Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Работа №166713

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРИЗ -
ТЕХНОЛОГИИ 9
1.1. Теория решения изобретательских задач как психолого-педагогическая технология 9
1.2. Принципы педагогической техники в ТРИЗ - технологии 23
ГЛАВА II. ВОЗМОЖНОСТИ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 32
2.1. Изобретательские задачи, используемые на учебных занятиях по
биологии (5-11 классы) 32
2.2. Методические рекомендации по организации уроков биологии в
системе ТРИЗ - технологии 38
ВЫВОДЫ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59


В настоящее время президентом, Правительства Российской Федерации придается возрастающее значение подготовке современных высококвалифицированных работников, которую важно начинать со школьной скамьи. Современное образование решает проблемы развития и воспитания, обучения творчеству, самостоятельности, инициативности, все это возможно путем введения одной из ТРИЗ - технологий.
Анализ современного состояния школ показал, что в современном обществе учащиеся испытывают затруднения при работе с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа; с заданиями, в которых неясно, к какой области знаний нужно обратиться, чтобы определить способ действия или информацию, необходимые для выявления и решения проблемы; а так же с заданиями, где нужно привлекать дополнительную информацию, или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и «лишние» данные; с комплексными или структурированными заданиями, состоящими из нескольких
взаимосвязанных вопросов. Все это определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы: «Возможности использования ТРИЗ - технологии в процессе обучения биологии».
Цель выпускной квалификационной работы - выявить методические условия использования технологии решения изобретательских задач в процессе обучении биологии.
Объектом исследования, выступает образовательный процесс по биологии обучения учащихся в системе ТРИЗ - технологий.
Предметом исследования является ТРИЗ - педагогика как технология владения предметными компетенциями. В основе исследования лежит гипотеза: если применять на уроках биологии методы и приемы ТРИЗ - 6
технологии, то будет способность развитию креативного и системного мышления, формирование навыков исследования, учащиеся будут овладевать элементами научно исследовательской деятельности, решать экспериментальные задачи, которые будут повышать уровень владения предметными биологическими компетенциями. Для достижения цели и доказательства изложенных гипотетических положений были определены следующие задачи:
1. Изучить проблему использования ТРИЗ - технологии в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в практике работы школы.
3. Разработать методические рекомендации по проведению уроков биологии с использованием познавательных задач в ТРИЗ - технологии.
Содержание выпускной квалификационной работы представлено введением, двумя главами и выводами. Библиографический список включает 34 литературного источника.
В первой главе «Теоретические основы изучения проблемы ТРИЗ - технологии» рассматривается место, сущность и роль в применении инструментов ТРИЗ в образовании, рассматривается история развития ТРИЗ - педагогики, этапы ее становления, обсуждаются основные термины «ТРИЗ - педагогика».
Во второй главе дается авторская методика, методические условия формирования компетенций через приемы ТРИЗ.
Результаты исследования отражены в публикациях: Познавательные задачи как средство развития универсальных учебных действий / Инновации в естественнонаучном образовании: VIII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск, 12-13 ноября 2015 г., Познавательные задачи по биологии как средство формирования предметных компетенций учащихся / Молодежь и наука XXI века: XVI Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции. Красноярск, 21 мая 2015 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ТРИЗ - технология - это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использовании реальной в целях выявления проблем, поиска альтернативных способов ее решения. Эта технология инструктирования, при которой учащиеся и педагоги участвуют в прямом обсуждении деловых ситуаций и проблем, позволяет развивать творческое мышление, самостоятельность и креативность в достижении поставленной цели.
Анализ современного состояния показал, что ТРИЗ - технология является инновационной, находящейся на стадии разработки и внедрения ее в учебно-воспитательный процесс по биологии, повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им включаться в процесс исследования, получать знания, добиваться поставленной цели, искать и находить ответы на поставленные вопросы.
В ходе исследования были разработаны изобретательские задачи для применения их в образовательном процессе по биологии, которые целесообразно использовать на разных этапах урока, как результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов обучения.
В ходе исследования разработаны фрагменты уроков в технологии - ТРИЗ, которые целесообразно включать в образовательный процесс по биологии в 5-11 классах.



1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. 2-е изд. М.: Московский рабочий, 1973.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения
изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986.
3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теории решения изобретательских задач. М.: Сов. Радио, 1979.
4. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: кн. для учителя /
B. А. Бухвалов. М.: Просвещение, 1993. - 96 с.
5. Гин А.А. Приемы педагогической техники / А. А. Гин. М.: Вита-Пресс, 2007. 112 с.
6. Гин С.И. Учить по тризовски. Как ? / С.И. Гин // Школьные технологии. 2006. - № 3. - С. 110-112.
7. Гин А.А. 150 творческих задач для сельской школы: учеб. - методич. пособие / А.А. Гин, И.Ю. Андржевская. М.: Народное образование, 2007. 234 с.
8. Гин А.А. Цели и задачи ТРИЗ - педагогики [Электронный ресурс] / А.А. Гин; доклад на 9-й научно-практической конференции «Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ», июнь 2006 г. [Режим доступа: http://www.trizway.com].
9. Глазунова М.А. Интегрированный курс на основе ТРИЗ - педагогики / М.А. Глазунова, М.И. Меерович, Л.И. Шрагина // Педагогика. 2002. № 6 .
C. 40-43.
10. Демьянков Е.Н. Познавательные задачи по биологии и природоведению (для классов с малой наполняемостью базой и обшей средней школы). Орел, 1993. 176 с.
11. Джеус А.В. Молодежные интенсивные школы инновационной эпохи. Современное научное творчество и изобретательство учащихся / А.В. Джеус, И.В. Романец, Т.В. Погребная, А.В. Козлов, О.В. Сидоркина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. 300 с.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Осмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под. ред. А.Г. Асмолова. 4-е изд. М.: Просвещение, 2013. 152 с.
13. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологи. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В. В. Пасечник. 14-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013. 303 с.
14. Каменский А.А. Биология. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. 9-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013. 367 с.
15. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2000. 304 с...34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ