Введение 3
Глава 1 7
1.1. Понятие, структура и способы формирования творческой деятельности 7
1.2. Понятие, функции и виды педагогических игр 14
Глава 2 22
2.1. Методика организации дидактических игр на уроках физики 22
2.2. Разработки педагогических игр, направленных на формирование творческой
деятельности учащихся 31
Глава 3 48
3.1. Критерии и уровни сформированности творческой деятельности 48
3.2. Результаты проведения педагогического эксперимента 54
Заключение 57
Список использованных источников 60
Актуальность темы. В условиях изменения российского образования, перестройки учебного процесса, появлении новых федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание личности, стремящейся к знаниям и творческому преобразованию окружающего мира, вопрос формирования творческой деятельности обучающихся остается одним из самых актуальных и приоритетных.
Задача современной школы заключается в том, чтобы создать для обучающихся такие условия, при которых можно поддерживать и формировать личность и индивидуальность обучающегося, формировать его творческую деятельность, а также развивать нравственные и духовные ценности. Школа должна готовить человека в духе формирования творческой деятельности.
На современном этапе развития науки, техники, производства обществу нужны новаторы, изобретатели - люди, имеющие неординарное и творческое мышление способные создавать новое во всех областях жизни, а также готовых к решению творческих задач в непростых условиях.
Изменчивый мир требует нового специалиста, который мог бы переводить получаемые знания в инновационные технологии, иметь мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, владеть навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации, то есть специалиста, который был бы способен проявлять активную творческую деятельность в меняющихся условиях.
Осуществление творческой деятельности в учебном процессе приводит к повышению мотивации в обучении, активизации усвоения и закрепления полученных знаний, приобретению умений и навыков их профессионального практического применения.
Формирование творческой деятельности в современной школе может достигаться различными средствами и методами обучения. Одним из таких средств является педагогическая игра.
Игра всегда носит творческий характер. Она может быть использована как средство повышения мотивации и интереса к изучаемому предмету. Интересная игра способствует повышению у обучающегося умственной активности и познавательной деятельности, позволяет обучающимся развивать коммуникативные способности, а также является одним из способов формирования творческой деятельности. В процессе игры происходит усвоение нового материала в интересной и понятной форме. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике...
С внедрением ФГОС проблема творческой деятельности учащихся является достаточно актуальной. Способность к творческому и нестандартному мышлению очень важна в жизни человека. Творческая личность рождается в творческой атмосфере. Поэтому одна из важнейших задач школы - осуществлять образовательный процесс средствами учебных предметов таким образом, чтобы творческая атмосфера учебно -познавательной деятельности формировалась на всех уроках. Формирование творческой деятельности осуществляется различными средствами обучения и воспитания.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены понятия творческой деятельности и игры, структура творческой деятельности, функции и виды игр.
Большими возможностями в формировании творческой деятельности располагает процесс обучения физике. Модернизация в этом направлении форм обучения в различных видах учебно -познавательной деятельности учащихся способствует формированию творческой деятельности обучающихся не только в области знаний физики, но и их переносу в другие области знаний. Действенным средством в работе с учащимися по вовлечению их в творческую учебно - познавательную деятельность является педагогическая игра.
В игровой технологии обучения, заложены огромные возможности. Для учителя игра - это средство воспитания, возможность заинтересовать учащихся и вовлечь их в учебный процесс, а также преподать сложный материал в более простой и понятной форме. Для учащихся игра это способ научиться преодолевать трудности, тренировать свои силы, ловкость и коммуникативные навыки, а также средство для развития творческих способностей, мышления и формирования творческой деятельности.
Игра направлена на формирование и закрепление общеучебных умений и полезных навыков, психического развития и самореализации учащегося, а также на формирование творческой деятельности. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе и позволяет преодолеть личностные комплексы: нерешительность, застенчивость, а также может способствовать разрушению барьера общения между учителем и учеником.
На уроках физики игра имеет особое значение. Важно не заставить или «принудить» обучающегося к получению знаний умений и навыков, а разбудить в учащихся желание получать их по своей воле. В этом и может помочь игра.
Целью выпускной квалификационной работы было формирование творческой деятельности обучающихся на уроках физики с помощью педагогических игр.
Была разработана система игр по всем разделам физики 8 класса для формирования творческой деятельности учащихся. Также были составлены критерии формирования творческой деятельности, разработанные на основе структуры творческой деятельности, которая включала в себя такие компоненты как мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой. По критериям были выделены три уровня сформированности творческой деятельности: высокий, средний и низкий.
Проводился педагогический эксперимент с целью формирования творческой деятельности учащихся 8 «Б» класса, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 «Созидание» города Красноярска...
1. Аганов А.В., Сафиуллин Р.К. Физика вокруг нас. М.: Дом педагогики,1998. 336 с.
2. Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971. С. 151-203.
3. Бессарабова И.С. Функции игры как педагогического феномена
[Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии: электрон. научн. журн. 2014. N8.C56-57.URL: http://www.top-
technologies.ru/ru/article/view?id=24796
4. Бим-Бад Б.М.. Педагогический энциклопедический словарь. М. 2002. 286 с.
5. Бондаренко В.В., Ланских М.В., Бондаренко Ю.В. Современные педагогические технологии. Харьков: ХНАДУ, 2011. 146 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 480 с.
8. Досмаханова Р. А. Формирование познавательной активности учащихся на
уроках физики [Электронный ресурс] // Молодой ученый: электрон. журн. 2014. N 4.1. С. 35-36. URL: https://moluch.ru/archive/63/9998/ (дата
обращения: 28.02.2019).
9. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе [Электронный ресурс] // Концепт: электрон. научн-методич. журн. 2014. N9.
URL: http ://www.covenok. ru/koncept/2012/12116. htm
10. Кукушин B.C. К 89 Теория и методика обучения. Ростов: Феникс, 2005. 474 с.
11. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Психология человека. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. 232 с.
12. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1979. 94 с.
13. Ланина И. Я. 100 игр по физике. М.: Просвещение, 1995. 224 с.
14. Ланин И.Я.Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение.1985. 128 с.
15. Лис Е.П. Применение игровых элементов на уроке физики // ФПВ. 2009. N1. С. 52-55...33