Коррекционная работа по обучению произношению слов школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблематики формирования произносительной стороны речи у младших школьников с нарушением слуха 7
1.1 Обучение произношению как раздел коррекционной работы со
школьниками 1-2 классов с кохлеарными имплантами 7
1.2 Особенности произносительной стороны речи у детей 1-2 классов с
кохлеарными имплантами 10
1.3 Методы, приемы и средства по коррекции произношения слов у
школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами 17
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Описание проекта «произношение на песке» и его реализация на базе
КГБОУ «Красноярская школа №9» 22
2.1 Организация предпроектного исследования и методика обследования
навыка произношения слов детьми с нарушениями слуха 22
2.2 Паспорт проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта «Произношение на песке» 35
2.3 Методические рекомендации по реализации проекта «Произношение на
песке» 54
2.4 Результаты внедрения проекта 64
Вывод по 2 главе 69
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 80
Глава 1. Теоретические аспекты проблематики формирования произносительной стороны речи у младших школьников с нарушением слуха 7
1.1 Обучение произношению как раздел коррекционной работы со
школьниками 1-2 классов с кохлеарными имплантами 7
1.2 Особенности произносительной стороны речи у детей 1-2 классов с
кохлеарными имплантами 10
1.3 Методы, приемы и средства по коррекции произношения слов у
школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами 17
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Описание проекта «произношение на песке» и его реализация на базе
КГБОУ «Красноярская школа №9» 22
2.1 Организация предпроектного исследования и методика обследования
навыка произношения слов детьми с нарушениями слуха 22
2.2 Паспорт проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта «Произношение на песке» 35
2.3 Методические рекомендации по реализации проекта «Произношение на
песке» 54
2.4 Результаты внедрения проекта 64
Вывод по 2 главе 69
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 80
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что нарушение слуха является серьезной проблемой речевого развития детей и, как следствие, их социализации, причем степень такого нарушения напрямую влияет на уровень владения речью и качество произношения. Сложно переоценить роль слуха в становлении произносительной стороны речи ребенка, неразвитая речь затрудняет процессы обучения, коммуникации и познания окружающего мира. Именно поэтому крайне важно вовремя диагностировать проблемы со слухом и принять меры по их устранению.
В отечественной литературе можно найти достаточное количество исследований, направленных на детей, пользующихся слуховыми аппаратами. Однако нами были найдены единичные работы, посвящённые описанию коррекционных методик развития произносительных навыков детей, перенесших кохлеарную имплантацию. Кохлеарная имплантация - метод слухопротезирования, применяемый в случаях неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов при наличии у пациента сенсоневральной потери слуха.
Кохлеарная имплантация является прорывом в плане избавления от первичной глухоты. Она позволила многим детям начать жить полноценной жизнью слышащего человека. В связи с этим обучение кохлеарно- имплантированных детей занимает особое положение в сурдопедагогике. Проблема кохлеарной имплантации изучена такими учеными, как Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина. В своих работах они не относят детей с кохлеарными имплантами ни к глухим, ни к слабослышащим, ни к потерявшим слух детям. Именно по этой причине к кохлеарно-имплантированным детям не совсем подходят методики обучения, разработанные для слабослышащих и глухих детей. Исследовав учебную литературу, мы пришли к выводу, что в наиболее популярных сейчас учебниках и рабочих тетрадях, упражнения строятся по стандартной схеме: ребенок открывает учебник и выполняет задания, указанные в нем. Дополнительные материалы и методы не используются.
Проблема исследования: поиск эффективных методов при обучении произношению слов, приемов и средств коррекционной работы, которые является эффективными для обучения произношению школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами.
Цель проектной работы: разработать и реализовать проект, направленный на проведение коррекционной работы по обучению правильному произношению слов детей 1-2 классов с кохлеарными имплантами.
Объект проектной работы: произносительная сторона речи у школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами.
Предмет проектной работы: особенности произношения слов школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами.
Проектная идея заключается в том, что мы предполагаем наличие у части школьников 1-2 классов нарушений в произношении слов после кохлеарной имплантации, проявляющееся в недостаточном развитии речевого дыхания, неразборчивости речи и ее раздельности, нарушениях звуко-слоговой структуры слова и ударения.
Выявленные нарушения эффективнее будет скорректировать, с использованием дидактического видеоматериала в сочетании с предметно-практической деятельностью.
Проектная идея состоит в предположении, что произношение слов школьниками 1-2 классов с кохлеарными имплантами будет результативнее, если разработать и реализовать проект, включающий видеоматериал и методические рекомендации. В основе проекта лежит принцип вариативности, благодаря которому учитываются образовательные потребности, способности и состояние здоровья школьников. Данный принцип мы предполагаем реализовать в ходе видеоуроков.
В соответствии с выделенной целью нами поставлены такие задачи:
1) Изучить проблематику исследования, выявить особенности произношения слов детьми после кохлеарной имплантации;
2) Разработать проект, направленный на реализацию коррекционных занятий по произношению слов детьми 1-2 классов с кохлеарными имплантами;
3) Реализовать проект на практике и оценить результаты реализации.
Исходя из поставленных задач, нами использовались такие методы исследования, как:
1. Библиографический (психолого-педагогический анализ литературы);
2. Количественный и качественный анализ результатов диагностического обследования произносительной стороны речи детей 1 -2 классов с кохлеарными имплантами;
3. Определение эффективности коррекционной работы с использованием видеоуроков при работе над произношением слов школьниками 1-2 классов с кохлеарными имплантами и применением кварцевого песка.
Этапы проектной работы:
1. Аналитический. Проведение теоретического анализа исследований по проблеме произносительных особенностей обучающихся с нарушениями произношения слов после кохлеарной имплантации. Изучение современных эффективных методик, приемов и средств произносительной стороны речи;
2. Предпроектный. Формирование идеи проекта. Определение участников проекта. Разработка заданий и материалов для определения уровня произношения слов школьниками 1-2 классов с кохлеарными имплантами;
3. Проектный. Определение уровня произношения слов детьми 1-2 классов с кохлеарными имплантами. Разработка и реализация методического проекта в условиях (интернированного) школьного образовательного учреждения. Написание упражнений для видеоуроков. Запись видеоуроков;
4. Аналитико-рефлексивный. Проведение повторного обследования школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами, определение уровня произношения слов. Обобщение и систематизация полученных результатов проектной работы, формирование выводов.
База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа №9» для детей с нарушением слуха.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями. Основная часть работы изложена на 103 листах и включает в себя 9 таблиц и 10 рисунков.
В отечественной литературе можно найти достаточное количество исследований, направленных на детей, пользующихся слуховыми аппаратами. Однако нами были найдены единичные работы, посвящённые описанию коррекционных методик развития произносительных навыков детей, перенесших кохлеарную имплантацию. Кохлеарная имплантация - метод слухопротезирования, применяемый в случаях неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов при наличии у пациента сенсоневральной потери слуха.
Кохлеарная имплантация является прорывом в плане избавления от первичной глухоты. Она позволила многим детям начать жить полноценной жизнью слышащего человека. В связи с этим обучение кохлеарно- имплантированных детей занимает особое положение в сурдопедагогике. Проблема кохлеарной имплантации изучена такими учеными, как Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина. В своих работах они не относят детей с кохлеарными имплантами ни к глухим, ни к слабослышащим, ни к потерявшим слух детям. Именно по этой причине к кохлеарно-имплантированным детям не совсем подходят методики обучения, разработанные для слабослышащих и глухих детей. Исследовав учебную литературу, мы пришли к выводу, что в наиболее популярных сейчас учебниках и рабочих тетрадях, упражнения строятся по стандартной схеме: ребенок открывает учебник и выполняет задания, указанные в нем. Дополнительные материалы и методы не используются.
Проблема исследования: поиск эффективных методов при обучении произношению слов, приемов и средств коррекционной работы, которые является эффективными для обучения произношению школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами.
Цель проектной работы: разработать и реализовать проект, направленный на проведение коррекционной работы по обучению правильному произношению слов детей 1-2 классов с кохлеарными имплантами.
Объект проектной работы: произносительная сторона речи у школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами.
Предмет проектной работы: особенности произношения слов школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами.
Проектная идея заключается в том, что мы предполагаем наличие у части школьников 1-2 классов нарушений в произношении слов после кохлеарной имплантации, проявляющееся в недостаточном развитии речевого дыхания, неразборчивости речи и ее раздельности, нарушениях звуко-слоговой структуры слова и ударения.
Выявленные нарушения эффективнее будет скорректировать, с использованием дидактического видеоматериала в сочетании с предметно-практической деятельностью.
Проектная идея состоит в предположении, что произношение слов школьниками 1-2 классов с кохлеарными имплантами будет результативнее, если разработать и реализовать проект, включающий видеоматериал и методические рекомендации. В основе проекта лежит принцип вариативности, благодаря которому учитываются образовательные потребности, способности и состояние здоровья школьников. Данный принцип мы предполагаем реализовать в ходе видеоуроков.
В соответствии с выделенной целью нами поставлены такие задачи:
1) Изучить проблематику исследования, выявить особенности произношения слов детьми после кохлеарной имплантации;
2) Разработать проект, направленный на реализацию коррекционных занятий по произношению слов детьми 1-2 классов с кохлеарными имплантами;
3) Реализовать проект на практике и оценить результаты реализации.
Исходя из поставленных задач, нами использовались такие методы исследования, как:
1. Библиографический (психолого-педагогический анализ литературы);
2. Количественный и качественный анализ результатов диагностического обследования произносительной стороны речи детей 1 -2 классов с кохлеарными имплантами;
3. Определение эффективности коррекционной работы с использованием видеоуроков при работе над произношением слов школьниками 1-2 классов с кохлеарными имплантами и применением кварцевого песка.
Этапы проектной работы:
1. Аналитический. Проведение теоретического анализа исследований по проблеме произносительных особенностей обучающихся с нарушениями произношения слов после кохлеарной имплантации. Изучение современных эффективных методик, приемов и средств произносительной стороны речи;
2. Предпроектный. Формирование идеи проекта. Определение участников проекта. Разработка заданий и материалов для определения уровня произношения слов школьниками 1-2 классов с кохлеарными имплантами;
3. Проектный. Определение уровня произношения слов детьми 1-2 классов с кохлеарными имплантами. Разработка и реализация методического проекта в условиях (интернированного) школьного образовательного учреждения. Написание упражнений для видеоуроков. Запись видеоуроков;
4. Аналитико-рефлексивный. Проведение повторного обследования школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами, определение уровня произношения слов. Обобщение и систематизация полученных результатов проектной работы, формирование выводов.
База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа №9» для детей с нарушением слуха.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями. Основная часть работы изложена на 103 листах и включает в себя 9 таблиц и 10 рисунков.
Произношение является важнейшим навыком, благодаря которому ребенок выражает свои мысли и чувства, эффективно коммуницирует с окружающими его людьми. Именно поэтому развитие произносительных навыков у школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами - важнейший элемент их учебно-воспитательного процесса. Изученная нами литература, рассматривающая проблемы и предлагающая методики обучения детей с кохлеарными имплантами, акцентирует внимание на безусловной важности работы над произношением. Поскольку физиологические особенности кохлеарно имплантированных школьников препятствуют их эффективному обучению в общеобразовательной школе, исследователями и методистами предлагаются специализированные программы, использующие методы и методики, направленные на работу именно с данной группой детей. Важность данных программ - в систематической работе над произносительной стороной речи учащихся с кохлеарными имплантами, в связи с тем, что без системы их устная речь не будет развиваться и улучшаться, что повлечет за собой трудности в дальнейшей социализации. Также отметим особую важность занятий родителей с детьми. При отсутствии таких занятий дети приходят в специализированные школы неподготовленными, что существенно замедляет процесс обучения. При этом, чем раньше проведена операция по внедрению кохлеарного импланта и начат процесс обучения произношению со стороны родителей, тем более подготовленные дети приходят в школу.
Объектом нашего исследования являются нарушения произносительных навыков школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами, в результате которых мы составили методические рекомендации, упражнения, обучающие игры и дидактический материал для коррекции выявленных нарушений произношения.
Для получения аналитических данных нами было проведено предпроектное исследование, результатом которого являются количественный и качественный анализы, представленные нами в приложениях.
Поскольку школьникам в данного возраста наиболее интересно и, как следствие, эффективно использование игрового метода обучения, нами был разработан проект «Произношение на песке», в котором данный метод реализуется. Кроме того, мы актуализировали учебный материал, добавив в него современные слова.
Результатом реализации разработанного нами проекта и методических рекомендаций к нему будет являться овладение школьниками следующими навыками: слитность, звуко-слоговой состав, нормы орфоэпии и ударение.
Таким образом, поставленные в нашей работе цели и задачи достигнуты. Полученные в результате проведенного проектного исследования данные подтверждают наше предположение о наличии произносительных дефектов у ряда испытуемых, а внедрение разработанного нами проекта «Произношение на песке» позволило существенно улучшить уровень овладения произносительными навыками, что было выявлено при проведении повторной диагностики в той же самой группе, которая участвовала в предпроектном исследовании.
Объектом нашего исследования являются нарушения произносительных навыков школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами, в результате которых мы составили методические рекомендации, упражнения, обучающие игры и дидактический материал для коррекции выявленных нарушений произношения.
Для получения аналитических данных нами было проведено предпроектное исследование, результатом которого являются количественный и качественный анализы, представленные нами в приложениях.
Поскольку школьникам в данного возраста наиболее интересно и, как следствие, эффективно использование игрового метода обучения, нами был разработан проект «Произношение на песке», в котором данный метод реализуется. Кроме того, мы актуализировали учебный материал, добавив в него современные слова.
Результатом реализации разработанного нами проекта и методических рекомендаций к нему будет являться овладение школьниками следующими навыками: слитность, звуко-слоговой состав, нормы орфоэпии и ударение.
Таким образом, поставленные в нашей работе цели и задачи достигнуты. Полученные в результате проведенного проектного исследования данные подтверждают наше предположение о наличии произносительных дефектов у ряда испытуемых, а внедрение разработанного нами проекта «Произношение на песке» позволило существенно улучшить уровень овладения произносительными навыками, что было выявлено при проведении повторной диагностики в той же самой группе, которая участвовала в предпроектном исследовании.
Подобные работы
- Формирование словарного запаса у младших школьников с нарушением физического слуха в процессе логопедической работы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



