РАЗВИТИЕ KOНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Сущностная характеристика феномена «конструктивные стратегии
поведения в конфликтных ситуациях» 6
1.2. Социально-психологическая характеристика старших подростков 12
1.3. Развитие конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях
старших подростков 18
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 36
2.1. Программа развития конструктивных стратегий поведения в конфликтных
ситуациях старших подростков 36
2.2. Реализация программы 47
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Сущностная характеристика феномена «конструктивные стратегии
поведения в конфликтных ситуациях» 6
1.2. Социально-психологическая характеристика старших подростков 12
1.3. Развитие конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях
старших подростков 18
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 36
2.1. Программа развития конструктивных стратегий поведения в конфликтных
ситуациях старших подростков 36
2.2. Реализация программы 47
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Одной из актуальных проблем современного общества является рост конфликтных ситуаций в старшей подростковой среде. При этом конфликты проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека. Основополагающая роль в конфликте принадлежит личности, именно поэтому необходимо изучать, а также учитывать особенности стратегий поведения в конфликте у участников.
Подростковый возраст - это сенситивный период становления и укрепления личностного и физиологического здоровья человека. Кризисом выступает период полового созревания подростка. На этом этапе происходит не только усложненная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, которые закладывают основы сознательного поведения. Для такого усложненного этапа показательны негативные проявления подростка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер и нестандартное поведение по отношению к взрослым, а также повышенная тревожность, жестокость. Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте ярко проявляются противоречивые особенности психического развития, среди которых можно выделить черты как внутреннего, так и внешнего характера. Также важно отметить, что такие условия развития могут создавать ситуации, при которых нормальный и постепенный ход личностного становления может быть нарушен. В свою очередь такое искажение, может говорить о том, каким образом он будет реагировать в конфликтных ситуациях, от его стратегии поведения в конфликте. Преобладание того или иного стиля, стратегий во многом определяется не только социальным контекстом, но и индивидуально- психологическими особенностями личности участника конфликта.
В отечественной психологии изучением конфликта и конфликтного поведения занимались такие авторы как Б.С. Волков [6], М.О. Гончаров [15], Н.В. Гришина [11], О.Н. Громова [12], и др. В зарубежной психологии изучением теоретических и практических аспектов конфликтного поведения занимались М. Вебер [49], Р. Даррендорф [42], М. Дойч [43], К. Томас [47] и др.
Все же мало изученными остаются особенности конфликтного поведения старших подростков в условиях образовательного процесса в образовательном учреждении. Кроме того, этот аспект нуждается в оптимизации и коррекции, чтобы улучшить качество и процесс формирования навыков и умений, а также создать универсальный маршрут-план для конструктивного разрешения противоречивых ситуаций в процессе взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Таким образом, в условиях образовательного учреждения становиться актуальным практическая реализация развития конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях старших подростков.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что целью нашего исследования является апробация программы по развитию конструктивных стратегий поведения старших подростков
Реализация обозначенной цели обеспечивается достижением следующих задач:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Выделить методы и средства формирования и развития конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях старших подростков.
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях старших подростков и провести исследование на базе МАОУ СШ № XX г. Красноярск.
4. Реализовать проект программы развитие конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях старших подростков.
Объектом данного исследования выступают стратегии поведения старших подростков.
Предметом данной работы являются стратегии поведения в конфликтной ситуации старших подростков.
В качестве гипотезы можно выдвинуть предположение, что программа по развитию конструктивных стратегий поведения позволяет улучшить поведение в конфликте старших подростков.
Методами исследования выступают:
Теоретические методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический и методологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: методика «Самооценка конструкт ивного поведения в конфликте» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.); методика У. Томаса - Р. Килманна «Выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (адаптация Н.В. Гришиной); Опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман в адаптации Л.И. Вассермана.
Методы обобщение данных: количественный и качественный анализ данных исследования, критерий r-Спирмена.
База исследования: проводилось на базе МАОУ «Средняя Школа № ХХ» города Красноярск. В эмпирическом исследовании приняло участие 22 детей старшего подросткового возраста. Возраст испытуемых 15 -16 лет.
Практическая значимость исследования полученные результаты исследования могут быть использованы психологами сферы образования в работе с обучающимися подросткового возраста в образовательных учреждениях.
Структура исследования: работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения (А, Б).
Подростковый возраст - это сенситивный период становления и укрепления личностного и физиологического здоровья человека. Кризисом выступает период полового созревания подростка. На этом этапе происходит не только усложненная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, которые закладывают основы сознательного поведения. Для такого усложненного этапа показательны негативные проявления подростка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер и нестандартное поведение по отношению к взрослым, а также повышенная тревожность, жестокость. Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте ярко проявляются противоречивые особенности психического развития, среди которых можно выделить черты как внутреннего, так и внешнего характера. Также важно отметить, что такие условия развития могут создавать ситуации, при которых нормальный и постепенный ход личностного становления может быть нарушен. В свою очередь такое искажение, может говорить о том, каким образом он будет реагировать в конфликтных ситуациях, от его стратегии поведения в конфликте. Преобладание того или иного стиля, стратегий во многом определяется не только социальным контекстом, но и индивидуально- психологическими особенностями личности участника конфликта.
В отечественной психологии изучением конфликта и конфликтного поведения занимались такие авторы как Б.С. Волков [6], М.О. Гончаров [15], Н.В. Гришина [11], О.Н. Громова [12], и др. В зарубежной психологии изучением теоретических и практических аспектов конфликтного поведения занимались М. Вебер [49], Р. Даррендорф [42], М. Дойч [43], К. Томас [47] и др.
Все же мало изученными остаются особенности конфликтного поведения старших подростков в условиях образовательного процесса в образовательном учреждении. Кроме того, этот аспект нуждается в оптимизации и коррекции, чтобы улучшить качество и процесс формирования навыков и умений, а также создать универсальный маршрут-план для конструктивного разрешения противоречивых ситуаций в процессе взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Таким образом, в условиях образовательного учреждения становиться актуальным практическая реализация развития конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях старших подростков.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что целью нашего исследования является апробация программы по развитию конструктивных стратегий поведения старших подростков
Реализация обозначенной цели обеспечивается достижением следующих задач:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Выделить методы и средства формирования и развития конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях старших подростков.
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях старших подростков и провести исследование на базе МАОУ СШ № XX г. Красноярск.
4. Реализовать проект программы развитие конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях старших подростков.
Объектом данного исследования выступают стратегии поведения старших подростков.
Предметом данной работы являются стратегии поведения в конфликтной ситуации старших подростков.
В качестве гипотезы можно выдвинуть предположение, что программа по развитию конструктивных стратегий поведения позволяет улучшить поведение в конфликте старших подростков.
Методами исследования выступают:
Теоретические методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический и методологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: методика «Самооценка конструкт ивного поведения в конфликте» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.); методика У. Томаса - Р. Килманна «Выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (адаптация Н.В. Гришиной); Опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман в адаптации Л.И. Вассермана.
Методы обобщение данных: количественный и качественный анализ данных исследования, критерий r-Спирмена.
База исследования: проводилось на базе МАОУ «Средняя Школа № ХХ» города Красноярск. В эмпирическом исследовании приняло участие 22 детей старшего подросткового возраста. Возраст испытуемых 15 -16 лет.
Практическая значимость исследования полученные результаты исследования могут быть использованы психологами сферы образования в работе с обучающимися подросткового возраста в образовательных учреждениях.
Структура исследования: работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения (А, Б).
Таким образом, понятие конфликт понимается, как наиболее острый способ решения выявленных разногласий, которые могут возникнуть в процессе взаимодействие индивидов, определяющийся в противодействии субъектов конфликта, который может сопровождаться эмоционально окрашенным концом.
Можно сказать, что главной особенностью старшего подросткового возраста выступает формирование личностной идентичности, единства самим с собой, чувства собственного самоопределения, как личности. В старшем подростковом возрасте формируются устойчивые способы разрешения конфликтов в межличностных отношениях, которые чаще всего сопровождаются конструктивной модель поведения.
В конфликтной ситуации, каждая личность с учетом своих возможностей и накопленного опыта выбирает стратегию поведения, которой она будет придерживаться в момент выяснения взаимоотношений. Конструктивный конфликт способствует личному и социальному развитию его участников, в процессе ее разрешения происходит объективизация источника разногласия, формируются новые отношения и сплоченности группы.
В процессе эмпирического исследования, в ходе которого удалось получить данные по показателям конструктивные модели поведения и деструктивные модели поведения, а также преобладающие стратегии поведения, по выбранным методикам.
В процессе обработки полученных данных подтвердилась гипотеза о том, что старшие подростки выбирают основной моделью конструктивную стратегию поведения в конфликте, преобладающими стратегиями поведения в конфликте выявлены «компромисс» и «сотрудничество», что свойственно данному возрасту. В связи с этим особую актуальность приобретает реализация организационного плана программы.
Можно сказать, что главной особенностью старшего подросткового возраста выступает формирование личностной идентичности, единства самим с собой, чувства собственного самоопределения, как личности. В старшем подростковом возрасте формируются устойчивые способы разрешения конфликтов в межличностных отношениях, которые чаще всего сопровождаются конструктивной модель поведения.
В конфликтной ситуации, каждая личность с учетом своих возможностей и накопленного опыта выбирает стратегию поведения, которой она будет придерживаться в момент выяснения взаимоотношений. Конструктивный конфликт способствует личному и социальному развитию его участников, в процессе ее разрешения происходит объективизация источника разногласия, формируются новые отношения и сплоченности группы.
В процессе эмпирического исследования, в ходе которого удалось получить данные по показателям конструктивные модели поведения и деструктивные модели поведения, а также преобладающие стратегии поведения, по выбранным методикам.
В процессе обработки полученных данных подтвердилась гипотеза о том, что старшие подростки выбирают основной моделью конструктивную стратегию поведения в конфликте, преобладающими стратегиями поведения в конфликте выявлены «компромисс» и «сотрудничество», что свойственно данному возрасту. В связи с этим особую актуальность приобретает реализация организационного плана программы.



