Социальные сети как компонент современного социокультурного пространства (Теория и история социально-культурной деятельности, Белгородский Государственный Институт Искусств и Культуры)
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК КОМПОНЕНТА СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА7
1.1 Понятие и типология социальных сетей…7
1.2 Функции и значение социальных сетей в современном обществе………………15
1.3 Характеристики социальных сетей как инструмента социокультурного взаимодействия..19
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТ…26
2.1Анализ взаимодействия социальных сетей и социокультурного пространства….……26
2.2Практические рекомендации по продвижению культурных событий в социальных сетях…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………. 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни миллиардов людей по всему миру. Они оказывают значительное влияние на формирование общественного мнения, распространение информации, создание новых культурных норм и ценностей. Влияние социальных сетей на общество настолько велико, что они становятся важными инструментами для бизнеса, политики, образования и других сфер общественной жизни.
Современные технологии оказывают значительное влияние на все аспекты жизни общества, включая культуру. В последние десятилетия социальные сети превратились в мощный инструмент коммуникации и взаимодействия между людьми. Они становятся не просто платформами для общения, но и важными каналами для распространения информации, в том числе о культурных событиях.
Исследование роли социальных сетей в современном социокультурном пространстве является актуальным и востребованным направлением научных исследований. Оно помогает лучше понять процессы, происходящие в обществе, и разработать эффективные стратегии для управления этими процессами.
Социальные сети изменили способы коммуникации между людьми. Виртуальные сообщества позволяют людям общаться независимо от географического положения, времени суток и культурных различий. Это создает новые формы социального взаимодействия, которые требуют изучения и анализа.
Социальные сети играют важную роль в формировании культурной идентичности. Пользователи создают и распространяют контент, который отражает их ценности, интересы и убеждения. Это приводит к появлению новых субкультур и сообществ, которые могут оказывать влияние на общественную жизнь.
Распространение фейковых новостей, дезинформации и кибербуллинг – все эти явления связаны с использованием социальных сетей. Исследование этих проблем помогает понять, как социальные сети влияют на общественное мнение и поведение пользователей, а также разрабатывать меры по защите прав и интересов граждан в виртуальном пространстве.
Социальные сети являются важным инструментом для продвижения товаров и услуг, создания брендов и привлечения клиентов. Исследования в этой области помогают компаниям лучше понимать потребности своих потребителей и адаптироваться к изменениям рынка. Социальные сети активно используются политическими партиями и движениями для мобилизации сторонников, распространения идеологии и проведения кампаний. Изучение этого аспекта позволяет глубже понять механизмы политической борьбы и воздействия на электорат.
Таким образом, исследование роли социальных сетей в современном социокультурном пространстве является актуальным и востребованным направлением научных исследований. Оно помогает лучше понять процессы, происходящие в обществе, и разработать эффективные стратегии для управления этими процессами.
Проблемы исследования взаимодействия социальных сетей и социокультурного пространства носит двунаправленный характер и строится на противоречии между тем, что, с одной стороны, социальные сети предоставляют уникальные возможности для расширения доступа к культуре, формирования сообществ и стимулирования творчества, а с другой стороны, они сопряжены с рядом рисков и вызовов, таких как информационная перегрузка, распространение ложной информации и проблемы с приватностью.
Степень научной разработанности проблемы тематики «Социальные сети как компонент современного социокультурного пространства» достаточно высока, однако она продолжает оставаться актуальной и открытой для дальнейших исследований. На сегодняшний день существует большое количество работ, посвященных различным аспектам данной темы, включая социологический, психологический, экономический и технический подходы.
Социология в контексте информационной парадигмы имеет разработанный методологический аппарат, успешно применяемый для изучения различных феноменов социальной жизни.
Многочисленные работы исследуют влияние социальных сетей на социальную структуру общества, формирование идентичностей, развитие общественных движений и изменение социальных норм. Основные результаты исследований отражены в работах иностранных и отечественных исследователей.
Психологи изучают воздействие социальных сетей на психическое здоровье, когнитивные функции и поведение пользователей. Известны работы Д. Белл, Н. Винер, Джим М. Твендж, М. Кастельс и др.
Экономисты и маркетологи анализируют влияние социальных сетей на бизнес-процессы, потребительское поведение и маркетинговые стратегии. Работы Т. Стоуньера, Ю. Ши, Д. Гу Д., К. Танга, Пола У. Фэрриса, Нейла Бендла, Филиппа Пфайфера, Дэвида Рейбштейна вносят значительный вклад в эту область.
Специфика Интернет как нового социального пространства взаимодействия индивидов и социальных общностей раскрывается с точки зрения сетевых теорий, методология которых была заложена такими авторами как К.К. Колин, П. Лазарсфельд, В. Н. Михайловский, Дж. Л. Морено, Д. С. Робертсон, Э. Тоффлер, А. Д. Урсул и др.
Среди отечественных ученых, занимающихся проблематикой информатизации общества, необходимо назвать работы В. Г. Афанасьева, Г. Р. Громов, А. Л. Гуревич, А. И. Ракитова и др. Активно развивают это направление Д. В. Иванов, А.А. Рогожина, М. Кастельес, Э. Киселева, М. М. Кузнецов, Я. В. Рейзма, М. Е. Соколова, М. Н. Сергеева, А. Турен, О. В. Шлыкова, И. И. Юзвишин, К. Ясперс и др.
Несмотря на обилие литературы, некоторые аспекты остаются недостаточно изученными. Несмотря на наличие множества отдельных исследований, до сих пор отсутствует единая комплексная теория, объединяющая все аспекты социальных сетей в рамках единого научного подхода. Вопросы этики и регулирования использования социальных сетей остаются актуальными и требуют дальнейшего изучения.
Объект исследования: социальные сети.
Предмет исследования: влияние социальных сетей на социокультурное пространство и их роль в формировании общественного мнения, культурных норм и идентичности пользователей.
Цель исследования: провести анализ социальных сетей как компонента современного социокультурного пространства и предложить алгоритм стратегий продвижения культурных событий в социальных сетях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основные понятия и типологию социальных сетей.
2. Выявить функции и значения социальных сетей в современном обществе.
3. Рассмотреть характеристики социальных сетей как инструмента социокультурного взаимодействия.
4. Провести анализ взаимодействия социальных сетей и социокультурного пространства
5. Разработать практические рекомендации по продвижению культурных событий в социальных сетях.
Методы исследования: теоретические – библиографический, структурно-функциональный; эмпирические – наблюдение, опрос.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В постиндустриальном обществе главным продуктом, производимым в социокультурной среде, является информация — как текстовая, так и аудиовизуальная. С появлением сети Интернет и в частности распространением социальных сетей, скорость передачи потоков информации значительно возросла, а рост пользователей, подтвержденный статистическими данными, объединил их в новую общность — цифровое социокультурное пространство.
Социокультурное пространство, формирующееся в цифровой среде, не потеряло своих основных характеристик, выделенных еще в XX веке П. А. Сорокиным: оно по-прежнему имеет границы, очерченные ценностями и нормами, а также взаимодействиями многосвязанных групп, заключающих в себе социальные, культурные, личностные аспекты взаимодействующих участников. Качественно новым в цифровой действительности социокультурный пространств является разрушение пространственно-временных парадигм: теперь для успешного коммуникативного акта не обязательно находиться в одно время и в одном геолокационном пространстве. Цифровое социокультурное пространство является поликультурным конструктом, в котором ключевыми параметрами являются атомизированные кластеры Интернет-пользователей, не только реципиентов информации, но и имеющих возможность генерировать культурные артефакты и использовать каналы для их массового распространения.
Результаты теоретического анализа показывают, что взаимодействие социальных сетей и социокультурного пространства носит двунаправленный характер. С одной стороны, социальные сети предоставляют уникальные возможности для расширения доступа к культуре, формирования сообществ и стимулирования творчества. С другой стороны, они сопряжены с рядом рисков и вызовов, таких как информационная перегрузка, распространение ложной информации и проблемы с приватностью.
Исследование роли социальных сетей в современном социокультурном пространстве является актуальным и востребованным направлением научных исследований. Оно помогает лучше понять процессы, происходящие в обществе, и разработать эффективные стратегии для управления этими процессами.
Также были сформулированы практические рекомендации по продвижению культурных событий в социальных сетях:
1. Разработка четких целей. Определить конкретные цели продвижения в социальных сетях, например, повышение осведомленности, привлечение новых аудиторий или увеличение продаж билетов.
2. Выбор соответствующих платформ. Рассмотреть демографические данные целевой аудитории и выберите социальные сети, наиболее популярные среди них.
3. Создание привлекательного контента. Разрабатывать интересный и качественный контент, который выделяется среди множества других постов в социальных сетях. Использование визуально привлекательных изображений, видео и информативных текстов является ключевым.
4. Использование платных рекламных кампаний. Рекламные кампании в социальных сетях могут значительно повысить охват и привлечение, помогая организаторам охватить конкретную целевую аудиторию.
5. Взаимодействие с влиятельными лицами. Партнерство с влиятельными лицами в области культуры или искусства может помочь усилить сообщение и охватить новую аудиторию.
6. Отслеживание и анализ. Регулярно отслеживать показатели эффективности кампаний в социальных сетях, таких как охват, вовлеченность и продажи билетов. Это позволит организаторам оптимизировать свои стратегии и получить максимальную отдачу от вложений.
1. Агеева, Г. М. Литблоги и подкасты как форматы книжного медиабытия / Г. М. Агеева. // Библиосфера. – 2020. – № 1. – С. 101-107.
2. Афанасьев, В. Г. Социальная информация / В. Г. Афанасьев. – Москва : Наука, 1994. – 200 с.
3. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл ; под ред. П.С. Гуревича. – Москва : Прогресс, 1986. – 420 с.
4. Библиотеки и социальные сети : метод. рекомендации / Амурская областная научная библиотека им. Н. Н. Муравьева-Амурского, метод. отд. ; сост. Г. А. Базарная. – Благовещенск, 2017. – 28 с.
5. Библиотечные группы в социальных сетях : (не)методические рекомендации / СОУНБ им. В. Г.Белинского ; сост. Т. С. Пирогова, М. Н. Поникаровская ; ред. И. Г. Слодарж. – Екатеринбург, 2019. – 44 с.
6. Бондаренко, С.В. Основы 3ds Max 2009. Выходные данные / С.В. Бондаренко. – Москва : ИНТУИТ, 2016 –312 с.
7. Василькова, Е. А. Библиотеки в соцсетях / Е. А. Василькова. // Современная библиотека. – 2014. – № 3. – С. 42-44.
8. Винер, Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / Н. Винер. – Москва : Советское радио, 1968. – 324 с.
9. Волкоморов, В. А. Актуальные медиатизированные коммуникативные практики российского цифрового поколения / В. А. Волкоморов. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. – 2020. – Т. 26. – № 1 (195). – С. 44-47.
10. Воронкин, А. С. Социальные сети : эволюция, структура, анализ / А. С. Воронкин. // Образовательные технологии и общество. – 2014. – № 1. – С. 650-675.
11. Григорьева, Е. Н. Современное социокультурное пространство : социальный аспект / Н. Н. Григорьева. // Международный журнал экспериментального образования : материалы конференции – Пенза : Пензенский гос. университет, 2011. – № 5. – С. 97-98.
12. Гришаева, С. А. Коммуникативные практики молодежи в социальных сетях / С. А. Гришаева. // Цифровая социология. – 2019. – Т. 2. – № 3. – С. 4-9.
13. Громов, Г. Р. Национальные информационные ресурсы : проблемы промышленной эксплуатации / Г. Р. Громов. – Москва : Наука, 1984 – 240 с.
14. Гуревич, А. Л. Виртуальная культура и проблемы духовной жизни современного общества / А. Л. Гуревич. – Москва: Компания Спутник+, 2004 – 64 с.
15. Дайзард, У. Наступление информационного века / У. Дайзер ; под редакцией П. С. Гуревича. – Москва : Прогресс, 1986. – 343 с.
16. Демин, А. И. Информация как всеобщее свойство материи [Электронный ресурс] / А. И. Демин. – URL: https://libcats.org/ (дата обращения: 10.01.2025).
17. Дужникова, А. С. Социальные сети : современные тенденции и типы пользования / А. С. Дужникова. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2010. – № 5 (99). – С. 238-251.
18. Зайонц, В. В. Социологические подходы к исследованию виртуальных социальных сетей / В. В. Зайонц. // Молодой ученый. – 2010. – № 4. – С. 266-271.
19. Иванов, Д. В. Виртуализация общества: Версия 2.0. / Д. В. Иванов – Санкт-Перербург : ПВ, 2002 – 213 с.
20. Кастельс, М. Галактика Интернет : Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. / М. Кастельс. – Екатеринбург : У-Фактория, 2004. – 328 с.
21. Кастельс, М. Россия и сетевое общество / М. Кастельс, Э. Киселева. // Мир России. – 2000. – № 1. – С. 2-5.
22. Козырева, Л. Д. Трансформация социальных связей молодежи в информационном обществе / Л. Д. Козырева. // Социодинамика. – 2017. – №4. – С. 94–104.
23. Колин, К. К. Социальная информатика – научная база постиндустриального общества / К. К. Колин. – Москва : Издательство Института молодежи, 1994 – С. 4-23.
24. Кочергина, А. А. Страсти про подкасты / А. А. Кочергина. // Современная библиотека. – 2020. – № 3. – С. 42-44.
25. Кузнецов, М. М. Виртуальная реальность – техногенный артефакт или сетевой феномен / М. М. Кузнецов. – Москва : Прогресс-Традиция, 2004. – С. 62-90.
26. Лазарсфельд, П. Выбор народа: как избиратель принимает решение в президентской компании / П. Лазарсфельд ; авторы русского перевода : М. Ю. Завгородняя [и др.]. – Ульяновск : УлГУ, 2018 – 151 с.
27. Латкина, И. 10 видов контента для социальных сетей учреждения культуры / И. Латкина. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2021. – № 1. – С. 16-23.
28. Литвинова, Е. Н. Массовая культура и массовая коммуникация в современном информационном пространстве : к проблеме взаимодействия / Е. Н. Литвинова. // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 1. – С. 95-99.
29. Лобанова, Е. Готовые решения и импровизации : 12 идей по заполнению ленты / Е. Лобанова. // Библиотека. – 2021. – № 1. – С. 19-21.
30. Мельникова, М. С. Понятие «социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках / М. С. Мельникова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2014. – № 1. – С. 254-257.
31. Методическое пособие для работы в социальных сетях для учреждения культуры [Электронный ресурс] – URL: https://www.nartwor.ru/attachments/article/5460. (дата обращения: 20.12.2024).
32. Михайлова, А. «Одноклассники». Как продвигать учреждение в соцсети / А. Михайлова. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2020. – № 5. – С. 24-27.
33. Михайловский, В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация / В. Н. Михайловский – Санк-Петербург : Наука : Санкт-Петербургская издательская фирма, 1994 – 143 с.
34. Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. / Дж. Морено ; пер. с англ. В. М. Корзинкина ; ред. пер. и предисловие М. Ш. Бахитова. – Москва : Изд. иностр. лит., 1958 – 289 с.
35. Огнева, И. Н. Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки / И. Н. Огнева. // Библиотечное дело. – 2012. – № 6. – С. 32–33.
36. Осовская, Г. Инструкция для руководителя. Как создать группу или страницу учреждения в социальных сетях, чтобы привлечь посетителей / Г. Осовская. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2021. – № 1. – С. 62-68.
37. Патаракин, Е. Д. Сетевые сообщества и обучение / Е. Д. Патаракин. – Москва : Per Se, 2006 – 109 с.
38. Патюков, С. В. Социальная сеть : понятие, история возникновения, современное положение дел / С. В. Патюков. // Юный ученый. – 2017. – № 2 (11). – С. 75–77.
39. Попова, Н. В. Собственный видеоконтент библиотек : тенденции и перспективы использования / Н. В. Попова. // Библиотековедение. – 2020. – Т. 69. – № 3. – С. 261-268.
40. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России / М. С. Чванова, М. В. Храмова, В. Ю. Лыскова [и др.] // Образовательные технологии и общество. – 2014. – Т. 17. – № 3. – С. 472-493.
41. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева ; 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2007. – 495 с.
42. Ракитов, А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях / А. И. Ракитов. – Москва : РАН. Институт научной информации, 1998. – 104 с.
43. Рейзема, Я. В. Информатика социального отражения : информационные и социальные основания общественного разума / Я. В. Рейзема. – Москва : Прометей, 1990. – 220 с.
44. Робертсон, Д. С. Информационная революция / Д. С. Робертсон. – Москва : ИНИОН, 1993. – 235 с.
45. Рогожина, А. А. Социальные сети : новый канал коммуникации или квазиобщение / А. А. Рогожина. // Российская наука и образование сегодня : проблемы и перспективы. – 2015. – № 4(7). –С. 82.
46. Садыгова, Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей / Т. С. Садыгова. // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 3 (10). – 192-194 с.
47. Семячко, А. Новые возможности соцсети «Вконтакте», чтобы заинтересовать читателей / А. Семячко. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2020. – № 5. – С. 46-48.
48. Сергеева, М. Н. Факторы и механизмы адаптации человека к культуре использования информационных ресурсов / М. Н. Сергеева. // Вести. Поволжск. ин-та управления. – 2013. – № 6 (39). – С. 121.
49. Сетевые сообщества и модели социального развития / М. В. Сухарев, Т. В. Морозова, Р. В. Белая [и др.] ; под редакцией М. В. Сухарева ; Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук», Институт экономики КарНЦ РАН. – Петрозаводск : КарНЦ РАН, 2019. – 225 с.
50. Силкина, Л. В. Социально-философские основания анализа культурного пространства : дис. кандидата философских наук : 09.00.11 / Л. В. Силкина ; Саратовский госуларственный уничерситет им. Н. Г. Чепнышевского – Саратов, 1999. – 130 с.
51. Смеюха, В. В. Социальные сети : функционально-типологический аспект / В. В. Смеюха. // Вопросы теории и практики журналистики. – 2013. – № 2. – С. 100-105.
52. Соколова, М. Е. Социальное время и новые электронные технологии : аналитический обзор / М. Е. Соколова. – Москва : ИНИОН РАН, 2006. – 105 с.
53. Стоуньер, Т. Информационное богатство : профиль постиндустриальной экономики / Т. Стоуньер ; под ред. П. С. Гуревича. –Москва : Прогресс, 1986. – 430 с.
54. Твендж, Д. М. Поколение селфи. Кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык / Д.М. Твендж. – Москва : Эксмо, Бомбора, 2018 – 328 с.
55. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. – Москва : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 557 с.
56. Турен, А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии / А. Турен – Москва : Научный мир, 1998. – 204 с.
57. Урсул, А. Д. Устойчивое развитие цивилизации : проблема информации и информатизации / А. Д. Урсул, Т. А. Урсул. // Научно-техническая информация – 1994. – № 12. – С. 120–138
58. Филимонов, Г. Ю. Социальные сети как инновационный механизм «мягкого» воздействия и управления массовым сознанием / Г. Ю. Филимонов, Г. А. Цатурян. – Москва : Nota Bene, 2012. – С. 65-75.
59. Фэррис, П. Маркетинговые показатели. Более 50 показателей, которые важно знать каждому руководителю / П. Фэррис, Н. Бендл, Ф. Пфайфер, Д. Рейбштейн. – Москва : Издательство: «Баланс Бизнес Букс», 2009 – С. 14-20
60. Чвякин, В. А. Теория социальных сетей : учебник / В. А. Чвякин. – Нижний Новгород, 2023 – 116 с.
61. Чебунина, О. А. Виртуальный социальный капитал в процессе интернет-социализации молодежи // О. А. Чебунина. // Гуманитарий юга России. – 2019. – Т. 8. – № 1. – С. 229-241.
62. Шеннон, К. Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон. – Москва : Издательство «Иностранная литература», 1963. –830 с.
63. Ши, Ю. Информационная перегрузка / Ю. Ши, Д. Гу, К. Танг ; под ред. Милана Желены. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 1117 с.
64. Шлыкова, О. В. Феномен мультимедиа : технология эпохи электронной культуры / О. В. Шлыкова. – Москва : МГУКИ, 2003. – 268 с.
65. Юзвишин, И. И. Основы информациологии : учебник для вузов / И. И. Юзвишин. – Москва : Высшая школа, 2001. – 600 с.
66. Янковский, С. Я. Концепции общей теории информации [Электронный ресурс] / С. Я. Янковский – URL: http://www.n-t.org (дата обращения: 05.01.2025).
67. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель / К. Ясперс. – Москва : Наука, 1991. – С. 99-139