Обязательное предложение о приобретении эмиссионных ценных бумаг публичного акционерного общества
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика обязательного предложения о приобретении
эмиссионных ценных бумаг публичного акционерного общества 6
1.1. Понятие обязательного предложения 6
1.2. Признаки обязательного предложения 10
2. Порядок реализации обязательного предложения 20
2.1. Направление обязательного предложения 20
2.1 Принятие обязательного предложения 34
2.2 Защита прав акционеров при реализации обязательного предложения . 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
1. Общая характеристика обязательного предложения о приобретении
эмиссионных ценных бумаг публичного акционерного общества 6
1.1. Понятие обязательного предложения 6
1.2. Признаки обязательного предложения 10
2. Порядок реализации обязательного предложения 20
2.1. Направление обязательного предложения 20
2.1 Принятие обязательного предложения 34
2.2 Защита прав акционеров при реализации обязательного предложения . 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Актуальность темы исследования. Настоящее исследование посвящено рассмотрению правового регулирования обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг публичного акционерного общества. Данный институт связан с корпоративным правом, а именно с регулированием отношении в публичных акционерных обществах. Когда лицо приобретает крупный пакет акций публичного общества происходит смена корпоративного контроля, в результате чего у миноритарных акционеров возникает риск понести убытки. Вследствие этого возникает обязанность направить такое предложение.
Также исследование института обязательного предложения вызывает большой интерес, так как отношения, связанные с поглощением публичных акционерных обществ, имеют сложное правовое регулирование. Кроме этого, такие дела имеют резонансный характер и часто освещаются в средствах массовой информация, так как смена руководства в крупных акционерных обществах никогда не было обделено вниманием.
Поэтому изучение всех особенностей, присущих обязательному предложению является очень актуальной темой для исследования, так как по смыслу законодателя, цель данного института в первую очередь заключается в защите прав и интересов акционеров публичного общества. В связи с этим мажоритарный акционер нередко нарушает данную процедуру, вследствие чего миноритарии обращаются в суд.
Кроме этого, в ходе изучения научных работ и решений судов по данным делам, были найдены проблемы в правовом регулировании обязательного предложения, которые необходимо разрешить для дальнейшего нормального функционирования института поглощения обществ.
Цель исследования заключается в том, чтобы дать общую характеристику обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг публичного акционерного общества, а также выявить основные проблемы в правовом регулировании общественных отношений, связанных с реализацией такого предложения, и пути их решения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к понятию обязательного предложения;
2. Выявить основные признаки, присущие обязательному предложению;
3. Исследовать порядок реализации обязательного предложения;
4. Изучить особенности направления и принятия обязательного предложения;
5. Дать характеристику основным средствам защиты прав акционеров при реализации обязательного предложения;
6. Проанализировать и изучить судебную практику по обязательному предложению.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией процедуры обязательного предложения между приобретателем крупного пакета акций и владельцами таких ценных бумаг.
Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства, регулирующие институт обязательного предложения, научная и учебная литература, а также судебная практика по данной теме.
Методологическую основу проводимого исследования составляют логический и сравнительно-правовой методы, а также анализ научной литературы и нормативных правовых актов.
Теоретическую основу исследования составили труды современных ученых, занимающихся изучением проблем российского гражданского права:
Попова А. Е., Степанова Д. И., Ломакина Д. В., Кузнецова А. А., Копылова Д. Г., Шиткиной И. С., Чернусь Н. Ю., Гутников О. В., Молчан В. Е. и других.
Практическую базу исследования составили такие нормативные правовые акты, как Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Положение Банка России от 05.07.2015 № 477-П «О требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества», Семейный кодекс Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Также исследование института обязательного предложения вызывает большой интерес, так как отношения, связанные с поглощением публичных акционерных обществ, имеют сложное правовое регулирование. Кроме этого, такие дела имеют резонансный характер и часто освещаются в средствах массовой информация, так как смена руководства в крупных акционерных обществах никогда не было обделено вниманием.
Поэтому изучение всех особенностей, присущих обязательному предложению является очень актуальной темой для исследования, так как по смыслу законодателя, цель данного института в первую очередь заключается в защите прав и интересов акционеров публичного общества. В связи с этим мажоритарный акционер нередко нарушает данную процедуру, вследствие чего миноритарии обращаются в суд.
Кроме этого, в ходе изучения научных работ и решений судов по данным делам, были найдены проблемы в правовом регулировании обязательного предложения, которые необходимо разрешить для дальнейшего нормального функционирования института поглощения обществ.
Цель исследования заключается в том, чтобы дать общую характеристику обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг публичного акционерного общества, а также выявить основные проблемы в правовом регулировании общественных отношений, связанных с реализацией такого предложения, и пути их решения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к понятию обязательного предложения;
2. Выявить основные признаки, присущие обязательному предложению;
3. Исследовать порядок реализации обязательного предложения;
4. Изучить особенности направления и принятия обязательного предложения;
5. Дать характеристику основным средствам защиты прав акционеров при реализации обязательного предложения;
6. Проанализировать и изучить судебную практику по обязательному предложению.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией процедуры обязательного предложения между приобретателем крупного пакета акций и владельцами таких ценных бумаг.
Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства, регулирующие институт обязательного предложения, научная и учебная литература, а также судебная практика по данной теме.
Методологическую основу проводимого исследования составляют логический и сравнительно-правовой методы, а также анализ научной литературы и нормативных правовых актов.
Теоретическую основу исследования составили труды современных ученых, занимающихся изучением проблем российского гражданского права:
Попова А. Е., Степанова Д. И., Ломакина Д. В., Кузнецова А. А., Копылова Д. Г., Шиткиной И. С., Чернусь Н. Ю., Гутников О. В., Молчан В. Е. и других.
Практическую базу исследования составили такие нормативные правовые акты, как Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Положение Банка России от 05.07.2015 № 477-П «О требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества», Семейный кодекс Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, в данной бакалаврской работе было проведено изучение института обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг публичного акционерного общества.
В результате этого в настоящей работе определено, что понятие обязательного предложения употребляется в узком и широком смыслах. В узком смысле обязательное предложение - это публичная оферта, которую направляет лицо, приобретшее более 30 процентов акций публичного общества, в адрес акционеров, владельцев акций общества. А в широком смысле обязательное предложение представляет собой специальный правовой способ защиты прав акционеров, при смене контроля над обществом, в рамках которого приобретатель предлагает продать принадлежащие остальным акционерам акции и иные эмиссионные ценные бумаги.
Также были изучены основные признаки, которые относятся к обязательному предложению. И в ходе их детального рассмотрения, выявлена проблема в правовом регулировании обязательного предложения, а именно, что Закон об АО не обязывает приобретателя крупного пакета акций указывать в обязательном предложении планы по дальнейшему развитию общества. И отсутствие в законе обязанности указать мажоритарию планы по дальнейшему управлению в корпорации может привести к неинформированности акционеров касаемо нового управляющего, что создает неопределенность для дальнейших действий по принятию такого предложения. А если бы миноритарии получали информацию о планах мажоритария, то это давало бы им возможность принимать более взвешенные решения о продаже пакетов ценных бумаг такому лицу, с учетом его намерений в отношении публичного общества.
Поэтому следует изложить абз. 16 п. 2 ст. 84.2 Закона об АО в следующей редакции: «В обязательном предложении должны быть указаны планы лица, направившего обязательное предложение, в отношении публичного общества, в том числе планы в отношении его работников».
Кроме этого в данной работе было проведено исследование направления обязательного предложения. Так обязанность по направлению данной оферты возникает в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций. Также, до направления в обязательном предложении должна быть указана цена приобретаемых голосующих акций или порядок ее определения. И что касается срока направления и определения цены выкупаемых акций, то здесь наблюдаются проблемы в правовом регулировании данных вопросов.
Так зачастую цена, по которой необходимо продать акции, оказывается существенно ниже. В абз. 3 п. 4 ст. 84.2 Закона об АО указано, что закон обязывает лицо, направляющее обязательное предложение, указывать в нем цену не ниже той, по которой акции приобретались у третьих лиц в течение 6 месяцев до даты направления этой публичной оферты. Однако, если приобретатель направляет обязательное предложение через 6 месяцев и один день после совершения сделки, содержащей максимальную цену приобретения акций, вследствие чего правило ст. 84.2 не применяется, так как суды исчисляют этот срок со дня фактического направления обязательного предложения, а не с даты, когда оно должно было быть направлено.
Вследствие этого возникает две проблемы. Во-первых, цена приобретаемых ценных бумаг оказывается значительно ниже, чем того ожидают акционеры, а во-вторых, приобретатель злоупотребляет своим правом, пропуская срок направления обязательного предложения.
Для решения данных проблем необходимо внести изменения в Закон об АО, а именно согласно которому необходимо исчислять 6-месячный срок по абз. 3 п. 4 ст. 84.2 Закона об АО с даты, когда должно было быть направлено обязательное предложение, а не со дня фактического направления обязательного предложения, что позволит акционерам продавать свои ценные бумаги по более выгодной цене, а у приобретателя не будет основании пропускать 35-дневный срок для направления обязательного предложения, так как это больше не будет приводить к занижению цены приобретаемых акций публичного общества.
Также были рассмотрены основания освобождения от обязанности направить обязательное предложение. Данные исключения имеют своей целью больше защитить права и интересы мажоритарного акционера, нежели миноритариев общества. Связано это с тем, что большинство из этих оснований возникают в ситуациях, когда в публичном обществе не происходит изменения корпоративного контроля и как следствие, не затрагиваются интересы остальных владельцев ценных бумаг. Поэтому было бы несправедливо в таком случае приобретателю направлять обязательное предложение, так как это явно противоречит признакам данной оферты.
...
В результате этого в настоящей работе определено, что понятие обязательного предложения употребляется в узком и широком смыслах. В узком смысле обязательное предложение - это публичная оферта, которую направляет лицо, приобретшее более 30 процентов акций публичного общества, в адрес акционеров, владельцев акций общества. А в широком смысле обязательное предложение представляет собой специальный правовой способ защиты прав акционеров, при смене контроля над обществом, в рамках которого приобретатель предлагает продать принадлежащие остальным акционерам акции и иные эмиссионные ценные бумаги.
Также были изучены основные признаки, которые относятся к обязательному предложению. И в ходе их детального рассмотрения, выявлена проблема в правовом регулировании обязательного предложения, а именно, что Закон об АО не обязывает приобретателя крупного пакета акций указывать в обязательном предложении планы по дальнейшему развитию общества. И отсутствие в законе обязанности указать мажоритарию планы по дальнейшему управлению в корпорации может привести к неинформированности акционеров касаемо нового управляющего, что создает неопределенность для дальнейших действий по принятию такого предложения. А если бы миноритарии получали информацию о планах мажоритария, то это давало бы им возможность принимать более взвешенные решения о продаже пакетов ценных бумаг такому лицу, с учетом его намерений в отношении публичного общества.
Поэтому следует изложить абз. 16 п. 2 ст. 84.2 Закона об АО в следующей редакции: «В обязательном предложении должны быть указаны планы лица, направившего обязательное предложение, в отношении публичного общества, в том числе планы в отношении его работников».
Кроме этого в данной работе было проведено исследование направления обязательного предложения. Так обязанность по направлению данной оферты возникает в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций. Также, до направления в обязательном предложении должна быть указана цена приобретаемых голосующих акций или порядок ее определения. И что касается срока направления и определения цены выкупаемых акций, то здесь наблюдаются проблемы в правовом регулировании данных вопросов.
Так зачастую цена, по которой необходимо продать акции, оказывается существенно ниже. В абз. 3 п. 4 ст. 84.2 Закона об АО указано, что закон обязывает лицо, направляющее обязательное предложение, указывать в нем цену не ниже той, по которой акции приобретались у третьих лиц в течение 6 месяцев до даты направления этой публичной оферты. Однако, если приобретатель направляет обязательное предложение через 6 месяцев и один день после совершения сделки, содержащей максимальную цену приобретения акций, вследствие чего правило ст. 84.2 не применяется, так как суды исчисляют этот срок со дня фактического направления обязательного предложения, а не с даты, когда оно должно было быть направлено.
Вследствие этого возникает две проблемы. Во-первых, цена приобретаемых ценных бумаг оказывается значительно ниже, чем того ожидают акционеры, а во-вторых, приобретатель злоупотребляет своим правом, пропуская срок направления обязательного предложения.
Для решения данных проблем необходимо внести изменения в Закон об АО, а именно согласно которому необходимо исчислять 6-месячный срок по абз. 3 п. 4 ст. 84.2 Закона об АО с даты, когда должно было быть направлено обязательное предложение, а не со дня фактического направления обязательного предложения, что позволит акционерам продавать свои ценные бумаги по более выгодной цене, а у приобретателя не будет основании пропускать 35-дневный срок для направления обязательного предложения, так как это больше не будет приводить к занижению цены приобретаемых акций публичного общества.
Также были рассмотрены основания освобождения от обязанности направить обязательное предложение. Данные исключения имеют своей целью больше защитить права и интересы мажоритарного акционера, нежели миноритариев общества. Связано это с тем, что большинство из этих оснований возникают в ситуациях, когда в публичном обществе не происходит изменения корпоративного контроля и как следствие, не затрагиваются интересы остальных владельцев ценных бумаг. Поэтому было бы несправедливо в таком случае приобретателю направлять обязательное предложение, так как это явно противоречит признакам данной оферты.
...
Подобные работы
- Правовое положение акционерных обществ
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - УЧЕТ И АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА В ПУБЛИЧНЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - Биржевые сделки
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Наследование юридическими лицами: проблемы и перспективы развития
законодательства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018





