Введение 3
Глава 1. Географический клуб как форма внеурочной деятельности школьников 5
1.1 Виды внеурочной деятельности школьников 5
Глава 2. Рекреационные ресурсы Ирбейского района 12
2.1. Понятие и классификация рекреационных ресурсов 12
2.2. Методика изучения рекреационных ресурсов 13
2.1. Природные условия Ирбейского района 20
2.4. Природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы
Ирбейского района 22
Глава 3. Разработка плана мероприятий географического клуба «ГЕО» по изучению рекреационных ресурсов Ирбейского района в 9 классе 28
3.1. Программа деятельности географического клуба «ГЕО» 28
3.2. Применение материала во внеклассной работе в школе 33
3.3. Оценка эффективности занятий в географическом клубе 44
Заключение 51
Список использованных источников 52
Согласно концепции развития географического образования РФ одним из основных направлений реализации школьного образования является практико-ориентированная деятельность обучающихся [19]. Это является одной из причин того, что современная школа ставит перед собой задачу не только обеспечить обучающихся знаниями, но и развить у них умение применять полученные знания на практике. Важную роль в достижении этой цели играет внеурочная деятельность, позволяя ученикам расширить свои интересы и навыки в различных областях. Во внеурочной деятельности учитель не связан строгими сроками и запланированными мерами и может решить многие задачи образования за счет многообразия видов творческой деятельности и возможности ребенка проявления себя в них. Одним из таких видов является клубная деятельность, которая дает возможность сделать процесс обучения увлекательным и эффективным. В рамках географического клуба школьники могут узнать больше о мире вокруг себя, исследовать различные регионы и изучать их природные и культурные ресурсы [11, 21].
В процессе изучения рекреационных ресурсов Ирбейского района обучающиеся не только могут узнать о физико-географических особенностях своей малой родины, ее историческом прошлом, удивительных природных и культурных объектах, но и проанализировать негативное антропогенное влияние на состояние окружающей среды. Географический клуб может стать эффективным инструментом для привлечения внимания учеников к экологическим проблемам и формирования у них уважительного отношения к природным ресурсам. В исследовании приведены примеры, факты, информация, которая призвана поднять патриотизм среди подрастающего поколения. Таким образом, изучение рекреационных ресурсов Ирбейского района в рамках клубной деятельности школьников имеет большое практическое значение для образования экологически грамотных, патриотичных и активных граждан.
Практическая значимость работы состоит в том, что исследование по данной теме может быть использовано в школах и училищах района на занятиях и уроках географии, а также на внеклассных мероприятиях в познавательных целях.
Целью данной работы является разработка программы изучения рекреационных ресурсов Ирбейского района в рамках клубной деятельности по географии в 9 классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить особенности клубной деятельности во внеурочной работе школьников по географии;
2. изучить классификацию рекреационных ресурсов и методику их оценки;
3. дать характеристику географического положения Ирбейского района и проанализировать наличие рекреационных ресурсов на его территории;
4. разработать программу деятельности географического клуба «ГЕО» с целью изучения рекреационных ресурсов Ирбейского района в 9 классе.
Объект исследования: образовательный процесс по географии в рамках деятельности географического клуба.
Предмет исследования: план мероприятий географического клуба по изучению рекреационных ресурсов Ирбейского района в 9 классе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и географической литературы, синтез, наблюдение, описание, анкетирование, математический, картографический.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В выпускной квалификационной работе содержится 12 таблиц и 17 рисунков. Список используемых источников состоит из 39 наименований.
Клубная деятельность по географии не только расширяет знания школьников в области географии, но и развивает их коммуникативные, организационные и самостоятельные навыки, что поможет им в будущем в профессиональной и личной жизни.
На территории Ирбейского района имеются разнообразные природные рекреационные ресурсы и объекты историко-культурного наследия, изучение которых в рамках клубной деятельности целесообразно производить по компонентам согласно методике Е. В. Колотовой.
Педагогический эксперимент показал, что клубная деятельность по географии является эффективным инструментом для развития интереса обучающихся к Ирбейскому региону, в котором они живут. Участие в географическом клубе позволяет обучающимся не только углубить свои знания о природе и культуре Ирбейского района, но и активно применять их на практике через экскурсии, исследовательские проекты и практические задания.
Внедрение разработанного учебно-тематического планирования по изучению рекреационных ресурсов Ирбейского района в рамках клубной деятельности школьников имеет большой потенциал для развития эколого-географической грамотности обучающихся и активного участия молодого поколения в сохранении и использовании природного и культурного богатства района. Оценка эффективности занятий в географическом клубе позволит определять и редактировать методики работы, которые будут удовлетворять потребности школьников и способствовать их активному участию в изучении рекреационных ресурсов района.
Данная работа может быть полезной для учителей географии, организаторов клубной деятельности и всех, кто заинтересован в формировании экологической осознанности и активности обучающихся.
1. Абдуразакова Д.М., Саиева З.Х. Клубные объединения как форма организации внеурочной деятельности учащихся в школе // Мир науки, культуры, образования. 2015. №6 (55). С. 120 - 122.
2. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 92 - 106.
3. Божович Л.И. Познавательный интерес; Рос.акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. М.: Просвещение, 2014. 308 с.
4. Букреев И.А. Теоретические и методические особенности оценки природных ресурсов туристко-рекреационного назначения // Журнал экономической теории. 2019. Т.16. №1. С. 101 - 110.
5. Власова Е.Я., Полякова Л.А. Рекреационные ресурсы, природно-рекреационный потенциал территории: сущность, особенности и функции // Journal of new economy. 2011. №4 (36). С. 108 - 114.
6. Гаврилов В.В. Становление методики развития коммуникативной компетенции учащихся средней школы // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. С. 44 - 54.
7. Газизова Т.В., Лукин Ю.Л. Методы формирования способности школьников принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 73 - 76.
8. Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). Москва: Буки-Веди, 2015. С. 1 - 5.
9. Евдокимова Л.О. Методология оценки природно-ресурсного потенциала для развития экологического туризма в регионе // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. 2011.№2. С. 154 - 158.
10. Жданова С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка // Молодой ученый. 2019. № 24 (262). С. 426 - 427.
11. Жестков В. В. Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе внеурочной деятельности по технологии // Молодой ученый. 2016. № 8.5 (112.5). С. 19 - 22.
12. Зайцев В.П., Ермаков С.С., Манучарян С.В. Рекреационные ресурсы основа активного отдыха человека // Pedagogics, psychology, medical- biological problems of physical training and sports. 2011. №3. С. 52 - 61.
13. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова; Рос.акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. / Дошкольное воспитание. 2015. № 3. с. 10 - 12.
14. Ирбейский район. ТИЦ Красноярского края. URL: https://visitsiberia.info/assets/manager/turpasport2020/utp-irbejskij-rajon-2019.docx (дата обращения 28.03.2023).
15. Киселёва Т.И. Внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников // Управление образованием: теория и практика. 2021. Т.11. №5. С. 33 - 51.
16. Клубные объединения как библиотечная модель развития
читательских компетенций: методическое пособие / БУНР
«Межпоселенческая библиотека», метод. отд.; сост. Н.В. Галеева. Пойковский, 2013. 12 с.
17. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение. М., 1999. 135 с.
18. Кондрашова И.О. Сущность понятия «Туристские рекреационные ресурсы» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. С. 82 - 85.
19. Концепция развития географического образования в Российской
Федерации [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (дата
обращения 28.03.2023)
20. Косова В.В., Макарчук Я.В. О формировании лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2019. №4 (104). С. 183 - 189.
21. Литовченко О.В. Познавательные умения учащихся: проблемы формирования в современной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. С. 103 - 111.
22. Мамина Л.В. Методика оценки состояния рекреационных водоемов урбанизированных территорий: санитарно-гигиенический аспект // Социально-экологические технологии. 2012. С. 103 - 104.
23. Матренин П.В. Клубная деятельность в системе факторов становления "человека культурного": перечитывая наследие В. А. Разумного // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. 2014. №3 (22). С. 273 - 282.
24. Мирошкина М.Р. Клубная деятельность в образовании и
воспитании // Школьные технологии. 2013. №6. С. 91 - 100.
25. Монахов Д.И., Шевченко Н.А. Природно-рекреационный потенциал и его социо-эколого-экономическая оценка // Экономика и экология территориальных образований. 2016. №2. С. 76 - 81.
26. Мукаева Л. А. Внеклассная работа и ее роль в формировании географических знаний в условиях современной школы // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. С. 47 - 50.
27. Никонова М.Н. Практикум по географическому краеведению. - М.: Просвещение, 1985. 75 с.
28. Новикова В.И. Составляющие территориальной рекреационной системы: определение, классификация // Псковский регионологический журнал. 2013. С. 133 - 150.
29. Паладьев С. Л. Клубное объединение в школе как воспитательный феномен // Ярославский педагогический вестник. 2002. №4 (33). С. 1 - 12.
30. Погодина В.Л. Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. С. 59 - 68.
31. Поскребышева Т.А. Педагогический феномен внеурочной деятельности как среды развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. С. 37 - 39.
32. Прохорова В.С. Особенности организации внеурочной деятельности подростков в современных условиях // Вестник магистратуры. 2019. №2-1(189). С. 49 - 51.
33. Рогачева Л.С. Педагогическое моделирование процесса духовно-нравственного воспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №6 (146). С. 36 - 44.
34. Сарян А.А., Пустовойтенко С.И. Туристско-рекреационный комплекс: классификация рекреационных территорий // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. №2. С. 64 - 78.
35. Сафина Л.Г., Доппельт В.А. Организация внеурочной деятельности по географии // Парадигма. 2019. №1. С. 72 - 77.
36. Тихонова А.Ю., Журавлев А.Ю. Формирование умения работать в команде как проблема исследования // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. №2 (43). С. 144 - 148.
Ъ1. Фатнева Е.А. Методологические подходы к оценке туристско- рекреационного потенциала // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. 2014. №5. С. 250 - 253.
38. Шакле С., Попкова Л. И. Опыт оценки природных
рекреационных ресурсов: продолжение следует? // Геополитика и
экогеодинамика регионов. 2019. Т.5 (15). №. 1. С. 111 - 125.
39. Ярлыкова О.В., Беляева Ю.В. Формы и организация внеурочной деятельности по физическому воспитанию в начальной школе // Гуманитарный научный журнал. 2017. С. 116 - 121.