Введение 3
Глава 1. Географический клуб как форма внеурочной деятельности школьников 5
1.1 Виды внеурочной деятельности школьников 5
Глава 2. Рекреационные ресурсы Ирбейского района 12
2.1. Понятие и классификация рекреационных ресурсов 12
2.2. Методика изучения рекреационных ресурсов 13
2.1. Природные условия Ирбейского района 20
2.4. Природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы
Ирбейского района 22
Глава 3. Разработка плана мероприятий географического клуба «ГЕО» по изучению рекреационных ресурсов Ирбейского района в 9 классе 28
3.1. Программа деятельности географического клуба «ГЕО» 28
3.2. Применение материала во внеклассной работе в школе 33
3.3. Оценка эффективности занятий в географическом клубе 44
Заключение 51
Список использованных источников 52
Согласно концепции развития географического образования РФ одним из основных направлений реализации школьного образования является практико-ориентированная деятельность обучающихся [19]. Это является одной из причин того, что современная школа ставит перед собой задачу не только обеспечить обучающихся знаниями, но и развить у них умение применять полученные знания на практике. Важную роль в достижении этой цели играет внеурочная деятельность, позволяя ученикам расширить свои интересы и навыки в различных областях. Во внеурочной деятельности учитель не связан строгими сроками и запланированными мерами и может решить многие задачи образования за счет многообразия видов творческой деятельности и возможности ребенка проявления себя в них. Одним из таких видов является клубная деятельность, которая дает возможность сделать процесс обучения увлекательным и эффективным. В рамках географического клуба школьники могут узнать больше о мире вокруг себя, исследовать различные регионы и изучать их природные и культурные ресурсы [11, 21].
В процессе изучения рекреационных ресурсов Ирбейского района обучающиеся не только могут узнать о физико-географических особенностях своей малой родины, ее историческом прошлом, удивительных природных и культурных объектах, но и проанализировать негативное антропогенное влияние на состояние окружающей среды. Географический клуб может стать эффективным инструментом для привлечения внимания учеников к экологическим проблемам и формирования у них уважительного отношения к природным ресурсам. В исследовании приведены примеры, факты, информация, которая призвана поднять патриотизм среди подрастающего поколения. Таким образом, изучение рекреационных ресурсов Ирбейского района в рамках клубной деятельности школьников имеет большое практическое значение для образования экологически грамотных, патриотичных и активных граждан.
Практическая значимость работы состоит в том, что исследование по данной теме может быть использовано в школах и училищах района на занятиях и уроках географии, а также на внеклассных мероприятиях в познавательных целях.
Целью данной работы является разработка программы изучения рекреационных ресурсов Ирбейского района в рамках клубной деятельности по географии в 9 классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить особенности клубной деятельности во внеурочной работе школьников по географии;
2. изучить классификацию рекреационных ресурсов и методику их оценки;
3. дать характеристику географического положения Ирбейского района и проанализировать наличие рекреационных ресурсов на его территории;
4. разработать программу деятельности географического клуба «ГЕО» с целью изучения рекреационных ресурсов Ирбейского района в 9 классе.
Объект исследования: образовательный процесс по географии в рамках деятельности географического клуба.
Предмет исследования: план мероприятий географического клуба по изучению рекреационных ресурсов Ирбейского района в 9 классе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и географической литературы, синтез, наблюдение, описание, анкетирование, математический, картографический.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В выпускной квалификационной работе содержится 12 таблиц и 17 рисунков. Список используемых источников состоит из 39 наименований.
Клубная деятельность по географии не только расширяет знания школьников в области географии, но и развивает их коммуникативные, организационные и самостоятельные навыки, что поможет им в будущем в профессиональной и личной жизни.
На территории Ирбейского района имеются разнообразные природные рекреационные ресурсы и объекты историко-культурного наследия, изучение которых в рамках клубной деятельности целесообразно производить по компонентам согласно методике Е. В. Колотовой.
Педагогический эксперимент показал, что клубная деятельность по географии является эффективным инструментом для развития интереса обучающихся к Ирбейскому региону, в котором они живут. Участие в географическом клубе позволяет обучающимся не только углубить свои знания о природе и культуре Ирбейского района, но и активно применять их на практике через экскурсии, исследовательские проекты и практические задания.
Внедрение разработанного учебно-тематического планирования по изучению рекреационных ресурсов Ирбейского района в рамках клубной деятельности школьников имеет большой потенциал для развития эколого-географической грамотности обучающихся и активного участия молодого поколения в сохранении и использовании природного и культурного богатства района. Оценка эффективности занятий в географическом клубе позволит определять и редактировать методики работы, которые будут удовлетворять потребности школьников и способствовать их активному участию в изучении рекреационных ресурсов района.
Данная работа может быть полезной для учителей географии, организаторов клубной деятельности и всех, кто заинтересован в формировании экологической осознанности и активности обучающихся.