Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ

Работа №166581

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2021
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Социальный интеллект как предмет исследования 6
1.2. Психологические особенности детей подросткового возраста 10
1.3. Социальный интеллект детей подросткового возраста 15
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ полученных результатов 28
2.3. Программа, направленная на развитие социального интеллекта
подростков 34
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51


Развитие социального интеллекта способствует успешной адаптации подростков в социальной среде.
Умение правильно понимать поведение людей и эффективно взаимодействовать с внешним миром очень важно для успешного развития, становления и реализации личности. Эта способность и есть социальный интеллект. Эта концепция является относительно новой в современной психологии и находится в процессе изучения.
Подростковый возраст - это стадия, которая находится между периодом детства и взрослой жизнью. Об этом периоде многие говорят, что он является самым трудным из возрастов человека и называется вторым рождением. Подросток проходит долгий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими людьми, через внешние срывы и подъемы он может обрести чувство лиризма. В подростковом возрасте формируются многие черты личности, которые сильно влияют на дальнейшую жизнь.
Актуальность исследования определяется практической потребностью в достоверных знаниях о механизмах социального взаимодействия человека. Сегодня на практике наблюдается расхождение между потребностью современного человека в высоком уровне интеллекта и психологической культуры и часто встречающимися трудностями в понимании взаимоотношений между людьми, социальной ситуации и в адаптации к обществу. Решение этого противоречия заключается в повышении компетентности личности в общении и, в целом, компетентности в познании социального мира.
В научной литературе имеются разрозненные исследования по различным аспектам этой проблематики. Недостаточно изучена взаимосвязь социализации и социального интеллекта.
Существует много разнообразных подходов к пониманию социального интеллекта. Изучением этого феномена занимались зарубежные и отечественные ученые (Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Р. Стенберг, М. Форд, М. Тисак, Ф.Е. Вернон, К. Космитский, О. Джон, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова, В.Н. Куницына, Д.В. Ушаков, О.Б. Чеснокова, О.В. Лунева, B.C. Юркевич, В.А. Савенков и др.), но единой концепции на сегодняшний день не существует. Исследования в этой области активно продолжаются.
Цель исследования: изучить возможности развития социального интеллекта подростков.
Объект исследования: социальный интеллект.
Предмет исследования: развитие социального интеллекта подростков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе изучения литературы раскрыть сущность понятия «социальный интеллект».
2. Подобрать и обосновать диагностический инструментарий изучения социального интеллекта.
3. Разработать и апробировать содержание программы по развитию социального интеллекта.
4. Проверить эффективность программы по развитию социального интеллекта подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что лекции, семинары, игровые занятия с элементами тренинга, включенные в программу, будут способствовать развитию социального интеллекта подростков.
Методы и методики исследования:
теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы;
эмпирические: тестирование, опрос;
методы количественной и качественной обработки данных.
Методики:
Опросник агрессивности Басса-Дарки в модификации Г. Резапкиной. (Приложение А)
«Диагностика социального интеллекта» тест Дж. Гилфорда и М. Салливена, в модификации Е.С. Михайловой. (Приложение Б)
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы (теоретическая часть и экспериментальная часть), заключение, библиографический список, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный нами теоретический анализ показал, что в настоящее время проблеме изучения социального интеллекта в психологической науке уделяется особое внимание ученых, что обусловлено особенностями развития современного мира. Исследование социального интеллекта является достаточно важной и актуальной теоретической и практической задачей, в частности изучение развития социального интеллекта у подростков.
Социальный интеллект - относительно новое понятие в психологической науке, которое находится в процессе развития и уточнения. В последние годы сформировалось мнение, что социальный интеллект представляет собой четкую группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от тех, которые лежат в основе белее «формального» мышления, проверяемого тестами интеллекта
Социальный интеллект — способность правильно понимать и прогнозировать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Именно подросткам предстоит определить самостоятельно свои профессиональные приоритеты, выбрать жизненную траекторию, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и предназначения в жизни.
Одна из основных проблем подростков, по мнению В. Шейнова, - поиск новых форм поведения и взаимодействия с окружающими людьми. Это связано с возрастными психологическими изменениями обучающихся и приобретением ими нового статуса в обществе [30]. Отсутствие навыков и практических знаний о закономерностях конструктивного общения нередко приводит школьников к конфликтам со сверстниками, родителями, учителями, повышает вероятность девиантного поведения.
На этапе организации и реализации эмпирической части исследования было выделено четыре основных этапа, которые условно можно назвать подготовительным, основным, интерпретационный, проектировочный. Эти четыре этапа охватывают два этапа организации и проведения исследования.
1. Подготовительный этап:
- отбор респондентов в возрасте 14-15 лет, получение согласия на исследование.
-встреча с респондентами, в ходе которой их знакомят с целями исследования, и формируется мотивация на участие в опросе.
2. Основной этап:
- проведение психодиагностических методик (опроса), заполнения подростками опросных листов.
3. Интерпретационный этап:
- составление заключения на основе обработки и анализа психодиагностических данных, полученных в ходе опроса подростков.
4. Проектировочный этап:
- на основе полученных заключений разработка и апробация программы развития социального интеллекта подростков.
Для проведения эмпирического исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Сделать выборку школьников для изучения их социального интеллекта.
2. Подобрать методики для исследования социального интеллекта.
3.Организовать и провести эмпирическое исследование уровня развития показателей социального интеллекта подростков.
4. Обработать полученные результаты
5. Обобщить полученные данные и сделать выводы.
Учитывая вышесказанное, были выбраны следующие методы эмпирического исследования:
а) Опросник агрессивности и адаптивности Басса-Дарки в модификации Г. Резапкиной (Приложение А)
б) Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» в редакции Е.С. Михайловой (Приложение Б)
Испытуемыми стали учащиеся 9-го класса общеобразовательной школы в возрасте 14-15 лет.
По результатам диагностики социальный интеллект с высоким уровнем не показал ни один из подростков. Социальный интеллект выше среднего встречается лишь у 24% опрошенных. Данные подростки способны эффективно извлекать информацию о поведении людей, хорошо понимают язык невербального общения, высказывают точные суждения о людях, успешно прогнозируют их реакции в заданных обстоятельствах. Учащиеся c низким уровнем развития социального интеллекта и ниже среднего (28%) испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможность социальной адаптации.
На основе анализа результатов диагностического этапа исследования была составлена программа, направленная на развитие социального интеллекта подростков.
Программа рассчитана на 4 недели, занятия 2 раза в неделю, продолжительность 50-60 мин., всего 8 занятий. В программу включены групповые формы работы. Используются технологии психологического просвещения, медиативные технологии, тренинги, игры.
Цель: Развитие социального интеллекта, повышение адаптивных возможностей подростков, посредством разработанной программы.
Задачи:
1) Овладение подростками определенными социально-
психологическими знаниями, навыками конструктивного общения.
2) .Развитие способности познания себя и других.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
-подростки приобретут навыки личностного взаимодействия;
- научатся адекватно понимать свои чувства и действия и чувства других людей в конфликтных ситуациях;
-регулировать свое эмоциональное состояние,
- разовьют способность предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации
Оценить результаты проведенной программы можно путем повторного исследования, а так же наблюдения и личного мнения участников.
Практическая значимость: Материалы проведённого исследования и разработанная программа могут быть полезны в работе психологов и социальных педагогов в образовательных организаций. Программа может быть использована для проведения тренингов и групповой работы, направленной на развитие социального интеллекта подростков с низким социальным интеллектом, а так же с девиантным поведением.
Полученные нами результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения работы по развитию социального интеллекта подростков 14-15 лет.



1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. 271 с.
2. Абульханова К.А. История и перспектива психологии индивидуальности // Психология индивидуальности: новые модели и концепции / Под ред. Е.Б. Старовойтенко и В.Д. Шадрикова. М.: Изд-во МПСИ, 2009. С. 14-63.
3. Айзенк Г.Ю. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел. Минск: Харвест, 2003. 912 с.
4. Асеев В.Г. Возрастная психология. М.: Академия, 2014. 320 с.
5. Баширов И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности в профессиональной деятельности психолога: дис. ... канд. психол. наук. М.: Военный университет Министерства обороны, 2006. 210 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 2003. 325 с.
7. Выготский А.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Педология подростка. М.: Педагогика, 1983. 462 с.
8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Е.М. М.: Педагогическое общество России, 2013. 512 с.
9. Гарднер, Г. Структура разума. Теория множественности интеллекта./ Г.Гарднер // Пер. с англ. М.; ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 512 с.
10. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.
11. Егидес А.П. Психология конфликта: учебное пособие. М.: МФПУ Синергия, 2017. 320 с.
12. Ефимкина Р.П. Детская психология. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. 183 с.
13. Карпович Т.Н. Психологическая диагностика социального интеллекта личности. Мозырь: Содействие, 2007. 164 с.
14. Князева Т.Н. Возрастная психология. М.: Логос, 2011. 180 с.
15. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: УРАО, 1997. 225 с.
16. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник нового века. СПб.: Питер, 2001. 592 с.
17. Михайлова Е.С. Социальный интеллект. Концепции, модели,
диагностика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 266 с.
18. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред.
А.В. Петровского. 2-е изд. М.: Педагогика, 2016. 479 с.
19. Олпорт Г.В. Личность в психологии: Теории личности. М.: ЮВЕНТА, 2011. 345 с.
20. «Основы самопознания и саморазвития». М. «Академия», 2002 г. «Психология общения». М.: 2003 г.
21. Пиаже Ж. Теория Пиаже// История зарубежной психологии (30-е - 60¬е годы XX века): сб. текстов. М.: Изд. Московского университета, 1986. С. 232-292.
22. Райзвих Е.Г. Особенности социального интеллекта подростков, учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 797-800.
23. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум:
учебник и практикум для прикладного бакалавриата. [Электронный ресурс] М.: Юрайт, 2016. 303 с. URL:https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-i-
praktikum/414241(дата обращения: 14.10.2020).
24. Смолова Л.В. Психологическое консультирование: учебное пособие. М.: Флинта, 2015. 416 c
25. Торндайк Э.Л, Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. М.: Флинта, 2014. 749 с.
26. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 294 с.
27. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учебник и практикум. М.: Юрайт,2015. 424 c.
28. Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте // Познание. Общество. Развитие. М.: ИП РАН, 1996. С. 54-76.
29. Чиркова Т.И. Методологические основы психологии: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2013. 404 с.
30. Шейнов В. Управление конфликтами. СПб.: Питер, 2014. 576 с.
31. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь: Пер. с англ.
B. Кузин / Под ред. Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2017. 334 с.
32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
33. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии. Саратов: Изд-во Сарат. ун¬та, 1984. 72 с.
34. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие:
противоречивая связь // Современная зарубежная психология. PsyJournals.ru. 2018. №2. С. 28-30. URL:https://psyjournals.ru/jmfp/2018/nn2/93914.shtml
(дата обращения: 25.12.2020).
35. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татар. кн. изд-во, 1991. 191 с.
36. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии / Под ред. Е.В. Щедрина. М.: Флинта, 1997. C. 20-27.
37. Ясюкова Л.А. Возрастные особенности становления социального интеллекта младших школьников // Ученые записки. СПб.: ГИПСР, 2011. №1. С. 74-80.
38. Guilford J.P. Hoepfner R. The analysis of intelligence. New York: McGraw- Hill Book Company, 1971. 238 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ