ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВОСПРИЯТИЕ
ИНФОРМАЦИИ 4
1.1 Основы и эволюция информационных технологий 4
1.2 Каналы восприятия информации 7
1.3 Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной
информации человеком 9
1.4 Особенности восприятия информации младшими школьниками в
процессе обучения 14
2. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИИНЫХ УЧЕБНЫХ
ПРИЛОЖЕНИЙ 18
2.1 Что такое анимация и способы создания изображения 18
2.2 Роль наглядных материалов в учебном процессе 20
2.3 Принципы представления учебного материала в компьютерных мульти
медиа приложениях 21
2.4 Обучение созданию анимационных материалов на уроках информатики
основной школы 23
2.5 Проектные задания 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Технический прогресс затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и современное образование. В связи с быстрым развитием информационных и коммуникационных технологий появляются новые формы обучения - дистанционное и электронное обучение. Многие технические средства расширяют возможности реализации принципа наглядности как на занятиях в аудитории, так и в дистанционном формате. Благодаря этому, визуализация учебного материала начинает занимать доминирующее место на занятии.
Очевидно, что современные технические и программные достижения представляют огромный интерес для образовательного процесса и предвещают фактически неисчерпаемые возможности для учителя в дидактическом и методическом планах.
Восприятие учебной информации школьниками опосредована сочетанием следующих условий: понятийным рядом учебного материала, организацией электронного визуального ряда (формой его наглядности) и индивидуально-психологическими особенностями обучающихся (мотивационные, когнитивные и поведенческие).
Текстовая, схематическая и иллюстративная формы электронного визуального ряда способствуют усвоению учебного материала за счет активизации определенных мыслительных операций, релевантных учебным целям (запоминание, понимание, анализ, синтез, оценка, применение), что по-разному проявляется у учеников гуманитарных, физико-математических и естественно-научных специальностей. [2]
Существуют психологические особенности школьников, которые способствуют или препятствуют эффективному усвоению учебного материала в зависимости от формы его электронной визуализации. Таким образом, актуальность определяется необходимостью в новых условиях применять наглядность, учитывая особенности темы, а также психологические особенности школьников 8 классов.
В связи с актуальностью данной проблемы была определена цель исследования - разработать систему уроков и проектных заданий для школьников 8 класса по теме «Анимация». Для реализации поставленной цели был выбран продукт Macromedia Flash.
Macromedia Flash - инструмент для создания анимированных объектов на основе векторной графики со встроенной поддержкой интерактивности.
Объект исследования: анимация в образовательном процессе.
Предметом исследования: разработка системы уроков и проектных заданий по компьютерной анимации в программе Macromedia Flash.
Задачи:
• Изучить методическую литературу по проблеме восприятия учебного материала;
• Изучить возможности использования анимированных приложений в учебном процессе;
• Разработать систему уроков по созданию анимационных материалов на уроках информатики основной школы;
• Разработать проектные задания для учеников 8 класса по созданию мультимедийных материалов по предмету «Окружающий мир» для учеников 3-4 классов.
Методы исследования:
• анализ литературы;
• обобщение;
• конкретизация;
• моделирование.
Практическая основа: теоретическая часть данной дипломной работы может быть использована при проектировании и разработке анимационных материалов для образовательного процесса учителями для обучения по теме “Анимация”, а практическая часть поможет ученикам для обучения детей начальных классов.
В процессе создания дипломного проекта были выполнены все задачи, а именно:
1. Рассмотрены различные каналы восприятия информации, а также закономерности восприятия, связанные с цветом и сочетанием цветов, размером, углом зрения, размещением (композицией)
2. Изучены особенности восприятия учебной информации школьниками младших классов, в частности восприятие динамического изображения (анимация, видео).
3. Рассмотрены принципы создания анимированных изображений, виды Flash -анимации.
4. Разработана систему уроков по теме «Анимация» для учащихся 8 классов основной школы;
5. Разработаны проектные задания - как заключительный этап обучения по теме «Анимация» - в результате выполнения которых, будут созданы мультимедийные материалы по предмету «Окружающий мир» для учеников 3-4 классов.
В дальнейшее планируется совершенствовать проектные задания с учетом восприятия информации и по другим предметам, а также применение данных проектов на практике.