ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ 6
1.1. Содержание и сущность понятия «детско-родительские
отношения» 6
1.2. Особенности отношений детей и родителей в приемных семьях 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ 25
2.1. Диагностика детско-родительских отношений в семьях с
приемными детьми 25
2.2. Организация исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми, анализ и интерпретация данных исследования 32
2.3. Рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Актуальность исследования: Изучение особенностей детско- родительских отношений в приемных семьях, является актуальной проблемой как для понимания определенных фактов, имеющих влияние на становление личности приемного ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики (поддержки) приемных семей.
Проблема изучения детско-родительских отношений в приемных семьях требует к себе пристального внимания из-за недостаточной ее теоретической и практической осмысленности. Но противоречия, лежащие, в ее основе связаны с тем, что в настоящее время реализуется Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена указом президента РФ от 1 июня 2012 г.). Стратегия, в частности, направлена на сокращение числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей, за счет их устройства в приемные семьи. Данная задача обусловлена, с одной стороны, необходимостью сокращения бюджетных затрат на содержание и материальное обеспечение учреждений государственного воспитания, с другой стороны, фактом более эффективной социализации и благополучного эмоционального состояния детей, находящихся на воспитании в приемных семьях. Согласно статистическим данным за 2016 год принято детей на воспитание в приемную семью 22744 ребенка, возвращено приемных детей в детские дома в 2016 году 2266 (9,96%), в 2017- 2160 [56]. Это свидетельствует об остроте проблемы изучения детско-родительских отношений в приемных семьях и существовании социального запроса на психолого¬педагогическую помощь и сопровождение приемных семей. Исследование особенностей эмоциональной системы семей с приемным ребенком поможет уточнить задачи работы психолога, социального педагога с приемными семьями не только на уровне непосредственно детско- родительских отношений, но и на уровне всей семьи в целом.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.
Объект исследования: детско-родительские отношения в приемных семьях.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования детско-родительских отношений.
2. Разработать программу исследования особенностей детско- родительских отношений в приемных семьях.
3. Организовать и провести исследование особенностей детско- родительских отношений в приемных семьях, проанализировать и интерпретировать результаты.
4. Разработать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми.
На защиту выносятся положения: Родительское отношение в семье с приемным ребенком старшего дошкольного возраста характеризуются следующими особенностями: низким уровнем
эмоционального принятия ребенка; стремлением к тотальному контролю над всеми сферами жизнедеятельности ребенка; не готовностью к пониманию потребностей ребенка, восприятием его как не состоявшейся личности.
Со стороны ребенка старшего дошкольного возраста отношение к приемной семье характеризуется проявлениями внешнего подчинения требований родителей; низкой дифференциации членов семьи; наличием проявлений тревожности, агрессии и конфликтности по отношению к членам семьи.
Методы исследования: теоретический анализ обобщение классификация;
Эмпирические методы исследования: тестирование, наблюдение, анализ случая;
Методы обработки данных: количественная и качественная обработка результатов исследования.
База эмпирического исследования: 10 семей, воспитывающих приемных детей, 20 родителей и 34 ребенка в возрасте 5-6 лет приняли участие в исследовании.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для повышения качества социально-педагогического сопровождения приемной семьи организуемого в различных учреждениях социального обслуживания и образования.
Проблема организации психолого-педагогической работы направленной на изучение особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, является центральной в нашем исследовании. В ходе экспериментальной работы (исследования) нами были проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования, мы раскрыли содержание и сущность детско-родительских отношений, а также особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.
Нами были разработаны (выделены) следующие критерии, отражающие различные стороны детско-родительских отношений:
а) эмоционального развития
б) сотрудничества
в) коммуникации
г) контроля
д) понимания
и уровни показателей и определены их основные характеристики : низкий, средний и высокий детско-родительских отношений.
Диагностика изучения особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, позволила подтвердить наличие особенностей детско-родительских отношений данной категории испытуемых и определить направления дальнейшей психолого¬педагогической работы.
Нами была разработана программа психолого-педагогической работы с приемными семьями направленная на развитие и гармонизации детско-родительских отношений в приемных семьях. Реализуя (апробируя) данную программу, мы использовали такие психолого-педагогические методы и приемы работы, как проигрывание с родителями ситуаций на взаимодействие, обогащение способов поведения в разных ситуациях, организация совместной деятельности (занятий) приемных родителей и детей, упражнения и игры на сплочение детско-родительских отношений.
Позитивные изменения в детско-родительских отношениях происходили за счет создания эмоционально комфортной обстановки и ситуаций эмоционального принятия, понимания неудач, интересов и чувств приемных детей.
По окончании реализации (апробации) программы мы получили следующие результаты. Со стороны приемных родителей к приемным детям повысились: уровень эмоционального принятия, понимание потребностей, восприятие их как личности, уменьшилась степень контроля над всеми сферами жизнедеятельности. Со стороны приемных детей повысилась контактность в общении, уменьшилось проявление тревожности, агрессии и конфликтности по отношению к членам семьи. Сделанные выводы позволяют нам утверждать, что выдвинутые положения в начале исследования, подтвердились, уровень эмоционального принятия, понимание потребностей, восприятие приемных детей как личности, проявление тревожности, агрессии, конфликтности по отношению к членам семьи приемных детей значительно изменился в положительную сторону.
Однако проведенное исследование не решает в полной мере проблему повышения со стороны приемных родителей уровня эмоционального принятия детей, готовность к пониманию потребностей приемных детей, восприятие их как личности, со стороны приемных детей снижение уровня тревожности, агрессивности и конфликтности по отношению к членам семьи и представляет собой частную попытку решения проблемы.
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст] / А. Адлер. - Ростов н/Д: «Феникс», 1998 - 448с.
2. Андреева, Т.В. Теоретико-методологические основы социальной психологии семьи в области научных исследований [Текст] / Т.В. Андреева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика - 2011. - №3. - с. 66-78.
3. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребенка//Вестник ОГУ. 2014.
4. Басалаева Н.В., Колокольникова З.У., Митросенко С.В. Технологии работы с замещающими семьями. - Лесосибирск,2013.
5. Беккер И. Л., Дубовицская С. В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности [Текст] / Беккер И. Л., Дубовицская С. В.// Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 631 -638.
6. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как
психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское
воспитание// Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2014.
7. Белогай К. Н., Морозова И. С., Отт Т. О. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с семьями, воспитывающими ребенка с особыми потребностями: учебно-методическое пособие; сост. К. Н. Белогай. Кемерово, 2014. 98 с.
8. Белоусова Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений// Педагогическое образование в России. 2013.
9. Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито- Центр», 2011 г.
10. Ботова, Э.К. Проблемы детско-родительского взаимодействия в современных психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Э.К. Ботова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2013. - №1. - с. 29-32
11. Варга А. Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребенка //Детский психолог. - 2011.
12. Винникот, Д. Разговор с родителями/Д. Винникот. - М.:Класс, 1995 - 94 с.
13. Горбунова Е.А. Социальная адаптация в замещающей семье
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дис. ... канд. педаг. наук: 12.00.12: защищена 05.11.2011: утв. 08.03.2012 / Е.А.
Горбунова. М., 2012. 207 с.
14. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006
15. Жуйкова Е.Б., Печникова Л.С. - Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье.- Психологическая наука и образование. МГППУ 2014, 19(4), стр. 46-53 [электронный ресурс]
16. Инеткина С.Е., Ботова Э.К. Детско - родительские отношения - основной фактор развития ребенка [Текст] / Инеткина С.Е., Ботова Э.К. // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1(13). - С. 53-56.
17. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие/ О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2014.
18. Ковалев, Г.А.О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений / Г.А. Ковалев. М.: Ось-89, 2014. 116 с.
19. Козлова Т.З. Замещающая (опекунская семья): монография // Т.З. Козлова. Москва, 2013. С. 244
20. Крайлюк А. И. Родительские установки: теоретические аспекты [Текст] / Крайлюк А. И.// Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова:
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.
Социокинетика. - 2015.- № 3.- С. 78-82.
21. Кульчицкая И. Ю. Семейная стратегия в подготовке ребенка [Текст] / Кульчицская И. Ю. // Актуальные вопросы современной науки. -
2012. - № 21-1. - С. 153- 161.
22. Ловинджер Л. Авторитарная семейная идеология. / Ловинджер Л. - М.: Психология, 2009 - 87с.
23. Малер, М.С., Пайн, Ф., Бергман, А. психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация. - М., 2011. - 413 с.
24. Маркина О. А. Мотивация личности приемного родителя. [Текст] / Маркина О. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016, том 8, 2-2 - С. 106-111
25. Молчанова Л. Н. Особенности функционирования микросоциальной системы “Приемная семья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” [Текст] / Молчанова Л. Н. // Вестник Томского государственного университета-Томск, - 2015. - №398 - С. 211¬218.
26. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). -- М.: МОДЭК, 2013.
27. Молчанова Е.В. Психологические аспекты детско - родительских отношений// Психология и педагогика: методика и проблемы 2014.
28. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013.
29. Мясищев, В.Н. Психология отношений/В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2003. - 400 с.
30. Николаева Л.А. Детско - родительские отношения как фактор развития ребенка [Текст] / Николаева Л. А. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Т. 2 .- 2012. - № 2. - С. 187-193.
31. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка// Известия Саратовского Университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013.
32. Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В.Н. Ослон // Журнал вопросы психологии. 2011. № 3. С. 79-90.
33. Петровский А.В. Развитие личности. Возрастная периодизация / А.В. Петровский // Психология развивающейся личности. 2012. № 5. С. 16- 20.
34. Печникова, Л. С. Воспитание приемных детей. Факторы дисфункциональных отношений в приемных семьях [Текст] / Л.С. Печникова. - М., 2007
35. Радионова Т.Н. Особенности детско - родительских отношений в младшем школьном возрасте [Текст] / Радионова Т. Н. // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - сборник научных статей 3¬й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах - 2014. - С. 327 - 329.
36. Радостева А.Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование// Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013.
37. Резник С. В. Психологические аспекты принятия решений об усыновлении и сопровождение семьи на этом этапе - Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. [Текст] / Резник С. В. // Вып. 6 - МО: СВИВТ, 2012. - С. 51-54
38. Роджерс, К. О становлении личности [Текст] / К. Роджерс. - СПб.: Питер, 2004 - 314с.
39. Санникова А.И., Редькина Н.В. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях// Гуманитар., соц.-экон. и общест. науки. - 2015.
40. Сизаева В. Э., Лисинецская А. А. Проблема детско - родительских отношений и их влияние на представления о своей семье [Текст] / Сизаева В. Э., Лисинецская А. А. // Наука и современность. - 2012. - № 15. - С. 162- 166.
41. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и
эксперимент // Вопросы психологии. 2012.
42. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2006 - 366 с.
43. Спиваковская, А. С. Как быть родителями [Текст] / А.С. Спиваковская. - М., 1986 - 123с.
44. Тулупова О.В. Основные подходы к изучению детско - родительских отношений в зарубежной психолого - педагогической литературе [Текст] / [Текст] / Тулупова О. В. // Перспективы науки. - 2014. - № 1(52). - С. 157 - 159.
45. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений [Текст] / Л. К. Фомина // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
46. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб.: Питер, 2010.
47. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2007 - 28с.
48. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб. : Питер, 2013.
49. Шаповалова И. А. Детско - родительские отношения как фактор социализации младших школьников [Текст] / Шаповалова И. А. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 3. - С. 48- 52.
50. Щербаков А.В., Васильева Е.Н. Родительские роли как фактор развития личностного компонента психологической готовности к родительству// Фундаментальные исследования. 2014
51. Шимин Н.Д., Метельская К.С. О ценности современной семьи // Новые идеи в философии. 2014
52. Шульга Т. И. Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье[Текст] / Т. И. Шульга, М. А. Антипина // Вестник московского государственного областного университета. (2012) № 3 с. 32-40
53. Шлотгауэр, А.Н. Развитие и воспитание - Роль отца. [Текст] / А.Н. Шлотгауэр // Психол.журн. 2012
54. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. -- СПб.: Питер, 2011.
55. Эриксон Э. Детство и общество. СПб. : Речь, 2012.
56. Htt://WWW.usynovite.ru/statistics/