Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Работа №166682

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ 5
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста в неполных семьях 10
1.3. Родительское отношение к детям дошкольного возраста в
неполных семьях 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-
РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Анализ результатов 33
2.3. Педагогические условия развития детско-родительских отношений в неполных семьях 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Семья - главный фактор формирования личности ребенка. В современном обществе семья является нестабильным институтом. Очень много детей воспитывается в неполных семьях.
Согласно статистике Красноярского края в период с января по декабрь 2017 года число разводов возросло по сравнению с 2016 годом. Если в 2016 году людей, заключивших брак, было 20856, то в 2017 году - 22795. Разводов же в 2016 году было 13890, а в 2017 году - 13925, т.е. и количество детей, которое теперь воспитываются в неполных семьях, значительно изменилось [16].
По данным статистики, число неполных семей выросло до 30%, всего их 6,2 миллиона. В стране 5,6 миллиона матерей одиночек и 634,5 тысячи отцов-одиночек - сказал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов на Пятом съезде детских омбудсменов. При этом он отметил, что около 9,5 тысяч одиноких родителей самостоятельно воспитывают пять и более детей [3].
Проблема исследования - возрастает количество разводов и беззащитность детей в ситуациях распада семьи. В неполных семьях существуют особенности воспитания и развития, которые могут привести к негативным последствиям в развитии ребенка.
Цель исследования - выделить педагогические условия развития детско-родительских отношений в неполных семьях.
Задачи:
- проанализировать литературу по проблеме детско-родительских отношений в дошкольном возрасте;
- эмпирически изучить проблемы детско-родительских отношений в неполной семье;
- разработать и реализовать программу по развитию детско- родительских отношений в неполной семье через совокупность педагогических условий;
- оценить эффективность педагогической работы по развитию детско- родительских отношений в неполных семьях.
Объект исследования - детско-родительские отношения в неполных семьях.
Предмет - педагогические условия развития детско-родительских отношений в неполных семьях в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза. Предполагается, что организация работы в дошкольном образовательном учреждении с родителями и детьми из неполных семей через ряд педагогических условий будет способствовать развитию детско- родительских отношений.
Методы:
организационные (комплексный);
эмпирические (психодиагностические методы, экспериментальные методы);
методы обработки данных (количественный, качественный);
интерпретационные.
Методики:
1) Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана;
2) Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Детство - это самостоятельный, важный, незаменимый период в жизни человека. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их через игру, общение с взрослыми и сверстниками. Авторитетом в этом возрасте для ребенка являются родители. Именно от них ребенок получает всю необходимую ему информацию и копирует поведение.
Родительское отношение формируется на протяжении всей жизни. Оно оказывает огромное влияние на становление и развитие личности ребенка. Но детско-родительские отношения в полных и неполных семьях отличаются в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.
Неполная семья - это семья с одним родителем и одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Существуют следующие разновидности неполной семьи: осиротевшая (смерть одного из родителей), внебрачная (рождение ребенка произошло без вступления в брачные отношения), разведенная (развод родителей), распавшаяся (родители не разводятся, но по каким-то причинам не живут вместе). Так же выделяют материнские или отцовские неполные семьи, в зависимости от того, кто из родителей воспитывает ребенка.
Нами были рассмотрены следующие методики, позволяющие исследовать детско-родительские отношения: «Кинетический рисунок семьи» (КРС) и «Методика диагностики родительского отношения» (ОРО).
С помощью этих методик мы выявили, что конфликтность и тревожность у детей из неполных семей во взаимоотношениях с родителями встречаются очень часто. Так же родители стараются оградить детей от всевозможных трудностей, тем самым ограничивают их самостоятельность, они стараются компенсировать недостаток родительской любви и хотят дать и позволить ребенку намного больше, чем позволяют родители детям в полных семьях. Вследствие этого в неполных семьях преобладает такой тип родительского отношения, как симбиоз.
В ходе решения поставленных задач нами была разработана программа «Вместе в сказку» в результате, которой мы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что организация работы в дошкольном образовательном учреждении с родителями и детьми из неполных семей через ряд педагогических условий будет способствовать развитию детско- родительских отношений. Так по окончании этой программы большинство родителей перешли с симбиотических отношений с детьми к кооперации, теперь они дают ребенку больше самостоятельности, доверяют им и поощряют инициативность детей.



1. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребенка // Вестник ОГУ. 2014. №7. С. 185-190
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2 изд. СПб: Питер, 2004. 224 с.
3. Астахов: число неполных семей в РФ за последние годы возросло до 30% // Риа Новости. URL: https://ria.ru/society/20120426/635705515.html(дата обращения: 27.09.2016).
4. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20 - 21.
5. Булыгина Т.Б. Психологические условия оптимизации детско- родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №31. С. 18-23.
6. Возрастные особенности детей дошкольного возраста // МБ ДОУ ЦРР
- Детский сад №12 "Орленок" URL:
http://dou12orlenok.ru/index.php/vozrastnye-osobennosti-detej-doshkolnogo- vozrasta(дата обращения: 6.10.2016).
7. Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста // URL: http://ru.calameo.com/books/003177978f8f8be75bca0(дата обращения: 6.10.2017).
8. Волкова Л.М., Бурдыко Н.П. Проблемы неполных семей. Минск: Красико-Принт, 2011.
9. Воспитание детей в полной и неполной семье / Под. ред. Н.М. Ершовой. - М.: Прогресс, 2012. - 204 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 2012. 224 с.
11. Вяткина Л.Б. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной/полной семье // Фундаментальные исследования. 2013. №10-2. С. 442-445.
12. Вяткина Л.Б., Токарева В.О. Особенности развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от конфигурации семьи // Фундаментальные исследования. 2012. №11-5. С. 1126-1129.
13. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека // Детский сад: теория и практика. 2011. №1.
14. Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2016.
15. Голубева Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. 2009. №6. С. 25-34.
16. Демография // Красноярскстас URL:
http://web.krasstat.gks.rU/doklad/12/06/dok.htm#02-3.1 (дата обращения:
27.09.2016).
17. Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. - 212с
18. Захарова Н. В., Першина Т. В. Снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой коррекции // Научно - методический электронный журнал "Концепт". 2015. №13. С. 1771-1775. URL:http://e-koncept.ru/2015/85355.htm(дата обращения: 29.11. 2017).
19. Комарова О.Н. Влияние особенностей семейного воспитания на личностное развитие ребенка // Цитисэ. 2016. №4. С. 17.
20. Корчагина И. Как воспитать ребенка без мужа. Ростов на Дону: Феникс, 2012.
21. Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград: 2002.
22. Кочеткова Н.А., Желтикова И.А., Тверетина М.А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей // Учитель. 2014. С. 224.
23. Краснов А.В. Характеристики познавательной сферы старшего дошкольника в полных и неполных семьях // Фундаментальные исследования. 2013. №8-5. С. 1227-1232.
24. Лесгафт П.Ф. Воспитание ребенка. СПб: Северо-Запад, 2012.
25. Максимова Н.Л. Особенности родительского отношения, в семьях с единственным ребенком // В мире научных открытий. 2009. №3-1. С. 130¬132.
26. Малявко Н. Л. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка-дошкольника // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №30. С. 36-40.
27. Молчанова Е.В. Психологические аспекты детско-родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2014.
28. Морозов П.С., Василенко В.Е. Социальная компетентность и детско-родительские отношения в старшем дошкольном возрасте // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2013. №1. С. 166 - 171.
29. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. Москва: Институт Психотерапии, 2003.
30. Орлов О.Б. «Если... не будете как дети...» Гуманистическая психология детства и образовательная перспектива для третьего тысячелетия // Мир образования. 1996. №4. С. 2.
31. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста // МБДОУ "Детский сад №56 Гусельки"URL: http://guselki.68edu.rU/svedeniya/metodika/metodbox/20/218-psih-3-4.html(дата обращения: 27.09.2016).
32. Подольская А.Я. Я не понимаю своего ребенка. Книга для родителей о детях от 0 до 6 лет . М.: Эскимо, 2012.
33. Радецкая К. В. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье // Молодой ученый. 2013. №6. С. 721-724.
34. Родионов, А. Н., Радионова В.О. Детско-родительские отношения в семьях с различными типами воспитания // Вопросы воспитания. 2015. №2. С. 81-86.
35. Самое важное о возрастных особенностях детей // С заботой о детях URL: http://szabotoi.ru/detskaya-psihologiya/vozrastnye-osobennosti-detey#num- 7 (дата обращения 18.10.2016).
36. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Закономерности психического развития детей от рождения до 9 лет. Директ-Медиа, 2014.
37. Сорокоумова С.Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-родительском взаимодействии // Психология образования: профессионализм и культура. Докл. регион, научно -практ. конференции. — Н.Новгород, НИРО, 2005. С. 71-80.22.
38. Сухопарова А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье // Мир науки, культуры, образования. 2013. №3. С. 215-217.
39. Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. - Пенза - Витебск - Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 210 с.
40. Тимофеева С. В., Нецветайлова Е.Н. Психологические аспекты детско-родительских отношений в семьях дошкольников // Наука и образование: новое время. 2016. №5. С. 860-870.
41. Тищенко Н.Д. Семейное воспитание как естественная и социальная адаптация человека // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2011. №2. С. 110-126.
42. Фельдштейн, Д. И. Мир Детства в современном мире. М: Московский психолого-социальный ун-т, 2013. 336 с.
43. Фомина Л.К. Понятия и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. 2014. №2. С. 704-707.
44. Хижняков С.С. Педагогика семьи в России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2011. №5. С. 53-64.
45. Щербакова Н. Е. Экспериментальное исследование материнско- сыновних отношений в полных и неполных семьях // Молодой ученый. 2013. №2.С. 317-321.
46. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. - М.: «Фолиум», 1996. 48 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ