Введение 3
Глава I. Педагогическая интеграция в современном школьном образовании: цели, принципы, виды 7
1.1. Понятие «интеграции» в современной педагогике и ее
классификации 7
1.2. Цели и принципы интегрированного обучения 12
1.3. Структура и формы интегрированного урока 13
1.4. Преимущества и результаты интеграции на уроке 16
Глава II. Теоретические и практические аспекты интеграции истории и английского языка в основной школе 19
2.1. Интеграция истории и других предметов в школьной программе 19
2.2. Возрастные особенности обучающихся основного общего
образования 23
2.3. Потенциал интеграции истории и английского языка в школьных курсах истории и английского языка 26
2.4. Практическая реализация интегрированного обучения на уроках
истории и английского языка 30
Заключение 41
Приложение 43
Список источников и литературы 55
В современном мире образование претерпевает изменения - происходит переориентация на мировое образовательное пространство. Это происходит в прямой связи с новейшими требованиями общества и тенденцией к мировой интеграции. В такой ситуации как никогда актуальны вопросы методики преподавания.
В образовании является привычным, что учитель обучает лишь одному "своему" предмету, изолированно от всех других. Но проблема заключается в том, что такой подход формирует только фрагментарные знания, а не целостные, которыми должны обладать учащиеся. Отсюда следует необходимость разработки и практики таких педагогических форм в обучении, которые позволят сформировать целостные мировоззрение и представления у обучающегося. Таким требованиям в полной мере соответствует интегративный подход и использование межпредметных связей. В том числе огромный потенциал заложен в интегрированном изучении истории и английского языка, который недостаточно используется в обучении. Не отрицается возможность синхронного изучения немецкого языка и истории немецкоязычных стран и т.д., но стоит учитывать преобладание английского языка в школе и акцент на истории англоязычных стран в школьном курсе всеобщей истории.
Актуальность данной работы определяется глобализацией современного общества, возрастающим значением разработки новейших путей мобильности и вариативности содержания образования. Становится понятно, что современные проблемы в образовании уже невозможно решить устаревшими методами. Одним из перспективных путей их решения является интеграция различных предметов.
Интегрированные уроки способствуют психоэмоциональному развитию обучающегося, формированию у него целостного представления об окружающем его мире, позволяют достигнуть образовательных целей, как школы, так и общества в целом.
Объектом исследования является процесс педагогической интеграции в современной общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические аспекты интеграции на уроках истории и английского языка в основной школе...
В данной работе были исследованы понятие интеграции и понятие интегрированного урока, отмечены положительные стороны интеграции и сложность ее реализации на практике. Интегрированные уроки способствуют усилению мотивации учащихся, позволяют видеть картину мира в целом и расширяют область получаемых знаний за счет использования межпредметных связей в ходе обучения.
В ходе изучения учебной литературы, анализа работ практикующих учителей и исследования возможности интеграции при изучении учебников мы можем утверждать, что история - универсальный предмет, который можно свободно интегрировать с обществознанием, литературой, географией, правом, информатикой, английским языком и другими школьными предметами.
Также, проводя исследование по данной теме, мы проанализировали учебники английского языка Spotlight за 5,6,7,8и 9 классы. Мы подробно разобрали их и изучили возможность их интеграции с историей при помощи имеющихся в учебнике текстов. Можно сделать вывод, что данные учебники обладают разнообразными, адаптированными для школьной программы и доступными для понимания учащимися текстами, конкретно выделенными в особые разделы для чтения, нередко связанные не только с историей, но с литературой и обществознанием.
В своих же методических разработках в качестве предмета- интегратора, на базе которого осуществлялась интеграция с английским языком, мы представили историю. Нами был разработан комплекс интегрированных заданий для различных классов основной школы, а также интегрированный урок истории и английского языка для 5 класса, который был апробирован.
Предметы удалось интегрировать успешно, несмотря на определенные трудности в создании связи между историей и английским языком. Проведенное исследование показало, что интегрированное обучение способствует росту интереса учащихся к учению, более глубокой проработке ими учебного материала, как по истории, так и по английскому языку, что отразилось на результатах проверочных работ. Несомненно, полученный опыт является полезным в преподавательской деятельности в дальнейшем и показывает, что интеграция - вполне реализуемое современное, новаторское течение в педагогике, соответствующе тенденции развивающегося мира.
1. Афанасьева Т.Н., Богачева В.Г. Применение активных методов обучения на уроках интегрированного типа как средство активизации познавательной деятельности // Вестник БелИРО. - 2020. -Т. 7. - №1 (15). - С. 58-67.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С.416.
3. Бехтенова Елена Федоровна, Бехтенова Саяна Муратовна
Межпредметные связи на уроках истории и английского языка как основа формирования метапредметных умений школьников // Сибирский педагогический журнал. 2016. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-na-urokah-istorii-i- angliyskogo-yazyka-kak-osnova-formirovaniya-metapredmetnyh-umeniy- shkolnikov (дата обращения: 17.03.2023).
4. Вавилова Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка,
проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. №3 (54). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannyy-urok-osobennosti-podgotovka- provedenie (дата обращения: 17.03.2023).
5. Вульфович Е. В. К вопросу о методической эффективности историко-культурологического компонента в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Человек и язык в поли-культурном мире: Доклады и тезисы докладов на международной конференции 19-21 октября 2006 года. -Владимир: ВГПУ, 2006. - С. 79-83.
6. Вульфович Екатерина Витальевна «Английский язык и всеобщая история» как образец эффективной интеграции учебных предметов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. 2007. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7angliyskiy-yazyk-i-vseobschaya-istoriya-kak- obrazets-effektivnoy-integratsii-uchebnyh-predmetov (дата обращения:
16.03.2023).
7. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А.
Глинская, С. В. Титова. — 3-е изд. — Тула: Инфо, 2007. — 44 с.
8. Головеева Л.Ю. Условия реализации интегративного подхода в образовании // Мир науки,культуры, образования. - 2007. - № 4 (7). - С. 78.
9. Гурвич П. Б., Григорян С. Т. Усиление мотивации учебной деятельности, направленной на овладение лексикой иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1976. - № 5. - С. 50-55.
10. Даутова О. Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О. А., Казачкова Т. Б., Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. — СПб. : КАРО.- 2014. — С.176.
11. Демина Е.А. Система интегрированных учебных заданий как средство формирования профессиональных компетенций // Человек и образование -2015.-1(42) — С.135-139.
12. Дороничева, Р. М. Интегрированный урок как средство формирования межпредметных компетенций / Р. М. Дороничева, Г. А. Иващенко// Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 100-105.
13. Зверев, И.Д. Взаимная связь учебных предметов /Д.И. Зверев. — М.: Знание, 1977.-С.64.
14. Косарев И. С. Концепция интегрированного обучения
[Электронный ресурс] / И. С. Косарев // School4-perm.narod.ru: Городской портал. — Пермь, 2009. — Режим доступа: HTTP: // www. school4-
perm.narod.ru / kis. htm. (дата обращения 24.03.2023).
15. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115...33