ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 8
1.1. Постановка вопросов о межпредметных связях в современной педагогике 8
1.2 Темы для установки межпредметных связей 21
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА МАТЕРИАЛОВ. 27
2.1. Комплекс материалов 27
2.2. Результаты использования разработанного комплекса заданий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приоритеты системы образования основной школы последнее время во многом изменились, они стали более персонифицированы. Современный ученик в своем образовании ориентируется на самого себя, на свои образовательные запросы и мотивы. Это проявляется в активном поиске им смысла изучения тех или иных предметов, желании и нежелании ученика участвовать в разных формах взаимодействия.
В системе образования на первое место выходят требования к результатам образования. На сегодняшнем этапе развития педагогики результаты образования это не только предметные, но и личностные, а также метапредметные результаты, которые играют решающую роль при решении различных жизненных ситуаций в реальной жизни. На первый план выходит практико-ориентированный характер обучения, который выражается в том, что ребенок получает не только теоретические знания, но и практические. В этом случае обучение может осуществляться во взаимодействии с колледжами, производственными организациями, музеями.
Новый Федеральный государственный стандарт задает вектор изменений в образовательной практике, в которой межпредметные связи могут стать таким инструментом, который поможет сформировать единую интегрированную картину мира учащихся и придать современному образованию практико - ориентированный характер.
На наш взгляд, ценность межпредметных связей состоит в том, что на их основе осмыслить окружающий мир, явления и процессы, основные закономерности в этом мире.
Межпредметные связи как вид преемственных связей, устанавливаемых между содержанием курсов различных школьных дисциплин: истории, обществознания, права, географии, литературы и других, - выступают непременным условием развития у учащихся интереса к знаниям, как по истории, так и основ наук в целом . В отечественной педагогике установление межпредметных связей относят к общедидактическим принципам обучения. На основе интеграции знаний различных учебных дисциплин можно более успешно формировать у обучающихся целостную мировоззренческую картину мира. На основе межпредметных связей с освоением общеучебных умений на занятиях по другим предметам строится процесс формирования специальных исторических умений.
Наибольшим интегративным потенциалом для установления межпредметных связей в обучении истории обладают темы историко- культурного содержания. Использование на уроке различных дополнительных сведений о географических открытиях, исторических событиях в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету
Актуальность. Межпредметные связи как вид преемственных связей, устанавливаемых между содержанием курсов различных школьных дисциплин: истории, обществознания, права, географии, литературы и других, - выступают непременным условием развития у учащихся интереса к знаниям, как по истории, так и основ наук в целом. В отечественной педагогике установление межпредметных связей относят к общедидактическим принципам обучения. На основе интеграции знаний различных учебных дисциплин можно более успешно формировать у обучающихся целостную мировоззренческую картину мира. На основе межпредметных связей с освоением общеучебных умений на занятиях по другим предметам строится процесс формирования специальных исторических умений.
Фундаментальность предметного образования по-прежнему остается значимой, но этот базовый аспект сегодня уже недостаточен. На первый план
выдвигаются задачи, которые требуют внедрения межпредметных подходов к обучению и обеспечения метапредметных образовательных результатов2.
Такое обучение ориентируется не только на получение учеником определенной суммы теоретических знаний, но и на формирование практического опыта их использования при решении жизненно важных задач. Практико- ориентированное обучение должно осуществляться в тесном сотрудничестве образовательных учреждений с музеями, вузами, колледжами и т.д.
Проблема исследования нами заявлена вопросом: каким образом должна быть выстроена работа учителя истории по формированию межпредметных связей для эффективного формирования у обучающихся знаний?
Объектом исследования является реализация межпредметных связей в курсе «История России в XVIII веке».
Предметом исследования организация мониторинга результатов реализации.
Для осуществления данной цели в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к осуществлению мониторинга межпредметных связей в курсе истории;
2. Определить спектр возможных межпредметных связей, возможных к реализации в курсе истории России в 8 классе;
3. Разработать комплект заданий для мониторинга реализации межпредметных связей в курсе истории России в 8 классе.
Степень изученности. Проблеме межпредметных связей в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. О необходимости учета взаимосвязи между предметами говорится еще в трудах выдающихся педагогов XVII-XIX вв. Я.А.
Каменского, Д. Локка, И.Ф. Гербарта, А.Дистервега и других, а также в трудах русских просветителей XIX-XX вв. В.Г. Белинского, В.Д. Одоевского, К.Д. Ушинского. Новая волна интереса к этой проблеме появилась во второй половине прошлого столетия и не спадает по настоящее время. Связь между предметами - одно из основных требований дидактики.
Наиболее полное раскрытие исследований межпредметных связей описано в работах Гурьева И. И. Методика преподавания истории в русской школе, где отдельными параграфами отмечается влияние межпредметных связей в обучении истории.
На страницах методических журналов публикуются статьи, раскрывающие тему межпредметных связей в обучении истории. Наиболее активно тема межпредметных связей изучается в советский и современный периоды. Представляют интерес работы Зверева И. Д., Максимовой В. Н. и других.
Работы Селевко Г. К. и Шарипова В. А. были взяты за основу современного периода изучения темы межпредметных связей. Межпредметные связи, используемые на современном этапе обучения истории, базируются на научных методах, которые разрабатывались педагогами-исследователями и педагогами- практиками разных времен.
Среди научно-практических методов исследования можно назвать теоретический анализ состояния исследуемой проблемы, а также экспериментальную проверку разработанных заданий. К числу способов экспериментального исследования относятся: анализ разработанных заданий; применение разработанных заданий; анализ результатов применения разработанных заданий.
Практическая значимость работы состоит в том, что в результате данной работы мы получаем комплекс заданий для мониторинга реализации межпредметных связей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
На сегодняшнем этапе развития педагогики результаты образования - это не только предметные, но и личностные, а также метапредметные результаты, которые играют решающую роль при решении различных жизненных ситуация в реальной жизни. На первый план выходит практико - ориентированный характер обучения, который выражается в том, что ребенок получает не только теоретические знания, но и практические. В этом случае обучение может осуществляться во взаимодействии с колледжами, производственными организациями, музеями.
Образовательные результаты формируются в процессе учебной деятельности, но если мы хотим добиться новых образовательных результатов, то необходимо существенно изменить сам образовательный процесс.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты организации межпредметных связей предмета истории с другими учебными предметами, а именно:
• Изучили основные понятия и роль межпредметных связей предмета истории с другими учебными предметами;
• Перечислили и дали характеристику учебным предметам, имеющим межпредметные связи с предметом истории, проанализировали рабочие программы для выделения данных учебных предметов;
• Описали работу учителя истории по формированию межпредметных связей с другими учебными предметами, а также раскрыли взаимодействие учителей-предметников по организации межпредметных связей интегрируемых предметов;
• Выделили учебные предметы, имеющие межпредметные связи с предметов истории, проанализировав рабочие программы, мы увидели, что предмет история имеет большое количество межпредметных связей с такими предметами, как литература, география, ИЗО и музыка.
Во второй главе нашей работы мы раскрыли формирование межпредметных связей предмета история с другими учебными предметами по выбранным нами темам. Для этого мы разработали комплекс заданий, по установленным нами темам на уроках с применением межпредметных связей. Также в параграфе 2.2 были выделены имеющиеся проблемы по применению межпредметных связей предмета истории с другими учебными предметами и сформулированы пути решения данных проблем. При разработке данных рекомендаций мы изучили и проанализировали соответствующие литературные источники, рабочие программы по истории и ФГОС.
По итогам нашего исследования, можно сделать вывод о том, что применение межпредметных связей на уроках истории способствует развитию системного мышления и формированию у обучающихся единой интегрированной картины мира учащихся и придать современному образованию практико-ориентированного характера.
На наш взгляд ценность межпредметных связей состоит в том, что на их основе осмыслить окружающий мир, явления и процессы, основные закономерности в этом мире.
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от 17 декабря 2010 № 1897 // Российская газета. 2010 г. № 18. Ст. 5097.
2. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция от 06.03.2019, новый с изменениями на 2019 год).
3. Данилов М.А. Дидактика / М.А. Данилов. - М.: Высшая школа, 1957. - 589 с.
4. Огородников И.Т. Педагогика / И.Т. Огородников, П.Н. Шимбирев - М.: Педагогика, 1950. - 395 с.
5. П.Н. Груздев. Вопросы воспитания и обучения / Груздев. П.Н. - М.: Педагогика, 1949. - 835 с.
6. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения / Н.Г. Чернышевский - М.: Знание, 1983. - 253 с.
7. Рабочая программа по истории 6-8 класс [Электронный ресурс] // Рабочая
программа по истории 6-8 класс по ФГОС. URL:
https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-istoriia-sriednikh-viekov-i-
i. html(Дата обращения 13.04.2023).
8. Рабочая программа по литературе 8 класс [Электронный ресурс] // Рабочая программа по литературе 8 класс по ФГОС. URL: https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-po-literature-43.html(Дата обращения 13.04.2023).
Литература:
1. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования / И.А. Афанасьева - М.: Книжный мир, 2002. - 457 с.
2. Аширова Р.Т. Наша «Историческая гостиная» (методическая разработка к 200-летию Отечественной войны 1812 г.) / Р.Т. Аширова // Открытая школа. - 2013. - № 1(23). С. 284.
3. Бахтина О.И. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории / О.И. Бахтина - М.: Просвещение, 1990. - 112 с.
4. Беленький Г.И. Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла / Г.И. Беленький. - М.: Педагогика, 1956 г. - 624 с.
5. Боголюбов В. Отчет по преподаванию истории за весеннее полугодие 1909 года / В. Боголюбов // Московское общество народных университетов. Секция народной средней школы. 1908/9-1909/10 учебные года. Официальные издания, решения и постановления - М.: 1910 - 632 с.
6. Глинская, Е.А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. 3-е изд. - Тула: Инфо, 2007. - 44 с.
7. Гурьев И.И. Межпредметные связи в системе современного образования / И.И. Гурьев. - М.: Владос, 2002. - 632 с.
8. Деревицкий М.В. Работа с фальшивыми монетами на уроке, как пример взаимодействия истории и химии / М.В. Деревицкий // Преподавание истории в школе. - 2017. - № 10(33). С 52-54.
9. Зверев И. Д. Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова // Педагогика. - №5 (97). - 1981. - 412 с.
10.Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов / И.Д. Зверев // Педагогика.
- 1977. - №7(68). С. 55.
11. Интегрированные и бинарные уроки [Электронный ресурс] //
Интегрированные и бинарные уроки. URL:
https://multiurok.ru/files/intieghrirovannyie-i-binarnyie-uroki-chto- obshchiegho- iv-chiom-raznitsa.html (Дата обращения: 5.03.2023).
12. Иоффе А. Н. Художественная литература в преподавании истории и обществознания / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2015. - № 5(32). С. 3-13.
13. Л. Н. Мазур. Методы исторического исследования: учебное пособие / Л. Н. Мазур // Под ред. А.С. Иванова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010.- 644 с.
14. Лошкарева Н. А. О понятии и видах межпредметных связей / Н.А. Лошкарева // Советская педагогика. - 1972. - № 6(53). - 165 с.
15. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 2012. - 754 с.
16. Муромцева О.В. Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников / О.В. Муромцева // Молодой ученый. - 2016. - №9(639). С. 48.
17. Салмина Н.Г. Структура, функционирование и формирование знаково - символической деятельности: д-ра психол / Н.Г. Салмина - М.: Наука, - 343 с.
18. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума / Ю.А. Самарин - М.: Высшая школа, - 1962. 645 с.
19. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. / Г.К. Селевко - М.: Издательство НИИ школьных технологий, 2006. С. 39.
20. Соловьёв М.С. Историческая география взаимодействия общества и природы в современной школе / М.С. Соловьев // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 9(76). С. 77-79.
21. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX- начала XX в. / М.Т. Студеникин - М.: Педагогика-пресс, 2016. - 533 с.
22. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / Е.Ю. Сухаревская // Под ред. Ф.К. Протасова - Ростов на Дону: РПИ, 2007. С. 165-173.
23. Федорова В.Н. Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи: На материале естествонаучных дисциплин средней школы / Федорова В.Н. Кирюшкин Д.М. - М.: Педагогика, 1972. С. 65.
24. Шарипов В.А. К истории вопроса о межпредметных связей / В.А. Шарипов // - Народное образование. -1973. - №5(43).
25. Межпредметные связи как одно из направлений повышения качества
образования [Электронный ресурс] // Межпредметные связи как одно из направлений повышения качества образования. URL:
https ://infourok.ru/doklad_mezhpredmetnye_svyazi_kak_odno_iz_napravleni y_po vysheniya_kachestva_obrazovaniya-302807.htm (Дата обращения 10.04.2019).