Введение 3-8
Глава 1 Понятие игры в лингвистике и методике 9-49
1.1. Игра как объект изучения гуманитарных наук 9-18
1.2. Игра как дидактический прием 18-30
1.3. Типология дидактических игр 30-35
1.4. Специфика коммуникативных игр 35-38
1.5. Языковые игры в методике русского языка как иностранного в аспекте
компетентностного подхода 38-49
Глава 2 Применение коммуникативных игр в процессе преподавания русского языка как иностранного 50-84
2.1. Коммуникативные игры как средство формирования компетенций.. .50-73
2.1.1. Коммуникативные игры, направленные на формирование
лингвистической компетенции и развитие разных видов речевой деятельности 50-63
2.1.2. Коммуникативные игры, направленные на формирование
социокультурной компетенции 63-73
2.2. Коммуникативные игры в практике преподавания русского языка как иностранного (обзор имеющихся пособий) 73-84
Заключение 85-86
Список литературы 87-95
Приложения
В настоящее время методическая наука активно занимается поиском новых форм, методов и приемов обучения. «Современные тенденции в преподавании русского как иностранного связаны со сменой образовательной и методической парадигмы, с введением новых стандартов ФГОС, со стремительным развитием интерактивных и мультимедийных средств обучения. Активная роль субъекта обучения объясняет выход на первый план коммуникативной компетенции» [Понкратова, Коберник, Омельянчук 2017].
Значимость коммуникативной компетенции определяется, с одной стороны, общей направленностью обучения русскому языку иностранных студентов, с другой - ее комплексным характером, т.к. в условиях общения лингвистическая и социокультурная компетенции создают базу для ее реализации. В связи с этим современный процесс обучения предполагает применение методов, которые бы помогли не только качественно обучить, но, в первую очередь, развить потенциал личности, ее коммуникативные возможности.
При таком методическом подходе приоритет отдается формам, которые обеспечивают активное участие каждого учащегося, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых форм обучения. Игра становилоась предметом научного интереса представителей разных областей науки: психологии, философии, социологии. Одним из первых игру как педагогическое явление проанализировал Ф. Фребель. Эта тема входила в область научных интересов таких выдающихся ученых, как Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев.
По определению А.Н. Щукина, «игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта» [Щукин 2008]. Игра позволяет в полной мере проявить способности любого человека. В нашей работе мы обращаемся к дидактическим играм, т.е. играм, специально созданным или приспособленным к задачам обучения. В методической литературе отмечают следующие признаки дидактической игры: преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели, предполагаемого результата.
Русский язык является одним из наиболее популярных мировых языков. Все больше и больше иностранных граждан приезжают в Россию с целью получения российского образования. Повышенный интерес к изучению русского языка стимулирует развитие и совершенствование методов и приемов преподавания русского как иностранного. Появляются все новые и новые учебно-методические комплексы, интерактивные курсы, программы обучения.
Русский язык считается одним из наиболее сложных для изучения языков. Для иностранных студентов, обучающихся непосредственно в России, задача изучения русского языка усложняется и в силу психологических причин. Поэтому необходимо не только обеспечить максимальную эффективность усвоения студентами иностранного языка, но и помочь им преодолеть психологические барьеры в процессе обучения. Этого можно добиться с помощью игры, поскольку исследователи отмечают, что она реализует не только обучающую, развлекательную, коммуникативную, но и релаксационную и психотехническую функции.
Наряду с термином «игра» в методической литературе используются также термины «игровое задание» и «игровая оболочка». «Понятие «игровое задание» предполагает, что, по сути, любое задание при обучении иностранному языку можно сделать игровым, например, внести элемент состязательности. Под игровой оболочкой понимается игровая форма, которая может быть наполнена различным содержанием и даёт педагогу простор для творчества. К игровым оболочкам можно отнести кроссворды, «глухой телефон», задания типа «найти слово»» [Федорова, Чурилова, 2017: 111].
Игровые задания помогают создать на занятии особую атмосферу, способствующую творческому развитию студента, снять языковой и психологический барьер, воссоздать условно-реальную речевую ситуацию для развития коммуникативных навыков. О значительном интересе педагогов к игровым методикам на уроках русского языка как иностранного свидетельствует и большое количество учебных пособий для преподавателей с методическими и обучающими играми. Приведем в пример лишь некоторые издания: А.А. Акишина «Русский язык в играх», Т.Б. Клементьева «Играй и запоминай русские слова», О.Э. Чубарова «Глаголы движения с приставками: пособие-игра по русскому языку», Т.В. Губанова, Е.А. Нивина «Русский язык в играх», Т.Б. Клементьева, О.Э. Чубарова «Русский язык с удовольствием.
Игра-лото».
Цель данной работы - рассмотреть коммуникативные игры как одно из средств обучения русскому языку как иностранному.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1) описать дидактическую игру как методический прием;
2) выявить роль игры в формировании фонетических, лексических и грамматических навыков в процессе обучения РКИ;
3) описать игры для разных разделов языка;
4) выявить специфику коммуникативных игр;
5) классифицировать игры в зависимости от уровня владения языком;
6) отобрать коммуникативные игровые задания и выстроить их с учетом дидактических принципов системности, преемственности и с учетом дифференцированного подхода;
7) провести апробацию с целью выявления эффективности различных игровых заданий в группах с разным уровнем владения языком.
Объектом исследования являются игровые технологии.
Предметом исследования является коммуникативные игры как средство обучения РКИ.
В работе использовались следующие методы:
- системный анализ лингвистической, психолого-педагогической, и методической литературы в определении научных основ исследования;
- описательный;
- анализ игрового материала;
- метод моделирования учебных и естественных речевых ситуаций.
Структура работы:
Работа состоит из введения, одной теоретической главы одной практической главы, заключения списка литературы и приложений.
Во Введении определяется цель исследования и задачи, необходимые для ее достижения, предмет и объект исследования, обосновывается выбор темы и представлен краткий обзор изученности вопроса.
Первая глава посвящена описанию игры в лингвистике и методике. В параграфах первой главы определяется игра как дидактический прием, описываются основные классификации дидактических игр. Специфика коммуникативных игр определяется на основе их сопоставления с другими видами дидактических игр, также описываются возможности коммуникативных игр для формирования различных компетенций.
В главе второй рассматриваются примеры игр, направленных на формирование лингвистической и социокультурной компетенций и развитие разных видов речевой деятельности, представлен обзор имеющихся игровых пособий и Интернет-платформ, предназначенных для разработки игровых заданий. Во второй главе автор приводит разработанные самостоятельно варианты коммуникативных игр.
В Заключении подводятся основные итоги исследования, определяются преимущества использование коммуникативных игр в практике преподавания РКИ.
В Приложениях представлены дидактические материалы, необходимые для проведения игр: Приложение 1 - иллюстрированный словарь «Продукты», Приложение 2 - Меню, Приложение 3 - Рецепты русской кухни, Приложение 4 - Примеры коммуникативных игр.
Новизна полученных результатов определяется многоаспектным анализом игровых технологий, применяемых в практике преподавания РКИ.
Практическая значимость работы состоит в подборе дидактических материалов для проведения игр на занятиях по РКИ (см. Приложения 1-3) и разработке вариантов коммуникативных игр (Приложение 4).
Апробация материалов исследования проходила в виде докладов на научных конференциях:
1. Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире (27-28 апреля 2018 г., Красноярск, КГПУ);
2. XII международная студенческая научно-практическая конференция «Международная коммуникация в науке, культуре и образовании» (16 апреля 2019 г., Санкт-Петербург, РГПУ);
3. XX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (25 апреля 2019 г., Красноярск, КГПУ);
4. конференция «Язык и методика в поликультурной среде» в рамках VII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития » (24-25 октября 2018г., Красноярск, КГПУ).
Утверждение в качестве ведущего в методике преподавания РКИ коммуникативного подхода потребовало поиска новых приемов для повышения эффективности процесса обучения. Одним из таких приемов, по мнению многих специалистов, является игра.
Как методический прием игра имеет ряд неоспоримых преимуществ, к числу которых можно отнести, прежде всего, снятие психологических барьеров при переходе к продуктивной речевой деятельности. Важнейшим достоинством коммуникативных игр является их установка на воссоздание реальных коммуникативных ситуаций, что позволяет осуществлять процесс подготовки к использованию имеющихся у обучающихся знаний и умений в непринужденной обстановке.
Привлекательность коммуникативных игр для обучения РКИ определяется также тем, что они дают возможность работать над развитием сразу нескольких компетенций: прежде всего, коммуникативной, но в не меньшей степени данный вид дидактических игр способствует формированию и лингвистической, и социокультурной компетенций.
Использование коммуникативных игр в практике преподавания РКИ позволяет учитывать: языковой уровень обучающихся, их психологические характеристики (темперамент, особенности восприятия, особенности поведения в группе, склонность к проявлению лидерских качеств), что создает условия для повышения мотивации к обучению.
Игры универсальны в плане форм работы: они предполагают как индивидуальные, так и коллективные формы, могут использоваться как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе. Возможность трансформации игровых заданий позволяет сохранить ощущение новизны и повысить эффективность обучения. Использование игр требует проявления творческих возможностей как от преподавателя, для которого подготовка и разработка игровых заданий - поле применения креативного потенциала, так и от обучающихся, для которых игра служит в том числе для развития творческого потенциала личности. Современное программное обеспечение создает базу как для применения интерактивных игровых заданий на занятиях по РКИ, так и для самостоятельной разработки игровых заданий.
Практика творческого использования игровых технологий при обучении РКИ убеждает в том, что игра имеет большой потенциал и вполне обоснованно претендует на значимое место в системе языковых занятий.
1. Аверко-Антонович Е.В. Аудирование в изучении русского языка иностранными студентами // Вестник Казанского технологического университета. 2013. С. 190-192.
2. Азарина Л.Е.. Игры на уроках РКИ // Вестник ЦМО МГУ, 2009, №3. Практикум. С. 102 - 109 .
3. Акишина А.А. Русский язык в играх. - М.: Русский язык. Курсы, 2011. - 64 с.
4. Анисимова А.А. Использование игровой технологии как средства билингвального обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.9-52.
5. Арасланова В.А. Деловая игра как средство формирования профессиональных компетенций документоведов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern
Research of Social Problems, №2(46), 2015. - С.127-133 // www.sisp.nkras.ru
6. Арстанов М.Ж., Хайдаров Ж.С. Принципы игровой деятельности // Современная высшая школа. - 1982. - № 1. - С. 126.
7. Арутюнов А.С. Игровые задания на уроках русского языка. М., «Просвещение», 1984.
8. Асанова С. А. Лингвометодические тренажеры в системе электронных средств обучения РКИ: диссертация ... кандидата педагогических наук - Москва, 2015.- 215 с.
9. Баев П.М. Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ. - Русский язык, 1986.
10. Бельчиков Я.М. Деловые игры // Наука и техника. - 1984. 1 - № 5.
11. Безкоровайная Л.С., Штыленко В.Е., Штыленко Е.Л. Карты. Карточки.
Картинки. Выпуск 1 Падежи. - СПб: Златоуст, 2012. - 16 с.
12. Бизяева С.А. Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов. Диссертация.. .канд. пед. наук. - Ярославль, 2007.
13. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. - 1982. - № 3. - С. 129-132.
14. Вершловский, С.Г. Образование взрослых в России: вопросы теории // Новые знания.-№3.-2004. - znanie.org/jornal/n3_04.
15. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 6. — 1966. - С.62-68.
16. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 453 с.
17. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326. — URL https://moluch.ru/archive/138/38773/(дата обращения: 10.05.2019).
18. Гуревич П. С. Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.
19. Губанова Т.В., Нивина Е.А. Русский язык в играх. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007.
20. Данилов М. А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова; Акад. педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1957. - 517 с.
21. Закорчевная Л.Р. Русский язык: Игровое пособие для начинающих. - М.: Флинта, 2019. - 160 с.
22. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
23. Игнатова И.Б. Коммуникативно-когнитивный подход в современной лингвометодике обучения РКИ // Мир русского слова. №3, 2007. - С. 69-72.
24. Казнышкина И.В. Коммуникативные игры на уроках русского языка как иностранного: учебное пособие. - М.: Русский язык. Курсы, 2012.
25. Клементьева Т.Б. Играй и запоминай русские слова. - М.: Русский язык. Курсы, 2014. - 26 с.
26. Клементьева Т.Б., Чубарова О.Э. Русский язык с удовольствием. Игра- лото. - М.: Русский язык. Курсы, 2009. - 12 с.
27. Колесова Д.В., Харитонов А.А. Игра слов: во что и как играть на уроке русского языка. - Санкт-Петербург: Златоуст, 2012.
28. Кондрашова О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий // Молодой учёный. № 12 (47) . 2012 . - С. 326-328.
29. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 35-36. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5815/(дата обращения: 01.06.2019).
30. Кузнецова Н.С. Компетентностный подход в преподавании русского языка как иностранного // Вестник Бурятского государственного университета. №15, 2010. - С. 196-200.
31. Кукуев, А.И. Методы обучения взрослых: проблема классификации. //Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на юге России. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ. № 1 (5) 2008. - С.31-37.
32. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1983. - С.303-323.
33. Лотман, Ю. М. Игра // Большая советская энциклопедия: в 30 т. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 10. С. 31.
34. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / ред. М. А. Дынника. М., 1955. С.30-46.
35. Мезенцева Л.В. Обучение взрослых: о формах и методах // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2015. - С. 1-7.
36. Надолинская Т.В. Феномен игры в контексте истории философии, кульуры и педагогики // Инновационные проекты и программы в образовании 2014. №4. - С.31-36.
37. Налиткина О.В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - Вып. 88. - С.170-174.
38. Нечаева Е.В., Низкодуб Ю.В. Созвездие русских глаголов (лексическое лото). Пособие для изучающих русский язык как иностранный. - СПб: Златоуст, 2015. -
39. Новикова М. Урок РКИ на современном этапе. Классификация уроков: общедидактический подход // ESF projekts „Profesionalaja izglitiba iesaistito visparizglitojoso macibu prieksmetu pedagogu kompetences paaugstinasana”
40. Панфилов Н.С., Лавриненко С.В., Гвоздяков Д.В. Эффективность дидактической игры как активного метода обучения // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 8 (часть 3) - С. 316¬318.
41. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. М., 1994.
42. Понкратова Е.М., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. Коммуникативные игры при изучении русского язка как иностранного // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. - 2017. - № 4. - С.
43. Попова Е.А. Игра как способ самоидентификации человека: философско- культурологический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 79-84.
44. Протасова Е., Салатов И. Вот как-то так: жизнь в картинках. - М.: Златоуст, 2016. - 80 с.
45. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. - М: Высшая школа, 1991.
46. Скачок В.Е., Демьяненко А.М., Демьяненко Е.А., Котлярович А.А. Игра как философский феномен человеческой деятельности // Молодой учёный. № 24 (104), 2015. - С. 1193-1195.
47. Старовойтова И.А. Русская лексика в заданиях и кроссвордах: Вып. 1. Человек: учебное пособие для изучающих русский язык как второй - Санкт- Петербург : Златоуст, 2007. - 80 с.
48. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов учебных заведений среднего профессионально образования, обучающихся по педагогическим специальностям - 3-е изд. - М.: Академия, 2001. - 288с.
49. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001. — 336 с.
50. Федорова А.Ф., Чурилова И.Н. Игровые методы как средство оптимизации образовательного процесса при обучении РКИ во взрослой аудитории// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучния. 2017. Т. 12, №6 - С. 110-114.
51. ФИлософский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
52. Фрёбель Ф. Педагогические сочинения: в 2х т. Т.1. Воспитание человека / Под ред. Д.Н. Королькова. - 2-е изд. - Москва: К.И. Тихомиров, 1913. - 359 с.
53. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
54. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / составители: Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. - М.: Русский язык. - 2010. - 550 с.
55. Христенко В.Б. Деловые игры в учебном процессе: Учебное пособие. - Челябинск: Челябинский политехнический институт, 1983.
56. Хозяинов Г.И., Люлевич И.Ю. Разработка технологии дидактической игры при обучении русскому языку иностранных учащихся институтов физической культуры // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80- летию академии. - Том 1. - М.: Издательство «Физкультура, образование и наука», 1997. - С.24-31.
57. Хурсулидис Ионасис Коммуникативные игры в процессе формирования социокультурной компетенции // Вестник РУДН. Серия Русский и иностранный языки и методика их преподавания. 2007. №4. - С. 62-68.
58. Центры образования взрослых / Под ред. Л.Н. Лесохиной, Т.В. Шадриной.
- М.: Педагогика, 1991. - 192 с. - (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки).
59. Черкес Т.В. Коммуникативные ситуации в обучении говорению // Альтернант. 2015 // conf.grsu.by
60. Чермокина Р.Ш. Интерактивные формы работы в обучении студентов вуза грамматической стороне речи. Диссертация ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2012.
61. Чубарова О.Э. Глаголы движения с приставками: пособие-игра по русскому языку. - М.: Русский язык. Курсы, 2009. - 20 с.
62. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека Собр. соч. Т. 6. М., 1957.
63. Шустикова Т.В., Кулакова В.А., Смирнова С.В. Формирование лингвистической компетенции в современном учебно-методическом комплексе (интегративный подход к обучению РКИ на предвузовском этапе) // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. 2012, No 3. - С. 200-207.
64. Щербакова Н.С. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса // nsportal.ru.
65. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. - М.: Икар, 2008. - 114 с.
66. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин, 2010. - 475 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
67. Юрков Е.Е., Московкин Л.В. Коммуникативная компетенция: структура, соотношение компонентов, проблемы формирования // Профессионально-педагогические традиции в преподавании русского языка как иностранного. Язык — речь — специальность. Часть 1. Материалы Международной научно-практической конференции «Мотинские чтения». — М.: Изд-во РУДН, 2005.
69.