Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблематики формирования произносительной стороны речи у младших школьников с нарушением слуха 7
1.1 Обучение произношению как раздел коррекционной работы со
школьниками 1-2 классов с кохлеарными имплантами 7
1.2 Особенности произносительной стороны речи у детей 1-2 классов с
кохлеарными имплантами 10
1.3 Методы, приемы и средства по коррекции произношения слов у
школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами 17
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Описание проекта «произношение на песке» и его реализация на базе
КГБОУ «Красноярская школа №9» 22
2.1 Организация предпроектного исследования и методика обследования
навыка произношения слов детьми с нарушениями слуха 22
2.2 Паспорт проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта «Произношение на песке» 35
2.3 Методические рекомендации по реализации проекта «Произношение на
песке» 54
2.4 Результаты внедрения проекта 64
Вывод по 2 главе 69
Заключение 70
Библиография 72
Приложения 80
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что нарушение слуха является серьезной проблемой речевого развития детей и, как следствие, их социализации, причем степень такого нарушения напрямую влияет на уровень владения речью и качество произношения. Сложно переоценить роль слуха в становлении произносительной стороны речи ребенка, неразвитая речь затрудняет процессы обучения, коммуникации и познания окружающего мира. Именно поэтому крайне важно вовремя диагностировать проблемы со слухом и принять меры по их устранению.
В отечественной литературе можно найти достаточное количество исследований, направленных на детей, пользующихся слуховыми аппаратами. Однако нами были найдены единичные работы, посвящённые описанию коррекционных методик развития произносительных навыков детей, перенесших кохлеарную имплантацию. Кохлеарная имплантация - метод слухопротезирования, применяемый в случаях неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов при наличии у пациента сенсоневральной потери слуха.
Кохлеарная имплантация является прорывом в плане избавления от первичной глухоты. Она позволила многим детям начать жить полноценной жизнью слышащего человека. В связи с этим обучение кохлеарно- имплантированных детей занимает особое положение в сурдопедагогике. Проблема кохлеарной имплантации изучена такими учеными, как Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина. В своих работах они не относят детей с кохлеарными имплантами ни к глухим, ни к слабослышащим, ни к потерявшим слух детям. Именно по этой причине к кохлеарно-имплантированным детям не совсем подходят методики обучения, разработанные для слабослышащих и глухих детей. Исследовав учебную литературу, мы пришли к выводу, что в наиболее популярных сейчас учебниках и рабочих тетрадях, упражнения строятся по стандартной схеме: ребенок открывает учебник и выполняет задания, указанные в нем. Дополнительные материалы и методы не используются.
Проблема исследования: поиск эффективных методов при обучении произношению слов, приемов и средств коррекционной работы, которые является эффективными для обучения произношению школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами.
Цель проектной работы: разработать и реализовать проект, направленный на проведение коррекционной работы по обучению правильному произношению слов детей 1-2 классов с кохлеарными имплантами.
Объект проектной работы: произносительная сторона речи у школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами.
Предмет проектной работы: особенности произношения слов школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами.
Проектная идея заключается в том, что мы предполагаем наличие у части школьников 1-2 классов нарушений в произношении слов после кохлеарной имплантации, проявляющееся в недостаточном развитии речевого дыхания, неразборчивости речи и ее раздельности, нарушениях звуко-слоговой структуры слова и ударения.
Выявленные нарушения эффективнее будет скорректировать, с использованием дидактического видеоматериала в сочетании с предметно-практической деятельностью.
Проектная идея состоит в предположении, что произношение слов школьниками 1-2 классов с кохлеарными имплантами будет результативнее, если разработать и реализовать проект, включающий видеоматериал и методические рекомендации. В основе проекта лежит принцип вариативности, благодаря которому учитываются образовательные потребности, способности и состояние здоровья школьников. Данный принцип мы предполагаем реализовать в ходе видеоуроков.
В соответствии с выделенной целью нами поставлены такие задачи:
1) Изучить проблематику исследования, выявить особенности произношения слов детьми после кохлеарной имплантации;
2) Разработать проект, направленный на реализацию коррекционных занятий по произношению слов детьми 1-2 классов с кохлеарными имплантами;
3) Реализовать проект на практике и оценить результаты реализации.
Исходя из поставленных задач, нами использовались такие методы исследования, как:
1. Библиографический (психолого-педагогический анализ литературы);
2. Количественный и качественный анализ результатов диагностического обследования произносительной стороны речи детей 1 -2 классов с кохлеарными имплантами;
3. Определение эффективности коррекционной работы с использованием видеоуроков при работе над произношением слов школьниками 1-2 классов с кохлеарными имплантами и применением кварцевого песка.
Этапы проектной работы:
1. Аналитический. Проведение теоретического анализа исследований по проблеме произносительных особенностей обучающихся с нарушениями произношения слов после кохлеарной имплантации. Изучение современных эффективных методик, приемов и средств произносительной стороны речи;
2. Предпроектный. Формирование идеи проекта. Определение участников проекта. Разработка заданий и материалов для определения уровня произношения слов школьниками 1-2 классов с кохлеарными имплантами;
3. Проектный. Определение уровня произношения слов детьми 1-2 классов с кохлеарными имплантами. Разработка и реализация методического проекта в условиях (интернированного) школьного образовательного учреждения. Написание упражнений для видеоуроков. Запись видеоуроков;
4. Аналитико-рефлексивный. Проведение повторного обследования школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами, определение уровня произношения слов. Обобщение и систематизация полученных результатов проектной работы, формирование выводов.
База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа №9» для детей с нарушением слуха.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями. Основная часть работы изложена на 103 листах и включает в себя 9 таблиц и 10 рисунков.
Произношение является важнейшим навыком, благодаря которому ребенок выражает свои мысли и чувства, эффективно коммуницирует с окружающими его людьми. Именно поэтому развитие произносительных навыков у школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами - важнейший элемент их учебно-воспитательного процесса. Изученная нами литература, рассматривающая проблемы и предлагающая методики обучения детей с кохлеарными имплантами, акцентирует внимание на безусловной важности работы над произношением. Поскольку физиологические особенности кохлеарно имплантированных школьников препятствуют их эффективному обучению в общеобразовательной школе, исследователями и методистами предлагаются специализированные программы, использующие методы и методики, направленные на работу именно с данной группой детей. Важность данных программ - в систематической работе над произносительной стороной речи учащихся с кохлеарными имплантами, в связи с тем, что без системы их устная речь не будет развиваться и улучшаться, что повлечет за собой трудности в дальнейшей социализации. Также отметим особую важность занятий родителей с детьми. При отсутствии таких занятий дети приходят в специализированные школы неподготовленными, что существенно замедляет процесс обучения. При этом, чем раньше проведена операция по внедрению кохлеарного импланта и начат процесс обучения произношению со стороны родителей, тем более подготовленные дети приходят в школу.
Объектом нашего исследования являются нарушения произносительных навыков школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами, в результате которых мы составили методические рекомендации, упражнения, обучающие игры и дидактический материал для коррекции выявленных нарушений произношения.
Для получения аналитических данных нами было проведено предпроектное исследование, результатом которого являются количественный и качественный анализы, представленные нами в приложениях.
Поскольку школьникам в данного возраста наиболее интересно и, как следствие, эффективно использование игрового метода обучения, нами был разработан проект «Произношение на песке», в котором данный метод реализуется. Кроме того, мы актуализировали учебный материал, добавив в него современные слова.
Результатом реализации разработанного нами проекта и методических рекомендаций к нему будет являться овладение школьниками следующими навыками: слитность, звуко-слоговой состав, нормы орфоэпии и ударение.
Таким образом, поставленные в нашей работе цели и задачи достигнуты. Полученные в результате проведенного проектного исследования данные подтверждают наше предположение о наличии произносительных дефектов у ряда испытуемых, а внедрение разработанного нами проекта «Произношение на песке» позволило существенно улучшить уровень овладения произносительными навыками, что было выявлено при проведении повторной диагностики в той же самой группе, которая участвовала в предпроектном исследовании.
1. Антипова Ж.В., Давидович Л.Р., Дианова О.Н. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников. Учебник. Под. Ред. Микляевой Н.В. - М.: ИНФРА-М, 2016. С. 313.
2. Беляева О.Л., Давыдова О.Г. Теория и практика современной дошкольной сурдопедагогики: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. С. 232.
3. Беляева О.Л., Карпова Г.А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее. Учебное пособие. Издание 2-е, дополненное и исправленное. Красноярск, 2016. С. 232.
4. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт, ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики), 2004. С. 304.
5. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи: Психология детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие. Жанр: Разное. Издательство: Инфра-М, Форум, 2015. С. 272.
6. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. С. 336.
7. Волкова К.А. Методика обучения глухих детей произношению: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. - Москва: ВЛАДОС, 2008. С. 224.
8. Волкова К.А. Формирование у глухих учащихся навыка самоконтроля над произношением / Вопросы сурдопедагогики. - М., 1972. С. 85-98.
9. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. Заведений. [Электронный ресурс] / - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://college-balabanovo.ru/Student/Bibl/KorPed/Logoped.pdf
(Дата обращения: 20.10.2019)
10. Выгодская, Г. Л. Формирование речи у глухих дошкольников (из опыта работы по новой программе) // Г. Л. Выгодская, Б. Д. Корсунская / [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006492835(Дата обращения: 20.10.2019)
11. Г ербова В.В. Развитие речи в детском саду. (4-5 лет) Средняя группа. ФГОС. - М.: Мозаика Синтез, 2014.
12. Ермакова Т.П., Головешкина Ю.Л., Салугина Я.Л. Развитие речи и движений у детей 4-7 лет: игры и упражнения - М.: ТЦ Сфера, 2018. С. 64.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - Москва: «Просвещение», 1973. С. 80.
14. Зыков, С. А. Методика обучения глухих детей языку [Электронный ресурс] / - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://topuch.ru/- izdatelestvo-prosveshenie-1977-g/index15.html(Дата обращения: 15.06.2020)
15. Иванова И.В. Коррекционная работа по формированию правильной речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 1 -5 классов. Практический материал для изучения орфоэпических правил в общеобразовательных школах, реализующих ФГОС и АООП НОО глухих, слабослышащих и позднооглохших: учеб. пособие. В 2 ч. / И.В. Иванова, Л.А. Киселева, Л.А. Тарасенко. - Ч. 1. - М.: Издательсво ВЛАДОС, 2017.
16. Корнеева, И. В. Логопедические игры для детей / И.В. Корнеева - Ростов н/Д, 2015.
17. Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование / И.В. Королева - СПб., 2012.
18. Королева, И. В. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей, педагогов и врачей // И.В. Королева, П.А. Янн - СПб., 2013.
19. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И.В. Королева - СПб., 2005.
20. 23. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) / И.В. Королева - СПб., 2009.
21. Королева И.В. Учимся слушать и говорить, играя: Сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушенным слухом / И.В. Королева. - СПб.: КАРО, 2014. С. 56.
22. Кузьмичева Е.П., Яхина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования; под ред. Назаровой Н.М. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. С. 336.
23. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. М: Просвещение, 1971. С. 348.
24. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М., 1991. С. 186.
25. Микшина Е.П. Обучение произносительной стороне устной речи на индивидуальных занятиях: методические рекомендации к учебному пособию «Произношение. 1 дополнительный класс (в 2-х частях)» общеобразовательных организаций, реализующих АООП НОО для глухих обучающихся в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ / Е.П. Микшина, Е.Ю. Мамедова, Е.М. Жилинскене, Н.В. Наумова - М.: Издательство ВЛАДОС», 2020. С. 144.
26. Микшина Е.П. Формирование произносительной стороны устной речи у
глухих обучающихся: метод. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО для глухих обучающихся / Е.П. Микшина. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. — 174 с.Миронова Э. В. ОБУЧЕНИЕ
ВНЕЗАПНО ОГЛОХШИХ (ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ) ВОСПРИЯТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ. Учебно-методическое пособие. - М.: Институт учебника «Пайдейя», 2000. С. 304.
27. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. - СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. С. 80.
28. Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Учеб. метод. пособие. - Мн.: БГПУ, 2005. С. 48.
29. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. - ил. (Коррекционная педагогика). М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. С. 224.
30. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д., Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. - М.: Советский спорт, 2004. С. 39.
31. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Методические рекомендации к альбому для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. - М.: Советский спорт, 2004. С. 28.
32. Примерная адаптационная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднеоглосших обучающихся [Электронный ресурс] / - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа:https://goo.su/shIyI (Дата обращения:25.09.2021)
33. Пфафенродт А.Н. Произношение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы. В 2 ч.
Ч. 1 /А.Н. Пфафенродт, М.Е. Кочанова. - 2-е изд. - М. : Просвещении, 2020.
34. Пфафенродт А.Н. Произношение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 /А.Н. Пфафенродт, М.Е. Кочанова. - 2-е изд. - М. : Просвещении, 2020.
35. Пфафенродт А.Н. Произношение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 /А.Н. Пфафенродт, М.Е. Кочанова. - 3-е изд. - М. : Просвещении, 2021.
36. Пфафенродт А.Н. Произношение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 /А.Н. Пфафенродт, М.Е. Кочанова. - 3-е изд. - М. : Просвещении, 2021.
37. Рау Ф.Ф. Устное слово. Методическое пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушенным слухом. - М.: Советский спорт, 2004. С. 120.
38. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. С. 191.
39. Селиверстова В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. Селиверстова В.И. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. С. 400.
40. Слезина, Н. Ф. Формирование произношения у глухих школьников. [Электронный ресурс] / - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://perviydoc.ru/v19637(Дата обращения 15.08.2020)
41. Соколова Н.Д Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Соколова Н.Д Носкова Л.П., Гаврилушкина О.П. и др.; Под ред. Носковой Л.П. - М.: Просвещение, 1993. С. 224.
42. Трофимова О. В. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности // Наука и образование сегодня. №. 2 (37). 2019. С. 145-149.
43. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. С. 256.
44. Феклистова С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб. метод. пособие. - Мн.: БГПУ, 2008. С. 67.
45. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. - М.: Просвещение, 1989. С. 223.
46. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М.: Профессиональное образование, 1993. С. 232.
47. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». - М.: Просвещение, 1989. С. 239.
48. Фомичева, М. Ф. Предупреждение нарушений звукопроизношения у детей: пособие для логопеда и воспитателя детского сада / М.Ф. Фомичева - М., 2014.
49. Хвостикова Ж.Г. Особенности восприятия речи глухими и слабослышащими детьми // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 44. С. 79-82.
50. Хохлова А.Ю. Методика оценки доступного уровня символизации в
общении у детей с нарушениями слуха и зрения и множественными нарушениями развития // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. C. 121-134. DOI: 10.17759/psyclin.2016050209. (Дата обращения
28.09.2021)
51. Шматко Н.Д. Если малыш не слышит...: Пособие для учителя / Шматко Н.Д., Пелымская Т.В.; Предисл. и послесл. Корсунской Э.А. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2003. С. 204.
52. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Яшина В.И., Алексеева М.М.; под общ. ред. Яшиной В.И. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 448.
53. Basak B., Yucehan Y., Ahmet Y. (2018). Using Animation as a Means of Enhancing Learning of Individuals with Special Needs // TEM Journal. Vol. 7(3). P. 670-677. DOI: 10.18421/TEM73-26. (Дата обращения: 13.07.2020)
54. Dammeyer J. Deafblindness and dual sensory loss research: Current status and future directions // World J Otorhinolaryngol. 2015. Vol.5(2). P. 37-40 DOI: 10.5319/wjo.v5.i2.37. (Дата обращения: 27.11.2019)
55. Grindstaff E., Sutherland A. Music From the Dark and Silence: Incorporating Deaf, Hard of Hearing, and Visually Impaired Students in the Music // Education Classroom. 2020. Vol. 5(1). P. 54-59. URL: https://encompass.eku.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1779&context=honors theses. (Дата обращения: 13.11.2019)
56. Habib K., Soliman, T. Cartoons’ Effect in Changing Children Mental Response and Behavior // Open Journal of Social Sciences. 2019. Vol. 3. Р. 248264. doi:10.4236/jss.2015.39033. (Дата обращения: 15.11.2019)
57. Ima Kusumawati Hidayat, Mitra Istiar Wardhana, Denik Ristya Rini. Animation as an Educational Media to Learn Colors and Shapes for Toddlers. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 255. 1st International Conference on Arts and Design Education (ICADE 2018). DOI: 10.2991/icade-18.2019.42. (Дата обращения: 18.10.2019)
58. Janssen, M., Riksen-Walraven, J.M., & Dijk, J.V. Contact: Effects of an Intervention Program to Foster Harmonious Interactions between Deaf-Blind
59. Children and Their Educators // Journal of Visual Impairment & Blindness. 2019. Vol. 2. Р. 310-315. (Дата обращения:16.11.2019)
60. Kazuko Fujisawa, Tomoyoshi Inoue, Yuko Yamana &Humirhiro Hayashi. The Effect of Animation on Learning Action Symbols by Individuals with Intellectual Disabilities // Augmentative and Alternative Communication. 2018. Vol.
27. Р. 53-60. DOI: 10.3109/07434618.2011.553245. (Дата обращения: 10.10.2019)
61. Martinez OOL. Criteria for Defining Animation: A Revision of the
Definition of Animation in the Advent of Digital Moving Images // Animation. 2015. Vol. 10 (1). P. 42-57. DOI:10.1177/1746847715571234. (Дата обращения: 11.10.020)
62. Manga, T., & Masuku, K.P. Challenges of teaching the deaf-blind learner in an education setting in Johannesburg: Experiences of educators and assistant educators // The South African Journal of Communication Disorders. 2017. Vol. 67. P. 45-49. DOI:10.4102/sajcd.v67i1.649. (Дата обращения: 15.10.2019)
63. Oana BUICA-BELCIU. Blended learning using multitouch and sensory responsive technologies in kindergarden: the funlab project // Bucharest. 2014. Vol.
5. P. 106-112. URL:https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=286468.(Дата обращения: 17.02.2021)
64. Rosen Y. The Effects of an Animation-Based On-Line Learning Environment on Transfer of Knowledge and on Motivation for Science and Technology Learning // Journal of Educational Computing Research. 2021. Vol. 40 (4). P. 451-467. (Дата обращения: 15.02.2021)
65. §ilbir, Lokman & Co§ar, Mevhibe & Karal, Yasemin & Altun, Taner & Atasoy, Murat & Oz5amkan-Ayaz, Gulden. Graphic Symbol Based Interactive Animation Development Process for Deaf or Hard of Hearing Students // lnternational Electronic Journal of Elementary Education. 2015. Vol. 12. Р. 371382. DOI: 10.26822/iejee.2020459466. (Дата обращения: 16.02.2021)