Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ДЕБАТОВ: УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА

Работа №166765

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы120
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы развития иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров педагогического образования на основе применения академической технологии дебатов 11
1.1 Обучение иноязычной профессиональной коммуникации в парадигме компетентностного подхода 11
1.2 Понятие и особенности технологии дебатов как инструмента развития
иноязычной коммуникативной компетенции 20
1.3 Интегративная модель развития иноязычной коммуникативной
компетенции бакалавров педагогического образования с применением технологии дебатов 40
1.3.1 Принцип личностно-ориентированного общения 42
1.3.2 Принцип личностно-ориентированного обучения 43
1.3.3 Принцип ролевой игры в организации учебного материала 47
1.3.4 Принцип группового взаимодействия 48
1.3.5 Принцип концентрированности в организации учебного материала и
учебного процесса 50
1.3.6 Принцип полифункциональности учебной деятельности и
упражнений 51
Выводы по первой главе 54
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров педагогического образования с применением академической технологии дебатов 57
2.1 Научно-методическое описание алгоритма и содержания эксперимента
по применению технологии дебатов для развития иноязычной коммуникативной компетенции 57
2.2 Анализ экспериментального обучения бакалавров педагогического
образования на основе применения технологии дебатов 61
2.3 Методические рекомендации по применению академической
технологии дебатов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции 67
2.3.1. Формы проведения контроля за усвоением материала 70
2.3.2 Карта материально-технической базы для проведения практических занятий по тренингу профессионально-ориентированной дискуссии на английском языке с применением академической технологии дебатов 71
2.3.3 Вводное занятие в основы дебатов и публичной риторики 72
2.3.4 Основной блок работы с текстовым материалом 75
2.3.5 Погружение в процесс практического освоения публичной
риторикой и ведением дебатов 79
2.3.6 Проведение показательного мероприятия для итогового контроля. 84
Выводы по второй главе 86
Заключение 87
Список литературы 90

В настоящее время в парадигме высшего образования происходят определенные трансформации [Хуторской, 2005]. Под парадигмой понимается совокупность методов, идей, ценностей, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках текущей научной практики в конкретный период времени. В фундамент образовательной системы долгое время входили такие компоненты как: знания, умения, навыки. В целом, эти основополагающие компоненты отражали необходимые требования общества в формировании определенного формата личности: знающего, умеющего профессионала. Однако, учитывая определенные изменения в различных сферах общества, можно говорить об качественном преобразовании в этом фундаменте, а именно в смене парадигмы [Цыренова, 2012, с. 121]. Характер этих изменений позволяет утверждать, что подход к составлению и в дальнейшем применению образовательных программ устанавливает фокус на формирование компетенций. Т. Кун характеризует этот процесс, как «изменения базовых посылок в рамках признанной ведущей теории, знаменующие научную революцию» [Вербицкий, 2017, с. 37].
Таким образом, в современном образовательном целеполагании, на высшей ступени, знаниевый подход преобразовался в процесс формирования компетенций [Зеер, 2005, с. 28-29]. Этот процесс внедрен в систему непрерывного образования, и обязан соответствовать положению, что образование — это процесс, продолжающийся на протяжение всей сознательной жизни. Тем самым подтверждается основополагающая мысль внутри парадигмы, что происходит постоянный процесс развития «в становлении» языковой личности и конечность в этом развитии не предполагается. Происходит это также с учетом постоянного движения и развития социальных систем, в которых язык тоже преобразуется и модифицируется [Гальскова, Гез, 2006, с. 7-8]. Не говоря уже о растущем влиянии интернет технологий.
Необходимо подходить к разработке методических рекомендаций с точки зрения развития ключевых компетенций и в русле коммуникативного подхода с применением инновационных технологий. Однако, педагогическая система имеет очень большую инертность и консервативность. Параметры устройства составляющей педагогической системы остаются в той же парадигме целеполагания и содержания образования, подходам и формам, способам развертывания этого содержания через лекционный тип передачи знаний с использованием объяснительно-иллюстративного типа обучения [Bhatt, 2002, с. 97-98]. Такой подход так или иначе обеспечивал выпускникам достаточный объем знаний, умений и навыков, способных обеспечить рост в профессиональной деятельности на период активной трудовой жизни. Однако, очевидно, что в современном мире темпы изменений в сферах жизни человека сильно ускорились. В том числе можно наблюдать переоценку устоявшихся традиций и систем ценностей. Производство на предприятиях усложняется в технологическом и исполнительском планах - необходим творческий подход. В том числе это касается и разработки инновационных методик обучения иноязычного общения [Гейхман, Кушнина, Кушнин, 2011, с. 44]. В информационную эру происходит переоценка влияния «человеческого капитала» на более высокий уровень. Тем не менее, образовательная среда в ряде случаев остается «субъект-объектной». В том числе необходимо модернизировать классические критерии оценки знаний для измерения качества полученных компетенций. Компетенции сейчас являются «товаром» для современной экономики, основанной на «знаниях, ставшими достоянием личности». Именно личности, которые обладают комплексными знаниями, способные их применять в проблемных ситуациях и определенным перечнем профессиональных компетенций смогут достойно интегрироваться в русло этой экономической парадигмы [Cui, Zhao, 2014, с. 380].
Актуальность исследования определяется необходимостью разработки и внедрения академической технологии дебатов в образовательный процесс для бакалавров педагогического университета с учетом дефицитов обучения профессионально-ориентированной коммуникации в формате тренинга. На данный момент существует противоречие между излишней теоретизацией образовательного процесса и необходимостью развития практических коммуникативных и профессиональных навыков в рамках современной компетентностной модели.
При этом важным является вопрос, касающийся не только формирования иноязычной компетентности будущих учителей, но и поиска практического подхода, направленного на повышение эффективности процесса ее формирования и развития в системе подготовки специалистов с позиций современной образовательной парадигмы. Обучающемуся нужно не только обладать языковой компетенцией, но и владеть современными приёмами публичной дискуссии в рамках профессионально-делового, научного, социально-политического дискурсов.
С учетом указанных противоречий был сделан выбор темы исследования: «Обучение иноязычной профессиональной коммуникации с применением технологии дебатов: уровень бакалавриата»
Объект исследования - процесс обучения иноязычной профессиональной коммуникации.
Предметом данного исследования является технология дебатов как инструмент развития иноязычной профессиональной компетенции.
Цель - разработка и апробация модели обучения иноязычной профессиональной коммуникации и развития иноязычной коммуникативной компетенции с применением технологии дебатов на уровне бакалавриата.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
• Проанализировать научные работы по проблемам обучения иноязычной коммуникации с применением технологии дебатов, компетентностного подхода в образовании, а также изучить основы
методики интенсивного обучения для их внедрения в модель обучения.
• Уточнить содержание базовых категорий и понятий исследования: компетенции, академическая технология дебатов, интегративная модель.
• Провести экспериментальную апробацию академической технологии дебатов на основе предварительно установленных параметров.
• Подготовить методические рекомендации в качестве дополнительного ресурсного обеспечения для тренинга профессионально­ориентированной дискуссии на английском языке на уровне бакалавриата.
Методологическая основа исследования:
• реализации компетентностного подхода в высшем образовании (В.А. Адольф, Л.К. Гейхман, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, A.B. Хуторской);
• теории и практике профессионально-ориентированного обучения в высшей школе (Л.Е. Алексеева, A.A. Вербицкий, А. Уотерс, Т. Хатчинсон);
• методике профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам с целью формирования профессиональной компетентности (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Т.М. Панова);
Теоретическую основу исследования составили работы ведущих ученых по:
• проблеме применения академической технологии дебатов (A. Snider, M. Schnurer, Турик Л.А.);
• использование возможностей интенсивного подхода в создании модели обучения коммуникативной компетенции (Г.А. Китайгородская);
• применению дебатов как игровой технологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
• личностно и социально ориентированной теории воспитания (Ш.А. Амонашвили).
Новизна исследования состоит в том, что:
• теоретическое обоснование и разработка модели применения технологии дебатов при реализации коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам.
Теоретическая значимость исследования:
• расширение теоретических подходов к решению проблемы;
• обоснования возможностей использования академической технологии дебатов в процессе формирования коммуникативной компетенции у бакалавров педагогического образования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её материалов и результатов при разработке тренингов по обучению профессионально-ориентированной дискуссии на английском языке и в практике обучения иностранным языкам.
Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что дополнение содержания тренинга профессионально-ориентированной дискуссии на английском языке практическими разработками по применению технологии дебатов повысит уровень иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Методы исследования
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, интерпретация, сопоставление, метод аналогий, обобщение, моделирование);
• эмпирические (изучение опыта работы учреждений высшего образования, нормативной и учебно-методической литературы; педагогическое наблюдение);
• экспериментальные (формирующий эксперимент).
База исследования: опытная работа проводилась на факультете иностранных языков в ФГБОУ ВО «КГПУ им. В.П. Астафьева» г. Красноярска
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах демонстрировались в материалах конференции студентов в рамках VIII Международного научно­образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». 04-05.12.2019 г.; секция «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» [Теория и методика..., 2019, с. 263], также в статье «Принципы эффективной коммуникации и стилистические особенности англоязычного дискурса на примере современных политических дебатов», опубликованной в ведущем научном рецензируемом журнале «Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2020. №2 (52)» [Электронный ресурс: http://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/302]. В том числе было проведено показательное мероприятие среди обучающихся группы факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева в рамках итогового контроля. Материалы отражены на сайте кафедры английского языка [Электронный ресурс: http://www.kspu.ru/page-35193.html].
Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографию. Работа изложена на страницах.
Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются ее цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
В первой главе раскрывается компетентностный подход к обучению бакалавров педагогического образования и содержания интегративной модели на основе применения принципов интенсивного обучения иностранным языкам. Рассматривается академическая технология дебатов как инструмент развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающегося педагогического университета.
Во второй главе описывается организация процесса и анализ опытно экспериментальной работы по развитию коммуникативной компетенции с применением технологии дебатов.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


C учетом разнообразия академических технологий и инноваций в образовательном пространстве, была рассмотрена возможность применения академической технологии дебатов в составе «Тренинга профессионально­ориентированной дискуссии на английском языке», а затем применения для контроля по пройденному материалу и тренировки построения самостоятельных высказываний для решения коммуникативной задачи.
Особенность применения разрабатываемой модели состоит в том, что академическая технология, включенная в её состав, предоставляет возможность для обучающихся непосредственно совершенствовать речевой навык через решение коммуникативных задач в процессе участия в мероприятии публичной риторики, которое наилучшим образом отражает современные тенденции в образовании.
Отличительная черта академической технологии дебатов в составе существующего курса еще состоит в том, что в ней присутствует уникальная диалектическая составляющая, дающая возможность для интеллектуального противостояния в проверке различных идей. Создание базы для аргументации одно из самых сложнейших мнемических и когнитивных действий, которое может совершить обучающийся с использованием иностранного языка. Для оформления аргумента обучающийся затрачивает усилия по поиску данных, что тоже требует определенного умения работы с библиотеками и массивами данных, сортирует полученную информацию, совершает действия анализа и синтеза, оценивает информацию с точки зрения качества решений, к которым он может прийти. Для конечного формирования аргумента, после всех вышеперечисленных действий, участнику дебатов необходимо осознать, как успешно убеждать своего собеседника, знать различные подходы к процессу убеждения и ему так же необходимо установить для себя логику создания решений. Удачное представление аргументов для публики так же отражает еще один когнитивный навык: умение оформлять сложные мысли в языковую форму, которая будет понятна любому присутствующему на мероприятии. Одно из сложнейших когнитивных действий, которое участник дебатов может совершить - это непосредственное взаимодействие в состязании и в последующем использование навыка быстрой оценки аргументации противоположной команды для адаптации и переформатирования оборонительной позиции при непредвиденных обстоятельствах. Таким образом, не только в академическом плане эта технология выигрывает у других форм, но в возможностях психологического развития.
Стоит обратить внимание, что во время эксперимента были использованы различные современные технологии дополняющие академическую технологию дебатов, которая является составной частью комплексной модели обучения. Например, просмотр видеофрагментов с реальными дебатами для знакомства с регламентами ведения мероприятий такого формата и изучения стилистических приемов, речевых оборотов и других паралингвистических единиц, которые активно применялись ораторами. Впоследствии, ролевая игра, в рамках интерактивного взаимодействия, помогла установить дружественный психологический климат, способствующий более продуктивной реализации коммуникативного подхода. Экстралингвистическое влияние помогало обучающимся легче входить в динамический процесс обмена репликами.
В ходе практических занятий было отмечено, что статус преподавателя в качестве модератора способствовал увеличению интереса к предмету. Преподаватель-модератор в данном случае демонстрировал личную вовлеченность в образовательный процесс, а не формально ретранслировал информационные сообщения. Когда обучающиеся в открытом диалоге могут применять лингвистический материал для демонстрации своего несогласия по определенным темам или проблемам, то это несомненно стимулирует образовательную активность в ходе практических занятий.
Результаты входного тестирования и итогового контроля продемонстрировали положительную динамику развития компетенций, предметных знаний по тематике публичной риторики и развитию речевых навыков для участия в коммуникативных мероприятиях дискуссионного типа. Обучающиеся, которые не владели достаточными знаниями по дебатам в дальнейшем, в ходе практических занятий, сумели восполнить возникшие дефициты.
Показательное мероприятие дебатов на английском языке, организованное во время формирующего эксперимента, показало, что ораторское искусство в профессиональной жизни молодого педагога играет важнейшую роль. Выводы, сделанные на основе проведенного эксперимента, позволяют заключить, что методические рекомендации предоставляют возможность будущим специалистам освоить навыки ведения профессиональной дискуссии с использованием речевых приемов и правил делового общения, чтобы самостоятельно развивать в себе профессиональные и общекультурные компетенции, а также качества ответственного гражданина.
При дальнейшем продвижении в область изучения возможностей интенсивного курса для освоения профессиональных компетенций существует перспектива создания рабочей программы дисциплин или курса по дебатам на английском языке, в который войдут все накопленные знания по существующей методической разработке. Создание учебного пособия в будущем - это предмет пристального внимания составителей представленных ранее методических материалов по усвоению профессиональных и общепрофессиональных компетенций.


1. Адольф В.А., Фоминых А.В. Конкурентоспособность выпускника современного вуза: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 280 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 296 с.
4. Антонова И.Б. Английский язык в публичной речи и дебатах = English for Public Speaking & Debating: Учеб. / Под ред. Л.А. Калямовой. М.: РГГУ, 2013. 197 с.
5. Беляев Б.В. Методика и психология // Иностранные языки в школе. № 4.
2012. С. 3-8.
6. Вербицкий А.А. Деловая игра в компетентностном формате // Вестник
ВГТУ. 2013. №3-2. С. 140-144. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/delovaya-igra-v-kompetentnostnom-formate (дата обращения: 18.03.2021).
7. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании : проблемы интеграции. М.: Логос, 2017. 336 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 671 с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений 3-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
10. Гейхман Л.К. Организация учебной деятельности студентов (к новым формам обучения): учеб.-метод. пособие. Пермь: Изд-во Перм. гос.
техн. ун-та, 2009. 86 с.
11. Гейхман Л.К., Кушнина Л.В., Кушнин А.В. Синергетическая педагогика : монография. Пермь : Изд-во Пермского гос. технического ун-та, 2011. 175 с.
12. Душинина Е.В. К вопросу применения лингвосоциокультурного метода обучения иностранному языку в вузе // Интерэкспо ГЕО- Сибирь-2013. !Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2. С. 54-57.
13. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М.: «Аделант», 2014. 800с.
14. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy- podhod-k-obrazovaniyu (дата обращения: 20.03.2019).
15. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: ИЦ ПКПС, 2004...59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ