Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №166663

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2023
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе 7
1.1 Сущность понятий «проблемный вопрос» и «проблемная ситуация» 7
1.2 Особенности применения проблемного вопроса и проблемных ситуаций в практике начальной школы 13
1.3 Классификация проблемных ситуаций, пути и способы их создания 19
2 Опытно-экспериментальная работа по применению проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе 24
2.1 Первичная диагностика знаний младших школьников по русскому языку 24
2.2 Содержание работы по использованию проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе 30
2.3 Результаты экспериментальной работы 39
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А Методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской 53
Приложение Б Опросник Ч.Л. Спилбергера 55
Приложение В Диагностика предметных результатов по русскому языку 57

Актуальность исследования. В настоящее время одним из требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы, является овладение метапредметными результатами. Эта информация содержится в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [46]. Именно метапредметные результаты являются основой универсальных учебных действий, характеризуют младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Но, следует отметить, что учащийся начальных классов становится субъектом собственной деятельности только когда выходит за рамки учебной деятельности. Тогда школьник проявляет самостоятельность, творческую активность, выбирает пути решения жизненных задач. В связи с этим, необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы оно способствовало формированию способов действий, обеспечивающих решение проблем, и достижению метапредметных результатов обучения. Одной из таких методик обучения является проблемное обучение. Все вышеизложенное обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования - процесс проблемного обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования - методика работы над проблемной ситуацией на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования - охарактеризовать методику работы над проблемной ситуацией на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «проблемный вопрос» и «проблемная ситуация»;
2. Изучить особенности применения проблемного вопроса и проблемных ситуаций в практике для младших классов;
3. Рассмотреть классификацию проблемных ситуаций, пути и способы их создания;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по применению проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как И.А. Ильницкая, С.В. Исаева, А.П. Кильдиярова, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Е.Л. Мельникова, С.В. Равинская, Г.К. Селевко, А.А. Чубисова и другие.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ учебной, учебно-методической, научной литературы;
2) Обобщение педагогического передового опыта, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученного материала студентами при прохождении практики, а также учителями начальных классов.
Апробация результатов исследования: по результатам работы опубликована научная статья «Теоретические аспекты технологии проблемного обучения в начальной школе» в сборнике международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023.
База исследования: Пискуновская ООШ филиал МБОУ Момотовской СОШ.УМК «Школа России». В исследовании приняли участие 12 учеников 3 класса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 50 наименований и 2 приложения. В работе содержится 15 рисунков и 1 таблица. Общий объем работы составляет 59 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования нами были решены следующие задачи:
Раскрыты понятия «проблемный вопрос» и «проблемная ситуация». Изучив различные подходы к определению данных понятий, в данном исследовании мы взяли за основу определения, данные М.И. Махмутовым, согласно которым проблемная ситуация - созданное учителем затруднение, с помощью которого он побуждает учеников к самостоятельному поиску знаний и путей решения. Проблемный вопрос - это вопрос, на котором основана проблемная ситуация. Решением проблемной ситуации, при этом является ответ на проблемный вопрос.
Мы выделили следующие особенности применения проблемного вопроса и проблемных ситуаций в практике начальной школы: контроль со стороны учителя, преемственность, фрагментарность, учет особенностей мыслительной деятельности (преобладание конкретно-образного мышления в 1-2 классе и словесно-логического в 3-4 классах).
Рассмотрена классификация проблемных ситуаций, пути и способы их создания. За основу в данном исследовании нами взята классификация В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, согласно которой проблемные ситуации делятся на следующие четыре типа: общий тип, основанный на факте недостатка знаний ученика; тип, проблемных ситуаций, требующий применения на практике усвоенных знаний; тип, основанный на противоречии между теоретическими знаниями и их практическим применением; тип, при котором практический результат не соответствует теоретическому обоснованию; тип, при котором имеет место нестыковка в средствах наглядности.
В практической части нашего исследования нами была проведена экспериментальная работа проверки эффективности применения проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе. Базой исследования является Пискуновская ООШ филиал МБОУ Момотовской СОШ. В исследовании приняли участие 12 учеников 3 класса.
В качестве методов исследования нами были выбраны следующие методики: методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской; опросник Ч.Л. Спилбергера для диагностики познавательной активности; наблюдение проявлений самостоятельности младших школьников на уроках русского языка. По итогам первичной диагностики мы выявили, что 2 (16%) младших школьника имеют высокий уровень знаний познавательной активности, 5 учеников (42%) имеют средний уровень и 5 (42%) - низкий уровень. По результатам наблюдения проявлений
самостоятельности младших школьников на уроках русского языка мы выявили, что 3 ученика (25%) самостоятельно справлялись с заданиями, могли дополнить ответы одноклассников. 6 учеников (50%) затруднялись в выполнении самостоятельных работ, задавали много вопросов учителю, но успешно выполняли задания по образцу. 3 ученика (25%) не смогли выполнить задания без помощи учителя. Результаты констатирующего этапа свидетельствуют о необходимости проведения работы по активизации познавательной деятельности и повышению уровня самостоятельности на уроках русского языка.
На формирующем этапе исследования нами были использованы проблемные ситуации, которые включались на различных этапах уроков русского языка. На контрольном этапе исследования нами были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе. Сравнивая результаты проведенных диагностик на констатирующем и контрольном этапах, мы видим, что количество учеников с высоким уровнем познавательной активности увеличилось на 4 и составляет 50%, количество учеников с низким уровнем уменьшилось на 5 и составляет 8%. Также после повторного проведения наблюдения с целью выявления уровня самостоятельности младших школьников на уроках русского языка на контрольном этапе, мы выявили высокий уровень самостоятельности у 6 младших школьников (50%), что на 3 больше, чем на констатирующем этапе. Средний уровень имеют 4 ученика (34%), 2 ученика (16%) имеют низкий уровень самостоятельности. Результаты свидетельствуют о повышении общего уровня самостоятельности в классе.
На контрольном этапе исследования мы выявили повышение уровня познавательной активности и уровня самостоятельности младших школьников на уроках русского языка, что доказывает эффективность использования проблемных ситуаций.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены в полном объеме.


1. Анушкевич, И.Г. Проблемное обучение: ситуация - вопрос - задание / И.Г. Анушкевич // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6. -С. 60-62.
2. Ахтариева, Р.Ф. Дидактическое обоснование методов проблемного обучения / Р.Ф. Ахтариева, А.Р. Рахманова, Е.В. Салимуллина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №2. - С. 34¬37.
3. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. -Воронеж: Воронежский университет, 1977. - 240 с.
4. Бобровская, Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа - 2015. - №6. - С.76-80.
5. Быстрова, Н.В. Проблемное обучение в современном образовании / Н.В. Быстрова, А.С. Зиновьева, Е.В. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №2. - С. 43-47.
6. Винникова, И.В. Проблемные задания на развитие психических процессов / И.В. Винникова // Начальная школа. -2013. -№3. -С. 25-28.
7. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку / Т.М. Воителева. -Москва: Дрофа, 2006. - 320 с. - ISBN 5-7107-9516-X.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 1996. - 416 c. - ISBN 978-5-4461-1109-1.
9. Гудкова, Л.М. Проблемные задания на уроках английского языка в младших классах / Л.М. Гудкова // Иностранные языки в школе. -2017. - №7. -С. 54.
10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва : ИНТОР, 1996. - 544 с. - ISBN 5-89404-001-9.
11. Давыдов, В.В. Избранные психологические труды / В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с. - ISBN 5-7155-0035-4.
12. Джиоева, А.Р. О реализации проблемного обучения в начальной школе / А.Р. Джиоева Г.Х. Джиоева // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 3. - С. 135-137.
13. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильницкая. - Москва, 2016. - 277 с.
14. Исаева, Л.А. Создание проблемных ситуаций в процессе обучения младших школьников / Л.А. Исаева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №6. - С. 325-327.
15. Исаева, С.В. Использование элементов методики проблемного обучения на уроках развития речи в начальных классах / С.В. Исаева // Школьный логопед. - 2010. -№3. - С. 71-75....(50)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ