ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР «МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 4
1. Теоретические аспекты обучения монологической речи 9
1.1. Предмет иностранного языка и психолого-педагогические особенности
развития обучающихся основной школы 9
1.2. Характеристика говорения как вида речевой деятельности в обучении
иностранным языкам в школе и предъявляемые к ней требования 13
1.3. Особенности обучения монологической речи и монологического
высказывания 17
1.4. Опоры как поддержка речевой деятельности обучающихся при
осуществлении устной речи 22
1.4.1. Определение опор и их классификация 22
1.4.2. Ментальная карта как отдельная технология обучения 25
Выводы по главе 1 29
2. Практические аспекты использования ментальных карт при обучении
монологической речи 31
2.1. Проведение анкетирования обучающихся и их дальнейшее ознакомление
с технологией ментальных карт 34
2.2. Практическое применение технологии ментальных карт на уроках
английского языка в 9 классе 37
2.2.1. Работа с картами и их апробирование на уроках английского языка 38
2.2.2. Использование интернет-программ для реализации технологии
ментальных карт 46
2.2.3. Влияние технологии ментальных карт на формирование УУД
обучающихся 50
2.3. Оценка результатов практического применения ментальных карт 51
Выводы по главе 2 53
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 65
Приложение Е 66
Приложение Ж 67
Приложение И 68
Приложение К 69
Приложение Л 70
Приложение М 71
Приложение Н 72
Приложение П 73
Приложение Р 74
Приложение С 75
Приложение Т 77
1. Теоретические аспекты обучения монологической речи 9
1.1. Предмет иностранного языка и психолого-педагогические особенности
развития обучающихся основной школы 9
1.2. Характеристика говорения как вида речевой деятельности в обучении
иностранным языкам в школе и предъявляемые к ней требования 13
1.3. Особенности обучения монологической речи и монологического
высказывания 17
1.4. Опоры как поддержка речевой деятельности обучающихся при
осуществлении устной речи 22
1.4.1. Определение опор и их классификация 22
1.4.2. Ментальная карта как отдельная технология обучения 25
Выводы по главе 1 29
2. Практические аспекты использования ментальных карт при обучении
монологической речи 31
2.1. Проведение анкетирования обучающихся и их дальнейшее ознакомление
с технологией ментальных карт 34
2.2. Практическое применение технологии ментальных карт на уроках
английского языка в 9 классе 37
2.2.1. Работа с картами и их апробирование на уроках английского языка 38
2.2.2. Использование интернет-программ для реализации технологии
ментальных карт 46
2.2.3. Влияние технологии ментальных карт на формирование УУД
обучающихся 50
2.3. Оценка результатов практического применения ментальных карт 51
Выводы по главе 2 53
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 65
Приложение Е 66
Приложение Ж 67
Приложение И 68
Приложение К 69
Приложение Л 70
Приложение М 71
Приложение Н 72
Приложение П 73
Приложение Р 74
Приложение С 75
Приложение Т 77
Роль обучения одному из четырёх видов речевой деятельности - говорению, в истории методики в разные времена была достаточно неоднозначна. На сегодняшний день обучение устно-речевому общению, в котором говорение играет главнейшую роль, трудно переоценить для обучающихся всех возрастов. Говорение и устная речь выходят на первый план. Главной целью урока иностранного языка на современном этапе обучения по требованиям реализации ФГОС является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя языковую и социокультурную компетенции [Федеральный
государственный..., 2010].
Соответственно, чтобы прийти к реализации данной цели, нужно решить вытекающие из нее задачи: научить обучающихся общаться на иностранном языке, высказывать и аргументировать своё мнение о том, что их окружает и волнует. Также с 2020 года ОГЭ по английскому языку станет обязательным экзаменом для выпускников девятых классов и одно из заданий естественно связано с говорением [ФИПИ].
Таким образом, актуальность данного исследования обусловливается необходимостью овладения иностранной (английской) речью, всеми ее аспектами, в частности говорением, в процессе общеобразовательного обучения в условиях основной школы.
В большинстве случаев у обучающихся не только младшего школьного возраста, но и старшего возникают трудности с данным видом речевой деятельности. Следовательно, обучающиеся не успевают выполнять требования, которые предъявляются к ним и их деятельности, и таким образом они отстают от программы.
Во время говорения у обучающихся возникает боязнь совершить ошибку, услышать чрезмерную критику в свой адрес, так же они не всегда понимают речевую задачу, а если и понимают, то не знают, что ответить, так как им не хватает лексико-грамматического материала [Соловова, 2006]. И если с первыми причинами, такими как внутренняя стеснительность и зажатость можно бороться с помощью создания атмосферы доброжелательности и доверия, то с последующими помогут только упражнения и современные технологии и методики.
С учетом указанных выше причин был сделан выбор темы выпускной квалификационной работы: «Обучение монологической речи с использованием визуальных опор «ментальных карт» на уроках английского языка в основной школе».
В данном исследовании нами была опробована технология, получившая популярность в 1960-х годах, для формирования речевых навыков у обучающихся старшей школы - технология составления ментальных карт.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе.
Предметом исследования - формирование навыков монологической речи посредством применения ментальных карт.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и опытной проверке эффективности использования технологии «ментальных карт» в процессе формирование навыков монологической речи на уроках английского языка в 9 классе.
Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:
-охарактеризовать современный урок иностранного языка;
-выявить особенности обучения говорению как виду речевой деятельности;
-определить место визуальных опор в обучении монологической иноязычной речи;
-изучить имеющийся опыт использования ментальных карт в качестве визуальных опор;
-выявить принципы и закономерности построения карт;
-выделить наиболее популярные интернет-программы для построения ментальных карт;
-научить обучающихся использовать ментальные карты в монологической речи;
-создать совместно с обучающимися опорную ментальную карту для монологического высказывания по теме «How to be a perfect friend?» по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English» для девятого класса.
Методы, использованные в ходе исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение документации в сфере общего основного образования, синтез, сопоставление, опрос, наблюдение, анкетирование, статистическая обработка полученных данных, классификация, сравнение.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют положения, изложенные в трудах по психолого-педагогической характеристике обучающихся 9 класса Выготского Л.С. [Выготский, 1984], Эльконина Д.Б. [Эльконин, 2007]; в трудах по особенностям обучения монологической стороне речи и использования опор Солововой Е.Н. [Соловова, 2006], Роговой Г.В. [Рогова, Рабинович..., 1991; Верещагина, Рогова, 1988], Гальсковой Н.Д., Гез Н.И. [Гальскова, 2004; Гальскова, Гез, 2006; Гальскова, Никитенко, 2004], Зимней И.А. [Зимняя, 1978; Зимняя, 2001; Зимняя, 2011], Пассова Е.И. [Пассов, 1989; Пассов, 1991; Пассов, 2010], в трудах по исследованию технологии ментальных карт Т. Бьюзена [Buzan, 1994; Buzan, 1986], Х. Мюллера [Muller, 2013] и др.
База исследования: исследование проводилось на базе 9 «Е» класса МАОУ «Лицей №6 Перспектива» в количестве 12 человек в течение первой учебной четверти (сентябрь-октябрь 2018).
Материал исследования: интернет-программы по созданию ментальных карт, письменные ментальные карты обучающихся.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании использования ментальных карт, в том числе интернет-программ для достижения значительных результатов при продуцировании монологической речи обучающихся 9 классов.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов данного исследования (опорной ментальной карты, этапов работы с картой в рамках одной темы) для формирования монологической речи обучающихся в процессе обучения английскому языку в 9 классе.
Апробация материалов: результаты дипломной работы были
представлены в докладе на VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2018 года в рамках VII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск. КГПУ им. В.П. Астафьева) в секции «Формирование поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам» (см. Приложение А).
Объем и структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяются ее цели, задачи, а также практическая значимость, объект и предмет исследования, описываются методы, использованные в ходе исследования, структура работы.
Первая глава посвящена рассмотрению таких вопросов как специфика урока иностранного языка в школе, психолого-возрастные особенности обучающихся 9 класса, обобщение знаний о говорении как виде речевой деятельности, обучение монологической речи и ее характеристики, понятие опор в качестве поддержки говорения, их классификация, виды, определение ментальных карт и выявление их принципов.
Вторая глава представляет результаты практической работы, включающей в себя анализ проведенных анкетирований, этапы работы над построением ментальной карты, описание популярных интернет-программ для обучающихся.
Результаты исследования, основные выводы, перспективы дальнейшего изучения проблемы приводятся в заключении.
Библиографический список представлен литературой по теме выпускной квалификационной работы и составляет 46 наименований, из которых 4 -
электронные источники.
Приложения содержат материалы методического эксперимента.
государственный..., 2010].
Соответственно, чтобы прийти к реализации данной цели, нужно решить вытекающие из нее задачи: научить обучающихся общаться на иностранном языке, высказывать и аргументировать своё мнение о том, что их окружает и волнует. Также с 2020 года ОГЭ по английскому языку станет обязательным экзаменом для выпускников девятых классов и одно из заданий естественно связано с говорением [ФИПИ].
Таким образом, актуальность данного исследования обусловливается необходимостью овладения иностранной (английской) речью, всеми ее аспектами, в частности говорением, в процессе общеобразовательного обучения в условиях основной школы.
В большинстве случаев у обучающихся не только младшего школьного возраста, но и старшего возникают трудности с данным видом речевой деятельности. Следовательно, обучающиеся не успевают выполнять требования, которые предъявляются к ним и их деятельности, и таким образом они отстают от программы.
Во время говорения у обучающихся возникает боязнь совершить ошибку, услышать чрезмерную критику в свой адрес, так же они не всегда понимают речевую задачу, а если и понимают, то не знают, что ответить, так как им не хватает лексико-грамматического материала [Соловова, 2006]. И если с первыми причинами, такими как внутренняя стеснительность и зажатость можно бороться с помощью создания атмосферы доброжелательности и доверия, то с последующими помогут только упражнения и современные технологии и методики.
С учетом указанных выше причин был сделан выбор темы выпускной квалификационной работы: «Обучение монологической речи с использованием визуальных опор «ментальных карт» на уроках английского языка в основной школе».
В данном исследовании нами была опробована технология, получившая популярность в 1960-х годах, для формирования речевых навыков у обучающихся старшей школы - технология составления ментальных карт.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе.
Предметом исследования - формирование навыков монологической речи посредством применения ментальных карт.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и опытной проверке эффективности использования технологии «ментальных карт» в процессе формирование навыков монологической речи на уроках английского языка в 9 классе.
Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:
-охарактеризовать современный урок иностранного языка;
-выявить особенности обучения говорению как виду речевой деятельности;
-определить место визуальных опор в обучении монологической иноязычной речи;
-изучить имеющийся опыт использования ментальных карт в качестве визуальных опор;
-выявить принципы и закономерности построения карт;
-выделить наиболее популярные интернет-программы для построения ментальных карт;
-научить обучающихся использовать ментальные карты в монологической речи;
-создать совместно с обучающимися опорную ментальную карту для монологического высказывания по теме «How to be a perfect friend?» по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English» для девятого класса.
Методы, использованные в ходе исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение документации в сфере общего основного образования, синтез, сопоставление, опрос, наблюдение, анкетирование, статистическая обработка полученных данных, классификация, сравнение.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют положения, изложенные в трудах по психолого-педагогической характеристике обучающихся 9 класса Выготского Л.С. [Выготский, 1984], Эльконина Д.Б. [Эльконин, 2007]; в трудах по особенностям обучения монологической стороне речи и использования опор Солововой Е.Н. [Соловова, 2006], Роговой Г.В. [Рогова, Рабинович..., 1991; Верещагина, Рогова, 1988], Гальсковой Н.Д., Гез Н.И. [Гальскова, 2004; Гальскова, Гез, 2006; Гальскова, Никитенко, 2004], Зимней И.А. [Зимняя, 1978; Зимняя, 2001; Зимняя, 2011], Пассова Е.И. [Пассов, 1989; Пассов, 1991; Пассов, 2010], в трудах по исследованию технологии ментальных карт Т. Бьюзена [Buzan, 1994; Buzan, 1986], Х. Мюллера [Muller, 2013] и др.
База исследования: исследование проводилось на базе 9 «Е» класса МАОУ «Лицей №6 Перспектива» в количестве 12 человек в течение первой учебной четверти (сентябрь-октябрь 2018).
Материал исследования: интернет-программы по созданию ментальных карт, письменные ментальные карты обучающихся.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании использования ментальных карт, в том числе интернет-программ для достижения значительных результатов при продуцировании монологической речи обучающихся 9 классов.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов данного исследования (опорной ментальной карты, этапов работы с картой в рамках одной темы) для формирования монологической речи обучающихся в процессе обучения английскому языку в 9 классе.
Апробация материалов: результаты дипломной работы были
представлены в докладе на VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2018 года в рамках VII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск. КГПУ им. В.П. Астафьева) в секции «Формирование поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам» (см. Приложение А).
Объем и структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяются ее цели, задачи, а также практическая значимость, объект и предмет исследования, описываются методы, использованные в ходе исследования, структура работы.
Первая глава посвящена рассмотрению таких вопросов как специфика урока иностранного языка в школе, психолого-возрастные особенности обучающихся 9 класса, обобщение знаний о говорении как виде речевой деятельности, обучение монологической речи и ее характеристики, понятие опор в качестве поддержки говорения, их классификация, виды, определение ментальных карт и выявление их принципов.
Вторая глава представляет результаты практической работы, включающей в себя анализ проведенных анкетирований, этапы работы над построением ментальной карты, описание популярных интернет-программ для обучающихся.
Результаты исследования, основные выводы, перспективы дальнейшего изучения проблемы приводятся в заключении.
Библиографический список представлен литературой по теме выпускной квалификационной работы и составляет 46 наименований, из которых 4 -
электронные источники.
Приложения содержат материалы методического эксперимента.
В данной выпускной квалификационной работе было рассмотрено формирование монологической речи на уроках английского языка посредством применения визуальных опор «ментальных карт» в 9 классе.
В настоящее время говорение является важнейшим условиям для осуществления коммуникации не только с представителями своей культуры и языка, но и также с иностранцами, для которых английский является средством общения. Обмен мыслями с человеком, имеющим другие взгляды на жизнь, связанный другим языковым кодом, обогащают нашу собственную жизнь и привносят идеи и мысли другого народа. Но на пути к чистой красивой и правильной речи встают трудности у обучающихся любого возраста. И задача преподавателей помочь им в преодолении данных трудностей с помощью новых технологий, реализуемых в рамках основного общего образования.
Проведённый анализ теоретического материала показал специфичность урока иностранного языка, особенности психолого-возрастного развития обучающихся 9 классов; трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при формировании монолога и затем при его продуцировании; а также способы управления речевыми высказываниями с помощью опор и конкретно ментальной карты.
Практическая часть работы представляет описание эксперимента с целью выявить положительное влияние ментальных крат на деятельность обучающихся; характеристики и особенности интернет-программ для облегчения написания ментальной карты, а также содержит этапы работы в рамках одной ментальной карты на основе УМК «Enjoy English» для 9 класса (авторы Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Морозова А.Н.).
Данные этапы были реализованы совместно с обучающимися в течение педагогической практике при работе с УМК «Enjoy English» для 9 класса в рамках тем «Holidays are a time for adventures and discoveries», «Family and friends? No problem!» в МАОУ «Лицей №6 Перспектива», в 9 «Е» классе.
В ходе решения задач была достигнута цель - теоретически обосновать и опытно проверить эффективность использования технологии «ментальных карт» в процессе формирование навыков монологической речи на уроках английского языка в 9 классе. Применение данной технологии положительно сказывается на формировании навыков.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке этапов над другими темами в УМК «Enjoy English» (авторы Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Морозова А.Н.) с использованием письменных и электронных ментальных карт для 9 класса.
В настоящее время говорение является важнейшим условиям для осуществления коммуникации не только с представителями своей культуры и языка, но и также с иностранцами, для которых английский является средством общения. Обмен мыслями с человеком, имеющим другие взгляды на жизнь, связанный другим языковым кодом, обогащают нашу собственную жизнь и привносят идеи и мысли другого народа. Но на пути к чистой красивой и правильной речи встают трудности у обучающихся любого возраста. И задача преподавателей помочь им в преодолении данных трудностей с помощью новых технологий, реализуемых в рамках основного общего образования.
Проведённый анализ теоретического материала показал специфичность урока иностранного языка, особенности психолого-возрастного развития обучающихся 9 классов; трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при формировании монолога и затем при его продуцировании; а также способы управления речевыми высказываниями с помощью опор и конкретно ментальной карты.
Практическая часть работы представляет описание эксперимента с целью выявить положительное влияние ментальных крат на деятельность обучающихся; характеристики и особенности интернет-программ для облегчения написания ментальной карты, а также содержит этапы работы в рамках одной ментальной карты на основе УМК «Enjoy English» для 9 класса (авторы Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Морозова А.Н.).
Данные этапы были реализованы совместно с обучающимися в течение педагогической практике при работе с УМК «Enjoy English» для 9 класса в рамках тем «Holidays are a time for adventures and discoveries», «Family and friends? No problem!» в МАОУ «Лицей №6 Перспектива», в 9 «Е» классе.
В ходе решения задач была достигнута цель - теоретически обосновать и опытно проверить эффективность использования технологии «ментальных карт» в процессе формирование навыков монологической речи на уроках английского языка в 9 классе. Применение данной технологии положительно сказывается на формировании навыков.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке этапов над другими темами в УМК «Enjoy English» (авторы Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Морозова А.Н.) с использованием письменных и электронных ментальных карт для 9 класса.





