Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения речевых ошибок младших школьников 6
§ 1. Речь. Виды речи 6
§ 2. Виды речевых ошибок младших школьников 13
§ 3. Характеристика лексических ошибок младших школьников 28
Выводы по первой главе 39
Глава II. Методические основы работы по предупреждению лексических
ошибок младших школьников 41
§ 1. Типичные лексические ошибки третьеклассников 41
§ 2. Способы предупреждения лексических ошибок младших школьников.. 52
§ 3. Комплекс упражнений как средство предупреждения лексических
ошибок младших школьников 58
Выводы по второй главе 64
Заключение 67
Библиография 73
Приложение 84
Одной из актуальных задач, которые стоят перед современной школой, является повышение речевой культуры учащихся. Речь, соответствующая языковым нормам - показатель уровня культуры человека, его интеллекта и мышления.
В начальной школе дети начинают овладевать нормами письменного и устного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями речи. При этом учитель должен помочь младшим школьникам понять требования к речи, следить за правильностью при формулировке мыслей, разнообразием, точностью и выразительностью языковых средств. Усвоение языковых норм учащимися начальных классов, становление грамматического строя их речи , понимание значений лексики служит развитию культуры речи.
В наше время повышение уровня культуры русской речи приобретает особую значимость, так как русский язык является средством межнационального общения народов в условиях нашего многонационального государства.
Культура речи - это владение языковыми нормами в произношении, ударении и словоупотреблении. Это умение строить текст, умение пользоваться выразительными средствами языка. Качество образцовой речи - правильность с точки зрения соблюдения норм литературного языка, логичность выражения мысли, точность словоупотребления, образность, понятность, доступность и выразительность, грамотность и благозвучие.
Несмотря на внимание ученых к вопросам совершенствования речевой культуры учащихся в современной методике преподавания русского языка актуальной остается проблема организации работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников.
Современное развитие речи перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на поведении и деятельности ребенка. Плохо говорящие дети, осознав свой недостаток, становятся нерешительными, застенчивыми и молчаливыми. Недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Хорошая речь - важное условие всестороннего развития детей. И чем богаче речь, тем шире возможности ребенка в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем легче ему высказать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Именно поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждать и исправлять разные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. А для этого педагогу необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения.
Создание научно обоснованной системы работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников в процессе обучения обусловлено необходимостью преодоления противоречия между требованиями к начальному языковому образованию школьников, формированию языковой личности, способной сохранять национальную культуру, и готовностью образовательной среды к реализации культуроведческого подхода в речевом развитии младших школьников - носителей национальной культуры.
По наблюдениям, лишь немногие дети усваивают грамотное письмо легко. Пока не удается в обучении обойтись без анализа допускаемых детьми ошибок, без выяснения их причин, т. е. диагностики, без прогнозирования возможных ошибок, разработки комплекса упражнений, а также методики их исправления и предупреждения.
Цель исследования: разработать комплекс упражнений, направленный на предупреждение лексических ошибок младших школьников.
Объект исследования: процесс предупреждения лексических ошибок младших школьников.
Предмет исследования: комплекс упражнений как средство предупреждения лексических ошибок младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что комплекс упражнений, включающий задания: поиск и устранение повторов в речи, поиск ошибки и предложения младшим школьником правильного варианта, устранение ошибок в словосочетаниях, работа со значением слова, а также задания, направленные на работу с фразеологизмами, способствуют предупреждению лексических ошибок третьеклассников.
Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить типичные лексические ошибки третьеклассников.
3. Разработать комплекс упражнений, направленный
на предупреждение лексических ошибок младших школьников.
Методы исследования
1. Анализ научных источников по проблеме исследования.
2. Анализ письменных работ учащихся.
3. Констатирующий эксперимент.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно.
Первое условие речевого развития ребенка - это потребность общения. Второе условие речевого развития ребенка - это создание речевой среды - от того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие собственной речи. Богатство речи в значительной степени зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития. Также в ведении школы находятся следующие аспекты, которые помогают в развитии речи ребенка. Это усвоение литературного языка. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах.
Чтение и письмо - это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии.
Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т. п. - представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения - и в области
словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели).
Речь бывает внешняя и внутренняя; внешняя речь подразделяется на речь устную (звучащую) и письменную (графически зафиксированную). Выделяют также речь диалогическую и монологическую.
Согласно анализу методической, лингвистической литературы, речевая ошибка - это отклонение от нормы литературного языка. Влияние на развитие речи детей оказывает как речь окружающих, так и специально организованная работа. Сопоставив рассмотренные выше классификации речевых ошибок, мы пришли к выводу, что во многом они схожи между собой. Например, в них все ошибки подразделяются на следующие группы:
1. Речевые ошибки (недочеты);
2. Грамматические (неречевые) ошибки.
Лексические ошибки - нарушение правил лексики, прежде всего - употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов:
1. Употребление слова в несвойственном ему значении;
2. Неверное использование иноязычных слов;
3. Нарушение правил смыслового согласования слов;
4. Смешение паронимов;
5. Нарушение лексической сочетаемости слов и т. д.
Причинами появления речевых ошибок являются несовершенство оперативной памяти, а также отсутствие навыков смыслового и формального контроля на всех этапах процесса перевода внутренней речи в речь внешнюю, в связи с этим назрела острая необходимость в разработке специальных методик и системы упражнений, направленных на предупреждение подобного 68
рода ошибок. Под речевыми ошибками понимаются любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Также можно сказать, что лексические речевые ошибки детей - это ошибки взрослых. Веда, исходя из психологических особенностей ребенка, мы знаем, что он сиенит во всем подражать родителям, старшим. А отсюда и подражание в речи, и речевые ошибки . Поэтому очень важными в формировании речи малыша являются правильные, ясные, четкие высказывания взрослых.
Немаловажным фактором является и постоянное обращение детей к литературному тексту, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте.
Но кроме общего языкового развития нужна и работа над дикцией, артикуляцией, нужно развивать гибкость и подвижность речевого аппарата. И, конечно же, самое главное - это система в работе по исправлению и предупреждению речевых ошибок. Только в этом случае можно добиться каких-либо успехов. А успех в овладении речью - это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, потому что через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни.
Одна из целей учителя тачальных классов в идеале состоит в том, чтобы каждый ученик к концу 4 класса мог свободно, с использованием боны но но словарного запаса высказываться на любую тему. Благодарным будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика.
В данной работе проанализированы классификации речевых ошибок Львова М. Р., Ладыженской Т.А., Цейтлин С.Н., Соловейчик М. С.. По нашему мнению, классификация Соловейчик М .С. является более приемлемой для изучения письменных работ учащихся начальных классов. В ней доступно и подробно описаны всевозможные речевые' ошибки , которые встречаются в работах детей. Данная классификация содержит две основные группы ошибок: грамматические и речевые, что позволяет более точно классифицировать их , разграничивать по типам, не смешивая друг с другом.
С целью выявления типичных лексических ошибок младших школьников проведен констатирующий эксперимент на базе Гимназии № 3 г. Красноярска среди 30 учеников 3 «А» и 3 «Б» классов. Проведя эксперимент и проанализировав полученные данные, мы доказали актуальность выбранной темы исследования. Считаем, что для предупреждения лексических ошибок младших школьников необходимо специальное обучение.
Для предупреждения лексических ошибок возможен ряд разнообразных по форме и содержанию упражнений.
Причины лексических ошибок неодинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы их разъяснения, исправления, но есть и общий путь их предупреждения: это языковой анализ текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте , анализ роли и целесообразности именно этого, а не другого слова в этом текст е.
Работа по предупреждению и исправлению речевых ошибок направлена на уточнение лексического значения слов и определение их сочетаемости с другими лексическими единицами; осознание уместности использования лексического материала в той или иной ситуации при раскрытии темы; развитие языковой интуиции и освоение языковых норм.
Система данных практических упражнений построена в соответствии с тематическим принципом: умение определять лексическое значение, прямое и переносное значение слова, однозначные и многозначные слова, антонимы, паронимы, синонимы, слова ограниченной и неограниченной сферы употребления, фразеологизмы и устойчивые сочетания, изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).
Все эти упражнения предусматривают четыре основные линии (этапы становления лексического умения):
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежеурочно 4 - 6 новых словарных единиц.
2) уточнение словаря - это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя:
— сопоставление и сравнение с другими словами;
— усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
— наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно;
— усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
— усвоение синонимики лексической и оттенков смысловых значений;
— слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
3) исправление речевых ошибок: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте, устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые школьники усвоили под влиянием речевой среды. Здесь особое внимание необходимо уделять тем умениям и лингвистическим трудностям, с которыми нужно особенно тщательно работать в дальнейшем;
4) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу.
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря - это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это - педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, а также результаты проведенного констатирующего среза позволили разработать комплекс упражнений, направленных на предупреждение лексических ошибок младших школьников. В процессе создания комплекса учитывались ошибки, допущенные третьеклассниками при выполнении заданий.
Комплекс упражнений рассматривается как «совокупность типов и видов упражнений, объединенных между собой по способу их выполнения». Упражнение - это регулярно повторяющееся действие, направленное на овладение каким-либо видом речевой деятельности.
Представленные ниже упражнения предлагаются третьеклассникам на уроках русского языка как для коллективной, так и для индивидуальной работы. Для успешного результата, работа над речевыми ошибками должна проводиться систематически.
Итак, данный комплекс включает упражнения пяти типов.
1. «Исправь ошибку» - упражнения, направленные на поиск и устранение повторов в речи «Исправь ошибку».
2. «Раскрой скобки» - упражнения, направленные на выбор или предложения ребенком правильного варианта.
3. «Предложи правильный вариант» - упражнения, направленные на поиск ошибки и предложения младшим школьником правильного варианта.
4. Упражнения, направленные на поиск и устранение ошибок в словосочетаниях.
5. «Фразеологизмы в предложениях» - упражнения, направленные на работу с устойчивыми выражениями в предложениях.
Считаем, что разработанный комплекс упражнений позволить предупредить появление лексических ошибок в речи младших школьников.
1. Азимов , Э . Г . Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]/Э.Г. Азимов , А. Н . Щукин -- М.: ИКАР, 2009. - С. 448.
2. Алисов Е.А. Литературное образование младших школьников // Начальная школа: плюс-минус. - 2010. - №10.- С. 62.
3. Арефьева С.А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// «Русский язык в школе». - 1998. - №3. - С.8 - 12.
4. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. 2012. - №4. - С.35 - 39.
5. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л.П. Федоренко// Начальная школа. - 1997. - №6. - С. 6 - 10.
6. Бельчиков Ю. А. Практическая стилистика современного русского языка. М. : АСТ-Пресс, 2009 - С. 58 - 64.
7. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников
// Начальная школа. 2011. - №10. - . 41 - 44.
8. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Поднина О.В. Учебник «Русский язык» 4 класс- М.: Баласс, 2012.
9. Велижанина А.О., Филатова В.В. Нормативный аспект культуры речи: метод. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения / НГТУ; Н. Новгород, 2015. - С. 24 - 26.
10. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. - Л.: «Просвещение», 1971. - С. 264.
11. Гужва Ф.К. Основы развития речи: Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк., 1989. - С. 156.
12. Дресвянникова М.Г. Комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативной компетенции младшего школьника// Начальная школа. 2014. - №3. - С. 46.
13. Ежемесячный научно - методический журнал «Начальная школа». 2012. - №11 - С. 36.
14. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных
несформированностью фонематического восприятия. М., 2011. - С. 563 - 597.
15. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III - VII классов. - Известия АПН РСФСР - М.: 1956, вып. 78. - С. 34 - 42.
16. Журнал "Начальная школа" О причинах ошибок младших школьников при конструировании и анализе предложений №11/2010.
17. Журнал "Начальная школа" Развитие речевых умений школьников №3/2011.
18.
18. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали. - Пенза: Изд-во Ш"У,
2014. - 220 с.
19. Мартынова Н.В., Шатохина И.В. Виды нарушений речевого развития младших школьников и способы их коррекции // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-4. - С. 589-590;
20. Стилистика и культура реши: учебное пособие по русскому языку
21. Милюк А. В.; Усачева М. П.; Казарина С. Г. Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому язы у, -2010
22. Налетова Т. Н. О проблемах преподавания русского языка в полиэтнических классах // Русский язык в школе .2010. № 11.
23. Никитина Е. И. Русский язык: ус кая речь. 6 л.: че ное осо ие для общ образователь х чреждени . М. 2010.
24. Хамраева Е. А. Русский язык в полиэтническом пространстве российской школы: модели организац и об чения / / Р сский язык в школе .2013.№ 11.
25. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М. 2013.
26. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М. : ЛИБРОКОМ, 2009.
27. Черемисин П. Г. К вопросу о классификации речевых ошибок / / Русский язык в школе. 2009. № 2.
28. Черкасова О. В. Развития речи младших школьников в процессе изучения имени прилагательного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 296-300.
31. Капинос В.И. Об оценке речевых навыков учащихся// «Русский язык в школе». - 1973. - №6. - С. 17 - 19.
32. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением// «Начальная школа». - 1997. - №1. - С. 29 - 31.
33. Корепина Л. Ф. Развитие речи учащихся// «Начальная школа». - 1981. - №1. - С. 27 - 31.
34. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история. - М.: «Прогресс», 1963, вып.
3. - С. 224 - 273.
35. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1993. - 740с.
36. Крючкова Л.Ю. Речь - канал развития интеллекта// «Начальная школа». - 1997. - №7. - С. 68 -70.
37. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям// «Начальная школа». - 1984. - №3. - С. 32 - 35.
38. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.:
«Просвещение», 1985. - 176с.
39. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М.:
«Просвещение», 1975. - 170с.
40. Львов М.Р. Основы развития младших школьников// «Начальная школа».
- 1981. - №7. - С. 8 - 13.
41. Меркулова А.Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка// «Начальная школа». - 1996. - №1. - С. 30 -33.
42. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н.Е. Богуславская, В. И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: «Просвещение», 1991 - 240с.
43. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: «Просвещение», 1984. -191с.
44. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Часть 1. - М.: «Просвещение», 2001. - 318 с.
45. РамзаеваТ.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. - М.: «Просвещение», 2000.
46. РамзаеваТ.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней
начальной школы. - М.: «Дрофа», 2001.
47. РамзаеваТ.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса четырехлетней
начальной школы. - М.: «Дрофа», 2001.
48. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - 2-е изд. - М.: «Просвещение», 1987 - 416с.
49. Сиротинина О.Б Русская разговорная речь: Пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 1983. - 125с.
50. Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1993. - 704.
51. Соловейчик М.С. О содержании работы по культуре речи// Ж. «Начальная школа». - 1979. - №3. - С. 45 - 49.
52. Соловейчик М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников// «Начальная школа». - 1979. - №4. - С. 19 - 23.
53. Соловейчик М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников// «Начальная школа». - 1979. - №5. - С. 13 - 18.
54. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// «Начальная школа». - 1986. - №7. - С. 21 - 25.
55. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// «Начальная школа». - 1986. - №9. - С. 30 - 34.
56. Филатова В.В. Нормативный аспект культуры речи: метод. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения / НГТУ; Н. Новгород,
2015. - С. 24 - 26.
56. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1982. - с. 143.
57. Черемисин П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы// «Русский язык в школе». - 1973. - №2. - С. 34 -41.
58. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: «Наука», 1974.
- 279с.
59. Яковлева В. И. О пересказе прочитанного// «Начальная школа». - 1985. - №2. - С. 50 - 53.
60. Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. - М.: «Просвещение», 1978. - 137с.