Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования 5
1.1 Современные подходы к определению сущности понятия «молодежь» и ее границ 5
1.2 Исследование социального положения молодежи в РФ 12
Выводы по первой главе 29
Глава 2 . Эмпирические данные исследования
2.1 Проблемы современной молодежи на территории городского округа Ак-Довурак 22
2.2 Организация и проведение исследования 29
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 31
Выводы по второй главе 40
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Социальное положение молодежи в настоящее время особенно актуальна, так как молодежь - это будущее каждой страны. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как в облике молодежи просматриваются черты будущей социальной действительности.
Ведь именно молодежь представляет собой ту возрастную категорию, которая является наиболее перспективной в плане осуществления прогрессивной социальной роли.
Вопрос о хронологических рамках молодежного периода остается открытым. Единого подхода к выделению границ молодежного возраста в мировой науке не существует. По Российской научной традиции возрастной диапазон молодежной группы - от 14-16 до 30 лет, хотя эти границы довольно условны и подвижны, зависят от исторических и социально¬экономических условий. На традиционный для отечественной науки подход мы и будем опираться в процессе нашего исследования, учитывая и то, что отмечают некоторые ученые, такие как И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В.И. Добрынина, С.Н. Иконникова, А.В. Мудрик, А.А.Маркосян, В.В.Бунак, Г.С. Абрамова: «молодежный возраст в современной действительности - это понятие не столько демографическое, сколько социальное и политическое» [38,с.53].
До недавнего времени наша молодежь была фактически предоставлена самой себе, ее можно было назвать "брошенной". Однако сейчас положение дел изменяется к лучшему: уделяется все больше внимания указанной проблеме, причем она поднимается на высокий уровень[34, с.74].
Как правило, в первую очередь, среди трудностей, с которыми сталкивается молодежь, учеными указываются экономические сложности и проблемы. В тоже время отмечается, что это далеко не все сложности, которые приходится ежедневно решать современной молодежи.
Исследование социального положения молодежи г. Ак-Довурак было проведено в мае 2017 года.
Объект исследования - социальное положение.
Предмет исследования - социальное положение молодежи г. Ак- Довурака.
Цель исследования - Изучить уровень социального положения молодежи г. Ак-Довурака.
Из цели исследования вытекают следующие задачи:
1. Изучить современные подходы к определению сущности понятия
«молодежь» и ее границ;
2. Исследовать социальное положение молодежи в Российской Федерации;
3. Изучить проблемы современной молодежи на территории городского округа Ак-Довурак;
4. Выявить и проанализировать уровень социального положения молодежи г. Ак-Довурака.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что социальное положение молодежи г. Ак-Довурака на среднем уровне, так как администрацией города уделяется достаточное внимание молодежи и развитию инфраструктуры для молодых людей.Социальное положение молодежи в полной мере зависит от качественной и эффективной работы органов местного самоуправления, и именно их поддержка будет способствовать более эффективной реализации молодежной политики.
Место проведения -г. Ак-Довурак.
Методы исследования:В соответствии с целями и задачами работы нами использовались следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической, социальной литературы по проблеме исследования.
2. Метод анкетирования с целью выявления уровня социального положения молодежи.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации теоретического материала по проблеме социального положения молодежи.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы специалистами отделов по делам молодежи.
Выборка исследования: Молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Общее количество респондентов 70.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, выводы по главам, заключение и список литературы.
Молодежь — это возраст, когда происходит «второе духовное рождение», делающее молодых самостоятельными лицами. Особенностью молодого поколения выступает то, что оно занимает весьма динамичное промежуточное положение между периодом «подростковым» и «взрослым», отличающееся неустойчивостью характера, эмоциональностью и самонадеянностью.
Сегодня никто не будет подвергать сомнению постулат о том, что в первую очередь все новые тенденции становятся заметными в молодежной среде. «Молодежь - своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые происходят в общественной жизни постепенно, день за днем, год за годом, ускользая от внимания большинства граждан» [15, с. 60].
Если мы говорим о том, что молодежь - это «социальный аккумулятор», то это позволяет сделать следующий вывод: молодые люди испытывает на себе все негативные процессы, происходящие в обществе. Соответственно, молодежь сегодня находится в эпицентре всех социальных проблем. Ее положение очень уязвимо, т.к. на нее активно влияют все негативные факторы. Уязвимость молодежи заключается в ее специфике, обусловленной тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, освоения ими новых социальных ролей [32, с. 42].
Роль органов местного самоуправления города Ак-Довурак состоит в создании механизмов, снижающих влияние негативных факторов на социализацию молодежи и укрепляющих воздействие на нее позитивных тенденций. Поддержка молодежи должна быть ориентирована как на привлечение дополнительных источников финансирования, так и на адресное распределение и эффективное использование средств, выделенных на указанные цели из бюджета. Необходимо подготовить молодежь к широкомасштабному участию в общественной жизни, мобилизовать ее энергию и потенциал на созидательное участие в жизни города.
Немаловажной проблемой сегодня является разработка целостной концепции государственного развития. Составной частью должна стать научно-обоснованная, хорошо выверенная молодежная политика. Органы местного самоуправления решение всех задач молодежной политики не может взять только на свои плечи, и поэтому львиную долю их передает в руки тех общественных организаций и объединений, которые способны реализовывать свои задачи более эффективно и быстро. Но при этом органы местного самоуправления должны обратить особо пристальное внимание на разработку специальных программ, создание особых механизмов и принципов для осуществления молодежной политики.
1. Апарина, А.В.Проблемы социально-правовой защиты детей и молодежи в современных условиях / А.В. Апарина. - М. : Диалог, 2008. - 124 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : Знание, 2003.-267с.
3. Бочарова, В.А. Педагогика социальной работы / В.А. Бочарова. - М.:Наука, 2009. - 234с.
4. Быков, В.В. Развитие предпринимательства в молодежной среде /В.В. Быков. - М.: Просвещение, 2012. - 245 с.
5. Гологузова, М.Н Социальная педагогика / М.Н. Гологузова. - М. Знание, 2009. - 178с.
6. Григорьев, С.И. Психолого-социальные основы социальной педагогики / С.И. Григорьев. - Барнаул : Инфра, 2006. - 178 с.
7. Деготь, Б.А. Российское законодательство о социальной защите населения / Б.А. Деготь. - М. : Знание, 2006. - 111с.
8. Димов, В.М.Проблемы девиантного поведения Российской молодежи // Вестник Московского университета. - 2007. - №3. - С. 12-13.
9. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В.И. Загвязинский. - М. : Просвещение, 2013. - 157с.
10. Заочныйсеминар для специалистов по делам молодежи (информационно-методологический сборник). Выпуск №1. - Уфа : 2010. - 85с.
14. Запесоцкий, А.С. Эта непонятная молодежь...: Проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Запесоцкий. - М.: Профиздат, 2008. - 224с.
15. Зубков, Ю. Будущее молодых россиян проблематично// Диалог. - 2008. - №9. - С. 31-35.
16. Иваненков, С. П. Проблема социализации современной молодежи / С.П. Иваненков. - М.: Знание,2009. - 154с.
17. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика / И.М. Ильинский. - М.: Голос, 2013,- 214с.
18. Карпухин, О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О.И. Карпухин. - М. :Социс, 2011. - 118 с.
19. Камалдинова, Э. И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности / Э.И. Камалдинова. - М.: Педагогика,2008. - 142с.
20. Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: Нормы, отклонения, социализационная траектория//Социс.-2003.-№6,- С. 42-44.
21. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 2009. - 255с.
22. Кошман, И.В. Введение в специальность «Организация работы с молодежью» / И.В. Кошман. - Новосибирск : НЕСИ, 2006. - 296с.
23. Лисовский, В. Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. - 2004. - № 1/4. - С. 38-41.
24. Лисовский, В. Т. Социальная защита молодежи / В.Т. Лисовский. - М. :2009. - 212 с.
25. Лупов, В.А.Наша молодежь // Социс. - 2008. - №8. - С. 47-49.
26. Лучанкин, А. И. Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы/ А.И. Лукчанкин. - Екатеринбург : Наука, 2013. - 153с.
27. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев,- М.: Гардарики, 2006. - 123с.
28. Медведева, Г.П. Этика социальной работы / Г.П. Медведева. - М. : Просвещение, 2011. - 151с.
29. Мухаметдинов, Г. Р. Молодежное движение в России XX века / Г.Р. Мухаметдинов. - Уфа Тилем, 2015. - 265с.
30. Молодежный вестник России // М. : Диалог, 2017. - №3. - С. 26-28.
31. Молодежьи образование в условиях перехода к рыночному обществу // Мониторинг «Молодежь России» Уфа:2016. - №6 - С. 7-9.
32. Миронова, А.В. Молодежь России тенденции, перспективы / А.В. Миронова. - М. : Наука, 2015,- 176с.
33. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик,- М.: Знание,2012. - 265с.
34. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2007. -421с.
35. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А. Мустаева. - М.: Академический проект, 2009. - 416 с.
36. Материалы Научно-практической конференции «Основные приоритетные направления государственной молодежной политики в республике Тыва: состояние и перспективы» / Кызыл. : Аныяк, 2010. - 176с.
37,Овчарова, Р. С. Справочная книга социального педагога / Р. С. Овчарова. - М.: Сфера, 2005. -480 с.
38. Положение молодежи в Российской Федерации: Аналитический доклад //М. : 2О17.-№ 1.-С. 11-24.
39. Попов, В.А., Наркотизация в России - шаг до национальной катастрофы // Социс, - 2003. - №8. - С. 6-9.
40. Ромашов,О.В. Социология труда / О.В. Ромашов. - М.: Гардарики, 2003. - 98с.
45. Романов, А.А. Социально-экономическое положение молодежи / А.А. Романов. - М. : Академия, 2013. - 253 с.
46. Ручкин, Б. А. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения / Б.А. Ручкин. - М. : Знание, 2012. - 138с.
47. Савинов, А.Н. Организация работы органов социальной защиты / А.Н. Савинов. - М.: Мастерство, 2011. - 192с.
48. Садриев,М.М.Молодежь - будущее страны // Ватандаш, - 2002. - №6. - С. 53-56.
49. Садриев, М.М. Социология молодежи / М.М. Садриев. - Уфа Тилем, 2012. - 308с.
50. Словарь-справочник по социальной работе/ под.ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424с.
51. Сорокин, В.К. Организация работы с молодежью / В.К. Сорокин. - М. : Знание, 2010. - 114 с.
52. Тимофеева, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Тимофеева. - М. : Просвещение, 2004. - 316с.
53. Фролов, С.С. Формы и технологии социальной работы / С.С. Фролов. - Барнаул: Проспект, 2005. - 245с.
54. Фролов, С.С. Общая социология / С.С. Фролов. - М. : Проспект, 2008. - 384с.
55. Филиппова, Г.Г. Психология молодого возраста / Г.Г. Филиппова. - М. : Феникс, 2009. - 159 с.
56. Чередниченко, Г.А. Жизненные траектории молодежи на различных этапах получения образования // Материалы исследовательского проекта «Будущее молодежи России». - М.:Престиж, 2003. - 231с.
57.Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.:Академия, 2011. - 164 с.