ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 8
1.1. Развитие конструкторско-технических способностей учащихся на уроках технологии 8
1.2. Творческая активность учителя как условие развития творческих способностей школьников
Глава 2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой
личности учащихся 18
2.2. Технология обработки материалов при изготовлении узды и недоузка 21
2.3. Технология плетения тувинской узды и недоуздка 38
2.4. Расчет себестоимости изготовления узды и недоуздка 41
2.5. Охрана труда и техника безопасности при обработке металла 44
Глава 3. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КУРСА ПО ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА . . . 4 8
3.1. Календарно-тематический план по технологии художественной
обработки металла для учащихся 5-7 классов 48.
3.2. Разработки уроков 55.
3.2.1. Урок №1 «Ручная обработка металлов. Тонколистовой металл и проволока» (5 класс) 56
3.2.2. Урок №2 «Основные свойства металлов и сплавов» (6 класс) 63
3.2.3. Урок №3 «Нарезание наружной и внутренней резьбы на токарно-винторезном станке» (7 класс) 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Актуальность исследования. Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание . «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жизни, возможность реализовать себя и отыскать свое призвание. Но таким ли является воспитание в наше время?
Воспитание должно заботиться, чтобы, открыть учащемуся возможность найти себе полезный труд в мире и внушить ему неутолимую жажду труда.
Образовательная область предмета «Технология» способствует развитию у учащихся функциональной технологической грамотности, общетрудовых знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.
Занятия по технологии, как и по любому другому предмету, представляет собой законченный, целостный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, логическую единицу темы, раздела, курса. Оно является звеном в цепи и решает конкретные образовательные и воспитательные задачи, которые определяются программой трудового обучения, «право свободного развития каждой личности».
Исследования особенностей развития творческой активности школьников осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, C.JI. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других. Среди разнообразных средств развития творческой активности учащихся особое место занимают уроки технологии .
Исходя из этого, можно сформулировать конкретные задачи изучения технологии на каждой школьной ступени.
В начальной школе образовательная область предмета «Технология» решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами, обеспечивает понимание роли труда в жизни людей, ознакомление с материалами и ручными инструментами, применяемыми в быту, и получение навыков ручной работы. Необходимо также привить учащимся навыки аккуратности, бережливости, трудолюбие. Результатом обучения должны стать общая положительная установка на труд, начальные знания о труде и элементарные трудовые навыки.
В среднем школьном звене должна быть продолжена работы по выработке взглядов, системы ценностей, психологических установок, качеств личности, которые необходимы для того, чтобы стать эффективным работником, и позволяют, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой - реализовать личные устремления. «Основа школы и источник ее успехов и усовершенствования есть саморазвитие человека, применение к школьному обучению тех начал и методов, которыми совершаются самовоспитание и самообразование»
В процессе обучения необходимо ознакомить с отраслями народного хозяйства, видами труда, распространенными профессиями, научить использовать наиболее часто применяемое оборудование и инструменты, вовлечь в общественно полезные труд, который является необходимым условием воспитания и становления гражданина и труженика. «Полученные знания, умения и навыки должны быть достаточными для оптимального выбора школьниками своей будущей карьеры».
Итогом обучения в старшей школе должны стать умения обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей; находить и обрабатывать необходимую информацию; сотрудничать в коллективе,
объективно оценивать свои профессиональные возможности и уметь соотносить их с реальной обстановкой на рынке труда; получение профессиональной начальной подготовки, позволяющей включиться в трудовую деятельность или продолжить образование в специальных учебных заведениях.
Реализация этих целей, дополненная последовательной работой по профориентации, помогает грамотному формированию и исполнению личных планов школьников.
В процессе обучения педагог создает необходимые условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.
Тема выпускной квалификационной работы актуальна, она интересна и востребована в настоящее время.
Объект исследования; развитие конструкторско-технических способностей учащихся на уроках технологии.
Цель исследования: изучить теоретические основы развития творческих способностейучащихся, анализ средств, форм и различных приемов, способов развития конструкторско-технических способностей школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: уроки технологии в развитии творческих способностей школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Раскрыть принципы управления творческим процессом;
2. Рассмотреть структуру творческого процесса;
3. Разобрать уровни развития творческого потенциала у учащихся;
4. Рассчитать экономические затраты для выполнения творческого проекта, на уроке «Технология».
Методы исследования:
- теоретические методы: изучение научной литературы по проблеме развития творческих способностей школьников;
- практические методы:
- статистические методы: количественная и качественная обработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработки, полученные в ходе данной работы, могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования.
Вопросы, выносимые на защиту:
1. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.
2. Реализация констукторско -технических способностей учащихся при выполнении творческого проекта.
В соответствии с целью и решаемыми задачами определилась структура выпускной квалификационной работы, состоящая из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность проблемы, определены предмет и объект исследования, новизна, поставлены цель и задачи, подлежащие решению, а также практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются роль творческих способностей учащихся и учителя на уроках технологии.
Вторая глава содержит развитие и пути реализации творческого потенциала учащихся на уроках технологии при выполнении творческого проекта.
В третьей главе разработаны календарно-тематический план по технологии обработки металлов и поурочные планы для школьников 5-7 классов.
В заключении приведен перечень основных результатов проведения исследований, сформулированы основные выводы, даны рекомендации по использованию полученных результатов выпускной квалификационной работы, показаны степень выполнения поставленных задач.
Народные художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества. Сохранение, возрождение и развитие народных промыслов является важной государственной задачей.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов Тувы любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом Тувы во всемирное культурное наследие.
В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия народных художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.
Специфическая особенность продукции народных художественных промыслов заключается в том, что для ее изготовления используются традиционные природные материалы. Никакие иные изделия, создаваемые сегодня, не дают современному обществу столь реальной возможности конкретного общения с природными материалами. Это высоко ценимо в современной культуре. Как уже отмечалось, природные материалы отпускаются современному человеку достаточно скупо, это требует от мастеров особого умения пользоваться ими, выявлять их красоту.
Эстетика материала познается мастерами в их конкретной будничной практике, в процессе изготовления изделий. Здесь не требуются специальные формы обучения: свойства, и возможности материала ощущаются рукой, воспринимаются глазом, пробуждая в душе мастера желание творить. С проблемой оптимального использования природных материалов неразрывно связан вопрос о сохранении в деятельности промыслов традиционных художественно-ремесленных приемов, лежащих в основе творческого труда мастеров.
Ручной творческий труд народного мастера естественно сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Вне разумного использования ручного творческого труда невозможно само существование народных художественных промыслов. Отвоз от рукотворного создания предметов быта означает практически превращение основной традиции народного искусства. В этом и заключается специфика художественных промыслов.
Несмотря на современную механизацию труда, художественные промыслы все же сохранили свою особенность, что и выделяет их среди прочих промышленных производств.
В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги данной выпускной квалификационной работы. В ней были рассмотрены роль коня в традиционной культуре тувинцев, конные принадлежности, технология изготовления узды и недоуздка, а также были разработаны календарно¬тематический план по технологии художественной обработки металла для учащихся 5-7 классов и поурочные планы.
Лошадь в традиционном тувинском хозяйстве занимает особое место. Лошадь служила источником пищи и лечила от болезней. Помимо того, что от лошади получали мясо, молоко, кожу, волосы, она служила в качестве основного транспортного средства и тяговой силы. Как следствие, развитие ремесел стимулировало стремление иметь более совершенные предметы быта, различные приспособления для более эффективного использования и эксплуатации лошадей.
В тувинских народных сказаниях вонь становится самым близким другом хозяина. Он всегда приходит на помощь в трудные минуты жизни хозяина. Важно указать, что некоторая часть населения в современной Туве,живущая даже в сельской местности, утратила традиционные умения и навыки по уходу за лошадьми.
В настоящее время активно развиваются личные хозяйства. Это позволило заново пересмотреть ослабевшее внимание к животноводству, в частности, коневодству.
Конные принадлежности - уздечка и недоуздок состоят из ремешков и блях. Ремешки изготавливаются из кожи животных. Использовались шкуры и домашних, и диких животных, но предпочтение отдавалось шкурам домашних животных. Шкуру снимали и обрабатывали. Технология обработки кожи для изготовления узды и недоуздка подробно изложена в первом разделе данной главы. Бляхи изготавливаются из различных металлов. Они располагаются в местах соединения. ремней и имеют художественную отделку в виде тонких гравированных узоров.
Узда и недоуздок изготавливаются путем плетения. Для плетения подбирается кожа необходимой, желательно, одинаковой толщины без дефектов. Кожу режут остро заточенным ножом на ровные ленты одним из способов - по длине куска кожи или по спирали от его центра. Длина ремешка, предназначенная для плетения, определяется опытным ПУЛОМ.
Приступая к изготовлению изделия, необходимо сделать предварительный расчет себестоимости изделия. Реальная общая стоимость изготовления узды и недоуздка по конечному результату составила 2459, 7 руб. На мой взгляд, это невысокая цена по отношению к товару, который продают на рынке и в магазине, т.к. его трудно найти и в имеющемся товаре можно обнаружить некоторые недостатки и недоработки.
В данной выпускной квалификационной работе разработан учебно- методический курс по технологии художественной обработки металла.
Календарно-тематический план - документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.
Календарно - тематическое планирование (КТП) является обязательным документом учителя - предметника, руководителя кружка, спортивной секции, факультатива.
Календарно - тематическое планирование составляется на конкретный учебный год в соответствии с учебным планом школы, федеральным компонентом государственного стандарта образования, рабочей программой.
Текущее планирование занятий считается одним из важнейших факторов, способствующих качественной подготовке учителя технологии к уроку. Наличие плана-конспекта перед началом урока - обязательное и непременное условие работы учителя технологии. Необходимыми элементами конспекта являются тема, цель, оснащение и ход клока, последовательная запись содержания нового материала, контрольных заданий, вопросов, а также методики ведения урока.
Поурочные разработки дают учителю возможность четко планировать все этапы урока, объем домашнего задания и выбор объектов труда.
Особенностью поурочных разработок является наличие переходного этапа от повторения, пройденного к изучению нового материала, позволяющего сформулировать проблему, над которой класс будет работать в течение урока.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы решены полностью, выдвинутая гипотеза справедлива, т.к. изучение и изготовление тувинских конных принадлежностей - узды и недоуздка способствует повышению культуры, технологической грамотности, формирует интерес у школьников к национальному декоративно-прикладному искусству, развивает наглядно-образное мышление.
1. Аронина У.Н. Технология выделки и крашения меха. - М., Легкая и пищевая пром., 1981.
2. Архипов B.C., Головтеева АЛ. Технология кожи. М.: Легпеочбылаздал,1988.
3. Белякова В.И. и др. Технология меха и шубной овчины. - М.: Легкая и пищевая пром., 1984.
4. Бишеетов А.К. Технология. Трудовое обучение: 5-7 класс. - М.: Дрофа, 1999.-256 с.
5. Боровых В.П. Технология. 5-9 классы: художественная обработки древесины. Резьба по дереву. / В.П. Боровых. - Волгоград: Учитель, 2009. - 187 с.
6. Браун А.А. Гистологическое строение кожи сельскохозяйственных животных. —Душанбе: «Дониш», 1983.
7. Будегечи Т. Художественное наследие тувинцев: Судьбы искусств. Жизнь традиций. Диалог культур. От традиционного к современному. / М-во культуры РТ. Союз художников РТ. - М., 1995. - 153 с.
8. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев (проблемы кочевого хозяйства). - М.: Наука, 1972. - 314 с.
9. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М.: Наука, 1974. -2Ъ с.
10. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. - М.: Наука, 1991. - 294 с.
11. Горячев С.Н., Григорьев Б.С. Химические материалы для обработки пушно-мехового сырья. // Кролиководство и звероводство. - 2003. - № 6.
12. Гревцев Е.А. Товароведение животного сырья. - М.: Экономика, 1977.
13. Даль В.Л. Толковый словарь живого великого русского языка. - М.,1989.
14. Даржа В.К. Лошадь в традиционной практике тувинцев-кочевников Отв.ред. к.п.н., проф. Г.Н. Курбатский. - Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2003.- 184 с.
15. Даржа В.К., Традиционные мужские занятия тувинцев. - Кызыл: Тувкнигоиздат, 2008. - 592с.
16. Жигжитов Д.Б. Тувинская лошадь и пути ее улучшения. - Кызыл: ТывГУ, 2000.
17. История Тувы: В 2т. - Т.І. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. С.И.Вайнштейна, М.Х.Маннай-оола. - Новосибирск: Наука, 2001. - 367с.
18. Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские традиции: Книга вторая. Священные традиции тувинского народа (на тув. яз.). - Кызыл, 1999.
19. Краснов Б. Я. Материалы для изделий из кожи: Учебник для сред. спец, учеб, заведений легкой пром-сти. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-344 с.
20. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: Академия, 2002. - 480с.
21. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону, 2000.
22. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл, 2001.
23. Марсакова З.П. и др. Производство меховых и овчинно-шубных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1991.
24. Муравьев. Е. М. Технология обработки металлов: учебное пособие для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Про¬свещение, 1995. - 224 с.
25. Намзал Э.Х. Алгы-кешти эттээри Куш-ажыл башкыларынга методиктиг дузаламчы. Кызыл: Республ. пед-ка билиглерин сайзырадыр институду, 1998.- 51 ар.
26. Народы мира: Историко-этнографический справочник. М.: Наука, 1988.
27. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 6 класс. -М.: ВАКО, 2009.-272 с.
28. Практикум по технологии изделий из кожи: Учеб, пособие для студентов вузов легкой пром-сти/ В. Л. Раящкас, И. И. Люкайтис, С.-А. С. Ратаутас и др.; Под ред. проф. В. Л. Раяцкаса — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. -279 с.
29. Производство меховых и овчинно-шубных изделий. Учеб, для техникумов / 3. П. Марсакова, Е. М. Петрова, А. Ш. Аппаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Легпромбытиздат, 1991. - 304с.
30. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4 классы, 5-11 классы / науч.рук. Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2001.
31. Розенберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства: учебник для 9-10 классов. / Б.А. Розенберг. -М.: Просвещение, 1995.
32. Самородский, А. Т., Симоненко, В. Д., Тищенко, А. Т. Технология. Трудовое обучение: учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана- Граф, 1999. - 192 с.
33. Самородский, А. Т., Симоненко, В. Д., Тищенко, А. Т. Технология. Трудовое обучение: учебник для учащихся 6 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана- Граф, 1998. - 168 с.
34. Татаринцев Б.И. Этимологический словарь тувинского языка. - Новосибирск, 2000.
35. Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки металлов» по программе В.Д. Симоненко. 5-7 классы / Ю.А. Жадаев, А.В. Жадаева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 220 с.
36. Технология: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / А. Т. Тищенко, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 174 с.
37. Толковый словарь русского языка: В 4 л. / Под ред. Д.Н.Ушакова. - М.: Гос. Ин-л «Советская энциклопедия»; ОГИЗ; Гос.изд-во иностр. и нац. Слов. 1935-1940.
38. Трудовое обучение: пробное учебное пособие для 4 класса средней школы / А. К. Бешетов, Е. В. Васильченко, А. И. Иванов и др. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.
39. Трудовое обучение: пробное учебное пособие для 6 класса средней школы / А. К. Вешенков, Е. В. Васильченко, А. И. Воловичен^ и др.; под ред. П. Р. Атулова, В. А. Полякова. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
40. Трудовое обучение: пробное учебное пособие для 7 класса средней школы / А. К. Бешен^в, Е. В. Васильченко, А. И. Иванов и др.; под ред. П. Р. Атулова, В. А. Полякова. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.
41. Тувинско-русский словарь / Под ред. Э.Р. Тенишева. - М.: Советская энциклопедия, 1968.
42. Тыва дылдын тайылбыр словары. 1 лом. А - Й. / Под ред. Д. А. Монгуша. Новосибирск: Наука, 2003. - 194 с.
43. Уткин П.Н. Народные художественные промыслы: учебник для профессиональных учебных заведений / П.Н. Уткин, Н.С. Королева. - М.: Высшая школа, 1992. - 159 с.
44. Фирсова Н.М. Выделка меха, овчин и кожи / Н.М, Фирсова. - Изд. 2-е, перераб и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 346 с.
45. Шестакова И.С., Моисеева Л.Б., Миронова Т.Ф. Ферменты в кожевенном и меховом производстве. — М.: Логпрокlбытаздат, 1990.
46. Шейфер О.Я. Производство кож и овчин высокого качества. — М.: Россельхозиздал, 1986. — 160 с.
47. Продавец: Уч. Пособие, под ред. В.А. Барановского, Л.И. Рубцовой, В.А. Тимофеевой, Рослов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2004 г.
48. Савотаетай Н.А. Материаловедение швейного производства/ Н.А. Савотцкий, Э.К. Амирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.
49. Сасова И.А., От трудового обучения - к техпологическому, ШиП № 3, 2008 г.
50. Сат-Бриль, Л. Ш. Традиционная одежда тувипцев // Культура тувипцев: традиция и современность. - Кызыл, 1988.
51. Серебренников Л.Н. Состояние и перспективы технологического образования па совремеппом этапе развития школы, ШиП № 4, 2006 г.
52. Симопепко В.Д., Муравьев Е.М. Методика обучения техпологии. — М.: Вептана, Граф, 2000.
53. Симонепко В.Д., Тищенко А.Т. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для ма^ьчиков).-2-е изд., перераб./ Под ред. В.Д.Симопенко.- Вептапа-Граф, 2006.-160с.
54. СиянУиль М.О. Традиционный тувинский костюм: (История. Символика) / М.О. СиянУи^, А.А. СиянУиль. - Кызыл: Респ. Тип., 2000.-72с.
55. Сокровища культуры Тувы. М. - 2006 г..
56. Статья: Древпяя история и традиционная культура. Дыртык-оол А.О. УДК 391. Традиционная одежда в коллекции музеев Тувы: История комплектования и изучения
57. Технические средства обучения и методика их использования /Коджаспилова Г.М., Петров К.В. - М.; ACADEMIA, 2002 г. -255 с.
58. Технология. Учебника для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждепий.-2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симопепко.- М.: Вептапа- Граф, 2006.- 272 с.
59. Товароведение и экспертиза кожевенной продукции: Учебник под ред.
В .Я. Иваповой, О.А. Голубенко. Москва, изд-во торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003 г.
60. Труды тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции 1957-1958 гг.-М., 1960.
Тувинская народная сказка «Парень с тремя знаниями»
61. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А., Мхитарян К.Р. Товароведение и экспертиза. Учебное пособие для вузов. - Ростов-па-Дону., 2010 г.
Интернет источники:
62. http://www.km.ru/referats/D990DD2601B041B588C542DFA50F92FA Дала добавления: 21.02.2006
63. [http://kostumtuva.ru/]
64. http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-
tvorchestvo/2012/03/07/traditsionnaya-muzhskaya-obuv-tuvintsev - 23.04.15
65. http://www.znaytovar.ru/new3560.html
66. http://pandiaweb.ru/text/77/500/11024.php - 23.04.15
67. https://www.google.ru - 23.04.15