ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Анализ современных представлений о здоровом образе
жизни 9
1.2. Особенности формирования основ здорового образа жизни
у обучающихся младшего школьного возраста 18
1.3. Способы формирования основ здорового образа жизни у
обучающихся младшего школьного возраста 27
Выводы по первой главе 35
Глава 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление представлений младших школьников о
здоровье и здоровом образе жизни 37
2.2 Разработка и реализация педагогических условий
формирования здорового образа жизни обучающихся 42 начальной школы
2.3 Оценка результативности реализации педагогических
условий формирования здорового образа жизни
обучающихся начальной школы 47
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Актуальность. Сохранения и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из основных задач социальной программы человечества последнего времени. Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина развития образования в России, Концепция модернизации российского образования 2013-2020 года и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности по укрепления здоровья в образовательных учреждениях приоритетными.
В условиях реализации ФГОС НОО (начального общего образования) приоритетным направлением педагогической деятельности становится формирование у детей личностных качеств: успешности, самореализации школьников. Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. Достижение новых образовательных результатов могут обеспечить только здоровые люди. Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что при росте интенсивности процесса обучения прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья российских школьников с переходом из класса в класс.
Процесс адаптации первоклассников к школе осложняется тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, нервозностью у значительной группы детей. Снижение показателей физического и психического развития поступающих в школу детей, интенсификация учебного процесса, информационное давление на школьника, увеличение гиподинамии - всё это приводит к необходимости поиска путей для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. В связи с этим пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, сформировать умение оптимально организовать жизнедеятельность, развить потребность в занятиях физической культурой и спортом, воспитать противостояние вредным привычкам необходимо как можно раньше, начиная с начальной школы.
В процессе исследования проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся начальной школы нами было выявлено противоречие: между важностью формирования основ здорового образа жизни обучающихся начальной школы и недостаточностью методических рекомендаций по ее осуществлению в дошкольной образовательной организации...
1. В ходе проведения анализа научных трудов и учебно-методической литературы, раскрыто понятие «здоровье» и его содержание. Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Понятие «здоровье» имеет комплексный характер. Правильное понимание здоровья как многокомпонентного явления, конечно, зависит от общей культуры и знаний человека.
2. Сформулированы компоненты здорового образа жизни, влияющие на сохранение здоровья. Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
3. Разработаны и реализованы педагогические условия формирования
здорового образа жизни обучающихся начальной школы, а именно освоение и осмысление правил, способов здорового образа жизни, установки на сохранение и укрепление здоровья, противостояние вредным привычкам происходит на основе системно-деятельностного подхода. Педагогическими условиями формирования здорового образа жизни обучающихся начальной школы являются: система внеурочных занятий, направленная на
формирование основ здорового образа жизни обучающихся начальной
школы, использование всех компонентов учебной деятельности,
использование разнообразных форм организации внеурочной деятельности.
4. Педагогические условия реализованы в рамках дополнительного
модуля. Основными содержательно-методическими линиями в модуле являются ценностная и организационно-рефлексивная, направленные на формирование регулятивных УУД, ценностных ориентиров, нравственно-этических норм, здоровьесбережения, норм самовоспитания. Освоение и осмысление правил, способов здорового образа жизни, установки на сохранение и укрепление здоровья, противостояние вредным привычкам происходит на основе системно-деятельностного подхода.
Сформированность культуры здоровья младших школьников достигается посредством освоения всех компонентов учебной деятельности (учебная задача, учебное действие, действие самоконтроля и самооценки).
5. Реализация педагогических условий позволила результативно формировать здоровый образ жизни обучающихся начальной школы. Разработанные и реализованные педагогические условия обеспечивают повышение уровня теоретических знаний об основных аспектах здорового образа жизни. В ходе проведения педагогического эксперимента мы наблюдали положительную динамику в уровне знаний детей о здоровом образе жизни.
1. Адамский, Н. В. Цели и задачи физкультурного образования школьников России и стран Европы / Н.В. Адамский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №2. - С. 17-19.
2. Адольф, В.А. Горизонты и границы современного образования / В.А. Адольф // CREDEL EXPERTO: транспорт, общество, образование, язык. - 2018. - №3. - С. 186-196.
3. Адольф, В.А. Проблемы воспитания физической культуры в условиях цифровизации общества / В.А. Адольф // Воспитания школьников. - 2019. - №1. - С. 3-7.
4. Ахметзянова, Н.М. Интеграция общего и дополнительного образования на основе организации деятельности школьного спортивного клуба: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук / Н.М. Ахметзянова.- Москва, 2011. - 24 с.
5. Андреева, И.Г. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников / И.Г. Андреева // Вестник академии детско- юношеского туризма и краеведения. - 2017. - №2. - С. 93-97.
6. Андрееева, И.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт как теоретическая основа формирования культуры здоровья / И.Г. Андреева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения.- 2018. - №4. - С. 83-87.
7. Андреева, И.Г. Формирование культуры здоровья на основе интегрального взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного образования в начальной школе / И.Г. Андреева // Вестник академии детско- юношеского туризма и краеведения. - 2016. - №8. - С. 71-79.
8. Алиева, М.П. Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения младших школьников / М.П. Алиева. - Автореферат дисс. ... канд. ... пед. ... наук. - Калининград, 2017. - 31 с.
9. Актуальные проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве (школа-вуз) материалы Всероссийской научно-практической конференции /РостГМУ. - Ростов н/Д.: АкадемЛит ТМ (Издатель ИП Ковтун С.А.), 2018. - 236 с.
10. Байбородова, С.В. Внедрение здоровьесберегающих технологий во внеурочную деятельность начальной школы / С.В. Байбородова // Вопросы науки и образования. - 2018. - №4. - С. 88-93.
11. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С. 23-25.
12. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. -274 с.: ил.
13. Беспалова, С.С. Отношение молодежи к здоровому образу жизни / С.С. Беспалова // Студенческий научный форум. - 2016. - №10. - С. 71-75.
14. Виленский, М.Я. В44 Физическая культура : учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2016. - 214 с.
15. Виленская Т.Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей среднего школьного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора. пед. наук.- Краснодар, 2007. - 21 с...61