Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №166734

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие тревожности в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Особенности проявления тревожности в старшем дошкольном
возрасте 9
1.3. Характеристика игровой деятельности дошкольников 12
1.4. Возможности игры как средства снижение уровня детской тревожности 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Эмпирическое исследование проявления тревожности у детей
старшего дошкольного возраста 25
2.3. Разработка системы психолого-педагогических мероприятий, на
основе использования игровой деятельности, направленной на преодоление тревожности детей старшего дошкольного возраста 32
2.4. Эмпирическое изучение эффективности проведенной работы 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования. Тревожность в дошкольном возрасте является достаточно частой причиной обращения родителей к психологу. В последние годы число таких запросов значительно возросло [18].
Научно доказано, что дошкольный возраст является решающим в развитии личности ребенка, поскольку в этот период жизни формируются основные качества личности. Именно в этом возрасте формируется механизм перевода негативных эмоциональных состояний в устойчивые личностные черты [5].
Эффективным средством снижения тревожности детей является игровая деятельность, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста [5].
В дошкольном возрасте игра занимает центральное место в жизни ребенка и представляет собой важнейшую форму его активности. Родители дошкольников часто беспокоятся, что дети не владеют навыками чтения или счета. Как правило, родители не жалуются, что «ребенок не умеет играть», а это, с точки зрения детской психологии, более тревожный показатель поведения ребенка [11].
Игра не возникает сама по себе. Для освоения игровой деятельности детям нужны образцы и сюжеты. Только в процессе целенаправленного формирования игра достигает уровня развития, который позволит ей выполнять функции ведущей деятельности, создаст благоприятные условия для развития психики ребенка.
Проблема игры как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась как один из важнейших способов развития и обучения детей [5].
В психолого-педагогических исследованиях игру рассматривают, в том числе, как эффективный метод работы с детьми [18].
Ряд исследований, посвященных игровой деятельности дошкольника, осуществили ученые П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, О.С. Газман, О.М. Гостюхин, Ф.И. Фрадкина, Г.П. Щедровицкий и др.
Вопросы детской тревожности рассматривали в научных исследованиях А.И. Захаров, Л.М. Костина, О.В. Куликовская, И.А. Левочкина, Н.Н. Лебедева, Г.Л. Лэндрет и др.
В то же время возможности игровой деятельности в снижении уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста изучены недостаточно.
Указанные положения определяют актуальность исследования.
Цель исследования - изучить возможности снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования: изучить понятие детской тревожности в психологии и педагогике; выделить особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте; рассмотреть возможности игровой деятельности дошкольников как средства снижение уровня тревожности.
2. Подобрать методы и методики диагностики тревожности детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать систему психолого-педагогических мероприятий, на основе использования игровой деятельности, направленной на снижение уровнея тревожности детей старшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: снижение уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: детям старшего дошкольного возраста могут быть свойственны проявления тревожности (неуверенность, эмоциональная нестабильность, чувствительность к неудачам, склонность отказываться от деятельности, в которой они испытывают трудности). Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми на основе использования игровой деятельности, включающая проведение коммуникативных игр, игр с правилами и сюжетно-ролевых игр - позволяет снизить уровень тревожности дошкольников.
Методы исследования: анализ научных источников; наблюдение, проективный метод.
Методики исследования:
- методика наблюдения (Р. Сирс), позволяющая выявить признаки тревожности у детей;
- методика «Выбери нужное лицо» (Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен), оценивающая особенности проявления тревожности у ребенка.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических рекомендаций для специалистов дошкольных образовательных организаций и родителей по профилактике тревожности дошкольников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.
Эффективным средством снижения тревожности детей является игровая деятельность. В процессе целенаправленного формирования игра достигает уровня развития, который позволит ей выполнять функции ведущей деятельности, создаст благоприятные условия для развития психики ребенка.
В ходе проведенной работы были решены следующие задачи: проанализирована научная литература по проблеме исследования; подобраны методы и методики диагностики тревожности детей старшего дошкольного возраста; проведено эмпирическое исследование проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста; разработана система психолого-педагогических мероприятий, на основе использования игровой деятельности, направленной на преодоление тревожности детей старшего дошкольного возраста; проанализирована эффективность предложенных мероприятий.
Решение перечисленных задач позволило доказать научную гипотезу: детям старшего дошкольного возраста могут быть свойственны проявления тревожности (неуверенность, эмоциональная нестабильность, чувствительность к неудачам, склонность отказываться от деятельности, в которой они испытывают трудности). Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми на основе использования игровой деятельности, включающая проведение коммуникативных игр, игр с правилами и сюжетно-ролевых игр - позволяет снизить уровень тревожности дошкольников.
Таким образом, заявленная гипотеза подтверждена, цель исследования достигнута.



1. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. Унта: С-Петерб, 2010.
2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М.: Форум, 2011. 144 с.
3. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 897-902.
4. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 3. С. 16-22.
5. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2011. 450 с.
6. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учебное пособие для вузов. М.: Смысл, 2012. 544 с.
7. Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии: практическое руководство. Новосибирск: НГПУ, 2013.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 2006.
9. Голутвина В.В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться. М.: Гелеос, 2008. 256 с.
10. Гольденберг М.Л., Коликова Т.М., Хороводова И.В. Опыт организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с ФГТ // Ребенок в детском саду. 2012. № 6. С. 14-19.
11. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 465 с.
12. Гращенко О.В. Сюжетно-ролевая игра как средство
эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. Электрон. дан. М 2013. Режим доступа:
http://festival.1 september.ru/articles/601928/.
13. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис- Пресс, 2014. 112 с.
14. Деркунская В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет: учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2012. 144 с.
15. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник. М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 640 с.
16. Жданова М. Строят мальчики, строят девочки // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2012. № 4. С. 18-21.
17. Забудько Г.А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка // Дошкольная педагогика. 2012. № 7. С. 24-27.
18. Захарова Н.В., Першина Т.В. Снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой коррекции [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 1771-1775. Режим доступа: http://e- koncept.ru/2015/85355.htm.
19. Иванников В.А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 480 c.
20. Игра как вид деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //anonado .ru/deti/Igry-kak-vida-dej atelnosti-rebenka.
21. Изард К. Эмоции человека. М.: Директ-Медиа, 2015. 954 с
22. Кирияк Г.Н., Манягина И.Г. Технологическая карта
педагогического проекта организации игровой деятельности // Ребенок в детском саду. 2013. № 1. С. 33-35.
23. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми
играми в детском саду. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. 160 с.
24. Комольцева Л.С. Роль игры в социальном развитии ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок». Электрон. дан. М., 2013. Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/616386/.
25. Котова И.Б., Канаркевич О.С. Общая психология: учебное пособие. М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. 480 c.
26. Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование, 2012. № 1. Режим доступа: http://www.psyedu.ru/journal/ 2012/1/2789.phtml.
27. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника. 2010. № 6. С. 34-41.
28. Краснощекова Н.В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 132 с.
29. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 250 с.
30. Кулягинова О.А. Психология детства. Азбука для родителей. М.: Феникс, 2008.
31. Лытаева О.Ю. Роль близких взрослых в формировании игровой деятельности ребенка // Психолог в детском саду. 2010. № 4. С. 77-93.
32. Лялина Л. Игры на необитаемом острове: развитие воображения // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2012. № 3. С. 12-14.
33. Маврина И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: учебно-методическое пособие. М.: МГППУ, 2013. 42 с.
34. Марц В.Г. Беседы по методике и теории игры: учебное пособие. М.: Спорт-Академ Пресс, 2001.
35. Миленко В. Нужно ли учить детей играть // Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 119-123.
36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник / В.С. Мухина. М.: ACADEMIA, 2006.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГШ1У, 2006.
38. Оверчук Т.И. Игры и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ. М.: ГНОМ и Д, 2016. 240 с.
39. Печагина М.В. Сюжетно-ролевая игра - открытое пространство // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. № 1. С. 62-63.
40. Попова С.С. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания и
развития дошкольника [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Электрон. дан. М., 2013. Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/620973/.
41. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.
42. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников: анализируется проблема отсутствия развитой сюжетно-ролевой игры, ведущей к социально-личностному недоразвитию ребенка // Психологическая наука и образование. 2015. № 2. С. 76-86.
43. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15-23.
44. Ткаченко И.В., Богачкина Н.А. Играю - значит интересно живу: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2012. 302 с.
45. Трофимова С.В. Сюжетно-ролевая игра - основа формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Электрон. дан. М., 2013. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625065/.
46. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. М.: ИЦ Академия, 2012. 272 c.
47. Харчевникова А.Н. Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Детский сад: теория и практика. Электрон. дан. 2012. № 12. С. 24-31.
48. Харчевникова А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей четырех-пяти лет: особенности организации [Электронный ресурс] // Детский сад: теория и практика. Электрон. дан. 2012. № 10. С. 48-55. Режим доступа: http://elibrary.ru.
49. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 314 с.
50. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. 2008. № 8. С. 17-22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ