ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов 8
1.1. Теоретические основы метапредметных результатов освоения средней
общей образовательной программы 8
1.2. Элементы метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов на
уроках математики 13
1.3. Дидактические требования к формированию метапредметных
результатов обучающихся 10-11 классов на уроках математики 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов 24
2.1. Цели и содержание обучения математике, направленные на формирование метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов 24
Задание 4. Работа в парах, заполни пропуски 30
2.2. Формы, методы, средства, применяемые на уроках математики для формирования метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов 35
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена анализу метапредметных результатов обучения учащихся 10-11 классов на примере уроков математики.
Актуальность исследования. В настоящее время образовательной системой уделяется значительное внимание развитию универсальных учебных действий и компетенций, что обусловлено потребностями современного общества в формировании гибких и адаптивных способностей личности. Современный уровень развития общества ставит перед общим образованием задачи формирования личности, способной к самоопределению и самореализации, готовой к непрерывному образованию. Поэтому школьное математическое образование в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [1], и образовательными программами основного и среднего общего образования (ПООП ООО [38] И СОО [39]), должно быть ориентировано на личностное развитие учащихся и достижение образовательных результатов, необходимых для его личностного и профессионального самоопределения, готовности к продолжению образования, в частности математического.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет критерии для результатов, достигаемых учащимися в процессе освоения основной образовательной программы. Рассматриваемые далее критерии содержат личностные аспекты, такие как готовность и способность учащихся к саморазвитию и самоопределению, развитие мотивации к учёбе и целеустремлённой познавательной деятельности, формирование значимых социальных и межличностных связей, умение ставить жизненные цели, наличие ценностных ориентаций, отражающих личные и гражданские взгляды в деятельности, социальные компетенции и планировать своё будущее, а также способность осознавать свою российскую идентичность в многонациональном обществе.
Рассматриваемые требования актуальны в свете стремления образования отвечать на вызовы технологического и социального прогресса, именно поэтому разработка эффективных подходов к обучению, способных формировать и развивать метапредметные результаты, становится крайне важной. В этой связи все большее значение приобретает умение учащихся объединять знания и навыки из различных предметных областей, что должно способствовать пониманию учебного материала, развитию критического мышления и способности к решению сложных междисциплинарных задач. Все это подводит к созданию адаптированных учебных программ и комплексов упражнений, ориентированных на активизацию и поддержку метапредметных умений на уроках математики.
Проблема исследования заключается в разработке методики обучения математике обучающихся 10-11 классов, ориентированной на формирование их метапредметных результатов.
Цель исследования - разработать методику формирования метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов на уроках математики.
Объект исследования - процесс обучения математике обучающихся 10-11 классов.
Предмет исследования - формирование метапредметных результатов на уроках математики обучающихся 10-11 классов.
Гипотеза исследования - применение методики обучения на уроках математики в 10-11 классах, ориентированной на формирование метапредметных результатов, повышает уровень усвоения учебного материала учащимися, способствует развитию их критического мышления и умения решать поставленные задачи.
Для достижения цели исследования в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Раскрыть понятие метапредметных результатов, основываясь на теоретическом анализе психолого-педагогической и методической литературы, раскрыть их структуру.
2. Выделить дидактические требования формирования метапредметных результатов обучающихся на уроках математики 10-11 классов.
3. Разработать комплекс заданий по математике, способствующих формированию метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов.
4. Разработать методику, направленную на формирование метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов и апробировать её эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Теоретическая основа исследования:
- принципы и методология системно-деятельностного подхода в обучении (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.В. Краевский, Д.А. Леонтьев, О.С. Тоистева, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин и др.);
- идеи и методы метапредметного подхода применительно к системе школьного образования (А.Г. Асмолов, К.Э. Безукладников, С.В. Галян, Ю.Н. Громыко, Н.В. Громыко, М.Д. Даммер, О.Б. Даутова).
Методы исследования:
-теоретические: анализ отечественной литературы по психологии,
педагогике и методике преподавания математики, особенно в контексте формирования метапредметных результатов; анализ и обобщение отечественного и опыта по в области развития метапредметных умений в образовательном процессе; теоретическое обобщение информации и фактов, полученных из анализа учебных программ и методик.
-эмпирические: тестирование учащихся для оценки их уровня метапредметных компетенций до и после внедрения разработанных методик; наблюдение за образовательным процессом и анализ образовательных результатов для оценки эффективности использованных подходов; проведение экспериментального обучения для проверки гипотезы о влиянии новых методик на обучение и развитие учащихся.
Научная новизна исследования - исследование вносит вклад в разработку и апробацию методик обучения математике, ориентированных на формирование метапредметных результатов у учащихся старших классов.
Теоретическая значимость - исследование способствует углублению теоретических знаний о методиках обучения математике, которые включают формирование метапредметных результатов.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы школами для оптимизации учебных планов и программ по математике, с целью более эффективного включения метапредметных компетенций в образовательный процесс. Разработка и апробация новых подходов к обучению также могут быть полезны при подготовке методических материалов для учителей и методистов.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во Введении обосновываются актуальность и выбор темы исследования, определены его цель, объект и предмет, изложены исследовательские задачи, дана характеристика методологических основ, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методы исследования, приведены сведения об апробации, представлена структура работы.
В первой главе на основе анализа научной литературы дается определение понятий "метапредметные результаты", "интегрированное обучение". Рассматривается потенциал интеграции учебных предметов для формирования универсальных учебных действий, уточняются образовательные результаты, оптимально достигаемые в области математики, рассматриваются особенности методик, способствующих развитию критического мышления.
Во второй главе рассматриваются особенности обучения математике, описываются целевые, содержательные и организационно-технологические особенности использования разработанных методик. Проводится опытное обучение, в ходе которого реализуются разработанные методики, и дается качественная и количественная характеристика полученных результатов, включая анализ успеваемости учащихся.
В Заключении подводятся итоги исследования, намечаются сферы практического применения полученных данных, формулируются основные выводы, определяются перспективы дальнейших научных изысканий в данной области.
Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме, связанной с анализом метапредметных результатов обучения учащихся 10-11 классов на уроках математики.
В результате проведенного теоретического и практического исследования, основанного на достижениях современной педагогической науки и методики, доказано, что разработанная методика способствует улучшению усвоения математического материала, развивает критическое мышление и умение решать комплексные задачи.
В ходе исследования были уточнены понятия метапредметных результатов, которые следует рассматривать как интегрированные учебные достижения, способствующие повышению качества образования через межпредметные связи и прикладную направленность заданий.
Установлено, что эффективное обучение математике основано на следующих специфических положениях: системно-деятельностный подход, применение информационных технологий, дифференциация и индивидуализация учебного процесса, активное использование групповых и практических форм работы.
Одним из условий успешной реализации внедряемой методики следует считать комплексный подход к обучению, который включает не только передачу знаний, но и развитие умений анализировать, синтезировать и применять приобретенные знания в новых условиях.
Разработанная методика представляет собой систему упражнений и заданий, которые обеспечивают активное взаимодействие учащихся и применение теоретических знаний на практике.
В целях проверки эффективности разработанной методики проведено опытное обучение, в результате которого выявлено значительное улучшение понимания математического материала учащимися экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, что подтверждает эффективность применяемых подходов.
На основании вышеизложенного можно судить об эффективности предложенной методики и её вкладе в повышение качества математического образования. Перспективность настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития методических подходов в образовательной практике.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2023. - 48 с.
2. Алексеева Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике //Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №. 66-2. - С. 10-15.
3. Ансимова Н. П., Беляева О. А. Метапредметные образовательные результаты школьников как основа формирования универсальных компетенций студентов //Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №. 5. - С. 57-70.
4. Багачук А. В., Фоменко Е. В., Кизелевич И. Е. Интегрированные уроки как средство формирования метапредметных результатов обучения в процессе математической подготовки учащихся //Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №. 1-1. - С. 1006-1006.
5. Басюк В. С. Личностные результаты освоения основных образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС общего образования //Развитие личности. - 2017. - №. 3. - С. 29-43.
6. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии //М.: Бином. Лаборатория знаний. - 2013. - Т. 201.
7. Ботвинева, Н. Ю. Формирование метапредметных компетенций посредством проведения интегрированных уроков информатики в 10-11 классах / Н. Ю. Ботвинева, А. С. Шапочкина // Современный взгляд на науку и образование: Сборник научных статей / Научный редактор А.Х. Цечоева. Том Часть XI. - Москва: Издательство "Перо", 2022. - С. 30-33.
8. Булатова Л. М., Солощенко М. Ю. Использование проблемного метода обучения в преподавании математики // Научно-издательский центр «Империя». - 2017. - С. 153.
9. Верёвкина Л. Е. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики с помощью игровых технологий //Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - №. 16. - С. 59-63.
10. Файзулина, К. А. Формирование коммуникативных УУД Посредством использования дидактических игр на уроках математики / К. А. Гайзулина // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее: Материалы Международной научно-практической конференции, Омск, 12 апреля 2015 года / Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). - Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)", 2015. - С. 400-402.
11. Горев П. М., Ошергина Н. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся средней школы в области математических знаний //Концепт. - 2015. - №. 10. - С. 36-40.
12. Гормакова В. В. К вопросу о дифференциации понятий
«метапредметные умения» и «универсальные учебные действия» // Сибирский педагогический журнал. 2018. No 6. С. 18—23.
13. Горшков О. А., Дорофеев А. В. Реализация метапредметного подхода на уроках математики в основной школе //Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2021. - №. 4 (61). - С. 180-184.
14. Григорьев, С. Г. Уроки математики в "умной аудитории" / С. Г. Григорьев, Л. О. Денищева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2014. - № 3. - С. 51-58.
15. Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании: как
сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие, реализуя новые образовательные стандарты // НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Вестник 2010-2011.
16. Даммер М. Д. Метапредметное содержание учебного предмета //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - Т. 6. - №. 1. - С. 46-52.
17. Донина, И. А. Образовательные результаты школьников: подходы, инструментарий, оценка / И. А. Донина, Ю. А. Лях // Педагогический вестник. - 2018. - № 2. - С. 28-31.
18. Дударева Н. В., Утюмова Е. А. Модель формирования функционально-математической грамотности в процессе обучения математике //педагогическое образование в России. - 2021. - №. 4. - С. 14-25.
19. Жукова Н. Д. Применение технологии проблемного обучения на уроках математики //Вестник науки и образования. - 2019. - №. 11-2 (65). - С. 87-90.
20. Карачевцева, И. Б. Применение методов "мозговой штурм" и "обратный мозговой штурм" на уроках математики / И. Б. Карачевцева, И. Н. Бурилич // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: Сборник трудов конференции Двадцать первой Международной научно-практической конференции, Белгород, 17 июня 2019 года. - Белгород: ООО ГиК, 2019. - С. 140-143.
21. Кочетова, Е. В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий (УУД ) младших школьников на уроках математики / Е. В. Кочетова, Е. С. Кузнецова, И. Р. Михайлова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 291.
22. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. №2. С. 3-10.
23. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №. 2. - С. 3-6.
24. Кучина Е. Н. Оценка как педагогическое понятие //Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - №. 1 (31). - С. 144-152.
25. Лыхина, И. А. Психолого-педагогические особенности
использования кейс-метода на уроках математики в основной школе / И. А. Лыхина // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Красноярск, 19 мая 2017 года / Под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2017. - С. 990-991.
26. Магданова И. В., Магданова М. П. Логический компонент предметных и метапредметных результатов общего образования (на основе опыта Пермского края) //Вестник Вятского государственного университета. - 2020. - №. 2. - С. 98-106.
27. Новикова, М. Н. Формирование метапредметных умений учащихся 10-11 классов на уроках математики на примере темы "Простые и сложные проценты" / М. Н. Новикова // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты : Материалы III Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 02-03 ноября 2015 года. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. - С. 158-165.
28. Паршакова, Е. С. Ситуационные задачи на уроках математики в 5-6¬х классах / Е. С. Паршакова // Актуальные проблемы внедрения ФГОС при обучении математике в основной школе : Материалы региональной научно-практической конференции, Пермь, 01 ноября 2018 года / Под редакцией И.Н. Власовой. - Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2019. - С. 67-70.
29. Садатова Ф. У., Турсунова О. О. Методика технологии проблемного обучения на уроках математики //Евразийский научный журнал. - 2018. - №. 9. - С. 83-87.
30. Сурина Я. Ю., Михайлов П. Н. Понятие термина «групповая работа» на уроках математики // StudNet. - 2021. - Т. 4. - №. 6. - С. 836-841.
31. Тестов В. А. О некоторых видах метапредметных результатов обучения математике //Образование и наука. - 2016. - №. 1 (130). - С. 4-20.
32. Тумашева О. В., Абрамова Е. В. Учебная деловая игра в процессе обучения математике //Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - №. 2 (190). - С. 62-66.
33. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосооб- разности // Вестник Института образова- ния человека. 2012. No 1. Ст. 15.
34. Шкерина Л. В., Константинова А. С., Курсиш И. Ф. Формирование метапредметных умений школьников в условиях проектного обучения математике //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. - 2016. - №. 1 (35). - С. 39-42.
35. Шутова, Н. А. Групповая работа на уроках математики / Н. А. Шутова // Подготовка учителя на физико-математическом факультете МГОГИ: традиции и перспективы (к 70-летию со дня рождения
Владимира Николаевича Гусева), Орехово-Зуево, 24 марта 2014 года / Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования Московской области. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной
гуманитарный институт». Кафедра математики и физики. - Орехово- Зуево: Московский государственный областной гуманитарный
институт, 2014. - С. 96-99.
36. Яковлева Е. В. Модель мониторинга метапредметных результатов обучающихся основной школы в процессе обучения математике //Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. - 2018. - С. 357-365.
37. Яруллина, А. А. Формирование метапредметных образовательных
результатов учащихся в условиях реализации ФГОС / А. А. Яруллина // Материалы Всероссийского конкурса студенческих научно-исследовательских работ "Студент-Исследователь" : Материалы Всероссийского ежегодного конкурса, Казань, 12 марта 2021 года. - Казань: Поволжская государственная академия физической
культуры, спорта и туризма, 2021. - С. 422-424.
38. Примерная основная образовательная программа основного общего образования в области «Математика и информатика» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. No 1/15). - [Электронный ресурс] / URL: https://mosmetod.ru(Дата обращения 27.05.2024).
39. Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. No 2/16-з) - [Электронный ресурс] / URL:
https://mosmetod.ru(Дата обращения 27.05.2024).
40. Федеральная рабочая программа среднего общего образования математика (базовый уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций) Москва - 2023 https://edsoo.ru/wp-
content/uploads/2023/08/19_ФРП-Математика-10-11 -классы_база. pdf