Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучению решения коммуникативных задач младших школьников 7
1.1 Сущность понятия «коммуникативная задача»: лингвистический и педагогический
аспект 7
1.2 Основные особенности способов решения коммуникативных задач младшими
школьниками 16
1.3 Методические особенности организации деятельности младших школьников в
процессе формирования умения решать коммуникативную задачу 22
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Исследование актуального уровня сформированности умения решать коммуникативные задачи младшими школьниками 43
2.1. Диагностика уровня сформированности умения решать коммуникативную задачу
младшими школьниками 43
2.2. Результаты проведения диагностических методик по выявлению уровня сформированности умения решать коммуникативную задачу младшими школьниками 51
2.3. Описание комплекса упражнений, направленного на совершенствование умения
решать коммуникативную задачу школьниками 3-4 класса 55
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список использованных источников 69
Приложения 76
Приложение 1 76
Приложение 2 76
Приложение 3 76
Приложение 4 77
Приложение 5 77
Приложение 6 78
Приложение 7
Стремительно развивающееся общество в наше время предлагает неограниченные возможности формирования компетентной личности и возможности выбора жизненного пути. Сделать правильное решение может такая личность, которая обладает высоким уровнем компетенций, знает особенности реальной действительности, самостоятельно принимает решения, приобретает и использует творческий и исследовательский опыт. Именно поэтому в педагогике особое место занимает процесс развития индивидуальности ребенка.
В качестве критериев успешного освоения образовательного процесса выступают такие качества личности, как индивидуальность, талантливость, способность, усидчивость, усердность, развитие коммуникативных умений, готовность взаимодействовать в обществе. Все эти качества необходимо формировать в звене дошкольного и начального образования.
Коммуникативному развитию младшего школьника уделяется особое внимание на всех уровнях, так как социальная природа человека предполагает постоянное взаимодействие с другими людьми. Ежедневно возникающие ситуации общения предполагают их незамедлительного решения. Проблема умения решать такие ситуации, в том числе и коммуникативные задачи, не теряет актуальности в любом возрасте и в любое время.
Во-первых, данная проблема зафиксирована в ФГОС НОО как результат освоения предмета русский язык и звучит так: «умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, ... умение использовать знания для решения коммуникативных задач» [44][45].
Во-вторых, умение решать коммуникативную задачу помогает учащимся социализироваться, развиваться и подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды, что очень важно в личной самореализации.
В-третьих, проблема общения сформировалась еще в 60-е годы XX века. Ею занимались такие педагоги, как Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко. В общетеоретическом аспекте особенности человеческой коммуникации рассматривали Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др. В психолого-педагогическом аспекте раскрывают проблему Б.Г. Ананьев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, Я. Яноушек.
Ученые обнаружили суть коммуникативных умений, установили аспекты их формирования, рекомендовали методы развития данной категории умений и др. [5].
Проблему коммуникативных умений ребенка младшей школы изучали О.А. Веселкова, А.Е. Дмитриев, И.В. Кондакова, Л.Р.Мунирова и др. А.Е. Дмитриев структурно изучил простую способность - опыт - общую способность. О.А. Веселкова представила последовательные способы актуализации коммуникативных познаний и навыков. А.А. Панферова и В.П. Понутриева проанализировали проблемы подготовки педагога к формированию умений общения у обучающихся. Л.Р. Мунирова изучила развитие коммуникативных умений в ходе развивающих занятий у обучающихся младшей школы и систематизировала их. В.А. Ситаров проанализировал развитие общественной деятельности ребенка начальных классов [5].
Кроме того специалисты по психологии аргументировали, что начинать развитие задатков необходимо как можно раньше. Иначе позже это будет сделать труднее. Поэтому в период становления личности большое внимание уделяется кругу общения детей. При этом, прежде чем начинать формировать коммуникативные умения, необходимо определить все условия эффективности, методы работы с учетом возрастных особенностей младших школьников.
В таком случае, невзирая на то, что данной проблемой занимаются не первый год, она все равно остается актуальной, так как на большинство вопросов еще не найдены ответы. Эту тему продолжают изучать по сегодняшний день, но на данный момент почти отсутствуют специализированные труды, демонстрирующие преподавательские способности коммуникативных проблем в становлении коммуникативных умений у обучающихся младших классов. Также школьная программа содержит недостаточное количество упражнений для успешного формирования и развития коммуникативных умений.
Цель исследования: выявить актуальный уровень умения решать коммуникативную задачу младшими школьниками и разработать комплекс упражнений для формирования умения решать коммуникативную задачу младшими школьниками.
Объект исследования: процесс формирования умения решать коммуникативную задачу младшими школьниками.
Предмет исследования: актуальное состояние процесса развития умения решать коммуникативную задачу младшими школьниками и способы его изменения.
Гипотеза исследования: у обучающихся 3 класса сформировано умение решать коммуникативную задачу, характеризующееся умением ориентироваться в ситуации, выбирать необходимые языковые средства, выражать эмоциональное отношение, и оно находится преимущественно на среднем уровне сформированности.
Задачи, которые необходимо решить в процессе изучения темы:
1. Провести анализ методической литературы по основным способам работы над формированием умения решать коммуникативную задачу младшими школьниками;
2. Определить критерии оценивания умения решать коммуникативную задачу младшими школьниками и описать уровни состояния объекта;
3. Подобрать методики, позволяющие выявить актуальный уровень сформированности умений решать коммуникативную задачу у младших школьников, обучающихся в 3 классе;
4. Провести констатирующий срез;
5. Обработать результаты исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм;
6. Провести содержательный анализ результатов исследования и подтвердить или опровергнуть гипотезу;
7. Разработать комплекс упражнений, направленный на изменение актуального уровня умения решать коммуникативную задачу младшими школьниками.
Методы исследования: 1) теоретические методы: анализ литературы по теме исследования, сравнение и обобщение результатов среза; 2) эмпирические методы: констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база: МБОУ Курагинская СОШ №3 пгт. Курагино
При изучении проблемы умения решать коммуникативную задачу младшими школьниками нами была проведена статистическая обработка результатов проведенного исследования. Она представлена в виде таблиц и диаграмм, которые наглядно отражают динамику актуального уровня сформированности умения решать коммуникативную задачу младшими школьниками.
На основе полученных данных мы объяснили результаты исследования и убедились, что гипотеза верна, а именно то, что у обучающихся 3 класса сформировано умение решать коммуникативную задачу, характеризующееся умением ориентироваться в ситуации, выбирать необходимые языковые средства, выражать эмоциональное отношение, и находится преимущественно на среднем уровне сформированности.
После анализа полученных результатов и выявления проблем, с которыми сталкиваются младшие школьники в различных коммуникативных ситуациях, мы определили и описали условия, которые позволят в будущем улучшить ситуацию по данному направлению.
Для достижения цели и проведения исследования на теоретическом уровне была проанализирована специальная литература на предмет выявления причин именно такой динамики способов изменения выявленных проблем в ходе решения коммуникативной задачи младшими школьниками.
Заключительным шагом нашей работы стала разработка необходимых заданий для реализации программы. Упражнения подобраны таким образом, чтобы поэтапно и полноценно решить выявленные проблемы, развить коммуникативные умения и совершенствовать их впоследствии.
1. 101 легкая и интересная дискуссионная тема для детей от 7 до 17 лет [Электронный ресурс] // URL:http://jbjj.ru/debate-topics/interesting-and-creative-debate-topics-for-elementary-students/(дата обращения 28.04.2022)
2. Абдуллина Л.Б., Гизатуллина К.Х Развитие коммуникативных
умений и навыков младших школьников [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2018. №4. С.9-11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-umeniy-i-navykov-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 15.05.2020).
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
4. Артемов В.А. Курс лекций по психологии: Для пед. ин-тов и фак. иностр. яз. / Проф. В. А. Артемов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Харьков: Изд- во Харьк. ун-та, 1958. - С. 265-270.
5. Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство
формирования коммуникативных умений у младших школьников [Электронный ресурс] // URL:http: //nauka-pedago gika.com/pedago gika-13-00-01/dissertaciya-kommunikativnye-zadachi-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnyh-umeniy-u-mladshih-shkolnikov#ixzz6OrASJXiP (дата
обращения: 15.05.2020).
6. Гамезо М.В., Степаносова А.В., Хализиева Л.М. Словарь- справочник по возрастной и педагогической психологии / под ред. М.В. Гамезо. М.: Педагогическое общество России, 2001. 128с.
7. Голявкин В.В. .Удивительные дети: повесть и рассказы. - Москва: Детская литература, 2017. - с. 157-159.
8. Драгунский В.Ю. Девочка на шаре: рассказы: [для младшего школьного возраста: 6+] / Виктор Драгунский; худ. Анна Рытман. - Москва: Детская литература, 2019. - 30 с.
9. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. 13 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.
11. Зощенко М.М. Избранное в 2-ух томах. Том 1. Рассказы и фельетоны. Повести. / И. Исакович. - Минск.: Народная асвета, 1984. - с.305-311
12. Зощенко М.М. Золотые слова : рассказы : [для мл. шк. возраста] / М. Зощенко. - М.: Дрофа-Плюс, 2005. - 61 с.
13. Зощенко М.М. Великие путешественники: [рассказы для
дошкольного и младшего школьного возраста: для семейного чтения: 0+] / М. Зощенко.- Москва: Оникс-Лит, 2013. - 122 с.
14. Зощенко М.М. Рассказы для детей: для среднего школьного возраста / Михаил Зощенко; худ. М. Гуменюк. - Москва: Детская литература, 2019. - с. 26-28
15. Игра правда или ложь вопросы: 100 вопросов с вариантами ответов [Электронный ресурс] // URL:https://luckclub.ru/igra-pravda-ili-lozh-voprosy-100-voprosov-s-variantami-otvetov-igra-pravda-ili-lozh-voprosy-pravila-igry(дата обращения 26.04.2022)
16. Казакова А.А. Особенности решения коммуникативных задач младшими школьниками. // Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. Спб.: Издательство ВВМ, 2010. 348 с.
17. Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на эл. носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 143 с.
18. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на эл. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
19. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на эл. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
20. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций с прил. на эл. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г.
Горецкий, - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
21. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций с прил. на эл. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г.
Горецкий, - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
22. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций с прил. на эл. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.П Канакина, В.Г.
Горецкий, - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
23. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций с прил. на эл. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г.
Горецкий, - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
24. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190с.
25. Коммуникативная задача: понятие, характеристика, цель и
решение [Электронный ресурс] // URL:
https://fb.ru/article/407970/kommunikativnaya-zadacha-ponyatie-harakteristika-tsel-i-reshenie (дата обращения: 30.05.2020).
26. Коноваленко М.Ю. Продуктивность решения социально-перцептивных и коммуникативных задач в условиях неискреннего делового общения: автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.13 / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2004. 24 с.
27. Ледерман В. В. К доске пойдёт. Василькин! Школьные истории Димы Василькина, ученика 3 «А» класса: для младшего и среднего школьного возраста: 0+ / Виктория Ледерман; илл. О.Громовой - 6-е изд., стер. - Москва: КомпасГид, 2020. - 108 с.
28. Ляудис В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у школьников / В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ; Отв. ред. А. А. Леонтьев. - Кишинев: Штиинца, 1983. - 93 с.
29. Митина Н.Г. Коммуникативные задачи, стратегии и тактики речевого поведения преподавателя РКИ при работе с заданиями коммуникативного типа [Электронный ресурс] // Мир русского слова. 2008. №3. С. 99-101 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-zadachi-strategii-i-taktiki-rechevogo-povedeniya-prepodavatelya-rki-pri-rabote-s-zadaniyami-kommunikativnogo-tipa(дата обращения: 05.06.2020).
30. Оценка устных ответов учащихся [Электронный ресурс] // URL: https://lektsii.org/9-
33416.html#:~:text=.. .%20%D0%9E%D 1 %82%D0%BC%D0%B5%D 1 %82%D0 %BA%D0%B0%C2%AB5%C2%BB%20%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%B2 %D0%B8%D 1 %82%D 1 %81 %D1%8F%2C%20%D0%B5%D 1 %81 %D0%BB%D 0%B8%20%D 1 %83%D 1 %87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%3A,%D0 %B0%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0% B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%20%D0%B4%D 0%B5%D0%BB%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0 %D0%BB%D0%B8%D0%B7%2C%20%D0%BE%D0%B1 %D0%BE%D0%B1 %D 1 %89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F%2C%20%D0%B2%D 1 %8B% D0%B2%D0%BE%D0%B4%D 1 %8B(дата обращения 26.03.2021)
31. Парфенова Н. В. Методика «Сюжетные картинки» [Электронный
ресурс] // URL: http://xn--c 1 abdmprbesi0b.xn--p 1 ai/specdiag/metodika-
syuzhetnye-kartinki/(дата обращения 25.01.2021)
32. Пермяк Е.А. Надежный человек: Рассказы и сказки /
Евгений Пермяк. - М.: Дет. Лит, 1988. - 110с.
33. Пивоварова И.М. Про мою подругу и немножко про меня [Электронный ресурс] // URL:https://skazki.rustih.ru/irina-pivovarova-pro-moyu-podrugu-i-nemnozhko-pro-menya/(дата обращения 26.04.2022)
34. Пословицы о дружбе и товариществе [Электронный ресурс] // URL:https://posloviz.ru/category/o-druzhbe-i-tovarishestve(дата обращения 26.04.2022)
35. Привалова Е.П. Диагностика коммуникативных УУД
[Электронный ресурс] // URL: https://multiurok.ru/files/diaghnostika-
kommunikativnykh-uud.html(дата обращения 28.04.2022)
36. Психологические особенности коммуникативного развития
младших школьников [Электронный ресурс] // URL:
https://studexpo.net/154037/pedagogika/psihologicheskie osobennosti kommunikativnogo razvitiya mladshih shkolnikov(дата обращения 12.05.2021)
37. Ракитина С.В. Коммуникативная задача и ее реализация в
научном тексте [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского педагогического государственного университета. 2009. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-zadacha-i-ee-realizatsiya-v-nauchnom-tekste (дата обращения: 15.05.2020).
38. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
39. Сопот Н.А. Использование коммуникативно-ситуативных задач
для совершенствования орфографических умений учащихся 8-9 классов [Электронный ресурс] // Наука и школа. 2018. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kommunikativno-situativnyh-zadach-dlya-sovershenstvovaniya-orfograficheskih-umeniy-uchaschihsya-8-9-h-klassov/viewer(дата обращения: 09.06.2020).
40. Тургенев И.С. Рассказы: Стихотворения в прозе. - Москва; Ленинград: Детгиз, 1952. - 144 с.
41. Уракова Т.В. Становление коммуникативной активности младших школьников в условиях развивающей среды: дис... кан. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 1998. 161 с.
42. Утемов В.В., Горев П.М., Русских Г.А. Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных организаций. Модуль 6. Коммуникативные универсальные учебные действия. [Электронный ресурс] // URL:https://www.covenok.ru/files/tiny file/kursy fgos/fgos.modul 6.teoria(g
sch).pdf(дата обращения: 16.05.2020).
43. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2013г. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/(дата обращения: 05.06.2020)
44. Федеральный Государственный образовательный стандарт
начального общего образования: утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 6 31 мая 2021 г.., №286.
[Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. Москва: 2021 г. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/(дата обращения: 14.12.2021)
45. Федеральный Государственный образовательный стандарт
начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г., №37. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2009г. URL:
https: //normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=194110 (дата
обращения: 05.06.2020)
46. Формирование умения решать коммуникативные задачи в
коллективной творческой деятельности [Электронный ресурс] // URL: https://forpsy.ru/works/kursovaya/formirovanie-umeniya-reshat-kommunikativnyie-zadachi-v-kollektivnoy-tvorcheskoy-deyatelnosti/ (дата
обращения 12.02.2021)
47. Чуланова М.А. Типология коммуникативных задач в профессиональной педагогике [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-kommunikativnyh-zadach-v-professionalnoy-pedagogike(дата обращения: 30.05.2020).
48. Янович М.В. О критериях и нормах оценочной деятельности:
положение м-ва транспорта РФ от 21.08.2017 г. [Электронный ресурс] // Председатель совета гимназии. 2017. URL:
https://mgups.mskobr. ru/files/polozheniya o kriteriyah ocenki 1. pdf (дата
обращения: 25.05.2020)