ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (НА ПРИМЕРЕ «ЯНДЕКС. УЧЕБНИКА»)
Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования лингвистической компетенции у младших
школьников 8
1.1 Теоретические аспекты формирования лингвистической компетенции 8
1.2 Лингвистические и психолого-педагогические основы изучения падежной системы в начальной школе 13
1.3 Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе 27
Выводы по первой главе 35
Глава II. Возможности использования «Яндекс. Учебника» для формирования лингвистической компетенции младших школьников (на примере изучения падежной системы русского языка) 37
2.1. Определение актуального уровня сформированности лингвистической
компетенции младших школьников в области падежной системы русского языка 37
2.2. Анализ материалов «Яндекс. Учебника» для изучения падежной системы русского языка в начальной школе 45
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список используемых источников 57
Приложение А. Диагностические материалы для определения актуального
уровня сформированности лингвистической компетенции младших школьников в области падежной системы русского языка 65
Приложение B. Лист оценивания выполнения заданий для определения актуального уровня сформированности лингвистической компетенции младших школьников в области падежной системы русского языка 76
Приложение C. Лист оценивания результатов освоения ООП НОО при определении актуального уровня сформированности лингвистической компетенции младших школьников в области падежной системы русского языка 78
Приложение D. Задания из раздела «Падеж имени существительного» онлайн-сервиса «Яндекс. Учебник» 80
Приложение Е. Способы использования заданий из раздела «Падеж имени существительного» онлайн-сервиса «Яндекс. Учебник» 85
Необходимыми условиями реализации системно-деятельностного подхода, лежащего в основе современных Федеральных государственных образовательных стандартов, является признание решающей роли
содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
Подобная взаимосвязь условий прослеживается во всех отдельных сегментах и естественнонаучного, и гуманитарного образования. Так, Т.Г. Рамзаева отмечает, что «...языковое образование школьника, как категория лингвометодическая, строится на освоении системы русского языка во взаимосвязи всех его уровней и представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа.» [48, с.15].
Также в перечень предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку входит «овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [52].
В числе актуальных задач модернизации российского образования - ориентация образовательного процесса на реализацию компетентностного подхода. Суть подхода в создании ситуаций и поддержки действий, которые могут привести к формированию тех или иных компетенций, которые помогут учащимся использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни. Одной из базовых компетенций для решения широкого спектра познавательных и практических задач является лингвистическая 4
компетенция, которая «представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися»[8, с. 21] и основы которой закладываются в начальной школе.
Большие возможности для формирования основ лингвистической компетенции младших школьников содержит раздел грамматики русского языка, который обогащает их знанием основных правил и законов системы языка, благоприятствует развитию логического мышления учащихся.
Категория падежа, являясь в современном русском языке одной из самых абстрактных грамматических категорий, вызывает наибольшие затруднения в ходе изучения младшими школьниками имени существительного. Трудности освоения данной категории объясняются «как отвлеченностью рассматриваемого языкового явления, так и спецификой падежной системы русского языка», которая выражается в многозначности падежей, флексий, в омонимии падежных форм [43, с. 34]. Данная мысль подтверждается высказыванием В.В.Виноградова: «В падежных формах имени существительного отражается понимание связей между предметами, явлениями, действиями и качествами в мире материальной действительности» [11, с. 139]...
Подводя итоги можно сказать, что в ходе анализа литературы по проблеме нам удалось решить поставленные выше задачи, связанные с определением сущности лингвистической компетенции, созданием диагностической программы определения актуального уровня сформированности лингвистической компетенции младших школьников, определением уровня сформированности лингвистической компетенции младших школьников в области падежной системы русского языка, а также выявлением дидактических возможностей онлайн-сервисов в формировании лингвистической компетенции.
Раскрыто понятие «лингвистическая компетенция» и охарактеризованы пути ее формирования, рассмотрена падежная система русского языка, работа с категорией падежа имени существительного в начальной школе, использование ИКТ в процессе обучения младших школьников. Лингвистическая компетенция определена как результат осмысления речевого опыта учащимися. Основное требование к формированию лингвистической компетенции в начальной школе - ориентировка на формирование учебно-языковых навыков и умений, развитию устной и письменной речи школьников посредством активных форм обучения, совершенствование развития языковой компетенции.
На констатирующем этапе для определения уровня сформированности лингвистической компетенции нами была разработана диагностическая программа, которая состоит из трех блоков, соответствующих результатам освоения ООП НОО (предметные, метапредметные и личностные). Учащимся было предложено выполнить задания, результаты которых одновременно и наглядно являются и показателем продвижения учащихся в формировании определенного элемента лингвистической компетенции, и показателем достижения ими отдельного результата, выделяемого во ФГОС НОО.
Количественный и качественный анализ работ учащихся 4 класса показал: сформированность лингвистической компетенции учащихся в
области падежной системы русского языка находится на среднем уровне; степень овладения метапредметными результатами по освоению ООП НОО по русскому языку на низком уровне, сформированность предметных и личностных результатов находится на среднем уровне.
Изучение онлайн-сервиса «Яндекс. Учебник» в формировании лингвистической компетенции позволило нам определить, что он может применяться при изучении языка на первом этапе формирования компетенции, поскольку обладает следующими возможностями: развитие метапредметного компонента компетенции, индивидуализация обучения, мгновенная обратная связь. Для учителя необходимо отметить оптимизацию работы на всех ее этапах: выдача определенных заданий для учащихся, быстрая детализированная проверка и подробная статистика по отдельному ученику и классу в целом.
Перечисленные возможности сервиса определяют эффективность его использования при формировании лингвистической компетенции младшего школьника. Он сочетает в себе параметры метапредметности при аналитико-синтетической деятельности, индивидуализации обучения, методического сопровождения учителя...
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Российская академия образования, 2014. - 224 с.
3. Ахраменко Е. В. Лингвистическая компетенция как компонент коммуникативной компетенции в подготовке будущих учителей иностранного языка // Актуальные проблемы управления качеством языкового образования в высших учебных заведениях: материалы республиканской межвузовской науч.-практ. конф. / М-во образования РБ, Белорус. гос. экон. ун-т-Минск: БГЭУ, 2007. С. 44-45.
4. Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. Современный русский язык - М.: Высшая школа,1989. - 800 с.
5. Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе - М.: Высшая школа, 1989. - 103 с.
6. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы// Вопросы психологии - 1997- №1- С. 33-44.
7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса (1-4) и 3-го класса (1-3). Под научной редакцией академика А.А. Леонтьева.//Серия «Свободный ум».- М.: «Баласс», 1998- 208 с.: ил.
8. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. и др.; под ред. Быстровой Е.А. Обучение русскому языку в школе - М.: Дрофа, 2004. - 240 с.
9. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык- М.: Логос, 2008. - 528 с.
10. Виноградов В.В. Грамматика русского языка, I том- М.: Академия наук СССР, 1960. - 678 с.
11. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) - М.: Высшая школа, 1972. 614 с.
12. Волкова Е.В. Русский язык: Всероссийская проверочная работа за курс
начальной школы: 25 вариантов: типовые задания. ФГОС.- М.:
Издательство «Экзамен», 2017. - 176 с.
13. Вишняков В. А. Информационный менеджмент: учеб. пособие с грифом МО - Минск: ВГКС, 2015. - 304 с.
14. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры - М.: Прогресс, 1985.¬452 с.
15. Долян Е.И. Использование информационно-коммуникационных
технологий в работе учителя начальной школы// Концепт. - 2013.-
№5- С. 46-51...58