Особенности детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ 6
1.1. Содержание и сущность понятия «детско-родительские
отношения» 6
1.2. Особенности отношений детей и родителей в приемных семьях 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ 25
2.1. Диагностика детско-родительских отношений в семьях с
приемными детьми 25
2.2. Организация исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми, анализ и интерпретация данных исследования 32
2.3. Рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ 6
1.1. Содержание и сущность понятия «детско-родительские
отношения» 6
1.2. Особенности отношений детей и родителей в приемных семьях 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ 25
2.1. Диагностика детско-родительских отношений в семьях с
приемными детьми 25
2.2. Организация исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми, анализ и интерпретация данных исследования 32
2.3. Рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Актуальность исследования: Изучение особенностей детско- родительских отношений в приемных семьях, является актуальной проблемой как для понимания определенных фактов, имеющих влияние на становление личности приемного ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики (поддержки) приемных семей.
Проблема изучения детско-родительских отношений в приемных семьях требует к себе пристального внимания из-за недостаточной ее теоретической и практической осмысленности. Но противоречия, лежащие, в ее основе связаны с тем, что в настоящее время реализуется Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена указом президента РФ от 1 июня 2012 г.). Стратегия, в частности, направлена на сокращение числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей, за счет их устройства в приемные семьи. Данная задача обусловлена, с одной стороны, необходимостью сокращения бюджетных затрат на содержание и материальное обеспечение учреждений государственного воспитания, с другой стороны, фактом более эффективной социализации и благополучного эмоционального состояния детей, находящихся на воспитании в приемных семьях. Согласно статистическим данным за 2016 год принято детей на воспитание в приемную семью 22744 ребенка, возвращено приемных детей в детские дома в 2016 году 2266 (9,96%), в 2017- 2160 [56]. Это свидетельствует об остроте проблемы изучения детско-родительских отношений в приемных семьях и существовании социального запроса на психолого¬педагогическую помощь и сопровождение приемных семей. Исследование особенностей эмоциональной системы семей с приемным ребенком поможет уточнить задачи работы психолога, социального педагога с приемными семьями не только на уровне непосредственно детско- родительских отношений, но и на уровне всей семьи в целом.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.
Объект исследования: детско-родительские отношения в приемных семьях.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования детско-родительских отношений.
2. Разработать программу исследования особенностей детско- родительских отношений в приемных семьях.
3. Организовать и провести исследование особенностей детско- родительских отношений в приемных семьях, проанализировать и интерпретировать результаты.
4. Разработать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми.
На защиту выносятся положения: Родительское отношение в семье с приемным ребенком старшего дошкольного возраста характеризуются следующими особенностями: низким уровнем
эмоционального принятия ребенка; стремлением к тотальному контролю над всеми сферами жизнедеятельности ребенка; не готовностью к пониманию потребностей ребенка, восприятием его как не состоявшейся личности.
Со стороны ребенка старшего дошкольного возраста отношение к приемной семье характеризуется проявлениями внешнего подчинения требований родителей; низкой дифференциации членов семьи; наличием проявлений тревожности, агрессии и конфликтности по отношению к членам семьи.
Методы исследования: теоретический анализ обобщение классификация;
Эмпирические методы исследования: тестирование, наблюдение, анализ случая;
Методы обработки данных: количественная и качественная обработка результатов исследования.
База эмпирического исследования: 10 семей, воспитывающих приемных детей, 20 родителей и 34 ребенка в возрасте 5-6 лет приняли участие в исследовании.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для повышения качества социально-педагогического сопровождения приемной семьи организуемого в различных учреждениях социального обслуживания и образования.
Проблема изучения детско-родительских отношений в приемных семьях требует к себе пристального внимания из-за недостаточной ее теоретической и практической осмысленности. Но противоречия, лежащие, в ее основе связаны с тем, что в настоящее время реализуется Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена указом президента РФ от 1 июня 2012 г.). Стратегия, в частности, направлена на сокращение числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей, за счет их устройства в приемные семьи. Данная задача обусловлена, с одной стороны, необходимостью сокращения бюджетных затрат на содержание и материальное обеспечение учреждений государственного воспитания, с другой стороны, фактом более эффективной социализации и благополучного эмоционального состояния детей, находящихся на воспитании в приемных семьях. Согласно статистическим данным за 2016 год принято детей на воспитание в приемную семью 22744 ребенка, возвращено приемных детей в детские дома в 2016 году 2266 (9,96%), в 2017- 2160 [56]. Это свидетельствует об остроте проблемы изучения детско-родительских отношений в приемных семьях и существовании социального запроса на психолого¬педагогическую помощь и сопровождение приемных семей. Исследование особенностей эмоциональной системы семей с приемным ребенком поможет уточнить задачи работы психолога, социального педагога с приемными семьями не только на уровне непосредственно детско- родительских отношений, но и на уровне всей семьи в целом.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.
Объект исследования: детско-родительские отношения в приемных семьях.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования детско-родительских отношений.
2. Разработать программу исследования особенностей детско- родительских отношений в приемных семьях.
3. Организовать и провести исследование особенностей детско- родительских отношений в приемных семьях, проанализировать и интерпретировать результаты.
4. Разработать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми.
На защиту выносятся положения: Родительское отношение в семье с приемным ребенком старшего дошкольного возраста характеризуются следующими особенностями: низким уровнем
эмоционального принятия ребенка; стремлением к тотальному контролю над всеми сферами жизнедеятельности ребенка; не готовностью к пониманию потребностей ребенка, восприятием его как не состоявшейся личности.
Со стороны ребенка старшего дошкольного возраста отношение к приемной семье характеризуется проявлениями внешнего подчинения требований родителей; низкой дифференциации членов семьи; наличием проявлений тревожности, агрессии и конфликтности по отношению к членам семьи.
Методы исследования: теоретический анализ обобщение классификация;
Эмпирические методы исследования: тестирование, наблюдение, анализ случая;
Методы обработки данных: количественная и качественная обработка результатов исследования.
База эмпирического исследования: 10 семей, воспитывающих приемных детей, 20 родителей и 34 ребенка в возрасте 5-6 лет приняли участие в исследовании.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для повышения качества социально-педагогического сопровождения приемной семьи организуемого в различных учреждениях социального обслуживания и образования.
Проблема организации психолого-педагогической работы направленной на изучение особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, является центральной в нашем исследовании. В ходе экспериментальной работы (исследования) нами были проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования, мы раскрыли содержание и сущность детско-родительских отношений, а также особенности детско-родительских отношений в приемных семьях.
Нами были разработаны (выделены) следующие критерии, отражающие различные стороны детско-родительских отношений:
а) эмоционального развития
б) сотрудничества
в) коммуникации
г) контроля
д) понимания
и уровни показателей и определены их основные характеристики : низкий, средний и высокий детско-родительских отношений.
Диагностика изучения особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, позволила подтвердить наличие особенностей детско-родительских отношений данной категории испытуемых и определить направления дальнейшей психолого¬педагогической работы.
Нами была разработана программа психолого-педагогической работы с приемными семьями направленная на развитие и гармонизации детско-родительских отношений в приемных семьях. Реализуя (апробируя) данную программу, мы использовали такие психолого-педагогические методы и приемы работы, как проигрывание с родителями ситуаций на взаимодействие, обогащение способов поведения в разных ситуациях, организация совместной деятельности (занятий) приемных родителей и детей, упражнения и игры на сплочение детско-родительских отношений.
Позитивные изменения в детско-родительских отношениях происходили за счет создания эмоционально комфортной обстановки и ситуаций эмоционального принятия, понимания неудач, интересов и чувств приемных детей.
По окончании реализации (апробации) программы мы получили следующие результаты. Со стороны приемных родителей к приемным детям повысились: уровень эмоционального принятия, понимание потребностей, восприятие их как личности, уменьшилась степень контроля над всеми сферами жизнедеятельности. Со стороны приемных детей повысилась контактность в общении, уменьшилось проявление тревожности, агрессии и конфликтности по отношению к членам семьи. Сделанные выводы позволяют нам утверждать, что выдвинутые положения в начале исследования, подтвердились, уровень эмоционального принятия, понимание потребностей, восприятие приемных детей как личности, проявление тревожности, агрессии, конфликтности по отношению к членам семьи приемных детей значительно изменился в положительную сторону.
Однако проведенное исследование не решает в полной мере проблему повышения со стороны приемных родителей уровня эмоционального принятия детей, готовность к пониманию потребностей приемных детей, восприятие их как личности, со стороны приемных детей снижение уровня тревожности, агрессивности и конфликтности по отношению к членам семьи и представляет собой частную попытку решения проблемы.
Нами были разработаны (выделены) следующие критерии, отражающие различные стороны детско-родительских отношений:
а) эмоционального развития
б) сотрудничества
в) коммуникации
г) контроля
д) понимания
и уровни показателей и определены их основные характеристики : низкий, средний и высокий детско-родительских отношений.
Диагностика изучения особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях, позволила подтвердить наличие особенностей детско-родительских отношений данной категории испытуемых и определить направления дальнейшей психолого¬педагогической работы.
Нами была разработана программа психолого-педагогической работы с приемными семьями направленная на развитие и гармонизации детско-родительских отношений в приемных семьях. Реализуя (апробируя) данную программу, мы использовали такие психолого-педагогические методы и приемы работы, как проигрывание с родителями ситуаций на взаимодействие, обогащение способов поведения в разных ситуациях, организация совместной деятельности (занятий) приемных родителей и детей, упражнения и игры на сплочение детско-родительских отношений.
Позитивные изменения в детско-родительских отношениях происходили за счет создания эмоционально комфортной обстановки и ситуаций эмоционального принятия, понимания неудач, интересов и чувств приемных детей.
По окончании реализации (апробации) программы мы получили следующие результаты. Со стороны приемных родителей к приемным детям повысились: уровень эмоционального принятия, понимание потребностей, восприятие их как личности, уменьшилась степень контроля над всеми сферами жизнедеятельности. Со стороны приемных детей повысилась контактность в общении, уменьшилось проявление тревожности, агрессии и конфликтности по отношению к членам семьи. Сделанные выводы позволяют нам утверждать, что выдвинутые положения в начале исследования, подтвердились, уровень эмоционального принятия, понимание потребностей, восприятие приемных детей как личности, проявление тревожности, агрессии, конфликтности по отношению к членам семьи приемных детей значительно изменился в положительную сторону.
Однако проведенное исследование не решает в полной мере проблему повышения со стороны приемных родителей уровня эмоционального принятия детей, готовность к пониманию потребностей приемных детей, восприятие их как личности, со стороны приемных детей снижение уровня тревожности, агрессивности и конфликтности по отношению к членам семьи и представляет собой частную попытку решения проблемы.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Особенности детско-родительских отношений в семьях с приёмными детьми дошкольного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Развитие детско-родительских отношений в совместной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Детско-родительские отношения в приемных семьях
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Социальная помощь семьям с приемными детьми
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ, ВЗЯВШЕЙ ПОД ОПЕКУ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА (АНАЛИЗ СЛУЧАЯ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



