Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ KOНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №166618

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2024
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Сущностная характеристика феномена «конструктивные стратегии
поведения в конфликтных ситуациях» 6
1.2. Социально-психологическая характеристика старших подростков 12
1.3. Развитие конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях
старших подростков 18
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 36
2.1. Программа развития конструктивных стратегий поведения в конфликтных
ситуациях старших подростков 36
2.2. Реализация программы 47
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Одной из актуальных проблем современного общества является рост конфликтных ситуаций в старшей подростковой среде. При этом конфликты проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека. Основополагающая роль в конфликте принадлежит личности, именно поэтому необходимо изучать, а также учитывать особенности стратегий поведения в конфликте у участников.
Подростковый возраст - это сенситивный период становления и укрепления личностного и физиологического здоровья человека. Кризисом выступает период полового созревания подростка. На этом этапе происходит не только усложненная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, которые закладывают основы сознательного поведения. Для такого усложненного этапа показательны негативные проявления подростка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер и нестандартное поведение по отношению к взрослым, а также повышенная тревожность, жестокость. Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте ярко проявляются противоречивые особенности психического развития, среди которых можно выделить черты как внутреннего, так и внешнего характера. Также важно отметить, что такие условия развития могут создавать ситуации, при которых нормальный и постепенный ход личностного становления может быть нарушен. В свою очередь такое искажение, может говорить о том, каким образом он будет реагировать в конфликтных ситуациях, от его стратегии поведения в конфликте. Преобладание того или иного стиля, стратегий во многом определяется не только социальным контекстом, но и индивидуально- психологическими особенностями личности участника конфликта.
В отечественной психологии изучением конфликта и конфликтного поведения занимались такие авторы как Б.С. Волков [6], М.О. Гончаров [15], Н.В. Гришина [11], О.Н. Громова [12], и др. В зарубежной психологии изучением теоретических и практических аспектов конфликтного поведения занимались М. Вебер [49], Р. Даррендорф [42], М. Дойч [43], К. Томас [47] и др.
Все же мало изученными остаются особенности конфликтного поведения старших подростков в условиях образовательного процесса в образовательном учреждении. Кроме того, этот аспект нуждается в оптимизации и коррекции, чтобы улучшить качество и процесс формирования навыков и умений, а также создать универсальный маршрут-план для конструктивного разрешения противоречивых ситуаций в процессе взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Таким образом, в условиях образовательного учреждения становиться актуальным практическая реализация развития конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях старших подростков.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что целью нашего исследования является апробация программы по развитию конструктивных стратегий поведения старших подростков
Реализация обозначенной цели обеспечивается достижением следующих задач:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Выделить методы и средства формирования и развития конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях старших подростков.
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях старших подростков и провести исследование на базе МАОУ СШ № XX г. Красноярск.
4. Реализовать проект программы развитие конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях старших подростков.
Объектом данного исследования выступают стратегии поведения старших подростков.
Предметом данной работы являются стратегии поведения в конфликтной ситуации старших подростков.
В качестве гипотезы можно выдвинуть предположение, что программа по развитию конструктивных стратегий поведения позволяет улучшить поведение в конфликте старших подростков.
Методами исследования выступают:
Теоретические методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический и методологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: методика «Самооценка конструкт ивного поведения в конфликте» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.); методика У. Томаса - Р. Килманна «Выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (адаптация Н.В. Гришиной); Опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман в адаптации Л.И. Вассермана.
Методы обобщение данных: количественный и качественный анализ данных исследования, критерий r-Спирмена.
База исследования: проводилось на базе МАОУ «Средняя Школа № ХХ» города Красноярск. В эмпирическом исследовании приняло участие 22 детей старшего подросткового возраста. Возраст испытуемых 15 -16 лет.
Практическая значимость исследования полученные результаты исследования могут быть использованы психологами сферы образования в работе с обучающимися подросткового возраста в образовательных учреждениях.
Структура исследования: работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения (А, Б).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, понятие конфликт понимается, как наиболее острый способ решения выявленных разногласий, которые могут возникнуть в процессе взаимодействие индивидов, определяющийся в противодействии субъектов конфликта, который может сопровождаться эмоционально окрашенным концом.
Можно сказать, что главной особенностью старшего подросткового возраста выступает формирование личностной идентичности, единства самим с собой, чувства собственного самоопределения, как личности. В старшем подростковом возрасте формируются устойчивые способы разрешения конфликтов в межличностных отношениях, которые чаще всего сопровождаются конструктивной модель поведения.
В конфликтной ситуации, каждая личность с учетом своих возможностей и накопленного опыта выбирает стратегию поведения, которой она будет придерживаться в момент выяснения взаимоотношений. Конструктивный конфликт способствует личному и социальному развитию его участников, в процессе ее разрешения происходит объективизация источника разногласия, формируются новые отношения и сплоченности группы.
В процессе эмпирического исследования, в ходе которого удалось получить данные по показателям конструктивные модели поведения и деструктивные модели поведения, а также преобладающие стратегии поведения, по выбранным методикам.
В процессе обработки полученных данных подтвердилась гипотеза о том, что старшие подростки выбирают основной моделью конструктивную стратегию поведения в конфликте, преобладающими стратегиями поведения в конфликте выявлены «компромисс» и «сотрудничество», что свойственно данному возрасту. В связи с этим особую актуальность приобретает реализация организационного плана программы.



1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. Для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2007. 324 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. 215 с.
3. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте // Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. № 1. С. 91-92.
4. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды. М.: Воронеж, 1996. 255 с.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. М.: Академический проект. 2008. 668 с.
6. Волков Б.С. Психология подростка: учеб. Для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2005. 208 с.
7. Воспитанник И.В. Психологические детерминанты подростковой конфликтности как фактор их успешной социализации // Воспитание в современной образовательной среде. 2017. С. 18-26.
8. Галиахметов Р.Н. Роль стандартов естественности в разрешении конфликтов // Вестник АГУ. №1 2010. № 2. 45 с.
9. Гончаров М. Основные стратегии поведения в конфликте: учеб. Для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2006. 300 с.
10. Григорьева Г.Е. Воспитание самостоятельности как форма работы по развитию навыков конструктивного разрешения конфликтов в подростковых коллективах. П.: Аспект Пресс, 2000. 45-46 с.
11. Гришина Н.В. Психология конфликта // Н. В. Гришина. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с.
12. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. М.: Изд-во ЭКМОС, 2000. 320 с.
13. Гурылева Л.В., Белозерова Л.А., Семенова И.А. К проблеме исследования образа тела у современных подростков // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №. 3-2 (59). С. 242-248.
14. Дубровина Л.А., Кашапов М.М. Взаимосвязи креативности, стилей мышления и способов разрешения конфликтов // Ярославский психологический вестник. 2020. №. 2. С. 31-38.
15. Захаров Н.М., Гончаров М.О., Куриленко И.Д. Рациональная идентичность // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. 2017. С. 117-119.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: ЛОГОС, 2007. 384 с.
17. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления // СПб.: Питер, 2006. 240 с.
18. Калачинская О.А. Конструктивные стратегии поведения как регулятор социального здоровья личности. П.: Аспект Пресс, 2018. С. 45-46.
19. Карабаева И.Б. Стрессоустойчивость в подростковом возрасте как показатель саморегуляции // Известия вузов Кыргызстана. 2016. №. 12. С. 216-219.
20. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 584 с.
21. Катеринина А.А. Интеллектуализация памяти как один из механизмов развития самосознания детей в подростковый кризис // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. №. 9. 64 с.
22. Киржой Е.В. Особенности процесса социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. М.: 2012. С. 34-39.
23. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. 407 с.
24. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебное пособие. Санкт-Петербург.: Питер, 2005. 114 с.
25. Новопашина Л.А. Ценностные ориентации и выбор стратегий поведения в конфликте старшими школьниками. К.: Питер, 2023. 200 с.
26. Панфилова А.П. Теория и практика общения // М.: Академия, 2007.
С. 144-157.
27. Парфенов О.А. Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений старших подростков //Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. № 18. С. 76-80.
28. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.
29. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб.: Питер, 1996. 39 с.
30. Регуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. 192 с.
31. Рождественская Н.А., Мамонова А.М. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. СПб.: Питер, 2010. 115 с.
32. Рослякова С.В. Педагогическое сопровождение подростков в конфликте. СПб.: КНЖ, 2022. 81с.
33. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: уч. пособие. СПб.: Речь, 2002. 264с.
34. Рыжова Н.И., Громова О.Н. Актуализация медиационной деятельности специалистов социально-образовательной сферы в условиях цифровизации // Человек и образование. 2021. №. 2 (67). С. 24-31.
35. Смирнова Т.С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте. М.: Флинта, 2016. С. 706-708.
36. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 285 с.
37. Хасан Б.И. Психология подростка. М.: Флинта, 1965. 471 с.
38. Шеллинг Т. Стратегия конфликта. М.: ИРИСЭН, 2007. 366 с.
39. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Гаудеамус, 2017. 336 с.
40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Академия, 2013. 462 с.
41. Baum S.M., Renzulli S., Rizza M.G. The Twice-Exceptional Adolescents: Who Are They? What Do They Need? // The handbook of secondary gifted education. Routledge, 2021. С. 155-184.
42. Dahrendorf R. Class and class conflict in industrial society // Social Stratification, Class, Race, and Gender in Sociological Perspective, Second Edition. Routledge, 2019. С. 105-111.
43. Deutsch M. Conflicts: Productive and destructive // Journal of social issues, 1969. Т. 25. №. 1. С. 7-41.
44. Muratore M.G. Victimization // Encyclopedia of quality of life and well-being research. Cham: Springer International Publishing, 2024. С. 7500-7504.
45. Steinhoff A. et al. Stressful life events in different social contexts are associated with self-injury from early adolescence to early adulthood // Frontiers in psychiatry, 2020. Т. 11. С. 48-72.
46. Taylor L.K. et al. Empathy to action: Child and adolescent out-group attitudes and prosocial behaviors in a setting of intergroup conflict // Social Development, 2020. Т. 29. №. 2. С. 461-477.
47. Thomas K. Overview of conflict and conflict management // Journal of Organizational Behavior (1986-1998), 1992. Т. 13. №. 3. С. 263.
48. Tolstaia S., Revenco O. Methods of development of conflictological culture in older adolescence // Journal of Educational Sciences, 2023. №. 2. С. 156-168.
49. Udehn L. The conflict between methodology and rationalization in the work of Max Weber // Acta Sociologica. 1981. №. 3. С. 131-147.
50. Valente S., Louren^o A.A., Nemeth Z. School conflicts: Causes and management strategies in classroom relationships // Interpersonal Relationships. IntechOpen Limited, 2020. С. 79-94.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ