Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Компетентностно-ориентированные задания как средство обучения информатике в условиях реализации мегауроков

Работа №166678

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты разработки компетентностно-ориентированных заданий .. 6
1.1 Назначение и возможности использования компетентностно-ориентированных
заданий в обучении 6
1.2 Особенности организации обучения школьников на основе использования
компетентностно-ориентированных заданий в условиях мега-урока 13
1.3 Основные принципы и приёмы разработки компетентностно-ориентированных
заданий 17
Вывод по 1 главе 22
ГЛАВА II. Компетентностно-ориентированные задания по основному курсу информатики 24
2.1 Комплекс заданий для системы уроков по теме «Коммуникационные технологии» 24
2.2 Результаты апробации компетентностно-ориентированных заданий 34
2.3 Методические рекомендации по использованию КОЗ на уроках информатики 41
Вывод по 2 главе 45
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение А 53
Приложение Б 99
Приложение В 100
Приложение Г

Интенсивное изменение происходящие в школьном обучении характерны нынешней ситуации в системе образования. Темпы развития современного общества ускоряются и приводят к тому, что возникает проблема перед школой - давать не только знания, но и способствовать оперированию ими в различных ситуациях, при решении проблем возникающих в жизни. Становиться очевидна потребность в результатах образования, которые не ограничиваются только качеством знаний, умений и навыков.
Новые федеральные стандарты среднего (полного) общего образования предъявляют новые требования к обучающемуся. Они предлагают существенные изменения в процессе обучения так и в требованиях к результатам. Согласно ФГОС в структуре образовательных результатов учащихся выделяются не только предметный компонент, но и личностный и метапредметный, которые в совокупности обеспечат обучающихся успешной деятельностью в современном мире.
PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся) - один из самых масштабных современных проектов, реализуемый Организацией экономического сотрудничества и развития. В нем участвуют десятки и сотни тысяч 15-летних школьников (в 2012 г. - порядка 200 тыс.) из десятков стран, и нацелен он на оценку тех компетентностей, знаний, умений, которые требуются в реальной жизни, в практической деятельности [105,37].
Невысокие результаты наших школьников во всех пяти циклах исследования (2000 г., 2003 г., 2006 г., 2009 г., 2012 г.) вызвали широкую дискус-сию в обществе о качестве российского образования.
Многие увидели решением данной проблемы - реализацию компетентностного подхода при обучении в школе. Компетентностный подход отражает вид образования, который не сводится к знаниево - ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения проблем, не отрицая значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания в различных неопределенных и проблемных ситуациях [108, 182].
Одним важным видом учебной деятельности при обучении школьников является решение учебных заданий и учебных задач, и поэтому целесообразно формировать ключевые компетенции через компетентностно- ориентированные задания (КОЗ), которые используют при исследованиях PISA.
Проект «Мега-класс», который предполагает кластерную организацию сетевого урока информатики с активным включением нескольких удалённых школ с формированием общей группы учащихся «мега-класса» и кооперации учителей «мега-учитель». Такая организация обучения требует разработки принципиально новых учебных заданий, позволяющих формировать мотивационный, деятельностный, когнитивный, рефлективный компоненты учебного процесса и ориентированных на образовательные результаты, регламентируемые ФГОС. Примером таких заданий выступают комплексные КОЗ.
Цель: разработать компетентностно-ориентированные задания для обучения старших школьников информатике по модели Мега-класс.
Объект: обучение школьников базовому курсу информатики старшей школы.
Предмет: компетентностно-ориентированные задания как средство обучения школьников базовому курсу информатики старшей школы.
Задачи исследования:
1. Выявить возможности использования компетентностно-ориентированных заданий в обучении школьников информатике в условиях реализации требований ФГОС СПОО;
2. Выявить особенности организации обучения школьников на основе использования компетентностно-ориентированных заданий в условиях Мега-урока;
3. Описать подходы к разработке компетентностно-ориентированных заданий для обучения школьников информатике в условиях реализации требований ФГОС СПОО;
4. Разработать комплект компетентностно-ориентированных заданий по теме «Коммуникационные технологии» базового курса информатики старшей школы для реализации обучения на Мега-уроках;
5. Провести апробацию компетентностно-ориентированных заданий в обучении школьников по модели Мега-класса;
6. Разработать методические рекомендации для учителей по использованию компетентностно-ориентированных заданий в обучении информатики.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи педагогов, психологов, философов, таких как, И. А. Зимня, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской, Л.Б. Шкерина, а так же труды: Н.Ф. Ефремовой, И.М.Ивкиной, И.А.Кулаковой, Д.В.Романова, Н.И.Пака, А.Л.Симоновой, М.А.Сокольской, Л.Б.Хегай, Т.А.Яковлевой.
Методы и база исследования. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики. Базой исследования явился проект «Мега-класс: Ачинский кластер».
Работа представлена на 101 странице и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (31 источников), приложений (А, Б, В, Г).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество развивается и приходит к тому, что возникает проблема перед школой - давать не только знания, но и способствовать оперированию ими в различных ситуациях, при решении проблем возникающих в жизни. Данную проблему отражает изменение требований ФГОС, в которой выделяют не только предметные результаты, но и личностные и мета- предметные. Решением данной проблемы многие видят реализацию компе-тентностного подхода. Средствами реализации могут выступать компетентностно-ориентированные задания.
В результате выпускной квалификационной работе были получены следующие результаты:
1. Выявлены возможности использования компетентностно- ориентированных заданий в обучении школьников информатике в условиях реализации требований ФГОС СПОО. Так же рассмотрена взаимосвязь между компетенцией и образовательным результатом, которая отражает возможность формирование образовательных результатов, через компетентностно-ориентированные задания.
2. Выявлены особенности организации обучения школьников на основе использования компетентностно-ориентированных заданий в условиях Мега-уроков. Показано, что компетентности - ориентированные задания соответствуют идеологии проекта «Мега-класс», так как они проблемные, имеют деятельностный характер, соответствуют требованиям ФГОС и личностно-значимые для учащихся.
3. Описаны подходы к разработке компетентностно-ориентированных заданий для обучения школьников информатике в условиях реализации требований ФГОС СПОО. Рассмотрена их структура и в связи с этим предложен алгоритм разработки компетентностно- ориентированных заданий.
4. Разработан комплект компетентностно-ориентированных заданий по теме «Коммуникационные технологии» базового курса информатики старшей школы для реализации обучения на Мега-уроках, состоящий из 12 заданий. На одном из заданий рассмотрен подробный алгоритм разработки.
5. Проведена апробация компетентностно-ориентированных заданий в обучении школьников по модели Мега-класса. В рамках, которой оценена сложность каждого задания и предложены основные рекомендации по изменению условий работы с заданиями.
6. Разработаны методические рекомендации для учителей по использованию компетентностно-ориентированных заданий в обучении информатики в зависимости от цели использования.
Таким образом, задачи решены полностью, цель достигнута - разработаны компетентностно-ориентированные задания для обучения старших школьников информатике по модели Мега-класс.



1. Багаутдинова А.Ш. Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации компетентностного подхода в образовании. Мате-риалы XX Международной научно-методической конференции «Со-временное образование: содержание, технологии качество» 23 апреля 2014, Том 1. С. 28-30.
2. Берсенева О.В. Компетентностно ориентированные задачи как средство совершенствования исследовательских компетенций будущих учителей математики // Мир науки. - 2015. - № 3. - С. 1-17.
3. Бобиенко О.М. Контрольно-измерительные материалы для оценки компетентностных образовательных результатов // Вестник ТИСБИ. - 2012. - №2 (50). - С. 173-183.
4. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: мате-риалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - 2014. — С. 74-76.
5. Вербицкий А.А. Компетентностный подход как новая образовательная парадигма // Сборник научно-методических материалов Образовательного форума «Education? Forward!». - 2013. - № 2. - С. 325-331.
6. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. - 415 с.
7. Ефремова Н.Ф. Проблемы оценивания компетенций студентов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО [Электронный ресурс]. URL:http://fgosvo.ru/changefgos/52/52/2,Портал Федеральных государственных образовательных стандартов, (дата обращения: 12.05.2015).
8. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. Монография. - Ростов-на-Дону, «Аркол», 2010. - 408 с.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе . - 2009. - № 2. - С. 58-64.
10. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. [Электронный ресурс]. URL:http://likhachev.lfond.spb.ru/Les-son/ilushina.(дата обращения: 18.05.2015).
11. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе: учеб.-метод. Пособие / под ред. Н.Ф. Ефремовой. М.: Национальное образование, 2013. - 98 с.
12. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования: Учебное пособие / Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В. и др. - СПб.: НИУ ИТМО, 2014. - 98 с.
13. Кондурар М.В. Понятия компетенция и компетентность в образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2012.-№ 1. - С. 189 - 192.
14. Махотин Д. А. Компетентностно - ориентированные задания как средство оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 5. - С. 17 - 20.
15. МЕГА-класс как инновационная модель обучения информатике: коллективная монография / И.М.Ивкина, И.А.Кулакова, Д.В.Романов, Н.И.Пак, А.Л.Симонова, М.А.Сокольская, Л.Б.Хегай, Т.А.Яковлева - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 31 с.
16. Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. - СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 448 с.
17. Поддьяков. А.Н. Решение комплексных проблем в PISA-2012 и PISA- 2015: взаимодействие со сложной реальностью // Образовательная политика. - 2012. - № 6 (62). - С. 37 - 53.
18. Сиденко А.С. Реализация образовательных стандартов // Образование и наука. - 2013. - № 1 (90). С. 36 - 41.
19. Туманова О.А. Организация сотрудничества на уроках информатики в процессе использования технологий WEB 2. 0 как фактор получения личностных и метапредметных результатов // Вестник Томского госу-дарственного педагогического университета. - 2015. - № 6 (159). С. 87-101.
20. Тупикин Е.И., Горбенко Н.В., Гаврилова Г.В., Суворова Е.В. Контекстные задания - важнейший инструмент выявления уровня освоения компетенций обучающимися в колледжах // Международный журнал экс-периментального образования. - 2012. - № 4. - С. 251 - 253.
21. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 212 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования 17.05.2012 г.
23. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. 17.05.2012 г.
24. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». От 29 декабря 2012 года № 2 273-ФЗ.
25. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
26. Цобор Л. В. Компетентностно-ориентированные задания: структура, содержание, проектирование // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 3. - С. 30-32.
27. Шалашова М. М. Компетентностный подход в изучении химии и оценивание компетенций учащихся средней школы // Химия. - 2011. - № 13. - С. 9 - 15.
28. Шингарева М.В, Проектирование компетентностно-ориентированных задач по учебным дисциплинам вуза автореф. дис. ...канд. пед. Наук. М.: МГАУ им В.П. Горячкина, 2012. - 22 с.
29. Шкерина Л.В. Измерение и оценивание уровня сформированности профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. - 136 с.
30. Шкерина JI.B., Багачук А.В., Кейв М.А., Шашкина М.Б. Теоретические основы и технологии измерения и оценивания профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики: монография. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.
31. Шмигирова И.Б. Компетентностно-ориентированные поисково - ис-следовательские задания в школьной математике // Мир науки, культу-ры, образования. - 2012. - № 5 (36). - С. 182 - 183.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ