Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения технике нападающего удара в общеобразовательной школе 8
1.1. Основные нормативные документы, определяющие организацию и содержание
обучения физической культуре в образовательной школе 8
1.2. Техника нападающего удара в волейболе 10
1.3. Анатомо-физиологические особенности подростков 21
Вывод по главе 1 30
Глава 2. Методика обучения технике нападающего удара в волейболе на уроках физической культуры в 9-х классах общеобразовательной школы 31
2.1. Средства и методы обучения технике нападающего удара в волейболе на уроках
физической культуры 31
2.2 Организация исследования 38
Вывод по главе 2 38
Глава 3. Опытно - практическое обоснование комплекса упражнений для обучения нападающего удара у обучающихся 9-х классов 40
3.1. Определение уровня техники нападающего удара в волейболе у обучающихся 9-х
классов 40
3.2. Разработка технологических карт уроков с использованием комплекса
упражненийдля обучения технике нападающего удара 41
3.2. Подготовительные и подводящие упражнения направленные на обучение технике
нападающего удара у обучающихся 9-х классов 50
3.3. Подбор и апробация разработанного комплекса упражнений для обучения технике
нападающего удара у обучающихся 9-х классов 51
Вывод по главе 3 60
Заключение 61
Список литературы
Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста. А также он полезен для здоровья.
Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.
Важной особенностью волейбола являются сложные коллективные тактические действия. В волейболе нет заранее определенной последовательности выполнения игровых приемов и постоянного ритма. В каждой ситуации действия отдельных игроков команды различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи.
С эволюцией правил постепенно развивается техника и тактика волейбола. Игра проводится в 3 касания с третьим завершающим ударом через сетку, который стал нападающим. Для противостояния нападающему удару появляется техника блокирования. Техника волейбола дифференцируется, она включает такие элементы как подача, нападающий удар и блокирование [21].
Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.
Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что современный волейбол характеризуется увеличением атакующих действий, для организации которых необходима специализация технической и тактической подготовки игроков с учетом игровых функций [4].
При этом нападающий удар рассматривается как решающий фактор достижения успеха в волейбольном матче. Проблема спортивной техники и методика обучения нападающему удару остаются одними из актуальных в теоретическом и прикладном значении в современном волейболе [11].
Во всех образовательных учреждениях волейбол включен в учебную программу, наряду с гимнастикой, легкой атлетики, лыжной подготовкой. Он широко практикуются в урочной и во внеурочной деятельности, используются в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Обращение к специальной литературе показало, что вопросы методики обучения и совершенствования нападающего удара рассмотрены достаточно полно. Это в первую очередь исследования А.В. Беляева; Ю.Д. Железняка; Ю.Н. Клещева; А.В. Суханова; А.Г. Фурманова и других. Более детальный анализ этих работ показал, что предложенные авторами упражнения для совершенствования нападающего удара во многом адресуются квалифицированным спортсменам, и эти упражнения во многом не подходят юным волейболистам, не отвечают их техническим и физическим особенностям.
Нападающий удар - это, пожалуй, самое привлекательное в технике игры в волейбол. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам. По направлению атаки удары различают: «по ходу», когда направление мяча соответствует направлению разбега, нападающий удар с переводом - когда направление полета мяча не совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком
Согласно комплексной программе эта учебная тема осваивается в 9-м классе. И здесь обучение осуществляется расчлененным способом, выделяя в данном техническом приеме фазы разбега. Прыжок, мах, удар по мячу с приземлением.
Обучение разбегу проводится в обратной последовательности. То есть вначале изучается перекат с пятки на носок, а затем, соответственно последний, второй и первый шаги разбега. Перекат с пятки на носок необходим для того, чтобы с наибольшим эффектом перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную скорость выпрыгивания, а так же погасить чрезмерное движение тела вперед после отталкивания. Спустя несколько повторения перекатов с пятки на носок это движение выполняется с выпрыгиванием вверх. Внимание акцентировать на том, чтобы после выпрыгивание вверх приземляться на то же место от которого произведено отталкивание.
После освоения переката с пятки на носок переходим к последующему шагу в разбеге - скачку. Строим учащихся на одной линии так, чтобы правая нога стояла впереди, левая несколько сзади. Игроки махом левой ноги делают скачок с одновременным присоединением правой ноги приземляются на пятки, затем выполняют перекат, обращая внимание на смежности движений. После нескольких упражнений добавляем еще один шаг.
Средний шаг. Средний шаг или второй шаг - это самый большой шаг. Повторяем вышеприведенные упражнения, но уже начиная движение с правой ноги. И так, делаем длинный шаг правой ногой, махом левой ноги выполняем скачок, приземление на пятки, перекат и выпрыгивание. Здесь обращаем внимание на то, чтобы перед отталкиванием от опоры стопы были расположены параллельно и учащиеся приземлялись точно на место отталкивания. Первый шаг корректирует движение по отношению к летящему мячу и считается самым коротким по длине и продолжительным по времени выполнения. Из исходного положения правая нога впереди начинаем движение с левой ноги и далее все так же как сказано выше. Высота прыжка зависит от быстроты и согласованности выполнения движения при запрыгивании. Это мах руками вниз-назад, преставление правой ноги, мах руками вперед-вверх с одновременным отталкиванием от опоры.
Движение на зонах начинается с пригибания туловища, далее поднимается и отводится назад плечо, локоть затем предплечья и кисть. Руки вначале идут вместе до уровня лица, затем наблюдается только активная работа бьющей руки. Приведенный выше движения рекомендуется выполнять сначала в упрощенных условиях, то есть стоя на место, затем с мячом, в прыжке. Удар начинается с энергичного сокращения мышц живота. Туловище выпрямляется, одновременно начинает движение рука. Отдельные части тела включаются в работу последовательно: вначале движется плечо, затем предплечья и кисть, эффективность нападающего удара завит от заключительного движения кистью. Скорость этого движения нарастает постепенно, достигая наибольшей величины в момент касания с мячом. Удар по мячу выполняется в верхней точке прыжка выпрямленной рукой. Во время удара кисть напряжена и в момент касания мяча работа наиболее активна. После удара игрок мягко опускается на площадку начиная приземление на носки. Руки после удара сгибаются в локтевом суставе. Кисти на уровне лица.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках
физической культуры в общеобразовательной школе
Предмет исследования: обучение технике нападающего удара в волейболе на уроках физической культуры в 9-х классах общеобразовательной школы
Цель исследования: выявить и обосновать особенности обучения технике нападающего удара в волейболе на уроках физической культуры в 9х классах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить средства и методы нападающего удара в 9-х классах.
3. Осуществить подбор и апробацию комплекса упражнений, направленного на обучение техники нападающего удара на уроках физической культуры обучающихся 15-16 лет.
Теоретическая значимость: состоит в том, что на основании методической литературы была изучена методика обучения технике нападающего удара в волейболе на уроках физической культуры в 9-х классах общеобразовательной школы.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы, могут быть использованы на уроках физической культуры для обучающихся при изучении раздела «Спортивные игры (Волейбол)»
Слагаемыми физической культуры является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культурой, мотивы и основанные способы (умения) осуществлять физкультурно
оздоровительную и спортивную деятельность.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Обучающихся необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков.
Вначале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При дальнейшем обучении условия выполнения приемов усложняются путем изменения исходных положений, после предварительного перемещения, увеличение площади действия, создание простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих факторов. Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков.
1. Проанализирована научно-методическая литература по теме исследования, в результате чего выяснено, что на сегодняшний момент, требования, предъявляемые к физической подготовке спортсменов- волейболистов гораздо выше, чем это было 20 лет назад. Связано это с акселерацией молодого поколения, и, как следствие, возрастанием их физических возможностей.
2. Рассмотрев технику обучения нападающего удара в волейболе, пришли к тому, что техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. Таким образом, различные фазы выполнения нападающего удара состоят не из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.
3. Основным средством в обучении волейболу являются физические
упражнения. При обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих). В связи с этим все упражнения делятся на две большие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или тренировочные. К методам обучения двигательным действиям относятся:
• целостный метод;
• расчлененный или по частям;
• сопряженного воздействия.
4. Нами проводились контрольные тесты, с помощью которых, можно оценить технику нападающего удара на уроках физической культуры в 9-х классах: тест №1 «Атакующий удар в 1 зону»; тест № 2 «Атакующие удары в 5 зону»; тест №3 «Короткий удар»; тест №4 «Длинный удар».
5. Разработан комплекс упражнений, способствующих эффективному освоению техники нападающего удара на уроках физической культуры в 9 классах. Использовалась методика его применения на занятии. Что показало, эффективность данного комплекса в темпах прироста в 1 тесте- 0,32% 2 тесте-3,99% 3 тесте-0,21% 4 тесте-5,59%.
1. Агинако Л. Обучение техническим элементам волейбола / Л. Агинако // Спорт в школе. - 2015 (№23).
2. Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков. - «Вестник АГУ», 2016. - №1 (20). - С. 290-293.
3. Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С. Белич // Спорт в школе. - 2013 (№13).
4. Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-е изд. / А.В. Беляев. - М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2014. - 143 с.: ил.
5. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование/ методическое пособие. ВФВ / А.В. Беляев. - М., 2015. - 287 с.
6. Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу /А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). - М.: ФИС, 2014. - №4. - С. 26.
7. Виера, Б. Волейбол: Шаги к успеху / Барбара Л. Виера, Бонни Джилл Фергюсон. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 170 с.
8. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. - М.: СпортАкадемПресс, 2014. - 368 с.
9. Голомазов, В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. - М.: Просвещение, 2012. - 110 с.
10. Железняк Ю.Д. 120 УРОКОВ ПО ВОЛЕЙБОЛУ: Учебное пособие для I секций коллективов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1970. -190 с.
11. Железняк Ю.Д. Основы волейбола. - М.: ФиС, 2007. - 166с.
12. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: у истоков мастерства / Под ред.Ю.В. Питерцева. - М: Издательство « ФАИР - ПРЕСС», 2013. -336с.
13. Железняк Ю.Д., Служский Л.Н. Волейбол в школе. - М.:
Просвещение, 2015.-128с.
14. Железняк, Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2017. - 112 с.
15. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М.: Академия, 2013. - 376 с....30