ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ 7
1.1. Понятие о «безопасности образовательного пространства» 7
1.2. Психологическая суверенность личности и ее типы 15
1.3. Специфика суверенности психологического пространства личности
педагогов в ОУ 20
Выводы по Главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОЦЕНКИ
БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГАМИ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
СУВЕРЕННОСТИ 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 29
2.3. Повышение уровня психологической суверенности педагогов
начальной школы в образовательной среде 40
Выводы по Главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается повышение актуальности проблемы психологической безопасности образовательной среды. Важность изучения данной проблемы заключается в том, что психологическая безопасность образовательной среды является условием успешности учебного процесса и личностного становления участников образовательного процесса.
Концепция национальной безопасности страны под психологической безопасностью учителей, обучающихся и их родителей предполагает защищенность их жизни и здоровья, соблюдение их прав и свобод, чести и достоинства. Психологическая безопасность образовательной среды подразумевает продолжение психологической безопасности участников образовательного процесса, а также соблюдение общественного порядка, спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.
Образовательную среду следует рассматривать как важный элемент определенного этапа жизни каждого человека. Субъектами осуществления психологической безопасности личности в образовательном процессе являются учебные заведения разных ступеней. Образовательное учреждение способно реализовать локальную систему психологической безопасности посредством реализации обучающего и воспитательного воздействия, что обусловливает важность изучаемой проблемы.
Актуальность исследования проблемы психологического пространства связана с комплексной значимостью для личности физических, социальных и психологических явлений, с которыми человек отождествляет себя (территория, личные предметы, социальные привязанности, установки) и которые лежат в основе идентичности личности. Это все представляет суверенность личности.
Снижение способности субъекта удерживать свои личностные границы и контролировать свое психологическое пространство, т.е. снижение компонентов суверенности психологического пространства личности педагога приводит к снижению чувства безопасности образовательного пространства и снижает эффективность его педагогической деятельности, негативно сказывается на его взаимоотношениях с коллегами и обучающимися.
В связи с вышесказанным проблема исследования является актуальной и обусловливает необходимость проектирования безопасного психологического пространства участников образовательных отношений.
Понятие «психологическое пространство» отражено в работах зарубежных авторов: А. Адлера, У. Джемса, К. Левина, 3. Фрейда, Э. Эриксона, К.Г. Юнга и других. Теоретические попытки осмыслить природу психологического пространства можно встретить в работах Т.Н. Березиной, Ф.Е. Василюка, В.С. Мухиной, С.К. Нартовой-Бочавер, И.С. Кона...
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что проблемы психологического пространства связана с комплексной значимостью для личности физических, социальных и психологических явлений, с которыми человек отождествляет себя (территория, личные предметы, социальные привязанности, установки) и которые лежат в основе идентичности личности. Это все представляет суверенность личности.
Снижение способности субъекта удерживать свои личностные границы и контролировать свое психологическое пространство, т.е. снижение компонентов суверенности психологического пространства личности приводит к снижению чувства безопасности психологического пространства. Поэтому важно повышение уровня суверенности психологического пространства личности, что позволит повысить чувство безопасности психологического пространства личности.
Теоретический обзор литературы по проблеме исследования показал, что на сегодняшний день нет единого и четкого определения понятия «психологическое пространство личности».
Психологическое пространство личности раскрывается с двух сторон жизни человека - индивидуальности личности и взаимодействия в социуме.
Психологическое пространство с целостными границами называется суверенным (франц. «souverain» - «носитель верховной власти»), потому что его обладатель способен поддержать свою личностную автономию. В связи с чем рассмотрена суверенность личности.
Психологическое пространство личности складывается под воздействием следующих факторов: генетические, средовые, культурные, индивидуального опыта.
Под психологической безопасностью участников образовательного процесса понимается условие образовательной среды школы, в которой во взаимодействиях ее участников отсутствует психологическое насилие, и более того, она способствует их психологическому благополучию. Система обеспечения безопасности образовательного пространства структурируется в зависимости от объектов безопасности и характера угроз.
Во второй главе данной работы представлены результаты эмпирического исследования с целью определения безопасности психологического пространства личности педагогов.
Выборку исследования составили 20 педагогов начальной школы.
Для достижения поставленной цели и решения задач исследования были применены следующие методики: тест-опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова -Бочавер), «Психологическая граница личности» (Т.С. Леви), опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (автор И.А. Баева).
В результате исследования получены данные, указывающие на неблагополучие суверенности психологического пространства большинства педагогов по всем рассмотренным шкалам. Это депривированность физического тела, суверенности территории, мира вещей, привычек, социальных связей, ценностей...
1. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования.
2009. № 1 (18). С. 43-47.
2. Алигаева Н.Н. Средства защиты психологической безопасности образовательной среды // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2023. № 19. С. 12-13.
3. Ананьева Е.П. Психологическое пространство личности: социально-психологическое осмысление и развитие понятия // Гуманитарные науки. 2020. №4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe- prostranstvo-lichnosti-sotsialno-psihologicheskoe-osmyslenie-i-razvitie-ponyatiya (дата обращения: 26.04.2023).
4. Андронникова О.О. Безопасность образовательной среды как условие сохранения физического и психологического здоровья участников образовательного процесса // Развитие человека в современном мире. 2019. № 2. С. 79-87.
5. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: ЮНИТИ, 2009. 248 с.
6. Баева И.А., Бордовская Н.В. Психологическая безопасность образовательной среды и психологическое благополучие учащихся и учителей российских средних школ // Психология в России: современное состояние. 2015. № 8 (1). С. 86-99.
7. Баева И. А., Лактионова Е.Б., Гаязова Л.А. Детерминанты психологической защищенности педагога в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 18-30.
8. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 7-19.
9. Баева И.А Психологическая безопасность в образовании:
монография. СПб., 2002. 271 с.
10. Бедрина В.В., Личутин А.В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия // Преподаватель ХХ! век.
2010. №2. С. 157-169.
11. Безопасность образовательного пространства : монография / Н. А. Склянова, И. В. Плющ, А. Ф. Гусев [и др.] ; Управление образования администрации Новосибирской области, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Кафедра охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности, Мэрия г. Новосибирска, Отдел общественной безопасности, Управление образованием, Городской центр образования и здоровья «МАГИСТР», Региональный общественный фонд поддержки гражданских инициатив по защите жизни и здоровья человека от катастроф «МИГ». Новосибирск: Сибирское отделение Российской академии медицинских наук, 2001. 336 с.
12. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с.
13. Душина И.А. Психологическая безопасность образовательной
среды: из опыта работы // XIV Всероссийская научно-практическая
конференция «Психология образования: вызовы и риски современного детства»: Сборник материалов конференции, Москва, 18-19 декабря 2018 года. Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2018. С. 69-73.
14. Дыхан Л.Б. Индивидуальная концепция психологической безопасности педагогов как фактор безопасности образовательного пространства // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2008. № 11. С. 204-214.
15. Журавлева Е.А. Возможности и ограничения обучения педагогов принципу ненасилия во взаимодействии с ребенком // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 1. С. 74-82...37