Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КЕЛЬТЫ И РИМСКАЯ АРМИЯ

Работа №166735

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы98
Год сдачи2020
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Культура и религия кельтов до романизации 8
§ 1. Мужские божества 11
§ 2. Женские божества 20
Глава II. Подчинение кельтов Риму 25
§ 1. Завоевание Галлии Цезарем. 25
§ 2. Падение царства Дейотара 39
§ 3. Кельтиберы в материковой Европе и Британии в составе
римской армии 47
Глава III. Галлы в римской армии 50
§ 1. Галльские легионы, кельты в римских легионах 50
§ 2. Галльские вспомогательные части. 68
Заключение 84
Библиография 90

После формирования кельтской языковой и культурно-исторической общности на северо-западе Европы кельты в начале V в. до н. э. начинают мигрировать по евразийскому континенту, укореняясь на юге Британских островов как бритты и бриганты, на севере Иберийского полуострова, как кельтиберы, на западе и юго-западе Европы, как галлы и альпийцы, а на полуострове Малая Азия, как галаты.
В школьном курсе истории древнего мира есть раздел «Соседи Римской империи» поэтому изучение взаимодействия этих народов в различных сферах с Римом представляется актуальным.
Объектом исследования является отношение Римского государства с варварами в древнем мире.
Предмет - взаимоотношения Римского государства и кельтской исторической общности посредством римской армии.
Цель ВКР - проследить взаимодействие кельтов и Рима, выявить влияние на процесс романизации кельтов их сотрудничества в военно-политической сфере с римлянами в рамках формирования и эволюции единого государства - Римской империи.
В ходе нашего научного исследования решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть этапы зарождения и эволюции кельтской цивилизации в доримский период.
2. Проследить эволюцию взаимоотношений кельтской и латинско- римской цивилизаций.
3. Исследовать сотрудничество галлов и римлян в военном деле.
4. Доказать, что именно сотрудничество в военных делах было основой для своеобразия романизации кельтов и взаимообогащения культуры обеих народов.
Хронологические рамки роботы I век до н.э. - III век н.э. Они объясняются началом, развитием и завершением сотрудничества кельтов и римлян в сфере военной службы, соединением представителей двух народов в одну народность: галло-римлян.
В середине I в. до н. э. проконсул всех римских Галлий и Иллирии Гай Юлий Цезарь покорил кельтские племена Косматой Галлии и положил начало их романизации, через включение некоторых племен кельтов в римскую общественно-политическую систему, создав первые кельтские легионы.
Распространение римского владычества до рейнских пределов, после включения всех Галлий в состав римской державы явилось важным событием европейской и мировой истории, сказывающимся на жизни народов, населяющих западную часть континента Евразия и поныне.
Таким образом, Цезарь открыл путь провинциалам в святую святых римской державы - легионы, и положил начало активной романизации кельтов. Галлы на последующие 500 лет стали самыми надежными союзниками римской империи. Впоследствии, было сформировано семь галльских легионов: Legio VIII Augusta, Legio V Alaudae, Legio XXII Deiotariana, Legio III Gallica, Legio XVI Gallica, Legio XXII Primigenia, Legio XVI Flavia, и более четырех десятков галльских вспомогательных ал и когорт.
Территориально работа охватывает провинции Римской республики и Римской империи, населенные кельтскими народами и провинции, в которых несли службу кельтские по происхождению воинские части. В эти территории включается: Иберийский полуостров, Западная и Центральная Европа, север Балканского полуострова, Сирия, Палестина и Британские острова.
Наше исследование написано с позиций цивилизационного подхода к изучению и описанию общественно-исторических явлений на нашей планете, обоснованного в трудах доктора исторических и географических наук, профессора Ленинградского государственного университета (ныне СПб ГУ) Л.Н. Гумилева, доктора исторических наук, профессора института всеобщей истории РАН М.А. Барга и кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории КГПУ им. В.П. Астафьева Н.И. Соловьянова.
Исследуемые культурно-исторические и языковые общности мы рассматриваем как две цивилизации, последовательно проходящие закономерные фазы этногенеза и эволюции цивилизаций. Сформировавшиеся в период скрытого подъема (VII-V вв. до н. э.) как две локальные цивилизации на Северо-Западе Европы и в средней части Апеннинского полуострова, как кельтская и латино-римская, они на стадии явного подъема (IV-I вв. до н. э.) разрастаются до региональных цивилизаций («Мировых держав древности»), на инерционной фазе этногенеза сливаются в единую галло-римскую цивилизацию (I-III вв.) и вместе медленно угасают на фазе обскурации (IV-V вв.), передавая свои культурные, научно¬технические и социально-политические достижения, пришедшим на их территорию молодым этносам для последующего развития всего человечества.
В данной работе используются методические принципы историзма и объективности, которые требуют недопустимости отхода от реальных событий и исторических фактов, происходивших в древности, так как это может привести к нас искаженному отображению реальных событий, имевших место в прошлом.
Следуя этим принципам мы не должны «осовременивать» древнюю историю, трактуя события с позиций современной жизненной обстановки и общественно-исторической логики, а тем более современных норм морали и этики.
Помимо этого, в практической работе по решению выдвинутых в диссертации задач мы пользовались сравнительно-историческими, историко-системными, типологическими, общеисторической методики.
При работе с историческими источниками применялись такие приемы источниковедческого анализа как историко-критический и лексико-терминологический, а также проверенные научной практикой элементы анализа и синтеза, что, в совокупности с выше перечисленными методологическими подходами, позволило нам написать объективное конкретно-историческое исследование.
Источники. Важнейшее и первостепеннейшее значение для решения поставленных задач имеют данные памятников латинской эпиграфики: военные дипломы ветеранов римской армии, надгробные, строительные, посвятительные надписи и вотивные рельефы воинов и ветеранов римской армии, а также части гражданского населения, которые свидетельствуют об усвоении традиций римской культуры кельтами, а кельтской римлянами. Эти памятники позволяют выявить национальный состав воинских подразделений, сформированных из романизированных кельтов, их боевые пути и места длительной дислокации.
Из них мы получаем сведения о всех кельтских подразделениях римской армии, поэтому они признаются как достаточно представительные.
В силу того, что эпиграфические памятники не рассчитаны на широкую читательскую аудиторию, и их сведения не подвержены, как в нарративных источниках, субъективным политическим влияниям, заключающейся в них информации мы можем всецело доверять.
К тому же только они дожили до наших дней в оригинале, а не средневековых списках.
Сведения, полученные нами в результате анализа нарративных источников использовались для решения вспомогательных аспектов.
В целом, собранная источниковая база в комплексе позволяет сделать обоснованные и аргументированные заключения и решить поставленные для настоящего исследования задачи.
Степень изученности проблемы.
Вывод, сделанный после проведения анализа доступной нам кельтоведческой историографии, заключается в том, что среди отечественных исследований и зарубежных изысканий работы касаются лишь отдельных вопросов заявленной в ВКР проблематики, но не затрагивают тему исследования в целом.
Научная новизна ВКР исследования заключается в том, что в нем впервые доказывается, что начавшись, как сугубо враждебные, контакты двух цивилизаций, находившихся на разных стадиях социально¬политического развития, прежде всего, в военно-политической сфере, и, пройдя через полутысячелетие развития сотрудничества и взаимопроникновения культур, привели к формированию новой исторической общности, - галло-римской народности, - определившей развитие всех народов Западной Европы на последующие столетия и влияющей на их культуру до сих пор.
Положения, выносимые на защиту:
1. Этапы эволюции контактов кельтской и латино-римской цивилизаций в сфере военного сотрудничества.
2. Галлы, кельтиберы, альпийцы и галаты в римской армии в эпоху принципата.
3. Романизация кельтов посредством Римской армии.
Научно-практическая значимость работы.
Полученные результаты уже использовались в учебном процессе, при чтении лекций и на семинарских занятиях на историческом факультете КГПУ им. В.П. Астафьева в период прохождения ассистентской и доцентской педагогических практик, материалы ВКР были использованы при написании учебного пособия «Очерки по военной истории Древнего Рима».
Апробация исследования. Основные положения диссертации были представлены в докладах на кафедре всеобщей истории КГПУ им. В. П. Астафьева, а также на международных, всероссийских и региональных конференциях в гг. Киев, Пенза, Красноярск, Уфа, Москва, г. Бирмингем (Великобритания).
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на семь параграфов, заключения, библиографии и списка сокращений.
Основные положения диссертации опубликованы в открытой печати:
публикации в журналах рекомендованных ВАК при правительстве РФ (3), монографии (2), материалы международных конференций (4), в том числе за рубежом на английском языке (2), учебно-методические публикации(4), прочие (1).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С начала завоевания Римом обширных галльских территорий и до реформы Диоклетиана кельты являлись частью римской армии. Они составляли треть римских вооруженных сил, стояли гарнизонами от Мавритании до Британских островов и от Гадиры до Пальмиры. Кельтские части охраняли лимес, участвовали в римских завоеваниях, строительных работах и подавлении восстаний. Такое широкое использование кельтов в боевых действиях и гарнизонной службе говорит о высокой степени доверия к ним римских императоров.
Это доверие в первую очередь достигалось за счет романизации. Попадая на военную службу, молодой кельт окунался в мир римских обычаев и римских богов. Языком армии был латинский, но в зависимости от этнического состава подразделений, на латинском могли отдавать только приказы и вести канцелярию. Между солдатами мог использоваться родной язык. Однако в многообразии диалектов, языков и говоров латинских мог стать объединяющей базой и для солдат. Кельт мог не знать фракийского, а фракиец - кельтского, житель Арморики не понимал ибера. И в этом случае язык Рима становился общим.
В римской армии существовали официальные поклонения богам и императорам. Поступивший на службу рекрут обязан был исполнять положенные ритуалы со всеми сослуживцами. При этом запрета почитать собственных родовых или племенных богов не существовало. Однако игнорировать официальные ритуалы запрещалось.
При столкновении религиозных интересов римское сознание демонстрировало удивительную гибкость: боги завоеванных или союзников включались в римский пантеон. Их имена становились почетными эпитетами римских божеств, а часть функций приписывалась божествам римского пантеона. Часто боги местного населения назывались римскими именами и в таком виде почитались завоевателями, постепенно проникая в сознание завоеванных. Процесс оказался настолько удачным, что местное население быстро перенимало высокую римскую культуру вместе с новыми именами божеств. Романизация кельтского пантеона приобрела такой масштаб, что сейчас мы можем отыскать следы кельтских божеств лишь в «чистых» культурах южной Англии и Ирландии.
Проведя двадцать пять лет на службе, которая преимущественно была гарнизонной и на одном месте, ветеран получал от императора почетную отставку. Она гарантировала ему и его потомкам права римского гражданства. Часто новый гражданин оставался жить неподалеку от лагеря, в котором провел половину жизни, брал жену и признавал общих детей, если таковые были. Ветеран продолжал поклоняться римским богам, использовать вошедший в обиход вместе с тренировками и ритуалами латинский язык.
Дети ветеранов часто шли по стопам отцов: армия Рима всегда была хорошим способом разбогатеть и получить земельный надел. Обладая правами римского гражданства, дети ветеранов пополняли легионы. Под знаменами они точно так же подвергались романизации, как и их отцы. Через два-три поколения это фактически наследственное воинское сословие превращалось в римлян.
Армия была проводником романизации, распространяя римскую культуру не только через выходящих в отставку ветеранов, но и через строительство дорог, мостов, лагерей. Через религиозные воззрения - прошедшие службу солдаты образовывали вместе с гражданским населением религиозные коллегии. Армия распространяла и латинский язык. Смешиваясь с местными диалектами, он «варваризировался» и становился языком разговорным. На латинском языке велась также документация и обучение детей. Отпрыски местных жителей и дети ветеранов с ранних лет начинали впитывать римскую культуру, которая все сильнее распространялась из военных лагерей.
После реформы Септимия Севера военные части римской армии еще прочнее приросли к месту дислокации: воинам разрешалось вступать в брак и приобретать имущество. Армия теряла мобильность, но солдаты активно перемешивались с местным населением, неся свои культы, язык и мировоззрение. Но также и принимая все это от покоренного населения. Теперь завоевателей и завоеванных связывал не только меч, но и родственные узы, общие боги, понятный язык и письменность.
Следует особо подчеркнуть, что романизация всевозможных народов в общем и кельтов в частности не являлась насильственной. Не известна ни одна «программа государственной романизации» для всего Римского государства. Романизация проходила разными путями: через строительство поселений, через принятие культуры, через армию. Но ни один из этих способов не предполагал насилия.
Безусловно, римляне уничтожали культурные ценности других народов. Но не для их романизации. Римляне жгли и грабили священные места не потому, что это святыни, а ради добычи. Римляне уничтожали народы не из-за неприятия культуры, а из-за вражды, «старых счетов» к этим народам. Города уничтожались не потому, что их жители не верили в римских богов или говорили на другом языке, а ради устрашения, либо же мести.
Романизация складывалась из целого комплекса законов, обычаев и распорядков. Неизвестно, осознавали ли сами римляне, что их политика на завоеванных землях имеет своим результатом не только успокоение покоренного населения, но и превращение завоевателей и завоеванных в один народ.
Кельты оказались настолько подвержены романизации, что утратили свою культуру и язык, забыли имена и внешность своих богов, а жить стали в благоустроенных по римскому образцу городах.
Однако в ходе романизации не остались неизменными и римляне. Сущность ненасильственной романизации через службу в армии в том, что римская культура не уничтожила кельтскую, а вобрала в себя на протяжении военной службы рекрута. После отставки этот ветеран сам становился очагом романизации, а армия продолжала поставлять таких ветеранов. Внутри стен военного лагеря смешивались две культуры и ее «продукты», получив почетную отставку, несли эту новую культуру во внешний мир.
Это смешение проявилось в прямом включении некоторых кельтских богов в римский пантеон как, например, это случилось с богиней коневодства Эпоной. Она была включена в римскую религию, не утратив своего имени и функций. Во время романизации изменился и кельтский язык. Он вобрал в себя латинские слова, но и сам отдал слова латинскому. В конце концов, бесписьменный кельтский язык был вытеснен причудливой латынью, которая включала в себя слова из кельтских языков.
Таким образом можно сказать, что взаимное культурное влияние не уничтожило до конца культуру кельтов и не сделало культуру римлян всеобъемлющей. На кельтских территориях Римского государства возник сплав двух культур при явном господстве римской. Сформировалась новая народность, названная позже галло-римлянами. Армия в ее формировании сыграла роль проводника римских божеств, римского пантеона и латинского языка. Выходящие в отставку ветераны - носители уже смешанной культуры - продолжали ее распространение внутри своей семьи, хозяйства, деревни. Дети профессионального воинского сословия были уже носителями этой смешанной культуры, «продуктами» армейской романизации.
Количество кельтских легионов, вспомогательных частей, гарнизонов и частота их использования в военных кампаниях первых трех веков нашей эры говорят об активной романизации кельтских народностей, их верности идеям Рима, принятии римской культуры, желании приобщиться к римскому обществу через гражданство.
На основании проведенного исследования можно выделить следующие этапы эволюции контактов кельтской и латино-римской цивилизаций в сфере военного сотрудничества:
I в до н.э. - до Галльской войны кельты включаются в римскую армию на правах союзников. Они вооружены своим оружием, имеют свой порядок функционирования подразделения, свои командирские посты и деление отряда. Возглавляет римский командир в звании префекта. Романизация бойцов не происходит. Обмен культур не идет.
I в до н.э. - после Галльской войны кельты включаются, а в отдельных случаях и составляют подразделения и формирования, созданные по римскому образцу, сражающиеся оружием римлян и пользующиеся римской тактикой. Вместе с тем сохраняются и подразделения с национальным оружием и тактикой, возглавляемые римлянами. Среди бойцов начинается романизация, чему способствует служба и вооружение. Начинается обмен культур: кельты впервые смешиваются под знаменами с римскими бойцами.
I в н.э. - кельты сражаются в рядах римской армии в составе смешенных когорт, сформированных по римскому образцу, но с добавлением кавалерии и римскими командирами. Национальные части уходят в прошлое. Наблюдается ускорение романизации благодаря смешению кельтов и римлян, получению ветеранами римского гражданства, главенству латинского языка. Происходят усиленные культурные контакты, появляются общие дети кельто-римского происхождения, смешение божеств римского и кельтского пантеона.
II-III в н.э. - смешенные подразделения исчезают, уступая место сформированным по римскому образцу когортам и алам, сражающимся римским оружием и пользующимся римской тактикой. Происходит полная романизация кельтских воинов, смешение римского и кельтского пантеона, права римского гражданства стремительно распространяются по Галлии благодаря ветеранам.
Представляется, что изменения в военном деле происходили одновременно с романизацией местного кельтского населения. Все более сплачиваясь с завоевателями, перемешиваясь с римлянами в один народ, кельты в военном деле начинали сражаться и экипироваться как римляне. В III в н.э. уже наблюдается возникшая на завоеванных территориях галло¬римская народность.



1. Ammianus Marcellinus. Romische Geschichte. Lateinisch und Deutsch und mit einem Kommentar vers, von W. Seyfarth. Bd. 1-3. - В.: Akad. Verlag, 1968.
2. Herodotus. Herodoti Historiarum libri DC / Ed. H.R. Dietsch. Editio altera.
Curavit H. Kallenberg. - Lipsiae: Teubner, 1885-1887. - Vol. I-II. Vol. I- II.
3. Livius Titus. History: In 13 volumes / With an English translation by
B.O. Fister. - Cambridge (Mass.); L.: Havard Univ. Press, 1926-1943.
4. Notitia Dignitatum: accedunt Notitia urbis Constantinopolitana et Laterculi provonciarum. / Ed. O. Seeck, Berlin, 1876.
5. Plinii C. Caecilius Secundi Epistularum libri novem. Epistularum ad Traianum liber. Panegyricus / Rec. M. Schuster. Editio secunda, aucta et corr.
Lipsiae: Teubner, 1952. - XXXVI. - 542 p.
6. Plutarchi. Vitae parallelae / Rec. Cl. Lindskog et K. Ziegler. - Lipsiae: Teubner, 1960-1968. - Vol. I-IV.
7. Polybius. Histories. Theodorus Buttner-Wobst after L. Dindorf (Greek). - Lipsiae: Teubner, 1960-1968. - Vol. I-II.
8. Suetonius. C. Suetonii Tranquilli Caesares / Ed. M. Ihm. - Lipsiae: Teubner, 1908. - XIV. - 362 p.
9. Tacitus P. Cornelius. P. Corneli Taciti Libri qui supersunt / Ed. E. Koestermann.
- Lipsiae: Teubner, 1957-1969. - Vol. I-II.
10. Vegetius. Flavii. Vegetii Renati Epitoma rei militaris / Rec. C. Lang. - Lipsiae: Teubner, 1869. - XLIII. - 248 p.
Переводы источников на русский язык
1. Аппиан Александрийский. Римские войны. Кн. IX. Сирийские дела - СПб.: Алетейя. 1994. - 260 с.
2. Аппиан. Римская история. / Пер. С. П. Кондратьева (кн. 1-12 [1939-1950]), С. А. Жебелева (кн. 13), С. И. Ковалева (кн. 14, гл. 1-48), М. С. Альтмана (кн. 14, гл. 49-139), О. О. Крюгера (кн. 14, гл. 140 — кн. 15, гл. 78), Е. Г. Кагарова (кн. 15, гл. 79 — кн. 16, гл. 90), Т. Н. Книпович (кн. 16, гл. 91 — кн. 17, гл. 52), А. И. Тюменева (кн. 17, гл. 53-145), под ред. (кн. 13-17 [1935]) С. А. Жебелева и О. О. Крюгера, сверенный [в 1998 г.] Е. С. Голубцовой и Л. Л. Кофановым. Статья И. Л. Маяк. Комм. Е. М. Штаерман, Т. Д. Златковской, А. С. Балахванцева. (Серия «Памятники исторической мысли»). М.: Наука. 1998. - 726 с.
3. Аммиан Марцеллин. Римская история / пер. с лат. Ю.А. Кулаковского и
A. И. Сонни; вступ. ст., науч. ред. Л.Ю. Лукомский. - СПб.: Алетейя, 1996. - 568 с.
4. Вегеций Ренат, Флавий. Краткое изложение военного дела / пер. С.П. Кондратьева // Греческие полиоркетики. Флавий Вегеций Ренат. - СПб., 1996. - 351 с.
5. Геродот. История в девяти книгах / пер. и примеч. Г.А. Стратановского; ст.
B. Г. Боруховича. - М.: НИЦ Ладомир, 1993. - 600 с.
6. Ливий Тит. История Рима от основания города: [В 3 т.]. - М.: Ладомир, 2002. Т. I. - 701 с. Т. II. - 808 с. Т. III. - 794 с.
7. Ливий Тит. История Рима от основания Города: в 3 т. / отв. ред. Е.С. Голубцова. - М.: Наука, 1989-1993.
8. Лукиан Самосатский. Сочинения. В 2 т. Перевод Н. П. Баранова - СПб., 2001. - 279 с.
9. Плиний Младший. Письма / изд. подгот. М.Е. Сергеенко, А.И. Доватур. - 2-е изд. - М.: Наука, 1982. - Кн. I-X.
10. Плутарх. Александр и Цезарь // Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 2 тт. Изд. второе, исправл. и доп. Т. II. Перевод Г. А. Стратановского и К. П. Лампсакова. М.: Наука, 1994.
11. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 2 т. / изд. подгот. С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, С.П. Маркиш; отв. ред. С.С. Аверинцев. Изд. второе, испр. и доп. - М.: Наука, 1994. - Т. I. - 702 с.; Т. II. - 672 с.
12. Полибий. Всеобщая история / Пер. Ф. Г. Мищенко. - М.: Наука, 2007. - 409 с.
13. Светоний Транквилл Г. Жизнь двенадцати цезарей / изд. подгот. М.Л. Гаспаров, Е.М. Штаерман. - М.: Наука, 1993. - 368 с.
14. Страбон. География Страбона в семнадцати книгах: Пер. с греч. с предисл. и указ. Ф.Г. Мищенко — М.: Козьма Терентьевич Солдатенков, 1879. — 856 с.
15. Старшая Эдда (Семунда Мудрого). Древнескандинавский народный эпос.- СПб., 1898. - 222 с.
16. Тацит. Анналы // Тацит Корнелий: соч. в 2 т. / изд. подгот. А.С. Бобович и др. - Л.: Наука, 1969. - Т. I.
26. Тацит. История // Тацит, Корнелий. Соч.: в 2-х тт. / изд. под ред. А.С. Бобовича и др. - Л.,1969. - Т. I.
17. Цезарь Г. Юлий. Записки / пер. с лат. М.М. Покровского. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. - 368 с.
18. Цезарь, Г.Ю. О Галльской войне / пер. и вступ. ст. М.М. Покровского. - М.: День, 1991. - 388 с.
Публикации эпиграфических памятников
1. Т Annee epigraphique.
2. Archaologisch-epigraphische Mitteilungen aus Osterreich-Ungarn. - Wien.
3. Corpus Inscriptionum Latinarum consilio et auctoritate Academiae litterarum regiae Borussiae editum. - Berolini. - Ed. 2. 1893-1955. - Vol. I-XVI.
4. Desau, H. Inscriptiones Latinae selectae. - Berolini. - Ed. 2. 19541955. - Vol. I-IV.
5. Inscriptiile antice din Dacia si Scythia Minor. Seria 2: Inscriptiile din Scythia Minor. - BucureSti, 1975-1980. - Vol. 1-5.
6. Holder P. Roman Military Diplomas V. - London, 2006.
7. Lammert F. Militardiplome / F. Lammert // Paulys Real-Encyclopaedie der Classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung. - Stuttgart: J.B. Metzlerscher Verlag, 1934 - Bd. 15 — S. 1666 — 1668.
8. Mitteilungen der Kommission fur Alte Geschichte und Epigraphik des Deutschen Archaologischen Instituts. Berlin.
10. Roxan, M. M. Roman Military Diplomas I - III. - London, 1978, 1985, 1994.
11. Roxan, M. M., Holder P. Roman Military Diplomas IV. - London, 2003;
Литература
1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - Москва, 1984.
2. Барг М.А. Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики. - Москва, 1973.
3. Батузов А.А. Обучение и воспитание воинов римской армии // История мировых цивилизаций. Социально-политические процессы: направления и методы исследования. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019.
4. Бонапарт Н. Войны Цезаря, Тюренна, Фридриха Великого. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2005.
5. Вебер М. Исследования по методологии наук - М.: ИНИОН, 1980.
6. Габелко О. Л. История Вифинского царства. — СПб, 2005.
7. Грант М. Юлий Цезарь: Жрец Юпитера. — М.: Центрполиграф, 2003.
8. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. М.: Наука, 1989.
9. Евсеенко Т.П. Об эффективности военной реформы Октавиана Августа // Политические организации и правовые системы за рубежом: история и современность. - Свердловск, 1987. - С. 48-54.
10. Жигунин В. Д. Международные отношения эллинистических государств в 280-220 гг. до н. э. — Казань, 1980.
11. Канья Р. Legio. V.Краткая история различных легионов[Электронный
ресурс]. URL: http://xlegio .ru/ancient-armies/military-organization-tactics-
equipment/legion/p5-brief-history.html (дата обращения: 12.09.2019).
12. Климов О. Ю. Пергамское царство. Проблемы политической истории и государственного устройства. — СПб.: Факультет филологии и искусств; Нестор-История, 2010. - 440 c.
13. Коллис Д. Кельты: истоки, история, миф. - М.: Вече, 2007. - 288 с..
14. Королёв А. А. Кельтиберский язык // Языки мира. Германские языки. Кельтские языки. М.: Academia, 2000. С. 449-452.
12. Куликова Ю.В. Власть и государство у кельтов // Вопросы истории. 2015.
№2. - C. 111-120.
13. Куликова Ю.В. Эпиграфика как источник по истории «Галльской империи» // Вопросы эпиграфики. 2013. Вып. VII, часть 1. С.495-509.
14. Моммзен Т. История Рима. - М., 1989.
16. Нувен Роберт. «Vexillions of Cohortes Tungrorum» во втором веке // Материалы XV Международного конгресса по изучению римских границ, Oxbow Monograph 91, 1997, pp. 461-465.
17. Отт Йоахим. Командиры норвежских вспомогательных войск. // Тихе. Вклад в древнюю историю, папирологию и эпиграфику. Т. 10, 1995. - С. 107-138.
18. Соловьянов Н. И., Батузов А. А.Кельтиберы в римской армии впровинции Британия в эпоху принципата// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018.№ 3.-С. 61-65.
19. Соловьянов Н. И., Батузов А. А.Кельтиберы в римской армии впровинции Британия в эпоху принципата// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018.№ 3.С. 61-65.
20. Утченко С. Л. Юлий Цезарь. — М.: Мысль, 1976.
21. Ферреро Г. Юлий Цезарь. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
22. Циркин Ю. Б. История древней Испании. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011. С. 203.
23. Широкова Н.С. Древние кельты на рубеже старой и новой эры. - Л., 1989.
- 312 с.
24. Шойербрандт Йорг. Упражнение. Задачи, организация и структура командования римских армий в эпоху империи. Диссертация, Альберт- Людвиг-Университет Фрайбург-им-Брайсгау 2003/2004.
25. Циркин Ю. Б. История древней Испании. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011. 432 с.
26. Этьен Р. Цезарь. — М.: Молодая гвардия, 2003.
27. Ян Филип. Кельтская цивилизация и ее наследие. / Перевод с чешского Л.П. Можанской и Е.В. Тарабрина. Прага: Издательство Чехословацкой Науки АРТИЯ. 1961
28. Academia Romana: Istoria Romanilor, Vol. 2, Daco-romani, romanici, alogeni. Ed. 2nd. BucureSti, Academiei Romane, 2010. 197 p.
29. Ala I Hispanorum Asturum [Электронный ресурс]. URL: http://ru- wiki.org/wiki/I_Исnанская_ала_астуров(дата обращения: 20.10.2015).
30. Ala II Asturum [Электронный ресурс]. URL: http://ru-
wiki.org/wiki/II_ала_астуров(дата обращения: 30.09.2014).
31. Ala Hispanorum Vettonum [Электронный ресурс]. URL: http://roman- britain.co.uk/military/alavet.htm(дата обращения: 26.12.2016).
32. Benes J. Die romichen auxiliary form ationenim Unteren Donaurum. Sbornik Praci Filosofke Fakulty Brnenske University. E-15 (1970). - 221 p.
33. Birley A. (Hrsg.), Syme R. Anatolica. Studies in Strabo. — Oxford: Oxford University Press, 1995. — 244 p.
34. Burton E. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Galatians. — Continuum, 1921. — 541 p.
35. Camille Jullian. Histoire de la Gaule. Vol. I-VIII. Paris. 1859-1933.
36. Cichorius. Cohors III Bracaraugustanorum. // RE. IV, Stuttgart, 1900. - Col. 257.
37. Cichorius. Cohors VI Brittonum // RE. IV, Stuttgart 1900, col. 265.
38. Cohors I Celtiberorum [Электронный ресурс]. URL:
http://www.esacademic.com/dic.nsf/eswiki/279267 (дата обращения:
02.02.2017).
39. Cohors II Asturum eq [Электронный ресурс]. URL: http://www.esacademic.com/dic.nsf/eswiki/279257(дата обращения:
40. Goldsworthy A. Caesar: Life of a Colossus. — New Haven; London: Yale University Press, 2006.
41. Grenier A. La Gaule romaine. Baltimore: John Hopkins Press, 1937. - 664 p.
42. Hervas J.M. Roldan. Hispania y el ejercitoromano. Contribution a la historia social de la Espana Antigua, Salamanca, 1974.
43. Holder, Paul. Auxiliary Deployment in the Reign of Hadrian.2003.
44. Holder, Paul. Bulletin of the John Rylands. Library 79.1997.
45. Holder P. Roman Military Diplomas V. - London, 2006.
46. Holder, Paul. Studies in the Auxilia of the Roman Army. 1980.
47. Ivleva Tatiana Alexandrovna. Britons abroad: the mobility of Britons and the circulation of British-made objects in the Roman Empire. Dissertation, Leiden University 2012.
48. Kramer J. Vulgarlateinische Alltagsdokumente auf Papyri, Ostraka, Tafelchen und Inschriften (Archiv fur Papyrusforschung und verwandte Gebiete. Beihefte). — Berlin: de Gruyter, 2007.— 116 p.
49. Kuhnen Hans-Peter (Hrsg.). Abgetaucht, aufgetaucht - FluBfundstucke. Aus der Geschichte. Mit ihrer Geschichte. — Trier: Rheinisches Landesmuseum Trier, 2001.
50. Lendering J. Legio. 2002(англ.). Livius.org. 2002.
51. Lendering, Jona.Legio XXII Deiotariana(англ.). Livius.org. 2002.
52. Matei-Popescu Ovidiu Tentea Florian. Alae et Cohortes Daciae et Moesiae. A review and update of J. Spaul's Ala and Cohors In: Acta Musei Napocensis 39-40/I Cluj-Napoca, 2002-2003(2004).
53. Nicolay, Johan (2007).Armed Batavians: use and significance of weaponry
and horse gear from non-military contexts in the Rhine Delta (50 BC to AD 450)// University of Sheffield, prp05clc@sheffield.ac.uk.
https://doi.org/10.1017/S0068113X10000383(Дата обращения 20.02.19)
54. Ritterling E. Legio XXII Deiotariana // Paulys Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft.). Band XII, 2. — Stuttgart, 1925. — Coll. 1791—1797.
55. Roldan Hervas J.M. Hispania y el ejercitoromano. Contribution a la historia social de la Espana Antigua, Salamanca, 1974.
56. Roxan, Margaret M. The auxilia of the roman army raised in Iberian peninsula. London University, 1974.
57. Spaul, John. Cohors. The evidence for and a short history of the auxiliary infantry units of the Imperial Roman Army, British Archaeological Reports 2000, BAR International Series (Book 841).
58. Spaul J. Cohors 2: The evidence for and a short history of the auxiliary infantry units of the Imperial roman Army // BAR International Series, n. 841, Oxford 2001.
59. Yebenes Sabino Perea. De cohortibus cantabrorum et de vexillis et cantabris // CuPAUAM 36, 2010. - P. 67-93.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ