Реферат 3
Введение 8
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы обучения речевому
этикету младших школьников 12
1.1 Этикет в историческом аспекте 12
1.2 Особенности речевого этикета 22
1.3Методические особенности организации деятельности младших школьников обучению речевому этикету 37
Выводы по первой главе 51
Глава II. Методические основы совершенствования речевого этикета
младших школьников 52
2.1 Исследования актуального уровня владения младшими школьниками
речевым этикетом 52
2.1 Методические особенности организации деятельности младших
школьников в процессе обучения речевому этикету 52
2.3 Описание результатов итогового среза 85
Выводы по второй главе 91
Заключение 92
Список используемой литературы 95
Приложения 103
В процессе воспитания человек становится личностью, он овладевает языком, познает этикетные нормы, учиться вежливо, общаться с окружающими, то есть овладевает культурой общения. Для успешного овладения культурой речи, в любой ситуации важно соответствовать своим социальным признакам и пытаться удовлетворить ожидания собеседника, вести диалоги по правилам этикетных норм, соблюдать правила коммуникативных ролей, владеть как устными, так и письменными формами общения, стремится к идеалу речевого общения.
Быть приятным и вежливым собеседником это искусство. Основными правилами данного искусства являются: быть приветливым и вежливым, умение выбрать верную форму беседы, строить грамотный текст в соответствии со стилистическими нормами, уметь избегать запретных или спорных тем. Тщательно следить за своей речью, предоставлять выбор темы собеседнику и менять ее по необходимости, следить за правильностью своей речи при этом соблюдая манеры речевого общения.
В настоящее время важна проблема эффективности речи, в школе необходимо подготавливать учащихся, которые должны не только овладеть знаниями, но и могли чувствовать, знать и применять свои навыки в повседневной жизни. Основной целью является, то, что ученик должен не только больше знать, но и умел выходить из сложившейся ситуации правильно и культурно, основными средствами для этого является культура общения. Овладение речью, это основное условия формирование личности. Важно уметь говорить четко, ясно, грамматически верно излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме, уметь соблюдать речевую культуру в различных жизненных ситуациях, при этом выражать свои эмоции разными интонационными средствами в соответствии с ситуацией. В связи с этим, наиболее важной задачей, которая стоит перед школой является развитие этикетного общения школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) обозначено, что за время освоения образовательной программы, учащиеся должны овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка, о правилах речевого этикета и сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. В стандарте говорение характеризуется, как один из видов речевой деятельности, включая овладением нормами речевого этикета в различных ситуациях.
Русский речевой этикет - это понятие обширное, а также многогранно. В научной литературе понятие речевой этикет имеет множество определений. Многие ученые утверждают, что речевой этикет имеет двойственное толкование, как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле - это все принятые правила речевого поведения, которые установлены обществом, включая запреты имеющие взаимосвязь связанные с речью. В узком же смысле - это специфические формулы, которые приняты для поддержания общения.
По мнению Н.И Формановской, речевой этикет - это регулирующие правила речевого поведения, система национальных стереотипов, стабильных формул общения, которые приняты обществом для установления общения с собеседником, а также поддержка или прерывания общения с собеседником в избранной тональности.
Формирование навыков речевого этикета - неотъемлемая часть развития речи. Вопросами обогащения словаря школьников занимались отечественные педагоги К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.
В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Н.С. Рождественского, Ю.К. Бабанского, Л.П. Федоренко и других.
Проблемы речевого этикета отражены в работах А.А. Акишиной, А.Г. Балакая, В.Е. Гольдина, Н.И. Формановской и др. В них мы находим мысли о социальной значимости речевого этикета, о функциях этикетных выражений в речевом общении, о выборе этикетных формул по отношению к разным собеседникам.
Речевой этикет в начальной школе служит для ознакомления учеников с повседневными нормами речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях, таких как: знакомство, приветствие,
обращение, просьба, благодарность, извинение и др.
На наш взгляд, в практике начального образованияформированию речевого этикета не уделяется достаточного внимания. С одной стороны, видимо эта работа не является самой важной и актуальной, по сравнению, например с грамматикой и орфографией. А с другой стороны, в учебнометодических комплексах задания по речевому этикету носят чаще всего единичный или ограниченный характер.
Многие ученики пришедшие, в школу уже имеют некий «багаж» знаний о речевом этикете, они могут поздороваться, попрощаться и др. А роль учителя заключается в том, что он добавляет новую информации о речевом этикете, например о том, что важна интонация. Сущность данной проблемы заключается в формировании речевого этикета школьников на уроках литературного чтения.
Актуальность настоящего исследования обусловлена: с одной стороны с эволюционными тенденциями в начальном образовании, связанными с важностью осуществления языкового образования младших школьников на инновационной основе, а с другой стороны ростом требований к качеству языкового образования учащихся начальных классов.
Гипотеза: обучение речевому этикету младших школьников будет успешным, если: на основании результатов теоретического анализа литературы и итогов констатирующего среза будет разработан комплекс упражнений направленный на повышения уровня владения речевым этикетом.
Цель исследования - на основе теоретических предпосылок заявленных в диссертации разработать и реализовать упражнения на формирование речевого этикета младших школьников, проверить и обосновать опытно - экспериментальным путем результативность упражнений.
Исходя, из проблемы исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить анализ литературы по формированию речевого этикета младших школьников.
2. Разработать критерии и изучить состояние владения речевым
этикетом младших школьников.
3. Разработать и реализовать комплекс упражнений по формированию речевого этикета младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
Теоретический (анализ научной, методической, психологопедагогической и лингвистической литературы, материалов и публикаций по исследуемой проблеме).
Эмпирический (методы педагогических измерений: анкетирование, наблюдение констатирующий эксперимент, включающий констатацию и диагностику, формирующий эксперимент.)
В работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты изучения проблемы обучения речевому этикету младших школьников. Анализ изученной литературы по теме исследования показал, что речевой этикет - прошел долгий путь, он формировался из различных традиций из разных стран мира. Первым официальным этикетом считается дипломатический этикет. А первой официальной книгой, в которой стали записывать правила этикета стала «Инструкция по поведению» примерно 2351 года до нашей эры. По мере развития, этикет постоянно изменялся, совершенствовался. Этикет, является основой вежливого и тактичного общения в повседневной жизни каждого человека. В наше время существует несколько видов речевого этикета: придворный (который образовался при дворах монаха), общегражданский, профессиональный, дипломатический, повседневный, воинский.
Речевой этикет - понятие широкое и многогранное, он представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, доброжелательности, без которых невозможно обойтись в обществе.
Под речевым этикетом Л.А. Введенская понимает разработанные и утвержденные правила речевого поведения, а также система речевых формул общения.
В нашем исследовании мы опирались на понятие Н.И. Формановской, под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.
2. Изучить состояние владения речевым этикетом младших школьников и разработать критерии. С целью выявления актуального уровня владения речевым этикетом младших школьников, был проведен констатирующий эксперимент. В данном эксперименте приняли участие 20 учеников 2 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение Балахтинской средней общеобразовательной школы № 1. По результатам выполнения заданий учащихся второго класса распределили по уровням. Отнесение учеников к определенному уровню определялось следующими критериями:
• высокий уровень, ученик набрал от 7 до 9 баллов;
• средний уровень, ученик набрал от 4 до 6 баллов;
• низкий уровень, ученик набрал от 1 до 3 баллов.
По итогам констатирующего этапа было выявлено, что количество школьников, которые выполняли задания и показали знание речевого этикета на низком уровне больше, чем на высоком. В связи с этим, мы считаем, что необходимо разработать занятия для обучения школьников речевому этикету.
3. Разработать и реализовать упражнения по формированию речевого этикета младших школьников на уроках литературного чтения.
С целью обучения речевому этикету учеников второго класса, мы разработали комплекс упражнений. При разработке упражнений, мы опирались на результаты констатирующего эксперимента, на требования ФГОС НОО, на научную литературу и др. На протяжении семи месяцев школьники обучались речевому этикету на уроках литературного чтения.
Цель - разработать комплекс упражнений для повышения уровня владения речевым этикетом учеников второго класса.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Проведя итоговый срез, мы пришли к следующим результатам: в ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что к высокому уровню можно отнести 15% учеников, а по итогам итогового среза данный показатель увеличился на 15% и составил 30% - это 5 учеников из общего числа учащихся.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что 10учеников, или 50%, обладают речевым этикетом на среднем уровне. По итогам формирующего эксперимента произошло сокращение по данному показателю на 5%, и составило в общем итоге 45% или 9 учеников.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, на низком уровне владения речевым этикетом находятся 35% учащихся, а именно 7 школьников. По результатам формирующего эксперимента было установлено сокращение данного показателя на 15%, что является положительным моментов.
Итоговый срез показал положительную динамику, что свидетельствует об эффективности разработанных упражнений для обучения речевому этикету младших школьников. Следовательно, гипотеза о том, что обучение речевому этикету младших школьников будет эффективной, если проводить больше практических занятий, включая занятия , на уроках литературного чтения подтверждена. Стоит отметить, что данные упражнения учителя начальных классов могут применять не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка.
1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы» [Текст]:
программа / И.Н. Агафонова.- СПб.: Санкт-Петербургский
государственный университет педагогического Мастерства, 2003. - 68 с.
2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет / Акишина А.А., Формановская Н.И. - М.: «Русский язык», 1983- 181-185с.
3. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет: пособие
4. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Практикум вежливого речевого общения: Учебное пособие. Изд.5-е. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. - 184с.
5. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку [Текст] / О.А. Александрова // Русский язык. - 2006. - № 3. 4-6 с.
6. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. - СПб. 1996.
7. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990
8. Балабанова И.П. Коммуникативные проблемы младших школьников и пути их разрешения [Текст] / И. П. Балабанова. - М.: Элекрон, 2008. - 1425 с.
9. Балакай А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета: Свеше 4000 этикетных слов и выражений / А. Г. Балакай. -М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО « Транзиткнига», 2004. - 682с.
10. Балакай А.Г. Доброе слово: словарь-справочник русского речевогоэтикета и простонародного доброжелательного обхождения. XIX—XX вв.: в 2 т. - Кемерово, 1999.
11. Богданова А.К., и Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., «Просвещение», 1975.
12. Бондаренко А.А. Речевой этикет в современной школе // Начальная школа. 2013. № 1.- 21-28 с.
13. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у детей. - М, 2012. - 324-325 с.
14. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура
речи: учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - Ростов н/Д: Изд-во
«Феникс», 2005.
15. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1983....92