Адаптация педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ВНЕДРЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА 10
1.1. Специфика профессиональной деятельности педагога детского дома 10
1.2. Особенности профессиональной адаптации педагогов
к нововведениям 24
1.3. Особенности адаптации педагогов к внедрению
информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома 39
Выводы по Главе 1 50
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА 52
2.1. Паспорт проекта 52
2.2. Содержание проекта 54
2.3. Оценка результативности проекта 58
Выводы по Главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ВНЕДРЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА 10
1.1. Специфика профессиональной деятельности педагога детского дома 10
1.2. Особенности профессиональной адаптации педагогов
к нововведениям 24
1.3. Особенности адаптации педагогов к внедрению
информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома 39
Выводы по Главе 1 50
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА 52
2.1. Паспорт проекта 52
2.2. Содержание проекта 54
2.3. Оценка результативности проекта 58
Выводы по Главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Актуальность исследования. Адаптация педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома обусловлена рядом обстоятельств.
Общепризнанные ценности образования воспитанников детского дома остаются не вполне реализованными и требуют теоретического осмысления, сохранения потенциала и развития нововведения.
Инновационная деятельность осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития страны.
Непосредственно проблема инновационного развития образования воспитанников детского дома широко представлена в современной педагогической и психологической науке.
Исследуются перспективы развития системы образования (В.А. Березина, А.К. Бруднов, Л.Н. Буйлова, М.Р. Катукова, А.В. Леонтович, С.В. Сальцева, А.В. Павлов, В.М. Филиппов, И.В. Шинкевич и др.); история и теоретические основы инновационного развития данной сферы (Е.В. Смольников, С.Д. Поляков и др.); вопросы инновационного развития интернатных учреждений (В.В. Абраухова, А.П. Фадеева, А.Б. Фомина, А.И. Щетинская и др.) и их инновационной деятельности (В.П. Иванченко, Н.И. Нагибина, Ф.Р. Султанова и др.).
Обсуждаются проблемы научного обоснования и целесообразности применения новшеств, медико-психологического обеспечения инноваций, оценки и востребованности нововведений, препятствия эффективности преобразований в целом (В.П. Иванченко, Л.Н. Буйлова, К.Е. Сумнительный).
Отмечается, что инновационное развитие неизменно связано с поиском путей решения проблем инновационной практики педагогов, реализующих и разрабатывающих инновационные модели образования детей.
При этом заостряется внимание на то, что инновационная деятельность педагогов детского дома изучена слабо. Основной проблемой инновационной деятельности педагогов именуются невысокий уровень их инновационной культуры и креативности, выявляющийся в наличии образовательных дефицитов и затруднений инновационной практики (Б.К. Лисин, Е.Б. Лисина, A. И. Николаев, С.В. Сидоров и др.).
Таким образом, задачей первостепенной важности становится разработка и обоснование механизмов содействия освоению инновационной деятельности педагогов, позволяющих восполнять дефицит знаний, решать проблемы инновационной практики, развивать инновационную культуру педагогов непосредственно в ходе введения новшеств.
Степень научной разработанности проблемы. В современных исследованиях содействие субъекта (педагога, психолога, воспитанника) другому субъекту (обучаемому, воспитаннику, ребенку, коллеге) и оказание ему необходимой помощи в процессе индивидуального развития обозначено термином «педагогическое сопровождение» (Н.М. Борытко, Е.И. Казакова и др.).
В научных трудах обозначены различные объекты сопровождения: группы людей (дети, подростки, взрослые) и процессы (обучения, воспитания, развития и др.).
Изучается педагогическое сопровождение детей и подростков (Е.А. Александрова, М.А. Забоева, Е.В. Михеева, Г.В. Пичугина, и др.), студентов и педагогов образовательных организаций (Г.М. Ложкова, B. В. Степанов, Ю.В. Торкунова, и др.), педагогов (О.А. Анисова, Т.К. Волкова, Л.Н. Харавина и др.).
Исследуются проблемы сопровождения образовательного процесса в целом (Т.А. Сапранкова, В.И. Щеголь и др.), воспитания (Ж.А. Захарова, И.И. Железкина и др.), обучения (И.Б. Добродеев и др.), развития (Н.Ю. Антипова, М.А. Иваненко, М.Л. Шипицына и др.); рассматриваются вопросы методологии и методики педагогического сопровождения (Е.А. Александрова, Е.И. Казакова, И.А. Липский и др.).
Проблема педагогического сопровождения изучается в разных направлениях: вопросы содействия развитию, решению личностных проблем человека (Н.Б. Крылова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.); образовательным учреждениям в организации процессов воспитания, развития и обучения (Т.С. Белякова, Е.А. Игумнова, В.А. Шишкина и др.), становлению здорового образа жизни у обучающихся (А.Г. Носов), обеспечению процессов социализации, развития, воспитания и обучения (М.И. Губанова, С.И. Змеев, Б.В. Куприянов, М.В. Шакурова и др.).
Непосредственно предметом исследования является также сопровождение инновационной деятельности педагогов различных образовательных систем. В частности, рассматривается поддержка образовательных инноваций педагогов (О.Н. Калачикова, Т.В. Лучкина, Н.Н. Сабинин, и др.); психологическое (Г.М. Ложкова, И.В. Плаксина) и методическое сопровождение инновационной деятельности (В.П. Ларина, Л.И. Петрова, Л.А. Сачкова и др.).
Однако, несмотря на глубину и значительное разнообразие исследований в области педагогического сопровождения, остается открытым вопрос, связанный с адаптацией педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома.
Таким образом, существуют противоречия между:
- разработанностью основных положений инновационной деятельности педагогов и недостаточным их осмыслением;
- потребностью педагогических коллективов и педагогов детских домов в совершении инновационной деятельности и недостаточным уровнем их
инновационной культуры, наличием образовательных дефицитов, затруднений инновационной практики, требующих содействия и помощи в их преодолении;
- потребностью в разработке процессов педагогического сопровождения инновационной коллективной и индивидуальной деятельности педагогов и отсутствием их экспериментально проверенных моделей.
С учетом выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каким должен быть процесс адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома, чтобы эффективно влиять на результаты инновационной практики с учетом ее особенностей?
Цель: исследовать процесс адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома.
Объект: адаптация педагогов к нововведениям.
Предмет: выявление особенностей адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома.
Задачи:
1. рассмотреть специфику профессиональной деятельности педагога детского дома;
2. выявить особенности адаптации педагогов к нововведению;
3. определить особенности адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома;
4. разработать методические рекомендации для педагогов по работе с проектом информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома;
5. создать модель оптимальной адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома.
Теоретико-методологические основания исследования:
- существенные тезисы системного и субъектно-деятельностного подхода, разработанные отечественными (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, С.К. Бондырева, А.А. Деркач, B. Г. Зазыкин, Ю.М. Забродин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н.Мясищев,
C. Л. Рубинштейн, и др.) и зарубежными учеными (У. Джеймс, Р. Мейли, Дж. Райанс, Д. Фонтана и др.),
- изучения, содержащие научные тезисы о профессиональном становлении личности, профессии и профессионализме (Т.А. Жалагина, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Е.А. Леванова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, А.А. Реан, В.А. Сластенинидр),
- практические и теоретические работы, обрисовывающие феномен профессиональной деформации личности специалиста (Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, Л.Б. Шнейдер и др),
- психологические изучения работы педагога (А.А. Бодалев,
Ф.Н. Гоноболин, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, В.Г. Зазыкин, К.М. Левитан,
A. А. Реан, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Ю. Синягина, В.А. Сластенин, Р.С. Буре, Е.А. Гребенщикова, Т.С. Комарова, Е.В. Красная, В.И. Логинова, Д.Ф. Николенко, Е.А. Панько, Л.Г. Семушина и др.),
- исследования инновационной деятельности педагога и ее психологического сопровождения (В.Г. Войцеховский, М.В. Волков, И.А. Володарская, Э.В. Галажинский, Р.М. Грановская, Ю.П. Зинченко, B. Е. Клочко, О.М. Крас-норядцева, Л.В. Шибаев и др.).
Для решения поставленных задач был применён комплекс методов, адекватных естеству изучаемых феноменов:
- аналитическое обозрение научной литературы по изучаемой проблеме с опорой на категориальный аппарат психологии;
- методы сбора эмпирических данных (опросные методы, анкетирование); психодиагностические методики, разработанные отечественными исследователями, а также прошедших адаптацию зарубежные методик.
Методики:
- 16-факторный опросник Р.Б. Кеттелла (N=187);
- методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири);
- анкета «Выявление готовности сотрудников детского дома к нововведению в работе».
Организация и этапы работы над проектом.
1 этап - организационно-теоретический (2016-2017 гг.), включал формирование основной проблемы, цели, задач исследования, анализа научной литературы по проблеме исследования, формирование категориального аппарата и теоретических выводов.
2 этап - теоретико-эмпирический (2017 г.), посвящен эмпирическому обоснованию структуры феномена психологической готовности к нововведению, исследованию доминирующих проявлений профессиональной деформации личности педагогов с помощью метода экспертных оценок.
3 этап - эмпирико-статистический (2017-2018 гг.), содержал деятельность по получению и обработке исходных эмпирических данных; исследованию отношений между феноменами профессиональной деформации личности педагога и психологической готовности к нововведению.
Проектная идея: мы предполагаем, что адаптация педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома будет успешной, если будут созданы следующие условия:
- создание и реализация модели по адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения;
- создание проекта информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома;
- составление методических рекомендаций для педагогов по работе
с информационным сопровождением индивидуального маршрута воспитанника детского дома.
Тип работы: проектная.
Апробация и внедрение проекта исследования проводилось на базе КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» г. Канск. В исследовании приняли участие 51 сотрудник КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина», в возрасте 24-58 лет. Стаж работы респондентов в КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» составил от 2 до 31 года.
Практическая значимость: заключается в том, что разработана модель адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома.
Апробация и внедрение результатов проекта осуществлялась в рамках системы высшего образования. Результаты исследования были представлены в виде докладов на научно-практических конференциях:
- Краевой фестиваль управленческих и педагогических практик краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (Канск - 2016);
- V Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», (Красноярск - 2017);
- Молодежь и наука XXI века, посвященного 85-летию КГПУ им.
В.П. Астафьева (Красноярск - 2017);
- Окружной фестиваль детских и взрослых умений «Ты - талант» (Канск - 2017);
- Молодежь и наука XXI века: XIX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых (Красноярск - 2018);
- VII Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», (Красноярск - 2018).
По теме проекта опубликованы две научные статьи.
Структура и объем диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, содержит приложение. Диссертация иллюстрирована таблицами и графиками.
Общепризнанные ценности образования воспитанников детского дома остаются не вполне реализованными и требуют теоретического осмысления, сохранения потенциала и развития нововведения.
Инновационная деятельность осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития страны.
Непосредственно проблема инновационного развития образования воспитанников детского дома широко представлена в современной педагогической и психологической науке.
Исследуются перспективы развития системы образования (В.А. Березина, А.К. Бруднов, Л.Н. Буйлова, М.Р. Катукова, А.В. Леонтович, С.В. Сальцева, А.В. Павлов, В.М. Филиппов, И.В. Шинкевич и др.); история и теоретические основы инновационного развития данной сферы (Е.В. Смольников, С.Д. Поляков и др.); вопросы инновационного развития интернатных учреждений (В.В. Абраухова, А.П. Фадеева, А.Б. Фомина, А.И. Щетинская и др.) и их инновационной деятельности (В.П. Иванченко, Н.И. Нагибина, Ф.Р. Султанова и др.).
Обсуждаются проблемы научного обоснования и целесообразности применения новшеств, медико-психологического обеспечения инноваций, оценки и востребованности нововведений, препятствия эффективности преобразований в целом (В.П. Иванченко, Л.Н. Буйлова, К.Е. Сумнительный).
Отмечается, что инновационное развитие неизменно связано с поиском путей решения проблем инновационной практики педагогов, реализующих и разрабатывающих инновационные модели образования детей.
При этом заостряется внимание на то, что инновационная деятельность педагогов детского дома изучена слабо. Основной проблемой инновационной деятельности педагогов именуются невысокий уровень их инновационной культуры и креативности, выявляющийся в наличии образовательных дефицитов и затруднений инновационной практики (Б.К. Лисин, Е.Б. Лисина, A. И. Николаев, С.В. Сидоров и др.).
Таким образом, задачей первостепенной важности становится разработка и обоснование механизмов содействия освоению инновационной деятельности педагогов, позволяющих восполнять дефицит знаний, решать проблемы инновационной практики, развивать инновационную культуру педагогов непосредственно в ходе введения новшеств.
Степень научной разработанности проблемы. В современных исследованиях содействие субъекта (педагога, психолога, воспитанника) другому субъекту (обучаемому, воспитаннику, ребенку, коллеге) и оказание ему необходимой помощи в процессе индивидуального развития обозначено термином «педагогическое сопровождение» (Н.М. Борытко, Е.И. Казакова и др.).
В научных трудах обозначены различные объекты сопровождения: группы людей (дети, подростки, взрослые) и процессы (обучения, воспитания, развития и др.).
Изучается педагогическое сопровождение детей и подростков (Е.А. Александрова, М.А. Забоева, Е.В. Михеева, Г.В. Пичугина, и др.), студентов и педагогов образовательных организаций (Г.М. Ложкова, B. В. Степанов, Ю.В. Торкунова, и др.), педагогов (О.А. Анисова, Т.К. Волкова, Л.Н. Харавина и др.).
Исследуются проблемы сопровождения образовательного процесса в целом (Т.А. Сапранкова, В.И. Щеголь и др.), воспитания (Ж.А. Захарова, И.И. Железкина и др.), обучения (И.Б. Добродеев и др.), развития (Н.Ю. Антипова, М.А. Иваненко, М.Л. Шипицына и др.); рассматриваются вопросы методологии и методики педагогического сопровождения (Е.А. Александрова, Е.И. Казакова, И.А. Липский и др.).
Проблема педагогического сопровождения изучается в разных направлениях: вопросы содействия развитию, решению личностных проблем человека (Н.Б. Крылова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.); образовательным учреждениям в организации процессов воспитания, развития и обучения (Т.С. Белякова, Е.А. Игумнова, В.А. Шишкина и др.), становлению здорового образа жизни у обучающихся (А.Г. Носов), обеспечению процессов социализации, развития, воспитания и обучения (М.И. Губанова, С.И. Змеев, Б.В. Куприянов, М.В. Шакурова и др.).
Непосредственно предметом исследования является также сопровождение инновационной деятельности педагогов различных образовательных систем. В частности, рассматривается поддержка образовательных инноваций педагогов (О.Н. Калачикова, Т.В. Лучкина, Н.Н. Сабинин, и др.); психологическое (Г.М. Ложкова, И.В. Плаксина) и методическое сопровождение инновационной деятельности (В.П. Ларина, Л.И. Петрова, Л.А. Сачкова и др.).
Однако, несмотря на глубину и значительное разнообразие исследований в области педагогического сопровождения, остается открытым вопрос, связанный с адаптацией педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома.
Таким образом, существуют противоречия между:
- разработанностью основных положений инновационной деятельности педагогов и недостаточным их осмыслением;
- потребностью педагогических коллективов и педагогов детских домов в совершении инновационной деятельности и недостаточным уровнем их
инновационной культуры, наличием образовательных дефицитов, затруднений инновационной практики, требующих содействия и помощи в их преодолении;
- потребностью в разработке процессов педагогического сопровождения инновационной коллективной и индивидуальной деятельности педагогов и отсутствием их экспериментально проверенных моделей.
С учетом выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каким должен быть процесс адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома, чтобы эффективно влиять на результаты инновационной практики с учетом ее особенностей?
Цель: исследовать процесс адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома.
Объект: адаптация педагогов к нововведениям.
Предмет: выявление особенностей адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома.
Задачи:
1. рассмотреть специфику профессиональной деятельности педагога детского дома;
2. выявить особенности адаптации педагогов к нововведению;
3. определить особенности адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома;
4. разработать методические рекомендации для педагогов по работе с проектом информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома;
5. создать модель оптимальной адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома.
Теоретико-методологические основания исследования:
- существенные тезисы системного и субъектно-деятельностного подхода, разработанные отечественными (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, С.К. Бондырева, А.А. Деркач, B. Г. Зазыкин, Ю.М. Забродин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н.Мясищев,
C. Л. Рубинштейн, и др.) и зарубежными учеными (У. Джеймс, Р. Мейли, Дж. Райанс, Д. Фонтана и др.),
- изучения, содержащие научные тезисы о профессиональном становлении личности, профессии и профессионализме (Т.А. Жалагина, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Е.А. Леванова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, А.А. Реан, В.А. Сластенинидр),
- практические и теоретические работы, обрисовывающие феномен профессиональной деформации личности специалиста (Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, Л.Б. Шнейдер и др),
- психологические изучения работы педагога (А.А. Бодалев,
Ф.Н. Гоноболин, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, В.Г. Зазыкин, К.М. Левитан,
A. А. Реан, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Ю. Синягина, В.А. Сластенин, Р.С. Буре, Е.А. Гребенщикова, Т.С. Комарова, Е.В. Красная, В.И. Логинова, Д.Ф. Николенко, Е.А. Панько, Л.Г. Семушина и др.),
- исследования инновационной деятельности педагога и ее психологического сопровождения (В.Г. Войцеховский, М.В. Волков, И.А. Володарская, Э.В. Галажинский, Р.М. Грановская, Ю.П. Зинченко, B. Е. Клочко, О.М. Крас-норядцева, Л.В. Шибаев и др.).
Для решения поставленных задач был применён комплекс методов, адекватных естеству изучаемых феноменов:
- аналитическое обозрение научной литературы по изучаемой проблеме с опорой на категориальный аппарат психологии;
- методы сбора эмпирических данных (опросные методы, анкетирование); психодиагностические методики, разработанные отечественными исследователями, а также прошедших адаптацию зарубежные методик.
Методики:
- 16-факторный опросник Р.Б. Кеттелла (N=187);
- методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири);
- анкета «Выявление готовности сотрудников детского дома к нововведению в работе».
Организация и этапы работы над проектом.
1 этап - организационно-теоретический (2016-2017 гг.), включал формирование основной проблемы, цели, задач исследования, анализа научной литературы по проблеме исследования, формирование категориального аппарата и теоретических выводов.
2 этап - теоретико-эмпирический (2017 г.), посвящен эмпирическому обоснованию структуры феномена психологической готовности к нововведению, исследованию доминирующих проявлений профессиональной деформации личности педагогов с помощью метода экспертных оценок.
3 этап - эмпирико-статистический (2017-2018 гг.), содержал деятельность по получению и обработке исходных эмпирических данных; исследованию отношений между феноменами профессиональной деформации личности педагога и психологической готовности к нововведению.
Проектная идея: мы предполагаем, что адаптация педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома будет успешной, если будут созданы следующие условия:
- создание и реализация модели по адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения;
- создание проекта информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома;
- составление методических рекомендаций для педагогов по работе
с информационным сопровождением индивидуального маршрута воспитанника детского дома.
Тип работы: проектная.
Апробация и внедрение проекта исследования проводилось на базе КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» г. Канск. В исследовании приняли участие 51 сотрудник КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина», в возрасте 24-58 лет. Стаж работы респондентов в КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» составил от 2 до 31 года.
Практическая значимость: заключается в том, что разработана модель адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома.
Апробация и внедрение результатов проекта осуществлялась в рамках системы высшего образования. Результаты исследования были представлены в виде докладов на научно-практических конференциях:
- Краевой фестиваль управленческих и педагогических практик краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (Канск - 2016);
- V Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», (Красноярск - 2017);
- Молодежь и наука XXI века, посвященного 85-летию КГПУ им.
В.П. Астафьева (Красноярск - 2017);
- Окружной фестиваль детских и взрослых умений «Ты - талант» (Канск - 2017);
- Молодежь и наука XXI века: XIX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых (Красноярск - 2018);
- VII Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», (Красноярск - 2018).
По теме проекта опубликованы две научные статьи.
Структура и объем диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, содержит приложение. Диссертация иллюстрирована таблицами и графиками.
В ходе написания магистерской диссертации было установлено, что внедрение информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома, подразумевает определенную реорганизацию процессов обучения и воспитания, включение в них новых элементов и технологий. Однако на практике реализация нововведений сталкивается с рядом проблем.
Основные проблемы можно сформулировать следующим образом:
- недостаточная методическая проработка нововведений;
- необходимость переподготовки и мотивации кадров;
- отсутствие нужного материального и технического оснащения детских домов.
Поскольку новые технологии находятся на начальном этапе внедрения, методическая база разработана на пока что на недостаточном уровне. Никто из авторов педагогических пособий не может гарантировать успешность своего проекта. То есть проблема внедрения нововведений возникает ещё на этапе её создания.
Поэтому у многих педагогов возникает проблема отсутствия методической литературы и четкого руководства по использованию той или иной технологии. Это приводит и к следующей проблеме - применению устаревших традиционных дидактических технологий.
Следующей проблемой оказывается привязанность педагогического коллектива к классическим методам обучения и оценивания, нежелание применять новшества в своей педагогической практике.
Педагогам с многолетним стажем бывает сложно переключиться на новые стандарты. Многие из педагогов не обладают достаточной компетенцией в сфере информационных и компьютерных технологий.
В большинстве своем новшества применяют молодые педагоги, которые обладают навыками работы с ИКТ, не имеют многолетнего опыта работы по традиционным методикам и в целом более творчески подходят к обучению. Но и здесь могут возникнуть проблемы - нежелание оказаться «белой вороной» и вызвать неодобрение коллег сводит на нет энтузиазм.
Поэтому встает вопрос повышения квалификации, переподготовки кадров, обучения их навыками работы с техникой и интернетом. Более того, должна происходить переориентация педагогов на новые теоретические и практические основы, мотивирование к использованию педагогических нововведений в изменчивых условиях современности.
В целом сотрудники детского дома открыты к новым методам и приемам обучения. Однако необходимость самостоятельного целеполагания, поиска информации, проектной деятельности, анализа полученных знаний и опыта вызывают затруднения у них. Педагоги могут со скепсисом воспринимать нововведения, особенно если предыдущие годы не было внедренных нововведений.
Подводя итоги проведенного анкетирования среди педагогов КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина», необходимо отметить, что большинство педагогов готовы заниматься самообразованием и они хотели бы создавать что-то новое и необычное.
Для внедрения нововведений нами была предложена модель адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома, представленная в диссертации.
Готовность к нововведению нами была определена через пять ее компонентов: мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой, творческий.
Цель настоящего исследования, а также ряд полученных теоретических и эмпирических выводов позволяют говорить о том, что адаптацию педагогов необходимо основывать на рефлексивно-гуманистическом подходе.
Психологическое воздействие должно затрагивать, в первую очередь, целостное развитие личности субъекта труда.
Таким образом, основной целью развития готовности к нововведениям выступает повышение индивидуально-личностной эффективности педагога за счет развития психологической готовности к нововведениям.
С какими бы проблемами не сталкивался педагоги при внедрении информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома, важно помнить, что внедрение новшеств в любой сфере так или иначе сталкиваются с рядом проблем на стадии апробации. Чем быстрее пройдет процесс адаптации педагогов, тем быстрее увеличится продуктивность работы учреждения в целом.
В результате внедрения проекта информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома, большинство педагогов готовы заниматься самообразованием, что сказывается на повышении индивидуально-личностных эффективностей педагога за счет развития психологической готовности к нововведениям, процесс адаптации педагогов к нововведениям являются одним из ключевых факторов продуктивности работы организации в целом. Создание проекта обеспечит качество работы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разработанный диагностический инструментарий позволил выявить уровень готовности педагогов к нововведению, определить слабые компоненты готовности. Полученные диагностические данные дали возможность проверить, дополнить наши гипотетические предположения о структуре и содержательном наполнении компонентов готовности, спрогнозировать спектр необходимых личностно-профессиональных качеств педагогов, необходимых для реализации нововведения, обеспечили основу для выявления резервных возможностей и прогноза потенциала коллектива детского дома. Конструктивная функция диагностирования позволила разработать теоретическую модель развития готовности, которая отражает идеальный характер процесса её совершенствования.
Основные проблемы можно сформулировать следующим образом:
- недостаточная методическая проработка нововведений;
- необходимость переподготовки и мотивации кадров;
- отсутствие нужного материального и технического оснащения детских домов.
Поскольку новые технологии находятся на начальном этапе внедрения, методическая база разработана на пока что на недостаточном уровне. Никто из авторов педагогических пособий не может гарантировать успешность своего проекта. То есть проблема внедрения нововведений возникает ещё на этапе её создания.
Поэтому у многих педагогов возникает проблема отсутствия методической литературы и четкого руководства по использованию той или иной технологии. Это приводит и к следующей проблеме - применению устаревших традиционных дидактических технологий.
Следующей проблемой оказывается привязанность педагогического коллектива к классическим методам обучения и оценивания, нежелание применять новшества в своей педагогической практике.
Педагогам с многолетним стажем бывает сложно переключиться на новые стандарты. Многие из педагогов не обладают достаточной компетенцией в сфере информационных и компьютерных технологий.
В большинстве своем новшества применяют молодые педагоги, которые обладают навыками работы с ИКТ, не имеют многолетнего опыта работы по традиционным методикам и в целом более творчески подходят к обучению. Но и здесь могут возникнуть проблемы - нежелание оказаться «белой вороной» и вызвать неодобрение коллег сводит на нет энтузиазм.
Поэтому встает вопрос повышения квалификации, переподготовки кадров, обучения их навыками работы с техникой и интернетом. Более того, должна происходить переориентация педагогов на новые теоретические и практические основы, мотивирование к использованию педагогических нововведений в изменчивых условиях современности.
В целом сотрудники детского дома открыты к новым методам и приемам обучения. Однако необходимость самостоятельного целеполагания, поиска информации, проектной деятельности, анализа полученных знаний и опыта вызывают затруднения у них. Педагоги могут со скепсисом воспринимать нововведения, особенно если предыдущие годы не было внедренных нововведений.
Подводя итоги проведенного анкетирования среди педагогов КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина», необходимо отметить, что большинство педагогов готовы заниматься самообразованием и они хотели бы создавать что-то новое и необычное.
Для внедрения нововведений нами была предложена модель адаптации педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома, представленная в диссертации.
Готовность к нововведению нами была определена через пять ее компонентов: мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой, творческий.
Цель настоящего исследования, а также ряд полученных теоретических и эмпирических выводов позволяют говорить о том, что адаптацию педагогов необходимо основывать на рефлексивно-гуманистическом подходе.
Психологическое воздействие должно затрагивать, в первую очередь, целостное развитие личности субъекта труда.
Таким образом, основной целью развития готовности к нововведениям выступает повышение индивидуально-личностной эффективности педагога за счет развития психологической готовности к нововведениям.
С какими бы проблемами не сталкивался педагоги при внедрении информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома, важно помнить, что внедрение новшеств в любой сфере так или иначе сталкиваются с рядом проблем на стадии апробации. Чем быстрее пройдет процесс адаптации педагогов, тем быстрее увеличится продуктивность работы учреждения в целом.
В результате внедрения проекта информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома, большинство педагогов готовы заниматься самообразованием, что сказывается на повышении индивидуально-личностных эффективностей педагога за счет развития психологической готовности к нововведениям, процесс адаптации педагогов к нововведениям являются одним из ключевых факторов продуктивности работы организации в целом. Создание проекта обеспечит качество работы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разработанный диагностический инструментарий позволил выявить уровень готовности педагогов к нововведению, определить слабые компоненты готовности. Полученные диагностические данные дали возможность проверить, дополнить наши гипотетические предположения о структуре и содержательном наполнении компонентов готовности, спрогнозировать спектр необходимых личностно-профессиональных качеств педагогов, необходимых для реализации нововведения, обеспечили основу для выявления резервных возможностей и прогноза потенциала коллектива детского дома. Конструктивная функция диагностирования позволила разработать теоретическую модель развития готовности, которая отражает идеальный характер процесса её совершенствования.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Технология социальной реабилитации на примере «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» ЗАТО Северск
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности управления трудовыми ресурсами в организациях социальной сферы (на примере ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020



