Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №166556

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы141
Год сдачи2021
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Специфика формирования национально-культурного самосознания младших школьников 13
1.1 Определение понятие национально-культурного самосознания 13
1.2 Особенности формирования национально-культурного самосознания в младшем школьном возрасте 19
Выводы по главе 1 32
2 Этнокультурные технологии социально-культурной деятельности 33
2.1 Понятие и содержание этнокультурных технологий 33
2.2 Социально-культурный проект — этнокультурный марафон «Сибирский туесок» 38
Выводы по главе 2 60
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение А 72
Приложение Б 89
Приложение В 123

Актуальность темы исследования
На сегодняшний момент население России — полиэтническое общество, проживающие в сложных неоднородных условиях и практикующее межкультурное взаимодействие. Данный факт является мотивом для дифференцированного подхода в вопросе создания национальной политики многонационального, многоконфессионального государства, учитывая при этом специфику каждой национальной культуры. При этом особое место здесь занимает задача формирования гармонично развитой личности подрастающего поколения, представителя этнической группы, процесс которого начинается уже в младшем школьном возрасте (7-11 лет). Данный вопрос остается открытым и требует разработки единой для всей страны концепции нравственно-патриотического воспитания подрастающих поколений посредством создания единой модели национально-культурного самосознания.
Сегодня мы можем наблюдать процессы глобализации, которые становятся препятствием на пути формирования у младших школьников данного типа самосознания и приводят к кризису традиционной идентичности культур разных народов: экспансия западной массовой культуры; размытость процессов национальной консолидации; массовая миграция; конфликтны между национальностями; культурная ассимиляция; влияние «большой» культуры на «малую» и так далее. Следствием чего становится расчлененность и разобщенность этносов, сужение сферы функционирования национального языка, исчезновение национальных форм в художественном творчестве, нарушение преемственности поколений, исчезновение культур малых этнических сообществ. Все это ведет к конфликту мировоззрений различных национально-психологических типов личностей и отсутствию общности народа. Вдобавок национально-культурное наследие страны для многих остается не доступным как в духовном, так и в физическом плане, не формируя при этом потребность в его активном созидании.
Несмотря на это, наше государство на разных уровнях регулирования стремится сохранить и защитить свою национальную культуру, ее этническую самобытность. В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетными задачами в сфере государственной национальной политики становятся «формирование у детей общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны; воспитание культуры межнационального общения, основанное на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса» (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, 2018). Далее в числе основных целей «Основ государственной культурной политики Российской Федерации» отмечается «укрепление гражданской идентичности; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения» (Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», 2014. С. 7). В «Федеральных государственных образовательных стандартах», акцентируется внимание на «необходимости сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации; овладении духовными ценностями и культурой многонационального народа России; формировании основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознании своей этнической и национальной принадлежности; формировании ценностей многонационального российского общества, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов» (ФГОС, 2011. С. 5).
Несомненно, и каждая этническая группа нацелена на обеспечение сохранности своего «культурного лица» и самобытности, своего исторического и культурного наследия. Конечно же, не забывая об иных культурах, вместе с которым они проживают на одной территории и изо дня в день взаимодействуют. И в данном вопросе актуализируется использование этнокультурных технологий социально-культурной деятельности, формирующих единое национально-культурное информационно-образовательное пространство. Это является оптимальным условием для осознанной самоидентификации личности как носителя определенной национальной культуры, формирования оптимальных навыков и умений существования в межнациональных условиях у людей и их включенности в систему международных социально-культурных процессов взаимного обмена национальных культур....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках ВКР был выполнен ряд поставленных необходимых задача и как следствие реализована и достигнута главная цель работы — произведен анализ применения этнокультурных технологий в процессе формирования национально-культурного самосознания младших школьников. К основным результатом исследования можно отнести следующее:
Во-первых, нами было выведено рабочее понятие национально-культурного самосознания как субъектной (внутри-личностной) и объективной (внешне-физиологической) осознанной идентификации личности (себя и «внутреннего Я») с культурой определенной национально-этнической группы на основе системы глубоких существенных знаний, верований и поведений. В качестве структурных компонентов данного социально феномена мы выделили: когнитивный, аффективный деятельностный. Попытались разграничить два сходных понятия — национально-культурное самосознание и национально-культурная идентичность. Вследствие чего пришли к выводу о том, что два данных явления — последовательные этапы, итогом которых является полностью сформированное национального-культурное самосознание, реализовав национально-культурную идентичность, далее запускается процесс складывания национально-культурного самосознания.
Во-вторых, рассмотрев особенности формирования национально-культурного самосознания в младшем школьном возрасте, нами были освящены и обоснованы имеющиеся особенности процесса, где немаловажную роль играют психофизиологические особенности как раз-таки младшего школьного возраста — детей 7-11 лет. Здесь же нами были описаны этапы становления данного типа самосознания у ребенка в период обучения в начальной школе на основе теории интериоризации. А также выявлены благоприятные условия для эффективного и динамичного становления зачатков национально-культурного самосознания. Вместе с тем проведя два качественных социологических исследования на базе КГАУК КСК «Дворец Труда и Согласия им. А. Н. Кузнецова», были намечены аспекты, определяющие дальнейшее направление деятельности в рамках нашей работы.
В-третьих, нами было разобрано понятие «этнокультурных технологий» и рассмотрена их классификация. Вместе с тем нами была раскрыта тема основного функционала данных технологий, а также особенностей их применения на практике. Кроме того, нами был проведен анализ социально-культурных проектов разного уровня, целевой аудиторией которых являются младшие школьники, а ведущие технологии — этнокультурные. Было отмечено, что чаще всего такие проекты носят локальный характер и проводятся на базе образовательных учреждений. При этом существуют проекты, организуемые в учреждениях культуры, на онлайн-площадках, где основными формами реализации становятся конкурсы самодеятельного творчества, лекции, викторины и мастер-классы с применением в основном культуротворческих технологий.
В-четвертых, был разработан социально-культурный проект — этнокультурный марафон «Сибирский туесок», на базе КГАУК КСК «Дворец Труда и Согласия им. А. Н. Кузнецова». В перспективе данный проект должен стать стимулом для запуска с помощью теории интериоризации процесса формирования национально-культурного самосознания младших школьников, через укрепление национальной идентичности на основе собственной национальной культуры, расширения знаний о иных культурах, появления навыков межкультурного общения и взаимодействия. Основным средством создания необходимых благоприятных условий для реализации поставленных задач станут этнокультурные технологии, действующие в связке с такими технологиями социально-культурной деятельности, как: игровые и культуротворческие технологии, информационно-просветительные и культуроориентированные технологии, природоориентированные,
мультимедийные и рекламные технологии....


1. Андреева, А. В. О проблеме интериоризации фольклорных традиций в социокультурных практиках: социально-философский аспект / А. В. Андреева, Е. А. Рукавицына // Kant. - 2020. - №1. - С. 120-124.
2. Барканова, О. В. Национальное самосознание личности : монография / О. В. Барканова. — Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. - 185 с.
3. Богус, М. Б. Этнокультурные технологии в формировании этнической идентичности младших школьников / М. Б. Богус // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. № 9-2. - С. 94-97.
4. Бозаджиев, В. Л. Политическая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Л. Бозаджиев. - Москва : Издательский дом Академии Естествознания, 2015. - 474 с.
5. Беспалько, И. И. Этнокультурные технологии в деятельности региональных национально-культурных центров : учеб. пособие по дисциплине Этнокультурные технологии / И. И. Беспалько. - Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2006. - 135 с.
6. Верещагин, Е. М. Язык и культура : монография / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - Москва : Индрик, 2005. - 1040 с.
7. Володько, О. М. Формирование национально-культурного самосознания студентов / О. М. Володько // Качество профессионального образования 2019. - № 2. - С. 8-14.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : ACT, Астрель, Хранитель, 2008. - 670 с.
9. Гришенкова, Е. В. Национально-культурная идентичность младших школьников: к вопросу изучения / Е. В. Гришенкова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2017. - № 3. - С. 162-171.
10. Дашдамиров, А. Ф. Нация и личность : монография / А. Ф. Дашдамиров. - Баку : Элм, 1976. - 226 с.
11. Дворец Труда и Согласия им. А.Н. Кузнецова [Электронный ресурс] : официальный сайт учреждения культуры. - Режим доступа: http://kskdts.ru.
12. Гаджиев, А. X. Проблемы марксистской этнической психологии : монография / А. X. Гаджиев. - Ростов : Издательство Ростовского университета, 1982. - 181 с.
13. Гелметдинова, Р. Р. Этнокультурные технологии как фактор формирования патриотизма. Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности. Векторы исследовательских и практических перспектив : материалы междунар. электрон. науч-практ. конф., 1 дек. 2016 г. / Р. Р. Гелметдинова. - Казань : Астор и Я, 2016. - С. 455-461.
14. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 301 с.
15. Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова [Электронный ресурс] : официальный сайт учреждения культуры. - Режим доступа: http://www.rusfolk.ru/projects/aktsiya....(71)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ