Введение 3
Глава 1. Кейс-технология в образовательном процессе 4
1.1 История возникновения кейс-технологии 4
1.2 Сущность и классификация кейс-технологии 5
Глава 2. Особенности изучения субрегионов Африки 8
2.1 Физико-географическая характеристика материка Африка 8
2.2 Экономико-географическая характеристика субрегионов Африки 13
2.3 Сравнительная характеристика субрегионов Африки 21
Глава 3. Методическая разработка кейсов по теме «Африка» 29
3.1 Методические рекомендации по применению кейс-технологии на уроках
географии для учителя 29
3.2 Методические рекомендации для обучающихся по работе с кейсом 34
3.3 Кейс №1. «Меньше народу, больше кислороду» 34
3.4 Кейс №2. Неоколониализм: хорошо это или плохо 38
3.5 Кейс №3. Вода на вес золота 41
3.6 Кейс №4. И вас вылечим! 44
3.7 Кейс №5. Образование по-африкански 45
3.8 Кейс №6. Встретимся вчера! 47
Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Актуальность исследования заключается в том, что в наше время все больше растет роль активных методов и технологий, способствующих формированию исследовательских умений, критического мышления и становления продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся. Одной из таких технологий является кейс-технология. Она представляет собой анализ реальной ситуации, которая на практике, в процессе исследовательской деятельности, позволяет связать теоретические знания с практическим их применением, понять важность изучения географии для жизни, приобрести опыт решения учебной проблемы. На примере изучения темы «Африка» в 11 классе целесообразно применять кейс-технологию, так как территория материка недостаточно изучена, а также политика нашего государства направлена на улучшение отношений с африканскими государствами в области сельского хозяйства, образования и нефтяного дела.
Объект исследования - процесс обучения географии на примере кейсов по теме «Африка».
Предмет исследования - кейс-технология как форма урочной деятельности обучения географии в 11 классе.
Цель работы: разработка кейсов по теме «Африка» в 11 классе.
Задачи:
1. Проанализировать технологию кейсов;
2. Охарактеризовать особенности развития хозяйства материка Африка;
3. Разработать методические рекомендации по применению кейсов на уроках географии.
Методы исследования: исторический, анализ, описание, картографический, статистический.
История развития кейс-методов относится ко второй половине XIX века. Именно в это время декан Гарвардской юридической школы начинает развивать и внедрять метод кейс-технологий. В 70-х годах XX века в России был впервые опробован данный метод в МГУ им. Ломоносова. А начиная с 1990 годов кейс- технологии стали применяться и в школьном обучении.
Сущность метода кейс-технологий заключается в возможности применения при формировании процесса обучения определенных учебных ситуаций, которые ориентируют на выявление проблемы и поиск возможных путей ее решения с дальнейшим обсуждением на учебных занятиях.
В современном образовательном процессе применение кейс-технологии на уроках географии особенно актуально, так как его основной функцией является обучение школьников решению сложных проблем, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует обучающихся, развивает информационные и коммуникативные компетенции, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
Африка обладает огромнейшим природно-ресурсным потенциалом, но к сожалению, со времен колониальной эпохи, странам данного материка не удалось использовать имеющиеся природные ресурсы для развития национальной экономики. По сей день развитые страны используют Африку как поставщика дешевого сырья и зачастую выкупают территории для выращивания собственных с/х культур.
Для изучения проблем материка Африка было разработано 6 кейсов на различные темы. Кейсы можно применять на уроках закрепления материала по теме «Африка», разделив детей на 6 групп по 3-4 человека. Решение данных кейсов займет примерно 25 минут, затем каждая группа продемонстрирует результаты работы.
Все поставленные задачи исследования выполнены, цель исследования достигнута.
1. Адонина Н. П. Кейс-стадии: история и современность / Адонина
H. П. Статья. [Электронный ресурс] Режим доступа:
Ьйр://пе1^2ушп470.ги^р-соп1еп1/ир1оаЙ8/2011/02/Адонина-Н.П.-Статья.-КЕЙС-СТАДИ-ИСТОРИЯ-ИСОВРЕМЕННОСТЬ.раГ(дата обращения:
I. 11.2023)
2. Антипова М.В. Метод кейсов (casy-stady): Методическое пособие / - ФГБОУ ВО МарГТУ, 2011. - 20 с.
3. Африка находит собственные подходы к решению проблем
здравоохранения / [Электронный ресурс] // Новости ООН Истории людей с глобальной точки зрения : [сайт]. — URL:
https://news.un.org/ru/story/2006/11/1096331(дата обращения: 09.05.2024).
4. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентовэкономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом»" // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 3. - С. 118-129.
5. Бисько И.А. Кейс-технологии в подготовке специалистов информационно-экскурсионной деятельности // Мир человека. 2009 г. - № 1. - С.164-175.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
7. Бринкендорф, Р.О. Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что работает, а что нет. М.: Hippo, 2005.-224с., с. 108
8. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А.: Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-stude - Тобольск: ТГСПА им. Д.А. Менделеева, 2009. - 188 с., с. 47
9. Воротникова И. В. Инновационные технологии в современном
образовательном процессе // Вестник Евразийской науки. - 2018. - Т. 10. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://esj .today/PDF/41ECVN318.pdf(дата обращения: 2.11.2023)
10. География : 11-й класс : базовый и углублённый уровни : учебник / Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. - 5-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2023. - 223 с. : ил., карты. - (Полярная звезда).]
11. География в школе: теоретический и научно-методический журнал. - 2019. - № 2. - М.: Шк. Пресса. - 64 с. - Режим доступа: https://znanium.com/cata1og/product/1145182(дата обращения: 07.11.2023).
12. Гладких И.В., Замулин А.Л., Старов С.А. «Нужны ли современным студентам традиционные бизнес-кейсы?» // Вестник Санкт- Петербургского университета. Менеджмент. 2019. № 9. - С. 288-314.
13. Грушина Т.П. Конструирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов / Т.П. Грушина // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». -2018. - № 4. - С. 93-101.
14. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб.
2006. - С. 137-140.
15. Даутова О.Б. Педагогические технологии для старшей школы в условиях цифровизации современного образования: учебно -методическое пособие для учителей / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова. - СПб.: КАРО, 2020. - 176 с. - Режим доступа: https:// znanium.com/catalog/product/1864675(дата обращения: 06.11.2023).
16. Демидова Н.Н. Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / под ред. Н.Ф. Винокуровой. - Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2005. - 100 с.
17. Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] / Долгоруков А. М. Лекции. Режим доступа:http://www.vshu.ru.(дата обращения: 1.11.2023)
18. Елена в Кении Особенности африканского менталитета / Елена в Кении [Электронный ресурс] // Дзен : [сайт]. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y4Y8zRU9MD-Gv-61(дата обращения: 10.05.2024).
19. Епифанова В. Н. Планы описаний географических объектов /
Епифанова В. Н. [Электронный ресурс] // ИНФОУРОК : [сайт]. — Режим доступа: https://infourok.ru/plani-opisaniy-geograficheskih-obektov-
3913285.html (дата обращения: 01.05.2024).
20. Еремин, А. С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса / А. С. Еремин //Инновации в образовании. - 2010. - № 3. - С. 15-36.
21. Кадржанова Г.Б., Смагулова А.Р., Избасарова А.Ш. Опыт проведения преподавания методом CBL ^ased-based learning) на практическом занятии // Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2018. - № 3. - С. 427-429.
22. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.casemethod.ru/(дата обращения: 08.11.2023).
23. Кротов А. Интервью: Африканец об африканцах / Кротов А.
[Электронный ресурс] // Новости и мысли путешественника, писателя Антона Кротов : [сайт]. — Режим доступа: https://a-
krotov.livejournal.com/1424836.html (дата обращения: 20.05.2024).
24. Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология: методология, методы, математические модели. - 2015.- N5-6.- С.65-90., с. 65
25. Козина, И. Casestudy: некоторые методические проблемы // Рубеж.- 2007.- № 10-11.- С. 177-189., с. 186
26. Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России. Ассоциация развития управления. Менеджмент, 1995, №1, с. 8-11, с. 8
27. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. - Ростов н/Д: Издательство «Учитель»,
2007.
28. Лебедев П. В. Использование кейсов и кейс-метода в образовательном процессе / П. В. Лебедев. - Москва: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2017. -114 с.
29. Макарова Е.Н. Кейс-стади как современная технология обучения географии в школе / Е.Н. Макарова // География в школе. - 2012. - № 4. - С. 9-12.
30. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов / А. В. Виневская; под ред. М. А. Пуйловой. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 141 с.: ил. - (Библиотека студента).
31. Мысливец А. Китай и Россия вытесняют Запад из Африки / Мысливец А. [Электронный ресурс] // YouTube : [сайт]. — Режим доступа: https://youtu.be/CsKWn47FWWc?si=1QSI50bcYj6xRv8l(дата обращения: 08.05.2024).
32. Норина В.Н. Природные условия и ресурсы Африки / Норина
В.Н. [Электронный ресурс] // Научный словарь-справочник от Автор24 по техническим и гуманитарным дисциплинам : [сайт]. — Режим
доступа:https://spravochnick.ru/geografiya/afrikanskiy_kontinent_geograficheskoe_polozhenie_i_strany_afriki/prirodnye_usloviya_i_resursy_afriki/#prirodnye- resursy-afriki (дата обращения: 21.04.2024).
33. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям. Под ред. профессора Соломина В.П. - СПб: Питер, 2004. — 311 с., с. 59
34. Педагогические технологии / под общ.ред. В.С. Кукушина - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. — 175 с., с. 69-71
35. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М : Академия, 2008. - 368 с., с. 46
36. Попова С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс - стади: учебное пособие для вузов / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 126 с.
37. Природные зоны Африки / [Электронный ресурс] // География России : [сайт]. — URL: https://geographyofrussia.com/prirodnye-zony-afriki/(дата обращения: 02.04.2024).
38. Проблема с питьевой водой в Африке / [Электронный ресурс] // Metro - Новости Петербурга, страны и мира : [сайт]. — Режим доступа: https://www.metronews.ru/partners/novosti-partnerov-49/reviews/problema-s-pitevoy-vodoy-v-afrike-1190559/(дата обращения: 09.05.2024).
39. Пянзина Ю.А. Кейс как основной элемент метода обучения case-study // Вестник Курганской ГСХА. 2015. №1. - С. 75-76.
40. Пяткова О.Б. Активизация деятельности слушателей на учебных занятиях в системе дополнительного профессионального образования с использованием кейс-метода // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 4. - С. 35-40.
41. Редакция Forbes.kz Около 250 млн человек сталкиваются с
дефицитом воды в Африке / Редакция Forbes.kz [Электронный ресурс] // Forbes Kazakhstan : [сайт]. — Режим доступа:
https://forbes.kz/news/newsid_284103(дата обращения: 08.05.2024).
42. Сас Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения// Синергия. 2015. № 1. С. 8-20., с. 8
43. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / под ред. д-ра социологических наук, проф. Сурмина Ю.П. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с., с. 82
44. Социально-экономическая география Африки : учебник и
практикум для вузов / А. Ю. Солодовников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08844-1. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. с. 37 — URL: https://urait.ru/bcode/541142/p.37(дата обращения: 20.04.2024)
45. Спиридонов Д. Нигерии угрожает проблема перенаселенности /
Спиридонов Д. [Электронный ресурс] // YouTube : [сайт]. — URL: https://youtu.be/znug3bqs9gA?si=WX6uxhbuJasDQeTU (дата обращения:
07.05.2024).
46. Султанова М.К., Аллахвердиева Л.М., Султанова Ш.Ш. // Вопросы использования кейс-метода в рамках проблемного подхода Вестник науки и образования. 2017. № 2. - С. 71-74.
47. Таможняя, Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина; под общей редакцией Е. А. Таможней. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 321 с.
48. Уровень медицины в некоторых странах африканского континента / [Электронный ресурс] // travelfrog : [сайт]. — Режим доступа: https://travelfrog.ru/novosti/rekomendatsii/208-uroven-meditsiny-v-nekotorykh- stranakh-afrikanskogo-kontinenta/(дата обращения: 15.05.2024).
49. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://imcol.ru/doc/2023/2023 fgos soo.pdf /(дата обращения: 07.11.2023)
50. Физрук Джо Русский врач в Африке: Год с открытым переломом
/ Малярия / Дед запретил внуку лечиться и тот умер / Физрук Джо [Электронный ресурс] // YouTube : [сайт]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=l9irctSWpbI&list=PL1xnJRYGy9ziG3Zpvpj C9yhtScVTSim5v&index=4 (дата обращения: 09.05.2024).
51. Черкасова И.И. Возможности кейс-методов в развитии панорамно-педагогического мышления // Среднее профессиональное образование. № 6, 2007
52. Чернов К. А. Интересы России в ЦАР в условиях обострения отношений с Коллективным Западом / Чернов К. А. [Электронный ресурс] // CYBERLENINKA : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interesy- rossii-v-tsar-v-usloviyah-obostreniya-otnosheniy-s-kollektivnym-zapadom(дата обращения: 08.05.2024).
53. Шведова Л.Е. Кейс-метод как современная технология обучения специальных дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-1. - С. 274-276.
54. ЭГП Африки / [Электронный ресурс] // География мира : [сайт].
— URL: https://geowww.ru/egp/227-egp-afriki.html(дата обращения:
02.06.2024).
55. Яшенькин А. Не ходите, дети, в Африку гулять учиться. Рассказываем о образовании детей в Африке / Яшенькин А. [Электронный ресурс] // Spark - платформа для общения бизнеса с бизнесом : [сайт]. — Режим доступа: https://spark.ru/user/135664/blog/83328/ne-hodite-deti-v-afriku- gulyat-uchitsya-rasskazivaem-o-obrazovanii-detej-v-afrike(дата обращения: 07.06.2024).
56. Garvin David A. Making the Case [Электронный ресурс] / Har vard
Magazine, September-October 2003. - Режим доступа:
http://harvardmagazine.com(дата обращения: 1.11.2023)
57. Education Rankings by Country 2024 / [Электронный ресурс] //
World Population Review : [сайт]. — Режим доступа:
https://worldpopulationreview.com/country-rankings/education-rankings-by- country(дата обращения: 11.05.2024).
58. Federal Ministry of Finance and Budget and Planning United Nations
Population Fund Country programme document for Nigeria / Federal Ministry of Finance and Budget and Planning [Электронный ресурс] // UNFPA Nigeria : [сайт]. — Режим доступа:https://nigeria.unfpa.org/en/publications/united-nations-population-fund-country-programme-document-nigeria (дата обращения: 07.05.2024).