Введение 2
Глава I. Теоретические основы исследования формирования творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку 7
1.1 Проблема формирования творческих способностей школьников в
отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2 Содержательная характеристика и структура творческих способностей
школьников 20
1.3 Механизмы формирования творческих способностей школьников в
процессе обучения английскому языку 25
Выводы по главе 1 47
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку в МБОУ
«Лицей №2» г. Красноярска 47
2.1 Педагогические условия процесса развития творческих способностей
обучающихся и их диагностика 48
2.2 Анализ результатов проведения опытно-экспериментальной работы 63
2.3 Авторская программа по формированию творческих способностей 69
Выводы по главе 2 83
Заключение 85
Выводы по главе 2 85
Список литературы 87
Приложения 95
Актуальной проблемой общеобразовательной школы является формирование и развитие творческих способностей у обучающихся, поскольку основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения общеобразовательных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ. Иностранный язык, как
общеобразовательный учебный предмет, может внести свой вклад в процесс развития творческих способностей обучающихся.
Данная тема уже была затронута в отечественной науке и ведущим остается определение Б. М. Теплова, который выделил основные признаки творческих способностей. Также этим вопросом занимались О.А. Большакова Л.С. Выгодский, А.С. Каргин, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачёв, О.И. Мотков, С. Л. Рубинштейн. Также тема творчества имеет популярность и за рубежом в работах таких исследователей как Дж. Брук, Х. Литтон, А. Старко, Т. Томпсон. Связь творческих способностей с языком описал Р. Картер в своей книге «Язык и творчество».
Обучающиеся обладают огромным потенциалом творческих способностей. Иностранный язык, осуществляя воспитательные, образовательные и развивающие функции, может реализовать творческий потенциал в ходе осуществления практической цели обучения.
На уроках иностранного языка школьники углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и другим.
Творческая деятельность дает обучающимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности.
Исходя из смыслового содержания темы диссертационного исследования и выполненного обзора основных направлений, разработан методологический аппарат диссертации.
Цель исследования: выявить педагогические условия и механизмы формирования творческих способностей обучающихся в
общеобразовательной школе в процессе обучения английскому языку, разработать и апробировать авторскую программу по формированию творческих способностей. .
Объект исследования: учебный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование творческих способностей школьников общеобразовательной школы в процессе обучения английскому языку...
В соответствии с поставленной целью в проведенном исследовании была осуществлена теоретическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности программы развития творческих способностей школьников в процессе их обучения английскому языку. Проведенное исследование позволило сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации относительно путей развития творческих способностей школьников.
В ходе теоретического анализа были определены содержательные и функциональные компоненты понятия «творческие способности», и исследованы психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей школьника.
Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей, можно прийти к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений - ассоциативная психология, бихевиористы и другие. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный.
В аспекте стоящей проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний.
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика творческих способностей школьников, после чего с ними проводилась работа на уроках. Проведенные тесты, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать и провести занятия с применением методических приемов по развитию творческого мышления.
На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного экспериментального исследования. Повторно проведенные методики показали, что уровень творческого мышления обучающихся поднялся на новый качественный уровень.
Творческие способности - особенности личности, проявляющиеся в способности порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, и обусловливающие уровень результативности творческой деятельности. Учебно-творческая деятельность - это один из видов учебной деятельности, направленный на самостоятельное решение учебно-творческих задач. Результатом такой деятельности является развитие личности ученика, его творческих способностей...
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - Акад. проект, 2006.
2. Аверьянова Г. А. К вопросу об истории развития понятия творчества //Современные исследования социальных проблем. - 2016. - №. 3-2 (59).
3. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития //Казань: Центр инновационных технологий. - 2000. - Т. 606.
4. Архипова М. В., Рыжов В. В. Влияние музыки на развитие творческих иноязычных способностей //Вестник университета. - 2015. - №. 2.
5. Амонашвили Ш. А. Педагогика. - 2017.
6. Баранов С. П., Бурова Л. И., Овчинникова А. Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник //М.: Академия. - 2015.
7. Барышева, Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. / Т.А. Барышева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 206 с.
8. Бердяев Н. Самопознание. - Litres, 2017.
9. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - 1994.
10. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений //М.: Академия. - 2002. - Т. 203.
11. Богоявленская Д. Б. и др. Одаренность в детском возрасте: трудности и перспективы исследования //Психологические исследования одаренности. - 2016. - С. 23.
12. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - Федоров,
2009.
13. Большакова Л. А. Развитие творчества младшего школьника //Завуч начальной школы. - 2001. - №. 2. - С. 12-16.
14. Борисова Е. К., Долгова Т. В. Развитие творческих способностей на уроках английского языка на основе технологии ТРИЗ //Научный руководитель. - 2017. - Т. 2. - №. 2. - С. 23-31.
15. Боровинская Д. Н. К вопросу о классификации теорий креативности //Вестник Томского государственного университета. - 2014. - №. 385...97