономику, социальную сферу и культуру села Бражное в послевоенные годы.
5. Изучить состояние экономической, социальной и культурной сфер села Бражное в современный период.
6. Рассмотреть методы и их возможности при изучении истории села Бражное на уроках истории и обществознания.
Методологическая основа. В основу исследования истории села Бражное положены основные принципы исторической науки: целостность, историзм и объективность. Был использован системный подход для рассмотрения всего развития села Бражное во взаимосвязи с другими событиями, происходившими в районе, в крае и стране. Все происходящее в селе рассматривалось через призму теории модернизации. Выяснялось, насколько глубоко и как быстро «осовременивалось» Бражное. В этом нам помогало использование сравнительно исторического подхода, благодаря которому Бражное сравнивалось по многим показателям с другими территориями края и страны.
Территориальные рамки. В работе рассматривается Бражное - село в составе Канского района Красноярского края. Сейчас оно является административным центром муниципального образования «Сельское поселение Браженский сельсовет». В изучаемый период его административные границы не изменялись. В работе характеризуются в основном село Бражное, но, при необходимости, упоминаются и другие поселения Канского района.
Хронологические рамки работы совпадают с общероссийской периодизацией истории. Начальная хронологическая грань - 1625 г. - относится к основанию села, а конечная - наши дни. В работе особо выделяются советский и постсоветский (современный) периоды. Основное внимание уделено второму периоду - принципиально новому в жизни сибирского села, характеризующемуся новым политическим курсом, изменением аграрной политики, вызванных сменой в целом модели исторического развития страны после 1991 г.
Характеристика источников. Данная работа написана на основе источников, которые можно разделить на несколько групп.
В первую группу вошли документы и материалы, опубликованные в тематических сборниках общекраевого характера, изданных в разные годы. Это, во-первых, обширный комплекс архивных документов, опубликованных в советский период. В конце 50-х годов стали появляться тематические сборники документов по истории Красноярского края. Так, в 1957 г. был выпущен сборник документов «За власть Советов» [1], посвященный периоду революции и гражданской войны. Его дополняет изданный в 1959 г. сборник документов по истории гражданской войны «Документы героической борьбы» 2]. В 1990-2000-х гг. специально для учащихся старших классов Государственным архивом Красноярского края были изданы 5 томов хрестоматии для учащихся старших классов средних школ «Красноярский край в истории Отечества» [3]. Второй сборник охватывает период с октября 1917 г. по 1940 г., третий-пятый - периоды до 2000-х гг.
Вторая группа источников извлечена нами из охарактеризованных выше сборников. самые разнообразные материалы, иллюстрирующие повседневную жизнь красноярцев на протяжении всего советского периода.
Третью группу источников представляют такие же, как во второй группе, разнородные материалы, но отличающиеся происхождением и местом хранения. Фактически это коллекция документов, хранящаяся в библиотеке села Бражное. Эти документы представляют собой «калейдоскоп» из самых разных материалов различного содержания - вырезки из газет, рукописные воспоминания жителей села и прочее.
Четвертая группа источников - местная районная печать. Она использовалась в качестве источника информации о конкретных событиях, происшествиях и т.д. Кроме того, там были опубликованы интересные статьи на самые разнообразные темы местных журналистов и простых жителей села.
Пятая группа источников - документальные фильмы о селе Бражное.
Первый фильм вышел в 1950 году «Вечер в колхозе». Данная работа описывает жизнь браженцев от основания СССР. Посмотрев этот киноочерк, можно сделать вывод, что работа выполнена в духе советского время. Большое место отведено партии, но очень четко прописана линия основания села. Нам данная работа позволила изучить историю села. Фильм «Золотое село России» вышел в 2022 году, главное место отводится Героям социалистического труда, которые в свое время прославили Бражное. Четко показана современная культурная и экономическая жизнь села.
Шестая группа источников - воспоминания жителей села Бражное. Было опрошено 12 жителей села в возрасте от 14 до 65 лет. Полученная от них информация позволила более подробно узнать историю возникновения и развития Канского района, в том числе села Бражное, а также получить информацию о жителях села Бражное - участниках Великой Отечественной войны, заслуженных деятелях культуры, сельского хозяйства и прочих отраслей экономики. Воспоминания содержат также ценную информацию о повседневной жизни сельчан, которую невозможно было получить из других источников.
Кроме того, часть информации была получена с Официального сайта -kanskraion.ru[38]. Она содержит сведения о Канском районе в целом, его других населенных пунктах и, разумеется, о Бражном.
Имеющихся в нашем распоряжении источников было достаточно, чтобы в целом решить поставленные в работе задачи.
Структура данной выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком источников и литературы.
Введение действующих ФГОС существенно изменило требования к подготовке выпускников старшей школы, в том числе к обучающимся социально-гуманитарного профиля. В первую очередь следует отметить требования, которые предъявляются к уровню формирования метапредметных и предметных компетенций ученика, связанных с навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, а также умения сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности и т.д. Для курса обществознания столь же актуальными являются задачи формирования навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Однако реализация указанных задач на данном этапе затруднена рядом проблем, наличие которых подтверждается результатами международных и российских исследований.
В рамках настоящего исследования рассмотрены такие современные технологии как кейс-стади и технология междисциплинарного обучения и возможности их применения на уроках обществознания.
Кейс-метод или метод ситуативного анализа привлек меня тем, что решает много задач и отрабатывает много умений:
1. Решает проблему мотивации через проблемное задание;
2. Активизирует деятельность обучающихся;
3. Подводит обучающихся к необходимости заняться исследовательской работой;
4. Формирует навыки работы не только с адаптированным, но и с неадаптированным текстом;
5. Укрепляет навыки работы с различными видами источников;
6. Требует применения исследовательских методов: синтеза, анализа, сравнения, моделирования, обобщения, прогнозирования и др.
7. Формирует умения публично выступать в ходе дискуссии;
8. Искать исторические источники и классифицировать их.
9. Учит социализации и толерантности. И др.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение - этому способствует именно кейс - метод.
Характеристикой междисциплинарного обучения выступает «всемерное поощрение и развитие познавательной или исследовательской активности» ребёнка. Задача педагога - не погасить искру исследования, которая присуща каждому здоровому ребёнку. Ребенок наученный добывать знания и применять их в различных ситуациях, в том числе и нестандартных, способен справиться с трудностями системы обучения среднего и старшего звена. Говоря о Междисциплинарном обучении, ученые и педагоги говорят о развитии личности, о том, что ребенку нужно познавать мир, видя его целостность.
Междисциплинарное обучение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая тем самым цельность содержания обучения и формирования у учащихся целостной картины мира. При этом сами учебные предметы не исчезают, не теряют своей специфики, а вносят лишь свой вклад в открытие и доказательство междисциплинарной идеи.
Данная модель обучения дает ключ к созданию системы развивающего обучения детей, а не просто отдельного курса развития, так как открывает общий принцип построения содержания обучающих программ.
Проведенный урок по предложенному конспекту с применением технологии кейс-стади показал, что ребята были активно погружены в историю изучения села Бражное. Данная технология способствовала познавательной активности обучающихся. Урок получился ярким и запоминающимся. Информация была представлена с разных сторон, что помогло воссоздать целостную картину истории и нынешнего состояния села Бражного. Таким образом, технология кейс-стади показала себя эффективной технологией при изучении малой Родины.
II. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 № 50358). - URL: https://7a7e5482-de4b-4915-9a26- 48fd0f2c97f7.filesusr.com/ugd/92ed0b_5a67e4cda4ff491ba6106b407991ec 75.pdf.
II Документы и материалы
1. За власть Советов : Сб. воспоминаний участников Великой Окт. соц. революции и гражд. войны, 1918-1920 гг. / [Сост. К.К. Васин, М.И. Исиметов] ; Под ред. [и с предисл.] В.Ф. Пашукова. - Йошкар-Ола : Марийское кн. изд-во, 1978. - 247 с.
2. Документы героической борьбы : Сборник докум. материалов, посвящ. борьбе против иностр. интервенции и внутр. контрреволюции на территории Енисейской губ. (1918-1920 гг.). Красноярск,
3. Красноярский край в истории Отечества : В 2 кн. : Хрестоматия для учащихся ст. кл. сред. шк. / Администрация Краснояр. края и др.; Сост. А. А. Григорьев , С. А. Минина ( отв. составители) и др. - Красноярск : Кн. изд-во, 1996.
III. Материалы Интернета
4. Официальный сайтhttp: //kanskadm.ru/
IV. Киноматериалы
5. «Золотое село России», фильм Андрея Гришакова
V. Воспоминания жителей села
6. Воспоминания жителей С.Бражное: Качаева А.Д., Качаевой С.И., Харина А.К. , Урусова С.Б. / Архив автора ВКР.
Литература
7. Алиева С. С. Педагогические принципы междисциплинарного образования и диалога // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 4 (21). С. 18-21.
8. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. - М.: Педагогика, 1993. 172 с.
9. Бехтенова Е. Ф., Бехтенова С. М. Межпредметные связи на уроках истории и английского языка как основа формирования метапредметных умений // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 26-32.
10. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. 1996. № 5. С. 150-155.
11. Галактионова Т. Г., Корчинская А. А. Предпосылки возникновения процессов интеграции в системе образования Финляндии // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 178-182.
12. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: РостГПУ, 2000. 440 с.
13. Ефремова, М.И. История колхоза "Заветы Ильича" Канского района Красноярского края: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата ист. наук / Иркут. гос. ун-т им. А. А. Жданова. Кафедра истории СССР. Красноярск: [б. и.], 1954. 24 с.
14. Жук О. Л. Междисциплинарная интеграция как условие повышения
качества школьного образования // Edukacjakuprzysztosci: в 2 т. / под ред. E. Jagietto, A. Klim-Rlimaszewska. Siedlce: Copyright by
SiedleckieTowarzystwoNaukowe, 2014. Т. 2. С. 544-553.
15. Журавлева Н. С., Кашлач И. Ф. Межпредметные связи как условие развития универсальных учебных действий в средней школе // АНИ: педагогика и психология. 2018. № 2 (23). C. 97-99.
16. Иллюстрированная история Красноярского края (1917-1991 гг.)
Красноярск: Растр, 2014. 262 с.
17. Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.] / Российская акад. наук, Сибирское отд-ние, Ин-т истории, Изд. дом "Историческое наследие Сибири" ; [гл. ред.: В. А. Ламин ; редкол.: С. С. Букин и др.]. - Новосибирск : Историческое наследие Сибири, 2010. Т. 3: С - Я. Т. 3. - 2010. 783 с.
18. История Сибири : Макет в 5 т. / Акад. наук СССР Сиб. отд-ние. Отд-ние ист. наук; Глав. ред. А. П. Окладников и др. Москва : Редиздат Сиб. отд- ния АН СССР, 1965. 5 т.; с. 19-26
19. История Красноярского края: Учеб. пособие по краеведению для учителей истории. Красноярск : Кн. изд-во, 1967. 312 с.
20. История Красноярского края / В.И. Федорова и др. Красноярск: Буква С, 2008.
21. История Красноярского края (1897-1940 гг.): учебное пособие по
краеведению / А. А. Макаров; ГБНИУ РХ "Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории". Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2013. 167 с.
22. Красноярье: пять веков истории : учеб. пособие по краеведению / Дроздов Н. И. (рук.) и др. Красноярск: Группа компаний Платина, 2005 (ГП КК ПИК Офсет).
23. Корчажкина О. М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования // Педагогика. 2016. № 2. С. 16-24.
24. Крамной В.А. Хмельное название - завидная судьба, Зеленогорск, 2001
25. Крепс Т. В. Междисциплинарный подход в исследованиях и
преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник ЮИМ. 2019. № 1. С. 110-115. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnyy-podhod-v-issledovaniyah-i-prepodavanii-preimuschestva-iproblemy-primeneniya.
26. Крыштопа Н.С. Город над Канном. Зеленогорск, 2002.
27. Кубасов О. П. Интеграция в образовании: сущностная характеристика // Казанский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 70-77.
28. МармышевА.В.,Елисеенко А.Г. Гражданская война в Енисейской
губернии, Красноярск, 2008
29. Москалева И. С. Интегративный подход к профессионально¬
педагогической подготовке учителя. М.: Прометей, 2012. 270 с.
30.Очерки истории Красноярской краевой организации КПСС (1895-1980) / П. С. Федирко, Н. П. Силкова, П. Н. Мешалкин, и др.; Редкол.: Н. П. Силкова (гл. ред.) и др.. 2-е изд., доп. и перераб. Красноярск: Кн. изд-во, 1982. 599 с.
31. Пайгусов И. А. Интегрированное обучение на основе историко-культурологического подхода // Педагогика. 2009. № 6. С. 33-40.
32. Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 1 Предварительные материалы. Красноярск: Красноярское КИ. 1989. 400с.
33. Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 2.
Составитель Быконя Г. Ф. Красноярск: КГПУ. 1992. 264 с.
34. Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 3.
Составитель Быконя Г. Ф. Красноярск: КГПУ. 1995. 432 с.
35. Славное сорокалетие: Из истории Красноярской партийной организации (1917-1957 гг.) / Глав. ред. и введ. канд. ист. наук В. П. Сафронова. Красноярск: Кн. изд-во, 1957. 647 с.
36. Ужан О. Ю. Роль и место интегрированных уроков в формировании
творческих способностей у обучающихся //
ProfessionalEducationinRussiaandabroad. 2013. № 1 (9). С. 87-91.
37. Цепкова Н. М. Интегрированное обучение как фактор формирования готовности учащихся к проявлению профессионально значимых компетенций // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2009. - № 4. - С. 403-407.
38.Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 372 с. - URL:https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/28745/1/978-5-8050-0674-7.pdf.