Контент-анализ периодической печати как способ формирования читательской грамотности обучающихся 10-П классов, па примере антирелигиозной пропаганды в газетах «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 15
1.1. Формирование читательской грамотности на уроках истории 15
1.2. Метод контент-анализа в работе со школьниками 26
ГЛАВА II. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ «ПРАВДА» И «КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ» 1930 Г 30
2.1. Основные маркеры в освещении антирелигиозной деятельности в газете
«Правда» за 1930 г 30
2.2. Особенности антирелигиозной пропаганды в газете «Красноярский
рабочий» за 1930 г 42
ГЛАВА III. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 15
1.1. Формирование читательской грамотности на уроках истории 15
1.2. Метод контент-анализа в работе со школьниками 26
ГЛАВА II. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ «ПРАВДА» И «КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ» 1930 Г 30
2.1. Основные маркеры в освещении антирелигиозной деятельности в газете
«Правда» за 1930 г 30
2.2. Особенности антирелигиозной пропаганды в газете «Красноярский
рабочий» за 1930 г 42
ГЛАВА III. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности учащихся закреплена во ФГОС на концептуальном уровне. Он определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Важность развития функциональной грамотности подчеркивается в указе Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», которым Правительству Российской Федерации поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Качество образования ставит своей целью государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г., которое характеризуется: сохранением позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Мы наблюдаем, что в настоящее время происходит изменение запроса на качество общего образования. Формирование функциональной грамотности в системе общего образования становится приоритетной целью.
Практика международного мониторинга (PISA) показала наибольшую уязвимость отечественного образования в формировании и оценке функциональной грамотности учащихся, достигших 15-летнего возраста.
Основные проблемы российского образования, выявленные PISA: неумение школьников работать с информацией, представленной в виде разных блоков и из разных источников, неумение определить формат задания, особенно если оно находится «на стыке наук», что чаще всего и происходит в жизни, неумение для решения проблемы привлекать данные, которые не содержатся в условиях задачи.
В качества решения данной проблемы, образовательным учреждениям было рекомендовано обратить внимание на предметные области, в большей степени, влияющие на формирование функциональной грамотности.
Также актуальность исследования связана с необходимостью коррекции педагогической практики, то есть ориентироваться не только на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск и умение применять на практике, в повседневной жизни полученные знания.
Метод контент-анализа является одновременно качественным и количественным методом исследования, он предполагает под собой проведение таких процедур как выборка, выявление смысловых единиц, герменевтическую критику текста, интерпретацию полученных данных. Эти процедуры могли бы способствовать формированию и развитию ключевых навыков функциональной грамотности обучающихся.
Степень изученности темы. О проблеме формирования развития функциональной грамотности школьников в России стали писать с 1990-х гг. Она изучена исследователями с позиций различных подходов. Так, например, М.В. Кларин, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, рассматривают процесс формирования функциональной грамотности с позиции личностно-ориентированного подхода. На первый план выходит личность обучающегося, а процесс формирования функциональной грамотности направлен на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации. Н.Г. Алексеев, С.И. Гессен, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, П.И. Фролова, Э.Г. Юдин придерживаются деятельностного подхода. Он обеспечивает максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности, так как в процессе деятельности формируется функциональная грамотность. Н.И. Гендина, Л.С. Выготский, Н.Б. Крылова изучают функциональную грамотность с позиций социокультурного подхода, который позволяет рассмотреть проблему формирования функциональной грамотности с учетом социальных, культурных изменений в образовательной среде, а саму функциональную грамотность как характеристику современной культуры жизнедеятельности. В.В. Краевский, В.В. Мацкевич, С.А. Крупник придерживаются системного подхода, который позволяет рассмотреть процесс формирования функциональной грамотности как частный случай целостного педагогического процесса. О.А. Акулова, Т.В. Варенова, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, С.А. Писарева рассматривают функциональную грамотность с позиций компетентностного подхода, который акцентирует внимание на результатах образования, где в качестве итога рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Также, присутствуют исследования, рассматривающие только одну из составляющих функциональной грамотности - читательскую грамотность. Особое значение развитию читательской грамотности придают такие исследователи как И.Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева. Так, например, подробный и качественный анализ факторов, обеспечивающих формирование читательской грамотности, так же представлен в книге «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» под редакцией И.Д. Фрумина. Говоря о педагогических средствах обучения читательской грамотности, М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова в своей статье «Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности?» выделили педагогические умения, которые должны быть сформированы у учителя.
Подробные рекомендации по применению метода контент-анализа изложены в работах таких исследователей как А.В. Семенова, М.В. Корсунская, Н.Н. Богомолова, Н.Г. Воскресенская . Так, например, в работе А.В. Семеновой и М.В. Корсунской «Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения», представлено подробное описание процедур контент- анализа и алгоритм его проведения, что помогло избежать процедурных ошибок в данном исследовании. Также, нами были рассмотрены исследования, в которых контент-анализ выступает как ведущий метод. Так, К.А. Зингис в исследовании, посвященном анализу газеты заключенных «Новые Соловки», выделяла смысловые категории и слова-индикаторы к ним. Автору удалось отследить частоту встречаемости категорий и сравнить их в динамике с 1925 по 1930 гг. В совместной работе Бочарова А.В. и Скобелева К.В. предпринята попытка разработки собственных методов проведения контент-анализа отражения актуальных проблем крестьянской жизни на примере газеты «Восточное обозрение». Методика авторов предполагает разделение лексических индикаторов-маркеров на контекстнозависимые и контекстно-независимые. Отсутствие структурированной единой методологии в данном случае, скорее, положительно характеризует данный метод, так как позволяет каждому автору вырабатывать свою кодировку и свой подход к работе с источником.
О преимуществах использования, на уроках истории, материалов периодической печати пишут Л.Н. Жиронкина, И.Г. Калачев, Е.В. Горькова. Так, Л.Н. Жиронкина пишет: «самым доступным, ёмким и наиболее используемым источником получения информации для нас традиционно являются материалы прессы. Пресса обладает такими свойствами: доступность, информативность, оперативность, политическое, идеологическое разнообразие мнений». В работе Л.Н. Жиронкиной «Использование газетных публикаций в преподавании истории» описана специфика работы с периодической печатью как историческим источником.44 Методика работы с материалами периодической печати подробно изложена в работе Е.В. Горьковой «Методика организации работы с материалами периодической печати на уроках истории», предложены способы применения периодической печати на уроках истории.
Историографию вопроса антирелигиозной пропаганды в СССР можно разделить на два периода: с 1918 г. по 1991 г. (советский период); с 1991 г. по настоящее время. Характерной для советского периода является тенденция рассмотрения религии с классовых позиций. Религия и религиозные организации противопоставлены советскому государству и жизни советского народа. Развитие антирелигиозного законодательства СССР становится одной из главных тем исследований этого периода. А также проведение антирелигиозных кампаний и возможности ведения религиозной жизни в стране. С этой позиции написаны работы Е.М. Ярославского, А.И. Демьянова, П.В. Гидулянова. С 1990-х гг. появились работы историков, которые позволили рассмотреть историю РПЦ с противоположной точки зрения. Так, например, В.А. Цыпин в своей монографии «История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005)» подробно рассматривает структуру РПЦ, государственно-церковные отношения в изучаемый период, массовые репрессии советской власти против духовенства. Также, стоит отметить работу Д.В. Поспеловского «Русская православная церковь в XX веке», которая является одним из фундаментальных исследований по истории РПЦ. Монография содержит богатый фактический материал из российских и зарубежных архивов, эмигрантской литературы, самиздата.
Таким образом, анализ литературы по данной теме показал, что вопрос об эффективном формировании читательской функциональной грамотности изучен исследователями с различных позиций, однако контент-анализ периодической печати как инструмент формирования читательской грамотности в представленной выше литературе, рассмотрен не был.
Исходя из вышесказанного, существуют противоречия, между:
- потребностью российского государства и общества в повышении качества образования и недостаточным вниманием теории и практики образования к решению данной проблемы;
- наличием потенциала образовательного процесса школы и его недостаточной востребованностью педагогической общественностью при реальном процессе формирования функциональной грамотности;
- потребностью современных учителей в методическом описании средств для формировании функциональной грамотности обучающихся, отсутствием их описания в научно-методической литературе.
На основе изучения актуальности и выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости поиска средств для эффективного формирования читательской функциональной грамотности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволила сформулировать тему нашей ВКР - «Контент-анализ периодической печати как способ формирования читательской грамотности обучающихся 10-11 классов (на примере антирелигиозной пропаганды в газетах "Правда" и "Красноярский рабочий" за 1930 г.)»
Цель исследования: формирование читательской грамотности при помощи метода контент-анализа у обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
1. Выявить возможности предмета истории для формирования читательской грамотности;
2. Систематизировать научное знание о сущности и применении контент- анализа как способа организации деятельности, обучающихся при изучении предмета «история»;
3. Создать собственные кодировки для анализа материалов газет «Правда» и «Красноярский рабочий» по теме «антирелигиозная пропаганда» (1930 г.);
4. Разработать и апробировать методику формирования функциональной читательской грамотности обучающихся с использованием метода контент- анализа;
5. Разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности применения разработанной методики в реальном процессе формирования читательской функциональной грамотности обучающихся.
Объект исследования: функциональная читательская грамотность обучающихся в образовательном процессе.
Предмет исследования: контент-анализ периодической печати как способ формирования функциональной читательской грамотности обучающихся.
В качестве кейсов для апробации возможностей контент-анализа как способа формирования читательской грамотности, мы использовали материалы периодической печати - публикации газеты всесоюзной газеты «Правда» и краевой газеты «Красноярский рабочий» за 1930 г. Выбор обусловлен территориальной принадлежностью периодических изданий. «Правда» является центральным печатным органом, освещающим события, касающиеся всей страны в целом, а «Красноярский рабочий» как региональное издание акцентирует внимание на локальных событиях. Таким образом, можно провести сравнительный анализ двух газет и выявить сходства и различия в представлении антирелигиозной политики СССР.
Методологическую основу составили: составили фундаментальные положения современной философии, подходы общей педагогики к изучению всеобщей связи и целостности явлений педагогической действительности:
-социально-исторический детерминизм, рассматривающий современную национальную школу как общественное явление, которое вызывает к жизни различные социальные процессы во взаимодействии с различными элементами общественной системы;
-культурологический подход, анализирующий социальные явления, в том числе и образовательный процесс современной школы как общественные явления с позиций феноменологической социологии.
- исследование базируется на принципах объективности, историзма, системного подхода, обеспечивающие всесторонний анализ исторических процессов в их развитии и взаимосвязи.
Методами исследования выступали: теоретические - изучение нормативно-правовых актов и программных документов в области народного образования; сопоставление, синтез, обобщение и интерпретация педагогического опыта; эмпирические - педагогическое наблюдение, самооценка, анализ продуктов образовательной деятельности учащихся; статистические - количественная обработка и качественный анализ результатов исследования, обработка эмпирических данных.
Основополагающим методом работы стал контент-анализ, который позволил провести как качественное, так и количественное исследование материалов периодической печати газет «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г. на предмет антирелигиозной пропаганды.
Источниковую базу исследования можно разделить на четыре группы. В первую группу источников входят нормативно-правовые акты, такие как Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, которые позволили определить какие задачи стоят перед современной школой; ко второй группе источников относятся учебно-методические материалы, анализ которых позволил выявить потенциал предмета истории для формирования функциональной читательской грамотности, такие как УМК по истории России за 10 класс издательства «Просвещение» под редакцией A. В. Торкунова, УМК под редакцией О.В. Волобуева, УМК под редакцией B. Р. Мединского; в третью группу источников входят законодательные акты советского правительства, постановления и декреты ВЦИК и СНК, благодаря которым удалось проследить исторический контекст антирелигиозных мероприятий в 1930-е г.; к четвертой группе источников можно причислить материалы центральной и местной периодической печати, годовые подборки таких изданий, как газета «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г. Газета «Правда» - ежедневное периодическое издание, существовавшее в 1912-1991 гг., являлась центральным органом советской печати. Газета «Красноярский рабочий» - региональное периодическое издание, ранее бывшая ежедневным органом красноярского краевого комитета КПСС. Годовая подборка этих периодических изданий позволила выявить основные направления антирелигиозной пропаганды в 1930-е г.
Таким образом, сформированная источниковая база исследования, позволяет решить поставленные цели и задачи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- метод контент-анализа был рассмотрен как инструмент формирования читательской функциональной грамотности;
- при помощи метода контент-анализа, был проведен анализ газет «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г., который позволил выявить в каких именно направления развивалась антирелигиозная пропаганда в данный период.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования разработана и опробована в практике методика формирования функциональной читательской грамотности обучающихся через использование метода контент-анализа, разработан диагностический инструментарий для оценки эффективности применения разработанной методики в реальном процессе формирования читательской функциональной грамотности обучающихся. Полученные результаты исследования могут быть использованы для практического применения в учебном процессе.
Результаты исследования представлены в статьях «Образ РПЦ на страницах газеты "Правда" 1930 г. (по материалам контент-анализа)» на конференции «История мировых цивилизаций. Религиозные теории и практики в социально-политических и культурных процессах» в 2020 году ;
«Антирелигиозная пропаганда на страницах газеты «Красноярский рабочий» 1930 г. (по материалам контент-анализа)» в журнале «Молодой ученый» в 2022 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
Практика международного мониторинга (PISA) показала наибольшую уязвимость отечественного образования в формировании и оценке функциональной грамотности учащихся, достигших 15-летнего возраста.
Основные проблемы российского образования, выявленные PISA: неумение школьников работать с информацией, представленной в виде разных блоков и из разных источников, неумение определить формат задания, особенно если оно находится «на стыке наук», что чаще всего и происходит в жизни, неумение для решения проблемы привлекать данные, которые не содержатся в условиях задачи.
В качества решения данной проблемы, образовательным учреждениям было рекомендовано обратить внимание на предметные области, в большей степени, влияющие на формирование функциональной грамотности.
Также актуальность исследования связана с необходимостью коррекции педагогической практики, то есть ориентироваться не только на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск и умение применять на практике, в повседневной жизни полученные знания.
Метод контент-анализа является одновременно качественным и количественным методом исследования, он предполагает под собой проведение таких процедур как выборка, выявление смысловых единиц, герменевтическую критику текста, интерпретацию полученных данных. Эти процедуры могли бы способствовать формированию и развитию ключевых навыков функциональной грамотности обучающихся.
Степень изученности темы. О проблеме формирования развития функциональной грамотности школьников в России стали писать с 1990-х гг. Она изучена исследователями с позиций различных подходов. Так, например, М.В. Кларин, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, рассматривают процесс формирования функциональной грамотности с позиции личностно-ориентированного подхода. На первый план выходит личность обучающегося, а процесс формирования функциональной грамотности направлен на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации. Н.Г. Алексеев, С.И. Гессен, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, П.И. Фролова, Э.Г. Юдин придерживаются деятельностного подхода. Он обеспечивает максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности, так как в процессе деятельности формируется функциональная грамотность. Н.И. Гендина, Л.С. Выготский, Н.Б. Крылова изучают функциональную грамотность с позиций социокультурного подхода, который позволяет рассмотреть проблему формирования функциональной грамотности с учетом социальных, культурных изменений в образовательной среде, а саму функциональную грамотность как характеристику современной культуры жизнедеятельности. В.В. Краевский, В.В. Мацкевич, С.А. Крупник придерживаются системного подхода, который позволяет рассмотреть процесс формирования функциональной грамотности как частный случай целостного педагогического процесса. О.А. Акулова, Т.В. Варенова, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, С.А. Писарева рассматривают функциональную грамотность с позиций компетентностного подхода, который акцентирует внимание на результатах образования, где в качестве итога рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Также, присутствуют исследования, рассматривающие только одну из составляющих функциональной грамотности - читательскую грамотность. Особое значение развитию читательской грамотности придают такие исследователи как И.Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева. Так, например, подробный и качественный анализ факторов, обеспечивающих формирование читательской грамотности, так же представлен в книге «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» под редакцией И.Д. Фрумина. Говоря о педагогических средствах обучения читательской грамотности, М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова в своей статье «Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности?» выделили педагогические умения, которые должны быть сформированы у учителя.
Подробные рекомендации по применению метода контент-анализа изложены в работах таких исследователей как А.В. Семенова, М.В. Корсунская, Н.Н. Богомолова, Н.Г. Воскресенская . Так, например, в работе А.В. Семеновой и М.В. Корсунской «Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения», представлено подробное описание процедур контент- анализа и алгоритм его проведения, что помогло избежать процедурных ошибок в данном исследовании. Также, нами были рассмотрены исследования, в которых контент-анализ выступает как ведущий метод. Так, К.А. Зингис в исследовании, посвященном анализу газеты заключенных «Новые Соловки», выделяла смысловые категории и слова-индикаторы к ним. Автору удалось отследить частоту встречаемости категорий и сравнить их в динамике с 1925 по 1930 гг. В совместной работе Бочарова А.В. и Скобелева К.В. предпринята попытка разработки собственных методов проведения контент-анализа отражения актуальных проблем крестьянской жизни на примере газеты «Восточное обозрение». Методика авторов предполагает разделение лексических индикаторов-маркеров на контекстнозависимые и контекстно-независимые. Отсутствие структурированной единой методологии в данном случае, скорее, положительно характеризует данный метод, так как позволяет каждому автору вырабатывать свою кодировку и свой подход к работе с источником.
О преимуществах использования, на уроках истории, материалов периодической печати пишут Л.Н. Жиронкина, И.Г. Калачев, Е.В. Горькова. Так, Л.Н. Жиронкина пишет: «самым доступным, ёмким и наиболее используемым источником получения информации для нас традиционно являются материалы прессы. Пресса обладает такими свойствами: доступность, информативность, оперативность, политическое, идеологическое разнообразие мнений». В работе Л.Н. Жиронкиной «Использование газетных публикаций в преподавании истории» описана специфика работы с периодической печатью как историческим источником.44 Методика работы с материалами периодической печати подробно изложена в работе Е.В. Горьковой «Методика организации работы с материалами периодической печати на уроках истории», предложены способы применения периодической печати на уроках истории.
Историографию вопроса антирелигиозной пропаганды в СССР можно разделить на два периода: с 1918 г. по 1991 г. (советский период); с 1991 г. по настоящее время. Характерной для советского периода является тенденция рассмотрения религии с классовых позиций. Религия и религиозные организации противопоставлены советскому государству и жизни советского народа. Развитие антирелигиозного законодательства СССР становится одной из главных тем исследований этого периода. А также проведение антирелигиозных кампаний и возможности ведения религиозной жизни в стране. С этой позиции написаны работы Е.М. Ярославского, А.И. Демьянова, П.В. Гидулянова. С 1990-х гг. появились работы историков, которые позволили рассмотреть историю РПЦ с противоположной точки зрения. Так, например, В.А. Цыпин в своей монографии «История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005)» подробно рассматривает структуру РПЦ, государственно-церковные отношения в изучаемый период, массовые репрессии советской власти против духовенства. Также, стоит отметить работу Д.В. Поспеловского «Русская православная церковь в XX веке», которая является одним из фундаментальных исследований по истории РПЦ. Монография содержит богатый фактический материал из российских и зарубежных архивов, эмигрантской литературы, самиздата.
Таким образом, анализ литературы по данной теме показал, что вопрос об эффективном формировании читательской функциональной грамотности изучен исследователями с различных позиций, однако контент-анализ периодической печати как инструмент формирования читательской грамотности в представленной выше литературе, рассмотрен не был.
Исходя из вышесказанного, существуют противоречия, между:
- потребностью российского государства и общества в повышении качества образования и недостаточным вниманием теории и практики образования к решению данной проблемы;
- наличием потенциала образовательного процесса школы и его недостаточной востребованностью педагогической общественностью при реальном процессе формирования функциональной грамотности;
- потребностью современных учителей в методическом описании средств для формировании функциональной грамотности обучающихся, отсутствием их описания в научно-методической литературе.
На основе изучения актуальности и выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости поиска средств для эффективного формирования читательской функциональной грамотности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволила сформулировать тему нашей ВКР - «Контент-анализ периодической печати как способ формирования читательской грамотности обучающихся 10-11 классов (на примере антирелигиозной пропаганды в газетах "Правда" и "Красноярский рабочий" за 1930 г.)»
Цель исследования: формирование читательской грамотности при помощи метода контент-анализа у обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
1. Выявить возможности предмета истории для формирования читательской грамотности;
2. Систематизировать научное знание о сущности и применении контент- анализа как способа организации деятельности, обучающихся при изучении предмета «история»;
3. Создать собственные кодировки для анализа материалов газет «Правда» и «Красноярский рабочий» по теме «антирелигиозная пропаганда» (1930 г.);
4. Разработать и апробировать методику формирования функциональной читательской грамотности обучающихся с использованием метода контент- анализа;
5. Разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности применения разработанной методики в реальном процессе формирования читательской функциональной грамотности обучающихся.
Объект исследования: функциональная читательская грамотность обучающихся в образовательном процессе.
Предмет исследования: контент-анализ периодической печати как способ формирования функциональной читательской грамотности обучающихся.
В качестве кейсов для апробации возможностей контент-анализа как способа формирования читательской грамотности, мы использовали материалы периодической печати - публикации газеты всесоюзной газеты «Правда» и краевой газеты «Красноярский рабочий» за 1930 г. Выбор обусловлен территориальной принадлежностью периодических изданий. «Правда» является центральным печатным органом, освещающим события, касающиеся всей страны в целом, а «Красноярский рабочий» как региональное издание акцентирует внимание на локальных событиях. Таким образом, можно провести сравнительный анализ двух газет и выявить сходства и различия в представлении антирелигиозной политики СССР.
Методологическую основу составили: составили фундаментальные положения современной философии, подходы общей педагогики к изучению всеобщей связи и целостности явлений педагогической действительности:
-социально-исторический детерминизм, рассматривающий современную национальную школу как общественное явление, которое вызывает к жизни различные социальные процессы во взаимодействии с различными элементами общественной системы;
-культурологический подход, анализирующий социальные явления, в том числе и образовательный процесс современной школы как общественные явления с позиций феноменологической социологии.
- исследование базируется на принципах объективности, историзма, системного подхода, обеспечивающие всесторонний анализ исторических процессов в их развитии и взаимосвязи.
Методами исследования выступали: теоретические - изучение нормативно-правовых актов и программных документов в области народного образования; сопоставление, синтез, обобщение и интерпретация педагогического опыта; эмпирические - педагогическое наблюдение, самооценка, анализ продуктов образовательной деятельности учащихся; статистические - количественная обработка и качественный анализ результатов исследования, обработка эмпирических данных.
Основополагающим методом работы стал контент-анализ, который позволил провести как качественное, так и количественное исследование материалов периодической печати газет «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г. на предмет антирелигиозной пропаганды.
Источниковую базу исследования можно разделить на четыре группы. В первую группу источников входят нормативно-правовые акты, такие как Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, которые позволили определить какие задачи стоят перед современной школой; ко второй группе источников относятся учебно-методические материалы, анализ которых позволил выявить потенциал предмета истории для формирования функциональной читательской грамотности, такие как УМК по истории России за 10 класс издательства «Просвещение» под редакцией A. В. Торкунова, УМК под редакцией О.В. Волобуева, УМК под редакцией B. Р. Мединского; в третью группу источников входят законодательные акты советского правительства, постановления и декреты ВЦИК и СНК, благодаря которым удалось проследить исторический контекст антирелигиозных мероприятий в 1930-е г.; к четвертой группе источников можно причислить материалы центральной и местной периодической печати, годовые подборки таких изданий, как газета «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г. Газета «Правда» - ежедневное периодическое издание, существовавшее в 1912-1991 гг., являлась центральным органом советской печати. Газета «Красноярский рабочий» - региональное периодическое издание, ранее бывшая ежедневным органом красноярского краевого комитета КПСС. Годовая подборка этих периодических изданий позволила выявить основные направления антирелигиозной пропаганды в 1930-е г.
Таким образом, сформированная источниковая база исследования, позволяет решить поставленные цели и задачи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- метод контент-анализа был рассмотрен как инструмент формирования читательской функциональной грамотности;
- при помощи метода контент-анализа, был проведен анализ газет «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г., который позволил выявить в каких именно направления развивалась антирелигиозная пропаганда в данный период.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования разработана и опробована в практике методика формирования функциональной читательской грамотности обучающихся через использование метода контент-анализа, разработан диагностический инструментарий для оценки эффективности применения разработанной методики в реальном процессе формирования читательской функциональной грамотности обучающихся. Полученные результаты исследования могут быть использованы для практического применения в учебном процессе.
Результаты исследования представлены в статьях «Образ РПЦ на страницах газеты "Правда" 1930 г. (по материалам контент-анализа)» на конференции «История мировых цивилизаций. Религиозные теории и практики в социально-политических и культурных процессах» в 2020 году ;
«Антирелигиозная пропаганда на страницах газеты «Красноярский рабочий» 1930 г. (по материалам контент-анализа)» в журнале «Молодой ученый» в 2022 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
В соответствии с изменением запроса на качество образования, на первый план выходит формирование функциональной грамотности обучающихся. Одной из главных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность, которая включает в себя такие группы читательских умений как: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста. Читательская грамотность формируется на предметах гуманитарной направленности. Так, потенциал предмета истории открывает широкие возможности для формирования основных читательских умений. Одним из главных видов работ на уроках истории является анализ исторического источника. В ходе работы с источником могут быть задействованы основные группы читательских умений. Современные учебно-методические комплексы содержат в себе большое количество заданий для работы с историческим источником, что позволяет развивать читательские навыки.
В качестве одного из методов формирования читательской функциональной грамотности нами был предложен метод контент-анализа. Данный метод предполагает под собой проведение таких процедур как: выборка, выявление смысловых единиц контент-анализа, герменевтическая критика текста, интерпретация полученных данных (перевод количественной информации в качественное представление рассматриваемого результата). Проведение этих процедур предполагает под собой развитие основных читательских умений, перечисленных выше.
В качестве материала для проведения контент-анализа нами были выбраны годовые подборки газет «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г., которые предоставили достаточно информации о религиозной
политике в СССР. Нами был проведен как качественный, так и количественный анализ этих периодических изданий на предмет антирелигиозной пропаганды. В ходе исследования были выделены основные направления религиозной политики СССР в 1930 г., которые были определены политическими и социально-экономическими процессами в государстве. Обе газеты содержат статьи схожие по направленности, однако в «Красноярском рабочем» содержатся категории антирелигиозной пропаганды, не отмеченные в «Правде».
Данный метод был опробован на практике. Базой для апробации стала Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат. В 10 классе был проведен урок по теме «Антирелигиозная политика СССР в 1930 г.» с применением контент-анализа. Урок предполагал под собой самостоятельное проведение обучающимися контент-анализа газет «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г. В ходе анализа ученикам удалось выявить основные направления антирелигиозной политики СССР в 1930 г., характеризовать их и установить причинно-следственные связи между событиями изучаемого периода. Данный вид работы требовал применение всех групп читательских умений. Рефлексия показала, что метод контент-анализа можно применять на уроках истории в качестве вспомогательного способа для развития функциональной читательской грамотности.
Метод контент-анализа является универсальным и применяется ко многим видам исторических источников. Нами был разработан алгоритм проведения контент-анализа периодической печати, который позволяет применять его к любой теме на уроках истории.
Из всего вышесказанного следует вывод об эффективности метода контент-анализа при формировании функциональной читательской грамотности обучающихся.
В качестве одного из методов формирования читательской функциональной грамотности нами был предложен метод контент-анализа. Данный метод предполагает под собой проведение таких процедур как: выборка, выявление смысловых единиц контент-анализа, герменевтическая критика текста, интерпретация полученных данных (перевод количественной информации в качественное представление рассматриваемого результата). Проведение этих процедур предполагает под собой развитие основных читательских умений, перечисленных выше.
В качестве материала для проведения контент-анализа нами были выбраны годовые подборки газет «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г., которые предоставили достаточно информации о религиозной
политике в СССР. Нами был проведен как качественный, так и количественный анализ этих периодических изданий на предмет антирелигиозной пропаганды. В ходе исследования были выделены основные направления религиозной политики СССР в 1930 г., которые были определены политическими и социально-экономическими процессами в государстве. Обе газеты содержат статьи схожие по направленности, однако в «Красноярском рабочем» содержатся категории антирелигиозной пропаганды, не отмеченные в «Правде».
Данный метод был опробован на практике. Базой для апробации стала Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат. В 10 классе был проведен урок по теме «Антирелигиозная политика СССР в 1930 г.» с применением контент-анализа. Урок предполагал под собой самостоятельное проведение обучающимися контент-анализа газет «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г. В ходе анализа ученикам удалось выявить основные направления антирелигиозной политики СССР в 1930 г., характеризовать их и установить причинно-следственные связи между событиями изучаемого периода. Данный вид работы требовал применение всех групп читательских умений. Рефлексия показала, что метод контент-анализа можно применять на уроках истории в качестве вспомогательного способа для развития функциональной читательской грамотности.
Метод контент-анализа является универсальным и применяется ко многим видам исторических источников. Нами был разработан алгоритм проведения контент-анализа периодической печати, который позволяет применять его к любой теме на уроках истории.
Из всего вышесказанного следует вывод об эффективности метода контент-анализа при формировании функциональной читательской грамотности обучающихся.



