ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ТЕХНИКИ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА ДЛЯ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
1.1 Подготовительные и подводящие упражнения, применяемые при
обучении нападающего удара 5
1.2. Упражнения скоростно - силовых качеств (прыгучесть) 8
1.3. Упражнения для развития физических качеств, необходимых при
выполнении нападающего удара 9
1.4. Система упражнений для совершенствования прямого
нападающего удара 10
1.5. Общие основы обучения технике волейбола юных
спортсменов 11
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
3.1. Методика обучения технике прямого нападающего удара 35
3.2. Система упражнений для совершенствования прямого нападающего удара 38
3.3. Результаты педагогического эксперимента 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Актуальность. Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.
Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.
Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что современный волейбол характеризуется увеличением атакующих действий, для организации которых необходима специализация технической и тактической подготовки игроков с учетом игровых функций. При этом нападающий удар рассматривается как решающий фактор достижения успеха в волейбольном матче. Проблема спортивной техники и методика обучения нападающему удару остаются одними из актуальных в теоретическом и прикладном значении в современном волейболе.
Обращение к специальной литературе показало, что вопросы методики обучения и совершенствования нападающего удара рассмотрены достаточно полно. Это в первую очередь исследования А.В. Беляева; Ю.Д. Железняка; Ю.Н. Клещева; А.В. Суханова; А.Г. Фурманова и других. Более детальный анализ этих работ показал, что предложенные авторами упражнения для совершенствования нападающего удара во много адресуются квалифицированным спортсменам, и эти упражнения во многом не подходят юным волейболистам, не отвечают их техническим и физическим особенностям.
Таким образом, в затронутой проблеме можно выделить ряд противоречий между:
- необходимостью целенаправленного обучения и совершенствования нападающего удара и недостаточной разработанности данной методики в теории и практики подготовки у юных волейболистов;
- потребностью использования специфических упражнений в тренировке юных волейболистов и увлечением средств и методов, характерных для подготовленных (квалифицированных) спортсменов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс физической подготовки юных волейболистов.
Предмет исследования: средства и методы обучения технике нападающего удара для юных волейболистов.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение в учебно-тренировочном процессе специальных упражнений для физической подготовленности как основа развития техники нападающего удара у юных волейболистов позволит повысить качество и эффективность данного игрового приема.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: - разработанная методика специальных упражнений для развития техники нападающего удара для юных волейболистов могут быть рекомендованы к практическому использованию в подготовке юных волейболистов.
1. Изучение научно-методической литературы позволило нам определить особенности техник прямого нападающего удара «по ходу» в волейболе. При этом основным компонентом является:
Выбор места для отталкивания (своевременно выйти на мяч).
Замах для удара по летящему мячу в наивысшей точке прыжка 13. Заключительное движение кистью руки при ударе по мячу.
Необходимыми условиями овладения техники прямого нападающего удара является:
быстро реагировать на движущейся объект (время реакции в пределах 0,20-0,25 сек); развивать ускорение на отрезках 3-5м; прыгать вверх толчком обеими ногами так, чтобы серединой предплечья коснуться верхнего троса волейбольной сетки.
Литературный обзор и педагогическое наблюдение позволили нам изучить методику обучения технике прямого нападающего удара, в том числе изучить комплексы подготовительных и подводящих упражнений и по совершенствованию нападающих действий. Обучение и совершенствование необходимо выполнять в основной части учебно-тренировочных занятий:
-контроль за точностью попадания прямого нападающего удара в зоны 1,5,6;
-индивидуальная регламентация количества повторений выполнения упражнений;
- интервалы отдыха между повторениями упражнений.
2. Основным средством обучения нападающему удару являются подводящие упражнения. Кроме этого для обучения необходимо использовать общее подготовительные упражнения для развития основных физических качеств волейболиста и упражнения, направленные на непосредственно на овладение структурой конкретного технического приема и развитие специальных физических качеств.
3. Разработанная нами методика обучения нападающему удару «по ходу» в волейболе, оказалась эффективной, что выразилось в достоверно более высоких результатах во всех применявшихся тестах и более высоких темпах прироста рассматриваемых показателей. Так как уровень развития физических качеств увеличились после эксперимента на 10 %, а показатели точности повысились на 15 %.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физ. Культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223с,
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1990.-287с.
3. Айриянца А.Г. Волейбол. Учебник для физ. Ин-тов. Изд. 2-е, доп. М, «Физкультура и спорт», 1976. - 230с.
4. Беляев В.С. Здоровье, экология, спорт. - М.: Советский спорт, 1995. - 176с.
5. Бехтерева ШЬ и др. Физиология движений. В серии «Руководство по физиологии». - Л.: Наука, 1976. —376с.
6. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры.// Теория и практика физической культуры. - 1997.№5. -С.18-21.
7. Бумерский СВ., Соколовская И.Г. Научная публикация: Аспекты проблемы. - Ульяновск: УлГПУ, 1977. - 109с.
8. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. - 64с.
9. Волков В.М., Филин ВЛ. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983.-176с.
10. Волейбол: Учебник для института./ Под ред. Клещева Ю.Н. - М.: Физическая культура и спорт, 1985. - 270с.
11. Голомазов В.А, Ковалев В.Д., Мельников А.Г. Волейбол в школе, - М.: ФиС, 1976. -203с.
12. Дьячков В.М., Ратов И.П. О взаимосвязи силы мышц, скоростно-силовых показателей, техники движений и их влиянии на спортивный результат у прыгунов в высоту // Сб. матер. Итоговой сессии ЦНИИФК за 1962г. - М.:1963. -С. 14-15.
13. Железняк Ю.Д., Клещев О.Н, Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов:Учебное пособие для тренеров детских и юношеских спортивных коллективов.- М.: Физкультура и спорт, 1967. - 294с.
14. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред.Ю.В. Питерцева. - М: Издательство « ФАИР - ПРЕСС», 1998. - 336с.
15. Железняк Ю.Д. 120 УРОКОВ ПО ВОЛЕЙБОЛУ: Учебное пособие для I секций коллективов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1970. -190 с. Железняк Ю.Д. Основы волейбола. - М.: ФиС, 1979. - 166с.
16. Железняк Ю.Д., Служский Л.Н. Волейбол в школе. - М.: Просвещение, 1989.-128с.
17. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств)/Под общей редакцией А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368с.
18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1962 - 300с.
19. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1987.-256с.
20. Ивойлов А.В. Волейбол для всех. -М.: ФиС, 1987. — 31с.
21. Ивойлов А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. 1981.-178с.
22. Ивойлов А.В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск, «Беларусь».: 1969-208с.
23. Клещев Ю.Н, Фурнаков А.Г. Юный волейболист. - М.: Физкультура и спорт, 1979. -231с.
24. Клещев Ю.Н. Волейбол. Учебник для институтов физ. Культуры. - М.: Физкультура и спорт. 1985. - 270с.
25. Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Волейбол в школе. - М.: ФиС. 1957 - 408с.
26. Книжков А.Н., Книжков Н.Н. Волейбол: Учебно-методической пособие для учителей физической культуры, студентов вузов, тренеров и судей по волейболу / отв. Ред. М.В. Беккер. - Нижневартовск, 1999. - 144с.
27. Костюков В.В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической активности людей разного возраста./ Теория практика физической культуры. - 1994.-№1 - С.23 - 26.
28. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко ИХ. Физическое воспитание.-М.: Высшая школа, 1989. - 356с.
29. Летунов СТ., Мотылянская Р. Е., Граевская Н.Д. Методика врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами. - М.: Физкультура и спорт, 1962- 400с.
30. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра — Спорт, 2000. - 160с.
31. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителей. - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 272с.
32. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФИС, - 1977. - 280с.
33. Матвеев Л.П Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М.: ФиС, 1991. - 543с.
34. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств, как фактор оздоровления детей и подростков. — М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. - 332с.
35. Перлбман М. Специальная физическая подготовка волейболистов. - М.: Физкультура и Спорт, 1969-190с.
36. Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. - М.: ФиС, 1983. - 320с.
37. Фурманов А.Г. Начальное обучение. Минск, «Беларусь»; 1976 -381с.
38. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие.-М.: Просвещение, 1988. - 224с.
39. Эйнгорн А.Н. Советы тренера. - М.: ФиС, 1955 - 400с.
40. Эйнгорн А.Н. 500 упражнений для волейболистов. -М.: ФиС, 1959 - 307с,
41. Агинако Л. Обучение техническим элементам волейбола / Л. Агинако // Спорт в школе. - 2008 (№23).
42. Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков. - «Вестник АГУ», 2006. - №1 (20). - С. 290-293.
43. Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С. Белич // Спорт в школе. - 2007 (№13).
44. Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-е изд. / А.В. Беляев. - М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.: ил.
45. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование/ методическое пособие. ВФВ / А.В. Беляев. - М., 1995. - 287 с.
46. Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу /А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). - М. : ФИС, 2004. - №4. - С. 26.
47. Виера, Б. Волейбол: Шаги к успеху / Барбара Л. Виера,
48. СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с.
49. Голомазов, В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. - М. : Просвещение, 1989. - 110 с.
50. Железняк, Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. - 112 с.
51. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
52. Дьячков В.М., Ратов И.П. О взаимосвязи силы мышц, скоростно-силовых показателей, техники движений и их влиянии на спортивный результат у прыгунов в высоту // Сб. матер. Итоговой сессии ЦНИИФК за 1962г. - М.:1963. -С. 14-15.
53. Летунов СТ., Мотылянская Р. Е., Граевская Н.Д. Методика врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами. - М.: Физкультура и спорт, 1962- 400с.