ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов 8
1.1. Теоретические основы метапредметных результатов освоения средней
общей образовательной программы 8
1.2. Элементы метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов на
уроках математики 13
1.3. Дидактические требования к формированию метапредметных
результатов обучающихся 10-11 классов на уроках математики 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов 24
2.1. Цели и содержание обучения математике, направленные на формирование метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов 24
Задание 4. Работа в парах, заполни пропуски 30
2.2. Формы, методы, средства, применяемые на уроках математики для формирования метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов 35
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов 8
1.1. Теоретические основы метапредметных результатов освоения средней
общей образовательной программы 8
1.2. Элементы метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов на
уроках математики 13
1.3. Дидактические требования к формированию метапредметных
результатов обучающихся 10-11 классов на уроках математики 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов 24
2.1. Цели и содержание обучения математике, направленные на формирование метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов 24
Задание 4. Работа в парах, заполни пропуски 30
2.2. Формы, методы, средства, применяемые на уроках математики для формирования метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов 35
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена анализу метапредметных результатов обучения учащихся 10-11 классов на примере уроков математики.
Актуальность исследования. В настоящее время образовательной системой уделяется значительное внимание развитию универсальных учебных действий и компетенций, что обусловлено потребностями современного общества в формировании гибких и адаптивных способностей личности. Современный уровень развития общества ставит перед общим образованием задачи формирования личности, способной к самоопределению и самореализации, готовой к непрерывному образованию. Поэтому школьное математическое образование в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [1], и образовательными программами основного и среднего общего образования (ПООП ООО [38] И СОО [39]), должно быть ориентировано на личностное развитие учащихся и достижение образовательных результатов, необходимых для его личностного и профессионального самоопределения, готовности к продолжению образования, в частности математического.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет критерии для результатов, достигаемых учащимися в процессе освоения основной образовательной программы. Рассматриваемые далее критерии содержат личностные аспекты, такие как готовность и способность учащихся к саморазвитию и самоопределению, развитие мотивации к учёбе и целеустремлённой познавательной деятельности, формирование значимых социальных и межличностных связей, умение ставить жизненные цели, наличие ценностных ориентаций, отражающих личные и гражданские взгляды в деятельности, социальные компетенции и планировать своё будущее, а также способность осознавать свою российскую идентичность в многонациональном обществе.
Рассматриваемые требования актуальны в свете стремления образования отвечать на вызовы технологического и социального прогресса, именно поэтому разработка эффективных подходов к обучению, способных формировать и развивать метапредметные результаты, становится крайне важной. В этой связи все большее значение приобретает умение учащихся объединять знания и навыки из различных предметных областей, что должно способствовать пониманию учебного материала, развитию критического мышления и способности к решению сложных междисциплинарных задач. Все это подводит к созданию адаптированных учебных программ и комплексов упражнений, ориентированных на активизацию и поддержку метапредметных умений на уроках математики.
Проблема исследования заключается в разработке методики обучения математике обучающихся 10-11 классов, ориентированной на формирование их метапредметных результатов.
Цель исследования - разработать методику формирования метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов на уроках математики.
Объект исследования - процесс обучения математике обучающихся 10-11 классов.
Предмет исследования - формирование метапредметных результатов на уроках математики обучающихся 10-11 классов.
Гипотеза исследования - применение методики обучения на уроках математики в 10-11 классах, ориентированной на формирование метапредметных результатов, повышает уровень усвоения учебного материала учащимися, способствует развитию их критического мышления и умения решать поставленные задачи.
Для достижения цели исследования в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Раскрыть понятие метапредметных результатов, основываясь на теоретическом анализе психолого-педагогической и методической литературы, раскрыть их структуру.
2. Выделить дидактические требования формирования метапредметных результатов обучающихся на уроках математики 10-11 классов.
3. Разработать комплекс заданий по математике, способствующих формированию метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов.
4. Разработать методику, направленную на формирование метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов и апробировать её эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Теоретическая основа исследования:
- принципы и методология системно-деятельностного подхода в обучении (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.В. Краевский, Д.А. Леонтьев, О.С. Тоистева, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин и др.);
- идеи и методы метапредметного подхода применительно к системе школьного образования (А.Г. Асмолов, К.Э. Безукладников, С.В. Галян, Ю.Н. Громыко, Н.В. Громыко, М.Д. Даммер, О.Б. Даутова).
Методы исследования:
-теоретические: анализ отечественной литературы по психологии,
педагогике и методике преподавания математики, особенно в контексте формирования метапредметных результатов; анализ и обобщение отечественного и опыта по в области развития метапредметных умений в образовательном процессе; теоретическое обобщение информации и фактов, полученных из анализа учебных программ и методик.
-эмпирические: тестирование учащихся для оценки их уровня метапредметных компетенций до и после внедрения разработанных методик; наблюдение за образовательным процессом и анализ образовательных результатов для оценки эффективности использованных подходов; проведение экспериментального обучения для проверки гипотезы о влиянии новых методик на обучение и развитие учащихся.
Научная новизна исследования - исследование вносит вклад в разработку и апробацию методик обучения математике, ориентированных на формирование метапредметных результатов у учащихся старших классов.
Теоретическая значимость - исследование способствует углублению теоретических знаний о методиках обучения математике, которые включают формирование метапредметных результатов.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы школами для оптимизации учебных планов и программ по математике, с целью более эффективного включения метапредметных компетенций в образовательный процесс. Разработка и апробация новых подходов к обучению также могут быть полезны при подготовке методических материалов для учителей и методистов.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во Введении обосновываются актуальность и выбор темы исследования, определены его цель, объект и предмет, изложены исследовательские задачи, дана характеристика методологических основ, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методы исследования, приведены сведения об апробации, представлена структура работы.
В первой главе на основе анализа научной литературы дается определение понятий "метапредметные результаты", "интегрированное обучение". Рассматривается потенциал интеграции учебных предметов для формирования универсальных учебных действий, уточняются образовательные результаты, оптимально достигаемые в области математики, рассматриваются особенности методик, способствующих развитию критического мышления.
Во второй главе рассматриваются особенности обучения математике, описываются целевые, содержательные и организационно-технологические особенности использования разработанных методик. Проводится опытное обучение, в ходе которого реализуются разработанные методики, и дается качественная и количественная характеристика полученных результатов, включая анализ успеваемости учащихся.
В Заключении подводятся итоги исследования, намечаются сферы практического применения полученных данных, формулируются основные выводы, определяются перспективы дальнейших научных изысканий в данной области.
Актуальность исследования. В настоящее время образовательной системой уделяется значительное внимание развитию универсальных учебных действий и компетенций, что обусловлено потребностями современного общества в формировании гибких и адаптивных способностей личности. Современный уровень развития общества ставит перед общим образованием задачи формирования личности, способной к самоопределению и самореализации, готовой к непрерывному образованию. Поэтому школьное математическое образование в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [1], и образовательными программами основного и среднего общего образования (ПООП ООО [38] И СОО [39]), должно быть ориентировано на личностное развитие учащихся и достижение образовательных результатов, необходимых для его личностного и профессионального самоопределения, готовности к продолжению образования, в частности математического.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет критерии для результатов, достигаемых учащимися в процессе освоения основной образовательной программы. Рассматриваемые далее критерии содержат личностные аспекты, такие как готовность и способность учащихся к саморазвитию и самоопределению, развитие мотивации к учёбе и целеустремлённой познавательной деятельности, формирование значимых социальных и межличностных связей, умение ставить жизненные цели, наличие ценностных ориентаций, отражающих личные и гражданские взгляды в деятельности, социальные компетенции и планировать своё будущее, а также способность осознавать свою российскую идентичность в многонациональном обществе.
Рассматриваемые требования актуальны в свете стремления образования отвечать на вызовы технологического и социального прогресса, именно поэтому разработка эффективных подходов к обучению, способных формировать и развивать метапредметные результаты, становится крайне важной. В этой связи все большее значение приобретает умение учащихся объединять знания и навыки из различных предметных областей, что должно способствовать пониманию учебного материала, развитию критического мышления и способности к решению сложных междисциплинарных задач. Все это подводит к созданию адаптированных учебных программ и комплексов упражнений, ориентированных на активизацию и поддержку метапредметных умений на уроках математики.
Проблема исследования заключается в разработке методики обучения математике обучающихся 10-11 классов, ориентированной на формирование их метапредметных результатов.
Цель исследования - разработать методику формирования метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов на уроках математики.
Объект исследования - процесс обучения математике обучающихся 10-11 классов.
Предмет исследования - формирование метапредметных результатов на уроках математики обучающихся 10-11 классов.
Гипотеза исследования - применение методики обучения на уроках математики в 10-11 классах, ориентированной на формирование метапредметных результатов, повышает уровень усвоения учебного материала учащимися, способствует развитию их критического мышления и умения решать поставленные задачи.
Для достижения цели исследования в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Раскрыть понятие метапредметных результатов, основываясь на теоретическом анализе психолого-педагогической и методической литературы, раскрыть их структуру.
2. Выделить дидактические требования формирования метапредметных результатов обучающихся на уроках математики 10-11 классов.
3. Разработать комплекс заданий по математике, способствующих формированию метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов.
4. Разработать методику, направленную на формирование метапредметных результатов обучающихся 10-11 классов и апробировать её эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Теоретическая основа исследования:
- принципы и методология системно-деятельностного подхода в обучении (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.В. Краевский, Д.А. Леонтьев, О.С. Тоистева, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин и др.);
- идеи и методы метапредметного подхода применительно к системе школьного образования (А.Г. Асмолов, К.Э. Безукладников, С.В. Галян, Ю.Н. Громыко, Н.В. Громыко, М.Д. Даммер, О.Б. Даутова).
Методы исследования:
-теоретические: анализ отечественной литературы по психологии,
педагогике и методике преподавания математики, особенно в контексте формирования метапредметных результатов; анализ и обобщение отечественного и опыта по в области развития метапредметных умений в образовательном процессе; теоретическое обобщение информации и фактов, полученных из анализа учебных программ и методик.
-эмпирические: тестирование учащихся для оценки их уровня метапредметных компетенций до и после внедрения разработанных методик; наблюдение за образовательным процессом и анализ образовательных результатов для оценки эффективности использованных подходов; проведение экспериментального обучения для проверки гипотезы о влиянии новых методик на обучение и развитие учащихся.
Научная новизна исследования - исследование вносит вклад в разработку и апробацию методик обучения математике, ориентированных на формирование метапредметных результатов у учащихся старших классов.
Теоретическая значимость - исследование способствует углублению теоретических знаний о методиках обучения математике, которые включают формирование метапредметных результатов.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы школами для оптимизации учебных планов и программ по математике, с целью более эффективного включения метапредметных компетенций в образовательный процесс. Разработка и апробация новых подходов к обучению также могут быть полезны при подготовке методических материалов для учителей и методистов.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во Введении обосновываются актуальность и выбор темы исследования, определены его цель, объект и предмет, изложены исследовательские задачи, дана характеристика методологических основ, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методы исследования, приведены сведения об апробации, представлена структура работы.
В первой главе на основе анализа научной литературы дается определение понятий "метапредметные результаты", "интегрированное обучение". Рассматривается потенциал интеграции учебных предметов для формирования универсальных учебных действий, уточняются образовательные результаты, оптимально достигаемые в области математики, рассматриваются особенности методик, способствующих развитию критического мышления.
Во второй главе рассматриваются особенности обучения математике, описываются целевые, содержательные и организационно-технологические особенности использования разработанных методик. Проводится опытное обучение, в ходе которого реализуются разработанные методики, и дается качественная и количественная характеристика полученных результатов, включая анализ успеваемости учащихся.
В Заключении подводятся итоги исследования, намечаются сферы практического применения полученных данных, формулируются основные выводы, определяются перспективы дальнейших научных изысканий в данной области.
Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме, связанной с анализом метапредметных результатов обучения учащихся 10-11 классов на уроках математики.
В результате проведенного теоретического и практического исследования, основанного на достижениях современной педагогической науки и методики, доказано, что разработанная методика способствует улучшению усвоения математического материала, развивает критическое мышление и умение решать комплексные задачи.
В ходе исследования были уточнены понятия метапредметных результатов, которые следует рассматривать как интегрированные учебные достижения, способствующие повышению качества образования через межпредметные связи и прикладную направленность заданий.
Установлено, что эффективное обучение математике основано на следующих специфических положениях: системно-деятельностный подход, применение информационных технологий, дифференциация и индивидуализация учебного процесса, активное использование групповых и практических форм работы.
Одним из условий успешной реализации внедряемой методики следует считать комплексный подход к обучению, который включает не только передачу знаний, но и развитие умений анализировать, синтезировать и применять приобретенные знания в новых условиях.
Разработанная методика представляет собой систему упражнений и заданий, которые обеспечивают активное взаимодействие учащихся и применение теоретических знаний на практике.
В целях проверки эффективности разработанной методики проведено опытное обучение, в результате которого выявлено значительное улучшение понимания математического материала учащимися экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, что подтверждает эффективность применяемых подходов.
На основании вышеизложенного можно судить об эффективности предложенной методики и её вкладе в повышение качества математического образования. Перспективность настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития методических подходов в образовательной практике.
В результате проведенного теоретического и практического исследования, основанного на достижениях современной педагогической науки и методики, доказано, что разработанная методика способствует улучшению усвоения математического материала, развивает критическое мышление и умение решать комплексные задачи.
В ходе исследования были уточнены понятия метапредметных результатов, которые следует рассматривать как интегрированные учебные достижения, способствующие повышению качества образования через межпредметные связи и прикладную направленность заданий.
Установлено, что эффективное обучение математике основано на следующих специфических положениях: системно-деятельностный подход, применение информационных технологий, дифференциация и индивидуализация учебного процесса, активное использование групповых и практических форм работы.
Одним из условий успешной реализации внедряемой методики следует считать комплексный подход к обучению, который включает не только передачу знаний, но и развитие умений анализировать, синтезировать и применять приобретенные знания в новых условиях.
Разработанная методика представляет собой систему упражнений и заданий, которые обеспечивают активное взаимодействие учащихся и применение теоретических знаний на практике.
В целях проверки эффективности разработанной методики проведено опытное обучение, в результате которого выявлено значительное улучшение понимания математического материала учащимися экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, что подтверждает эффективность применяемых подходов.
На основании вышеизложенного можно судить об эффективности предложенной методики и её вкладе в повышение качества математического образования. Перспективность настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития методических подходов в образовательной практике.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ИНТЕГРАЛА»
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Формирование математической грамотности обучающихся 10-11 классов в процессе изучения темы «Производная и её применение»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 - 9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022



