Компетентностно-ориентированные задания как средство обучения информатике в условиях реализации мегауроков
|
Содержание 2
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты разработки компетентностно-ориентированных заданий .. 6
1.1 Назначение и возможности использования компетентностно-ориентированных
заданий в обучении 6
1.2 Особенности организации обучения школьников на основе использования
компетентностно-ориентированных заданий в условиях мега-урока 13
1.3 Основные принципы и приёмы разработки компетентностно-ориентированных
заданий 17
Вывод по 1 главе 22
ГЛАВА II. Компетентностно-ориентированные задания по основному курсу информатики 24
2.1 Комплекс заданий для системы уроков по теме «Коммуникационные технологии» 24
2.2 Результаты апробации компетентностно-ориентированных заданий 34
2.3 Методические рекомендации по использованию КОЗ на уроках информатики 41
Вывод по 2 главе 45
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение А 53
Приложение Б 99
Приложение В 100
Приложение Г
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты разработки компетентностно-ориентированных заданий .. 6
1.1 Назначение и возможности использования компетентностно-ориентированных
заданий в обучении 6
1.2 Особенности организации обучения школьников на основе использования
компетентностно-ориентированных заданий в условиях мега-урока 13
1.3 Основные принципы и приёмы разработки компетентностно-ориентированных
заданий 17
Вывод по 1 главе 22
ГЛАВА II. Компетентностно-ориентированные задания по основному курсу информатики 24
2.1 Комплекс заданий для системы уроков по теме «Коммуникационные технологии» 24
2.2 Результаты апробации компетентностно-ориентированных заданий 34
2.3 Методические рекомендации по использованию КОЗ на уроках информатики 41
Вывод по 2 главе 45
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение А 53
Приложение Б 99
Приложение В 100
Приложение Г
Интенсивное изменение происходящие в школьном обучении характерны нынешней ситуации в системе образования. Темпы развития современного общества ускоряются и приводят к тому, что возникает проблема перед школой - давать не только знания, но и способствовать оперированию ими в различных ситуациях, при решении проблем возникающих в жизни. Становиться очевидна потребность в результатах образования, которые не ограничиваются только качеством знаний, умений и навыков.
Новые федеральные стандарты среднего (полного) общего образования предъявляют новые требования к обучающемуся. Они предлагают существенные изменения в процессе обучения так и в требованиях к результатам. Согласно ФГОС в структуре образовательных результатов учащихся выделяются не только предметный компонент, но и личностный и метапредметный, которые в совокупности обеспечат обучающихся успешной деятельностью в современном мире.
PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся) - один из самых масштабных современных проектов, реализуемый Организацией экономического сотрудничества и развития. В нем участвуют десятки и сотни тысяч 15-летних школьников (в 2012 г. - порядка 200 тыс.) из десятков стран, и нацелен он на оценку тех компетентностей, знаний, умений, которые требуются в реальной жизни, в практической деятельности [105,37].
Невысокие результаты наших школьников во всех пяти циклах исследования (2000 г., 2003 г., 2006 г., 2009 г., 2012 г.) вызвали широкую дискус-сию в обществе о качестве российского образования.
Многие увидели решением данной проблемы - реализацию компетентностного подхода при обучении в школе. Компетентностный подход отражает вид образования, который не сводится к знаниево - ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения проблем, не отрицая значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания в различных неопределенных и проблемных ситуациях [108, 182].
Одним важным видом учебной деятельности при обучении школьников является решение учебных заданий и учебных задач, и поэтому целесообразно формировать ключевые компетенции через компетентностно- ориентированные задания (КОЗ), которые используют при исследованиях PISA.
Проект «Мега-класс», который предполагает кластерную организацию сетевого урока информатики с активным включением нескольких удалённых школ с формированием общей группы учащихся «мега-класса» и кооперации учителей «мега-учитель». Такая организация обучения требует разработки принципиально новых учебных заданий, позволяющих формировать мотивационный, деятельностный, когнитивный, рефлективный компоненты учебного процесса и ориентированных на образовательные результаты, регламентируемые ФГОС. Примером таких заданий выступают комплексные КОЗ.
Цель: разработать компетентностно-ориентированные задания для обучения старших школьников информатике по модели Мега-класс.
Объект: обучение школьников базовому курсу информатики старшей школы.
Предмет: компетентностно-ориентированные задания как средство обучения школьников базовому курсу информатики старшей школы.
Задачи исследования:
1. Выявить возможности использования компетентностно-ориентированных заданий в обучении школьников информатике в условиях реализации требований ФГОС СПОО;
2. Выявить особенности организации обучения школьников на основе использования компетентностно-ориентированных заданий в условиях Мега-урока;
3. Описать подходы к разработке компетентностно-ориентированных заданий для обучения школьников информатике в условиях реализации требований ФГОС СПОО;
4. Разработать комплект компетентностно-ориентированных заданий по теме «Коммуникационные технологии» базового курса информатики старшей школы для реализации обучения на Мега-уроках;
5. Провести апробацию компетентностно-ориентированных заданий в обучении школьников по модели Мега-класса;
6. Разработать методические рекомендации для учителей по использованию компетентностно-ориентированных заданий в обучении информатики.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи педагогов, психологов, философов, таких как, И. А. Зимня, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской, Л.Б. Шкерина, а так же труды: Н.Ф. Ефремовой, И.М.Ивкиной, И.А.Кулаковой, Д.В.Романова, Н.И.Пака, А.Л.Симоновой, М.А.Сокольской, Л.Б.Хегай, Т.А.Яковлевой.
Методы и база исследования. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики. Базой исследования явился проект «Мега-класс: Ачинский кластер».
Работа представлена на 101 странице и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (31 источников), приложений (А, Б, В, Г).
Новые федеральные стандарты среднего (полного) общего образования предъявляют новые требования к обучающемуся. Они предлагают существенные изменения в процессе обучения так и в требованиях к результатам. Согласно ФГОС в структуре образовательных результатов учащихся выделяются не только предметный компонент, но и личностный и метапредметный, которые в совокупности обеспечат обучающихся успешной деятельностью в современном мире.
PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся) - один из самых масштабных современных проектов, реализуемый Организацией экономического сотрудничества и развития. В нем участвуют десятки и сотни тысяч 15-летних школьников (в 2012 г. - порядка 200 тыс.) из десятков стран, и нацелен он на оценку тех компетентностей, знаний, умений, которые требуются в реальной жизни, в практической деятельности [105,37].
Невысокие результаты наших школьников во всех пяти циклах исследования (2000 г., 2003 г., 2006 г., 2009 г., 2012 г.) вызвали широкую дискус-сию в обществе о качестве российского образования.
Многие увидели решением данной проблемы - реализацию компетентностного подхода при обучении в школе. Компетентностный подход отражает вид образования, который не сводится к знаниево - ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения проблем, не отрицая значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания в различных неопределенных и проблемных ситуациях [108, 182].
Одним важным видом учебной деятельности при обучении школьников является решение учебных заданий и учебных задач, и поэтому целесообразно формировать ключевые компетенции через компетентностно- ориентированные задания (КОЗ), которые используют при исследованиях PISA.
Проект «Мега-класс», который предполагает кластерную организацию сетевого урока информатики с активным включением нескольких удалённых школ с формированием общей группы учащихся «мега-класса» и кооперации учителей «мега-учитель». Такая организация обучения требует разработки принципиально новых учебных заданий, позволяющих формировать мотивационный, деятельностный, когнитивный, рефлективный компоненты учебного процесса и ориентированных на образовательные результаты, регламентируемые ФГОС. Примером таких заданий выступают комплексные КОЗ.
Цель: разработать компетентностно-ориентированные задания для обучения старших школьников информатике по модели Мега-класс.
Объект: обучение школьников базовому курсу информатики старшей школы.
Предмет: компетентностно-ориентированные задания как средство обучения школьников базовому курсу информатики старшей школы.
Задачи исследования:
1. Выявить возможности использования компетентностно-ориентированных заданий в обучении школьников информатике в условиях реализации требований ФГОС СПОО;
2. Выявить особенности организации обучения школьников на основе использования компетентностно-ориентированных заданий в условиях Мега-урока;
3. Описать подходы к разработке компетентностно-ориентированных заданий для обучения школьников информатике в условиях реализации требований ФГОС СПОО;
4. Разработать комплект компетентностно-ориентированных заданий по теме «Коммуникационные технологии» базового курса информатики старшей школы для реализации обучения на Мега-уроках;
5. Провести апробацию компетентностно-ориентированных заданий в обучении школьников по модели Мега-класса;
6. Разработать методические рекомендации для учителей по использованию компетентностно-ориентированных заданий в обучении информатики.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи педагогов, психологов, философов, таких как, И. А. Зимня, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской, Л.Б. Шкерина, а так же труды: Н.Ф. Ефремовой, И.М.Ивкиной, И.А.Кулаковой, Д.В.Романова, Н.И.Пака, А.Л.Симоновой, М.А.Сокольской, Л.Б.Хегай, Т.А.Яковлевой.
Методы и база исследования. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики. Базой исследования явился проект «Мега-класс: Ачинский кластер».
Работа представлена на 101 странице и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (31 источников), приложений (А, Б, В, Г).
Современное общество развивается и приходит к тому, что возникает проблема перед школой - давать не только знания, но и способствовать оперированию ими в различных ситуациях, при решении проблем возникающих в жизни. Данную проблему отражает изменение требований ФГОС, в которой выделяют не только предметные результаты, но и личностные и мета- предметные. Решением данной проблемы многие видят реализацию компе-тентностного подхода. Средствами реализации могут выступать компетентностно-ориентированные задания.
В результате выпускной квалификационной работе были получены следующие результаты:
1. Выявлены возможности использования компетентностно- ориентированных заданий в обучении школьников информатике в условиях реализации требований ФГОС СПОО. Так же рассмотрена взаимосвязь между компетенцией и образовательным результатом, которая отражает возможность формирование образовательных результатов, через компетентностно-ориентированные задания.
2. Выявлены особенности организации обучения школьников на основе использования компетентностно-ориентированных заданий в условиях Мега-уроков. Показано, что компетентности - ориентированные задания соответствуют идеологии проекта «Мега-класс», так как они проблемные, имеют деятельностный характер, соответствуют требованиям ФГОС и личностно-значимые для учащихся.
3. Описаны подходы к разработке компетентностно-ориентированных заданий для обучения школьников информатике в условиях реализации требований ФГОС СПОО. Рассмотрена их структура и в связи с этим предложен алгоритм разработки компетентностно- ориентированных заданий.
4. Разработан комплект компетентностно-ориентированных заданий по теме «Коммуникационные технологии» базового курса информатики старшей школы для реализации обучения на Мега-уроках, состоящий из 12 заданий. На одном из заданий рассмотрен подробный алгоритм разработки.
5. Проведена апробация компетентностно-ориентированных заданий в обучении школьников по модели Мега-класса. В рамках, которой оценена сложность каждого задания и предложены основные рекомендации по изменению условий работы с заданиями.
6. Разработаны методические рекомендации для учителей по использованию компетентностно-ориентированных заданий в обучении информатики в зависимости от цели использования.
Таким образом, задачи решены полностью, цель достигнута - разработаны компетентностно-ориентированные задания для обучения старших школьников информатике по модели Мега-класс.
В результате выпускной квалификационной работе были получены следующие результаты:
1. Выявлены возможности использования компетентностно- ориентированных заданий в обучении школьников информатике в условиях реализации требований ФГОС СПОО. Так же рассмотрена взаимосвязь между компетенцией и образовательным результатом, которая отражает возможность формирование образовательных результатов, через компетентностно-ориентированные задания.
2. Выявлены особенности организации обучения школьников на основе использования компетентностно-ориентированных заданий в условиях Мега-уроков. Показано, что компетентности - ориентированные задания соответствуют идеологии проекта «Мега-класс», так как они проблемные, имеют деятельностный характер, соответствуют требованиям ФГОС и личностно-значимые для учащихся.
3. Описаны подходы к разработке компетентностно-ориентированных заданий для обучения школьников информатике в условиях реализации требований ФГОС СПОО. Рассмотрена их структура и в связи с этим предложен алгоритм разработки компетентностно- ориентированных заданий.
4. Разработан комплект компетентностно-ориентированных заданий по теме «Коммуникационные технологии» базового курса информатики старшей школы для реализации обучения на Мега-уроках, состоящий из 12 заданий. На одном из заданий рассмотрен подробный алгоритм разработки.
5. Проведена апробация компетентностно-ориентированных заданий в обучении школьников по модели Мега-класса. В рамках, которой оценена сложность каждого задания и предложены основные рекомендации по изменению условий работы с заданиями.
6. Разработаны методические рекомендации для учителей по использованию компетентностно-ориентированных заданий в обучении информатики в зависимости от цели использования.
Таким образом, задачи решены полностью, цель достигнута - разработаны компетентностно-ориентированные задания для обучения старших школьников информатике по модели Мега-класс.



