ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МНЕСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1Сущность понятия мнестических процессов6
1.2 Особенности дошкольников с задержкой психического развития 8
1.3 Особенности развития мнестических процессов у детей с задержкой психического развития 11
2. Пути коррекции и развития мнестических процессов у детей дошкольного возраста с ЗПР 15
2.1 Основы коррекционного развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР 15
2.2 Рекомендации по развитию мнестических процессов у детей дошкольного возраста с ЗПР 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Развитие ребенка в дошкольном возрасте — это критически важный период, когда формируются основные психические процессы, включая внимание, восприятие и память. Память, как один из ключевых аспектов познавательной деятельности, играет особую роль в процессе обучения и социализации детей. Она обеспечивает возможность запоминания и воспроизведения информации, что, в свою очередь, влияет на успешность взаимодействия с окружающим миром. В условиях современного общества, где информация становится все более доступной и многообразной, проблемы, связанные с развитием мнестических процессов, приобретают особую актуальность. Это касается не только детей с нормальным психическим развитием, но и тех, кто сталкивается с задержками в этом процессе.
Задержка психического развития — это состояние, которое затрагивает множество аспектов функционирования ребенка, включая его когнитивные способности, эмоциональную сферу и социальные навыки. Дети с задержкой психического развития могут испытывать трудности в усвоении учебного материала, взаимодействии со сверстниками и адаптации к требованиям окружающей среды. В частности, это может касаться и их мнестических процессов, которые могут развиваться не так, как у сверстников, что, в свою очередь, негативно сказывается на их общем развитии [15].
Изучение особенностей мнестических процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития представляет собой важную задачу как для научного сообщества, так и для практических специалистов в области психологии и педагогики. Понимание основных характеристик, закономерностей и факторов, влияющих на развитие памяти у таких детей, позволит создать более эффективные методы диагностики и коррекции, что, в свою очередь, может значительно улучшить качество их жизни и образовательные результаты.
Актуальность данной темы обусловлена важностью памяти для формирования личности ребенка. Ранняя диагностика и коррекция нарушений памяти у детей является ключевым аспектом их общего психического развития и успешной адаптации в обществе. В условиях современного образования и воспитания необходимо учитывать специфику развития детей с задержкой психического развития, что требует глубокого понимания теоретических основ мнестических процессов и их особенностей.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью изучения специфики развития мнестических процессов у детей с задержкой психического развития и малой степенью разработанности данной области научного знания.
Противоречие исследования, определила проблему: каковы особенности развития мнестических процессов детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Объект исследования: мнестические процессы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие мнестических процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что память детей с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей.
Цель исследования: изучить особенности развития мнестических процессов у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия мнестические процессы.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности дошкольников с ЗПР.
3. Раскрыть особенности развития мнестических процессов у дошкольников с задержкой психического развития.
4. Рассмотреть основы коррекционного развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР и рекомендации по развитию мнестических процессов у детей.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение литературы.
Теоретическими основами исследования являются работы:Боряковой Н.Ю., Власовой Т.А., Лубовского Т.И., Дубровиной И.В., Лебединской К.С., Марцинковской Т.Д., Немова Р.С. и др.
Теоретическая значимость исследования: изучены теоретические основы особенностей развития мнестических процессов у дошкольников с задержкой психического развития, которые внесут вклад в разработку изучаемой проблемы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка литературы.
В начале данного исследования была поставлена цель — изучить особенности развития мнестических процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Для реализации этой цели проанализировали теоретический материал.Следовательно, поставленная цель достигнута, задачи выполнены полностью, гипотеза о том, чтопамять детей с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей, доказана.
Память является одной из ключевых когнитивных функций, которая обеспечивает не только запоминание и воспроизведение информации, но и формирование основ для дальнейшего обучения и социализации. Для детей дошкольного возраста, находящихся в процессе активного познания окружающего мира, развитие памяти имеет особое значение. В этом возрасте происходит интенсивное накопление знаний и навыков, что в дальнейшем влияет на успешность учебной деятельности и адаптацию в социуме.
Мнестические процессы — это фундаментальные компоненты познавательной деятельности, включающие в себя сложный комплекс психических функций. Они охватывают не только процессы запоминания новой информации и ее сохранения в памяти, но также и процессы забывания, узнавания и, что особенно важно, активное воспроизведение ранее усвоенного материала. Эти процессы взаимосвязаны и динамичны, постоянно взаимодействуя друг с другом и влияя на эффективность познавательной деятельности в целом. Нарушения в любой из этих стадий могут существенно сказываться на общей способности к обучению и адаптации.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) — это группа детей, у которых наблюдается отставание в психическом развитии по сравнению со сверстниками того же хронологического возраста. Это отставание не является следствием органического поражения головного мозга, как при умственной отсталости, а проявляется в более медленном темпе созревания психических функций. У таких детей может наблюдаться задержка в развитии речи, мышления, памяти, внимания, восприятия и других когнитивных функций.
Развитие мнестических процессов (памяти) у детей с ЗПР требует комплексного подхода, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка. Все упражнения должны быть построены в игровой форме, с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Перспективным направлением дальнейшего исследования является разработка специальной коррекционной программы, ориентированной на развитие мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Такая программа должна включать в себя не только комплекс специально подобранных упражнений и игр, но и методики, направленные на развитие сопутствующих когнитивных функций.
1. Абдиева Л.Р., Якубова Ф.Р. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР.2024. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67983682 (дата обращения: 20.12.2024)
2. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расш. — Москва, Санкт-Петербург: АСТ;,Прайм-Еврознак, 2012. — 811 с.
3. Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика. Монография/ Н.Ю.Борякова. - 2-е изд. - Ярославль: Канцлер, 2020. - 170 с.
4. Борякова Н.Ю. Развитие мнестических процессов у детей с задержкой психического развития в структуре коррекционной работы / Н.Ю. Борякова, Т. И. Дубровина, О. С. Орлова // Специальное образование. – 2021. – № 2(30). – С. 5-11.
5. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития. М.: ГНОМ, 2007. - 188 с.
6. Дубровина И.В. Психология: учебник для среднего профессионального образования / И. В. Дубровина [и др.]. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 169 с.
7. Закирова Е. Н., Соловьёва М.Н., Овсянникова О.С., Данилова А. Д., Устьянцева А.Д. Специфические проявления мнемических процессов у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №5-2 (80).
8. Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: учебное пособие / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский. — 9-е изд., 2020. – 303 с.
9. Маркина О.А. Особенности памяти у детей с ЗПР. / О.А. Маркина // Молодежь ХХI века: образование, наука, инновации, материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: Бора-Пресс, 2020. С. 47-48.
10. Марцинковская Т.Д. Общая психология: учеб. пособ. М.: Академия, 2014. - 384 с.
11. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. Книга 1, Общие основы психологии. СПб.: ВЛАДОС, 2013. - 688 с.
12. Николаева Н.И. Использование приемов мнемотехники для развитияпамяти у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // nsportal.ru:социальная сеть работников образования. 2020. -URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/08/statya-ispolzovanie-priemov-mnemotekhniki-dlya-razvitiya-pamyati-u (дата обращения: 20.12.2024)
13. Пешкова Н.А. Развитие произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием мнемотехник. Учебно-методическое пособие. / Н.А. Пешкова. – М.: Мир науки, 2022. - 114 с.
14. Попова О.В. Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // nsportal.ru: социальная сеть работников образования. 2021. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/10/14/osobennostirazvitiya-pamyati-u-detey-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo (дата обращения: 20.12.2024)
15. Серегина А.С. Психолого-педагогическая поддержка развития мнемических процессов у детей с задержкой психического развития / А.С. Серегина // Всероссийский журнал: Педагогический опыт. – 2021. – URL: https://www.pedopyt.ru/categories/10/articles/663 (дата обращения: 20.12.2024)
16. СинягинаД. Ю. К вопросу об изучении мнестических процессов у дошкольников с нарушениями речи / Д. Ю. Синягина // Наука сегодня: вызовы, перспективы и возможности: материалы международной научно-практической конференции, Вологда, 16 декабря 2020 года. – Вологда: ООО «Маркер», 2020. – С. 63-64.
17. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие — Балашов: «Николаев», 2021. — 68 с.
18. Хаматова К.А. Мнемотехника как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 2021. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65660921(дата обращения: 20.12.2024)
19. Черная В.В. Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru: научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie- (дата обращения: 20.12.2024)
20. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: АРКТИ, 2018. - 224 с.