Коллективно-распределенная проектная деятельность учащихся при обучении программированию в условиях образовательной технологической платформы «Мега-класс»
|
Введение 3
Глава 1. Коллективно-распределенная проектная деятельность учащихся при обучении программированию в условиях образовательной технологической платформы «Мега-класс» 7
1.1 Сущность образовательного кластера на основе образовательной
технологической платформы «Мега-класс» 7
1.2 Проектная деятельность учащихся и ее роль в современном
образовании 11
1.3 Метод проектов при обучении программированию в старшей школе 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Организация и сопровождение программных проектов учащихся старшей школы в условиях образовательной технологической платформы «Мега-класс» 21
2.1 Организационно-методические условия проектной деятельности
учащихся по программированию в условиях образовательной технологической платформы «Мега-класс» 21
2.1.1. Общие организационно-методические условия построения и
проведения мега-урока 21
2.1.2. Условия организации и сопровождения проектов по
программированию в мега-классе 25
2.2 Комплекс проектных заданий по программированию 41
2.3 Методические рекомендации для сопровождения проектов по программированию условиях образовательной технологической платформы «Мега-класс» 66
Выводы по главе 2 75
Заключение 76
Список литературы 78
Глава 1. Коллективно-распределенная проектная деятельность учащихся при обучении программированию в условиях образовательной технологической платформы «Мега-класс» 7
1.1 Сущность образовательного кластера на основе образовательной
технологической платформы «Мега-класс» 7
1.2 Проектная деятельность учащихся и ее роль в современном
образовании 11
1.3 Метод проектов при обучении программированию в старшей школе 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Организация и сопровождение программных проектов учащихся старшей школы в условиях образовательной технологической платформы «Мега-класс» 21
2.1 Организационно-методические условия проектной деятельности
учащихся по программированию в условиях образовательной технологической платформы «Мега-класс» 21
2.1.1. Общие организационно-методические условия построения и
проведения мега-урока 21
2.1.2. Условия организации и сопровождения проектов по
программированию в мега-классе 25
2.2 Комплекс проектных заданий по программированию 41
2.3 Методические рекомендации для сопровождения проектов по программированию условиях образовательной технологической платформы «Мега-класс» 66
Выводы по главе 2 75
Заключение 76
Список литературы 78
Стремительно развивающиеся информационные технологии приносят глубокие изменения во все области жизни. В нашей стране и за рубежом интенсивно идет поиск новых моделей образования, при этом в качестве движущей силы модернизации всех образовательных процессов рассматривается развитие инновационных подходов к организации обучения на основе широкого и активного использования информационных и коммуникационных технологий. Информатизация образования рассматривается как одно из основных направлений государственной образовательной политики [1].
Отличительной чертой нового образования становятся виртуальные и «средовые» методы обучения, опирающиеся на мобильные устройства и сервисы Интернет. Образовательный процесс виртуально выходит за рамки школы, осуществляется уже в информационно-технологической сетевой инфраструктуре, в которой интегрируются традиционные и инновационные технологии обучения. Однако образование едва успевает перестраиваться и идти в ногу с современными трендами общества. Углубляется и актуализируется противоречие между необходимостью совершенствовать подготовку будущих педагогов к профессиональной деятельности в ИКТ- насыщенных образовательных средах, менять формы и методы классно-урочной модели обучения школьников и отсутствием эффективных технологий, обеспечивающих малозатратный, массовый и непрерывный учебный процесс, адекватный настоящим вызовам времени [8].
Динамизм ИКТ заставляет постоянно пересматривать концепцию и содержание курсов информатики, как в школе, так и в вузе. Классно-урочная система не готова изучать и использовать сетевые технологии, электронные и дистанционные образовательные технологии в реальной жизненной практике. В этой связи обучение информатике целесообразно осуществлять в корпоративной, практико-ориентированной и исследовательской среде, в частности в образовательных кластерах [19].
Проект «Метакласс» ставит своей целью объединить усилия учителей школ и педагогов высшего образования, школьников и студентов вуза в поиске новых моделей школьного и высшего педагогического образования в интегрированном сетевом информационном образовательном пространстве для достижения каждой групп участников личностно-значимых образовательных и профессиональных результатов [7].
Алгоритмизация различных процессов — один из важнейших инструментов информатики, ее фундаментальные основы, позволяющие передать компьютеру решение сложнейших интеллектуальных задач самого разного содержания. Одним из фундаментальных принципов работы информатики является принцип программного управления компьютера. Понять его невозможно, не зная, что такое программа для ЭВМ. Понимание фундаментальных идей алгоритмизации в контексте автоматизации процессов решения разнообразных задач — одна из важных задач общеобразовательного курса информатики.
Любой школьный предмет наряду с образовательной, развивающей, воспитательной функцией должен выполнять и профориентационную функцию. Программирование является важнейшей профессиональной областью деятельности, весьма значимой, современной, престижной.
В курсе старшей школы программирование является довольно сложным разделом информатики, и, разумеется, перед каждым учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективность усвоения материала. Успешность обучения всецело зависит от мотивации школьника, от наличия стремления получения знаний. При организации поисковой, исследовательской деятельности при решении проблем происходит развитие умения формулировать и проверять гипотезы, углубляются представления о возможностях компьютера в автоматизированной обработке и хранении информации. Также актуализируется значимость человеческого интеллекта: программа настолько хороша, насколько умён её создатель. Проектная деятельность в совокупности с обучением в образовательном кластере поможет не только повысить мотивацию, развить творческие потенциалы учеников, но и обеспечить более сильное, разностороннее усвоение материала.
Систематическое и целенаправленное использование проектной деятельности в среде образовательного кластера в процессе обучения школьников программированию повышает уровень эффективности обучения, способствует развитию и поддержанию интереса к разделу, а также развитию различных форм мыслительной деятельности.
Таким образом, объектом нашего исследования является процесс обучения программированию в общеобразовательной школе.
Предмет исследования — проектная деятельность учащихся старшей школы в среде образовательного кластера как средство обучения программированию.
Целью работы является разработка комплекса проектных заданий для обучения программированию на основе коллективно-распределенной проектной деятельности в условиях образовательного кластера.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования с целью выявления особенностей образовательной технологической платформы “Мега-класс”.
2. Изучить сущность и особенности проектной деятельности в обучении информатике в школе.
3. Выделить организационно-методические условия организации проектной деятельности при обучении программированию в условиях образовательной технологической платформы “Мега-класс”.
4. Разработать комплекс проектных заданий по программированию разных уровней и типов, адаптированных для использования в условиях образовательной технологической платформы “Мега-класс”.
5. Разработать методические рекомендации для использования проектной деятельности в обучении программированию в условиях образовательной технологической платформы “Мега-класс”.
Базой эксперимента являются участники образовательной технологической платформы “Мега-класс” - инженерно-технологический кластер (10-е классы), в составе: МАОУ Гимназия № 9 (г. Красноярск), Школа- лицей “Туран” (г. Алматы), Лицей №1 (г. Ачинск), Лицей 28 (г. Красноярск), МАОУ “Школа №3” (г. Ачинск), КГПУ им. В.П. Астафьева (г. Красноярск). По промежуточным результатам исследования опубликованы тезисы на конференции (Молодежь и наука 21 века, Красноярск, 19-20 мая 2015г.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Отличительной чертой нового образования становятся виртуальные и «средовые» методы обучения, опирающиеся на мобильные устройства и сервисы Интернет. Образовательный процесс виртуально выходит за рамки школы, осуществляется уже в информационно-технологической сетевой инфраструктуре, в которой интегрируются традиционные и инновационные технологии обучения. Однако образование едва успевает перестраиваться и идти в ногу с современными трендами общества. Углубляется и актуализируется противоречие между необходимостью совершенствовать подготовку будущих педагогов к профессиональной деятельности в ИКТ- насыщенных образовательных средах, менять формы и методы классно-урочной модели обучения школьников и отсутствием эффективных технологий, обеспечивающих малозатратный, массовый и непрерывный учебный процесс, адекватный настоящим вызовам времени [8].
Динамизм ИКТ заставляет постоянно пересматривать концепцию и содержание курсов информатики, как в школе, так и в вузе. Классно-урочная система не готова изучать и использовать сетевые технологии, электронные и дистанционные образовательные технологии в реальной жизненной практике. В этой связи обучение информатике целесообразно осуществлять в корпоративной, практико-ориентированной и исследовательской среде, в частности в образовательных кластерах [19].
Проект «Метакласс» ставит своей целью объединить усилия учителей школ и педагогов высшего образования, школьников и студентов вуза в поиске новых моделей школьного и высшего педагогического образования в интегрированном сетевом информационном образовательном пространстве для достижения каждой групп участников личностно-значимых образовательных и профессиональных результатов [7].
Алгоритмизация различных процессов — один из важнейших инструментов информатики, ее фундаментальные основы, позволяющие передать компьютеру решение сложнейших интеллектуальных задач самого разного содержания. Одним из фундаментальных принципов работы информатики является принцип программного управления компьютера. Понять его невозможно, не зная, что такое программа для ЭВМ. Понимание фундаментальных идей алгоритмизации в контексте автоматизации процессов решения разнообразных задач — одна из важных задач общеобразовательного курса информатики.
Любой школьный предмет наряду с образовательной, развивающей, воспитательной функцией должен выполнять и профориентационную функцию. Программирование является важнейшей профессиональной областью деятельности, весьма значимой, современной, престижной.
В курсе старшей школы программирование является довольно сложным разделом информатики, и, разумеется, перед каждым учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективность усвоения материала. Успешность обучения всецело зависит от мотивации школьника, от наличия стремления получения знаний. При организации поисковой, исследовательской деятельности при решении проблем происходит развитие умения формулировать и проверять гипотезы, углубляются представления о возможностях компьютера в автоматизированной обработке и хранении информации. Также актуализируется значимость человеческого интеллекта: программа настолько хороша, насколько умён её создатель. Проектная деятельность в совокупности с обучением в образовательном кластере поможет не только повысить мотивацию, развить творческие потенциалы учеников, но и обеспечить более сильное, разностороннее усвоение материала.
Систематическое и целенаправленное использование проектной деятельности в среде образовательного кластера в процессе обучения школьников программированию повышает уровень эффективности обучения, способствует развитию и поддержанию интереса к разделу, а также развитию различных форм мыслительной деятельности.
Таким образом, объектом нашего исследования является процесс обучения программированию в общеобразовательной школе.
Предмет исследования — проектная деятельность учащихся старшей школы в среде образовательного кластера как средство обучения программированию.
Целью работы является разработка комплекса проектных заданий для обучения программированию на основе коллективно-распределенной проектной деятельности в условиях образовательного кластера.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования с целью выявления особенностей образовательной технологической платформы “Мега-класс”.
2. Изучить сущность и особенности проектной деятельности в обучении информатике в школе.
3. Выделить организационно-методические условия организации проектной деятельности при обучении программированию в условиях образовательной технологической платформы “Мега-класс”.
4. Разработать комплекс проектных заданий по программированию разных уровней и типов, адаптированных для использования в условиях образовательной технологической платформы “Мега-класс”.
5. Разработать методические рекомендации для использования проектной деятельности в обучении программированию в условиях образовательной технологической платформы “Мега-класс”.
Базой эксперимента являются участники образовательной технологической платформы “Мега-класс” - инженерно-технологический кластер (10-е классы), в составе: МАОУ Гимназия № 9 (г. Красноярск), Школа- лицей “Туран” (г. Алматы), Лицей №1 (г. Ачинск), Лицей 28 (г. Красноярск), МАОУ “Школа №3” (г. Ачинск), КГПУ им. В.П. Астафьева (г. Красноярск). По промежуточным результатам исследования опубликованы тезисы на конференции (Молодежь и наука 21 века, Красноярск, 19-20 мая 2015г.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что использование метода проектов в условиях образовательного кластера позволяет:
• сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным, повысить интерес за счет креативного модуля, содержащего живые задачи и новизны такой формы работы для учащихся;
• индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разно уровневых заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации [11];
• эффективно решать проблему профориентированности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
• содействовать формированию базового интегрированного предметного тезауруса за счет образовательного модуля, содержащего интеллектуальные обучающие комплексы и ЦОР для самообразовательной деятельности обучающихся;
• способствовать развитию исследовательского и проектного стиля мышления за счет исследовательского модуля, содержащего необходимые источники и материалы, включая виртуальные среды и лаборатории, для проведения исследований школьниками, студентами и учеными в рамках вертикальных кластерных мега-групп [7].
В данном исследовании мы раскрыли сущность образовательного кластера на основе технологии платформы «Мега-класс», выделила особенности использования проектной деятельности в среде образовательного кластера на уроках информатики, разработала комплекс проектных заданий и дала методические рекомендации для сопровождения проектов по программированию. Таким образом, все задачи исследования выполнены, цель достигнута. В дальнейшем планируется провести как можно больше уроков и вывести статистику результатов обучения.
• сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным, повысить интерес за счет креативного модуля, содержащего живые задачи и новизны такой формы работы для учащихся;
• индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разно уровневых заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации [11];
• эффективно решать проблему профориентированности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
• содействовать формированию базового интегрированного предметного тезауруса за счет образовательного модуля, содержащего интеллектуальные обучающие комплексы и ЦОР для самообразовательной деятельности обучающихся;
• способствовать развитию исследовательского и проектного стиля мышления за счет исследовательского модуля, содержащего необходимые источники и материалы, включая виртуальные среды и лаборатории, для проведения исследований школьниками, студентами и учеными в рамках вертикальных кластерных мега-групп [7].
В данном исследовании мы раскрыли сущность образовательного кластера на основе технологии платформы «Мега-класс», выделила особенности использования проектной деятельности в среде образовательного кластера на уроках информатики, разработала комплекс проектных заданий и дала методические рекомендации для сопровождения проектов по программированию. Таким образом, все задачи исследования выполнены, цель достигнута. В дальнейшем планируется провести как можно больше уроков и вывести статистику результатов обучения.



