ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Лингвистические основы речевого этикета 6
1.2 Изучение темы «Речевой этикет» в образовательных программах для
начальной школы 11
1.3 Роль коммуникативных задач в работе над речевым этикетом 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ 21
2.1 Исследование актуального уровня владения речевым этикетом младшими
школьниками 21
2.2 Содержательно-методический аспект процесса обучения младших
школьников речевому этикету 29
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Актуальность темы исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «...развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка». Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)» [62]. Эффективное общение между людьми в принципе невозможно без соблюдения правил этикета вообще и речевого этикета в частности. На вопросы о развитии речевой деятельности и формировании речевого этикета обращали внимание многие представители зарубежной педагогики (Я.А. Коменский, М. Монтессори, Г. Пестолоцци, Г. Кергомар, Л. Фортье и др.) и отечественные педагоги (Е.М. Водовозова, Е.И. Конради, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Н.И. Формановская, Т.А. Ладыженская и др.). Из работ зарубежных и отечественных ученых и методистов следует, что соблюдение речевого этикета помогает школьнику развивать общение с детьми и взрослыми.
Речевой этикет в начальной школе призван познакомить каждого учащегося начальных классов с самыми простыми нормами речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях: обращение к собеседнику, приветствие и прощание, благодарность и извинение, просьба и приказ, согласие и возражение, поздравление и другое. Безусловно, знакомство младшего школьника с правилами речевого этикета осуществляется и спонтанно, то есть без целенаправленного обучения: если учитель сам соблюдает правила речевого этикета, то и его ученики не окажутся в стороне, а за четыре года обучения научатся подражать речевому поведению учителя, чей авторитет именно в начальной школе является, как известно, непререкаемым. Но даже если в начальной школе преподает высококультурный учитель, обучение речевому этикету не может ограничиваться исключительно подражанием учителю, оно должно стать целенаправленным и составлять обязательную часть работы по развитию речи каждого школьника, формированию у него необходимого уровня речевой культуры. Необходимы не единичные обращения на уроках к правилам русского речевого этикета, а практически ежедневная работа по освоению правил речевой вежливости. Заниматься речевым этикетом важно не просто с первого года обучения детей в школе, а систематически в течение всех четырех лет обучения. Только тогда можно добиться эффективных результатов.
Данная тема является актуальной, поскольку на сегодняшний момент уровень владения учениками начальных классов речевым этикетом является весьма низким, и в связи с этим, приобщение детей к речевому этикету - важно и ценно. Важно, чтобы при работе над правилами русского речевого этикета ученики уже в начальных классах понимали главное: цель всех упражнений по речевому этикету состоит в том, чтобы облегчить, а не осложнить общение, сделать его более эффективным и максимально приятным для обеих сторон.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмета, цели, гипотезы исследования.
Цель исследования - выявить эффективность использования коммуникативных задач в процессе обучения младших школьников речевому этикету.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников речевому этикету.
Предмет исследования - коммуникативные задачи в процессе освоения учащимися речевого этикета.
В соответствии с целью и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления уровня
владения младшими школьниками речевым этикетом.
3. Выявить актуальный уровень владения речевым этикетом у младших школьников.
4. Разработать и апробировать комплекс коммуникативных задач, необходимых для освоения учащимися речевого этикета.
5. Провести анализ результатов данных экспериментов.
Гипотеза: Коммуникативные задачи будут способствовать освоению младшими школьниками речевого этикета, если их содержание будет направлено на социально значимые для младших школьников ситуации общения, такие как:
1. знание основных формул речевого этикета;
2. умение использовать формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения;
3. умение анализировать использование формул речевого этикета с позиции уместности и целесообразности.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования,
1. Эксперимент.
2. Тестирование разных видов (коррекционные задания, клоуз-тесты).
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: МБОУ «Пировская средняя школа», с Пировское, Красноярского края. В эксперименте принимали участие 40 человек: 20 учащихся 4 «А» класса и 20 учащихся 4 «Б» класса.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Анализ специальной лингвистической литературы позволил нам выявить сущность понятий, таких как: «коммуникативная задача», которая представляет собой такую установку перед выполнением упражнений или иного задания, которая настраивает и мотивирует учащихся на решение проблемы, поставленной в этом задании, коммуникативным способом (т.е. путем реального общения) и понятия «речевой этикет», который представляет собой регулирующий свод правил речевого поведения, систему национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.
В ходе изучения литературы мы выявили, что знание правил речевого этикета является одним из предметных результатов по русскому языку, предъявляемых ФГОС НОО. Поэтому одной из задач учителя становится формирование первоначальных представлений о нормах речевого этикета и развития коммуникативных навыков у младших школьников.
На основании изученных научных публикаций мы выделили также основные параметры, характеризующие объект исследования:
4. знание основных формул речевого этикета,
5. умение анализировать использование формул речевого этикета с позиции уместности и целесообразности;
6. умение использовать формулы речевого этикета в соответствии с той или иной ситуацией общения.
С учетом этих параметров был произведен констатирующий срез в 4-х классах, который показал преобладание низкого и среднего уровней владения учащимися формулами речевого этикета, что еще раз подтвердило актуальность избранной нами проблемы.
Проанализировав полученные результаты, нами была разработана и проведена программа формирующего эксперимента, включающая цикл занятий, направленных на освоение детьми значимых этикетных ситуаций. Программа опирается на такие методы работы, как игровой метод, метод проблемных вопросов, диалоговое общение, тренинги.
Завершив наше исследование, мы убедились, что уровень умений речевого этикета в речевой деятельности учащихся экспериментального класса возрос. Объяснением данного факта можно считать проведение целенаправленного обучения речевому этикету.
Эффективность опытного обучения объясняется выполнением следующих условий: 1) ведущим приемом обучения речевому этикету является прием создания речевой ситуации; 2) обеспечение практического усвоения: а) понятий «этикет», «диалог», «речевой этикет»; б) правил речевого этикета; в) формул речевого этикета; г) навыков речевого этикета.
Таким образом, гипотеза о том, что коммуникативные задачи будут способствовать освоению младшими школьниками речевого этикета, если их содержание будет направлено на социально значимые для младших школьников ситуации общения такие как: знание основных формул речевого этикета, умение использовать формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, умение анализировать использование формул речевого этикета с позиции уместности и целесообразности подтвердилась.
1. Акишина, А.А. Русский речевой этикет. Практикум вежливого речевого общения [Текст] / А.А. Формановская, Н.И. Азимова. - М.:Либрком, 2013. - 184 с.
2. Акишина, А.А. Речевой этикет русского телефонного разговора/ А.А.Акишина. -М., 2000.-116С.
3. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку [Текст] / О.А. Александрова // Русский язык. - 2006. - № 3. - С. 4-6.
4. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
5. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей.-Спб., 1996
6. Бакулина Г.А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка [Текст] / Г.А. Бакулина // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 32.
7. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990
8. Балакай, А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета/А.Г.Балакай -М.,2004.-805с.
9. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.-291 с.
10. Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка [Текст] / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина - М.: Флинта, 2010. - 176 с.
11. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург. 1997
12. Бондаренко А.А. «Речевой этикет в современной школе» // Начальная школа. 2013. № 1.С. 21-28.
13. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у детей. -М, 2012.-326 с.
14. Воспитание школьников. Научно-методический журнал.№8
2004г. Стр.43., «Азбука» Э.Козлов, В. Петрова, И.Хомякова.
15. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на- Дону, «Феникс» 1995 г.
16. Винокур ТГ. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. | М., 2011.1362 с.
17. Вяльшина О. Г. Обучение младших школьников речевому этикету // Начальное образование. 2009. № 5. Стр. 42 - 44.
18. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка
[Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Издательство Московского
университета, 1985. - 45 с.
19. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школе с игрой: Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1991 - 96 с.
20. Горбачевич Е.С. Нормы современного русского языка [Текст] / Е.С. Горбачевич. - М.: Просвещение, 1978. - 239 с.
21. Гольдин, В.Е. Речь и этикет./В.Е.Голдин.- М.,1983.-414с.
22. Головин, Б.Н. Как говорить правильно/Б.Н.Головин.М.,1979.210с.
23. Грайс Г.П. Логика и речевое общение, 1975 с 41-58
24. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика, М., 2000 г.
25. Гольдин В. Е. Речь и этикет. Москва: Просвещение. 2002.Стр. 109.
26. Десяткина, М.В. Деловой этикет: теория и практика/ М.В. Десяткина. - М., 1999,- 145 с.
27. Дусенко, С.В. Профессиональная этика и этикет [Текст] / С.В. Дусенко - М., 2012. - 2-е изд. - 224 с.
28. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи [Текст] / И.А. Зимняя // Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974. - С. 64-72.
29. Зорина В.В. Изучение основ этикета на факультете начальных классов // Начальная школа. 2011. № 4. С. 84-86.
30. Зорина, В. В. Курс по выбору "Речевой этикет" для бакалавров — будущих педагогов / В. В. Зорина // Начальная школа. — 2013. — № 4. — С. 69—71.
31. Зубарева А.А. Формулы русского речевого этикета: социолингвистическое исследование: учеб. пособие. Перм. госуниверситет. Пермь. 2010. Стр. 198.
32. Зиновьева, Т.И. Обучение речевому этикету// Методика обучения русскому языку и литературному чтению [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - С. 374 - 381.
33. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие. Москва: «Наука». 2008. Стр. 496.
34. Котлева Е. Б. "Тенденции в изучении речевого этикета" // Пушкинские чтения. Выпуск № XVI. 2011. Стр. 352 - 356.
35. Канакина В.П. Русский язык: учеб. для 1 кл. [Текст] / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 143 с.
36. Канакина В.П. Русский язык: учеб. для 2 кл. в двух частях [Текст] / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 4-е изд. - М.:Просвещение, 2014. - 144 с.
37. Канакина В.П. Русский язык: учеб. для 3 кл. в двух частях [Текст] / В. П.Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
38. Канакина В.П. Русский язык: учеб. для 4 кл. в двух частях [Текст] / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. - 162 с.
39. Костомаров В.Г. Русский речевой этикет, РЯЗР 1967
40. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной. - М.: Изд-во Норма, 2001.
41. Курочкина И.Н. «Современный этикет и воспитание культуры поведения у школьников ».М., 2003-134с.
42. Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Н. Курочкина - М.: Экон-информ, 2014. - 240 с.
43. Крылова О.А. Приветствия и этикет [Текст] / О.А. Крылова // Русская речь. - 2001. - № 4. - С. 58-62.
44. Ладыженская Т. А. «Детская риторика в рисунках и рассказах» 1¬4 класс «Школа 2100»
45. Леонович Е.Н. Развитие значения слова в речевой деятельности младшего школьника // Начальная школа №1, 2013 г
46. Львова М.Е. Речевой этикет на уроках русского языка и общая культура младших школьников // Начальная школа. 1995. № 5. С. 8-12.
47. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учеб. пособие / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
48. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога. Минск, 1999 г.
49. Нечаева Е.В. Занятия по речевому этикету [Текст] / Е.В. Нечаева // Начальная школа. -1998. - № 7. - С. 10-17.
50. Никитина Е. Ю., Зырянова Е. А. Педагогические условия методики формирования умений речевого этикета // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 6. Стр. 77 - 82.
51. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Пед. общество России. - 2001.
52. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология. Словарь- М., Политиздат
53. Программа, организация и результаты обучения младших
школьников речевому этикету во внеурочной деятельности [Текст] /Т.И. Зиновьева, Е.В. Болдова // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте требований ФГОС НОО И ФГОС ВО: Материалы межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (15 февраля 2015 года)/Сост. и отв. ред. Т.И. Зиновьева. - М.: Экон-информ, 2015. - С. 257 - 265
54. Стернин И.А.Русский речевой этикет [Текст] / И.А.Стернин.- Воронеж, 1996. - 125 с.
55. Ступин Л.П., Игнатьев К.С. Современный английский речевой этикет, ЛГУ, 1980
56. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.:
Просвещение, 1995. -С.190
57. Соловьев В.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие, 2003.
58. Ступина Е.А. Особенности формирования речевой культуры младших школьников. «Начальная школа» №9, 2013 г.
59. Сухомлинский. В.А."О воспитании". Москва, 1973 г.
60. Тимахова И. Город волшебных слов и поступков: игровая программа про этикет для детей младшего школьного возраста / И. Тимахова // Сценарии и репертуар. — 2013. — № 6 (март). — С. 9—21
61. Трофименко В., Волгин А. Поговорим об этике. «Московская правда»
62. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 23.04.2018).
63. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989 г.
64. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). - М.: Знание, 1989г.
65. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1987
66. Цемина М.В.К вопросу об обучении основам речевого этикета младших школьников в игровой деятельности//Ас!па1 aspects of pedagogy and psychology of elementary education: materials of theinternational scientific
conference on April 18-19,2016. -Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2016. -ISBN 978-80- 7526-095-6// Материалы
международной научно-практическая конференция «Актуальные аспекты педагогики и психологии начального образования»» Драга, 18-19 апреля, 2016 г.
67. Цемина М.В.Обучение младших школьников основам речевого этикета на занятиях «Школы вежливости»// Материалы международной научно-практическая конференция «Экспликация базовых ценностей этноса в речи и тексте», Красноярск, 17 ноября,20016 г.
68. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? [Текст] / Г.А. Цукерман. - М.: Рига, 2000. - 222 с.
69. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. — М.: Знание, 1997 .
70. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994-239 с.
71. Юрьев Ю.М. Разговор о важном: этикет на каждый день [Текст] / Ю.М. Юрьев. - М.: Моск. рабочий, 1979. - 134 с.
72. Якушина А.А. Речевой этикет Русского телефонного разговора. М., 2000. - 76 с.
73. Янышев В. Е. Речь и этикет. М., 1993. - 104 с.
74. Ярова Э.В. Будьте добры. М., 1998. - 204 с.